39 отдельная авиационная эскадрилья ночных истребителей ВВС ВМФ
39th navy detatched night fighter aviation squadron
История части
К 15.11.1944 г. на основании приказа КЧФ №0906 от 06.11.1944 г. на аэродроме Сарабуз в составе ВВС ЧФ по штату №030/431 была сформирована
39-я отдельная авиационная эскадрилья ночных истребителей. На ее вооружение поступили самолеты А-20 «Бостон» в варианте ночного истребителя.
От обычных «Бостонов» их отличало наличие бортовой РЛС «Гнейс», за антенны, которой такие самолеты именовали «Ершами». Кроме того, в бомболюке самолета устанавливался дополнительный топливный бак на 1036 литров.
В связи с окончанием боевых действий на Черном море эскадрилья боевые вылеты не выполняла.
[По данным В.Котельникова,
эскадрилья была сформирована еще в марте 1944 г. на черноморском побережье Кавказа. Ее задачей было прикрытие береговых баз флота от ночных налетов бомбардировщиков противника.
Так как немецкие самолеты уже редко появлялись над Поти и Новороссийском самолеты А-20 «Бостон» 39 ОАЭ НИ стали использовать в
качестве ночных разведчиков. Первый боевой вылет на воздушную разведку в район южной части Крымского полуострова состоялся 6 апреля 1944 г. )
В июне 1944 г. была сделана попытка при помощи РЛС осуществлять поиск ночью подводных лодок, идущих в надводном положении.
Но реальных успехов достигнуто не было. Характеристики РЛС «Гнейс-2» не позволяли обнаруживать малоразмерную цель (каковой являлась рубка подводной лодки)
на высотах полета свыше 200м. После освобождения Крыма в середине мая 1944 г. 39 ОАЭ НИ перебазировалась на аэр. Саки
(аэр. Сарабуз). Там она совмещала функции ПВО с поисковыми действиями в западной части Черного моря. Так, как боевые действия на Черном море к сентябрю
практически прекратились, то самолеты эскадрильи не успели совершить ни одного боевого вылета на перехват самолетов противника.]
По состоянию на 01.01.1945 г. в составе эскадрильи, базирующейся на аэр. Сарабуз, числилось 12 самолетов А-20G «Бостон» и 10 экипажей.
Согласно Перечню №20, в июле-августе 1945 г. в преддверии войны с Японией 39 ОАЭ НИ стала числиться в составе ВВС ТОФ.
[По информации, требующей уточнения, в июле 1945 г. был издан приказ Ком. ВВС ВМФ о направлении эскадрильи на Дальний Восток. Этот приказ не был реализован, и эскадрилья осталась в боевом составе ВВС ЧФ] До ноября 1948 г. 39 ОАЭ НИ, вооруженная самолетами A-20, дислоцировалась на аэр. Саки. В этот период эскадрилья входила в состав 4-й ИАД ВВС ЧФ.
18.11.1948 г. 39-я ОАЭ НИ на самолетах A-20G и обеспечивающая ее 31-я группа наведения ночных истребителей с аэр. Саки
была передана на Балтику в состав ВВС 4-го ВМФ и перебазирована на аэр. Донское (бывш. Гросс-Диршкайм) в Калининградской области.
Ее именовали 39-я отдельная авиационная эскадрилья ночных двухмоторных истребителей.
27.03.1950 г. в связи с невозможностью решать задачи по предназначению и устарелостью авиационной техники (самолеты
А-20G Boston были не способны использоваться в качестве истребителей и постепенно снимались с вооружения АВМФ) 39 ОАЭ НДМИ на аэр. Донское была расформирована.
Командиры эскадрильи
Цепляев (1944 г., ВрИД), Н.Г.Храмов (октябрь-ноябрь 1944 г.), А.В.Чернов (1945-48 гг.), Мещерин (до 1949 г.), Кузнецов (был в 1949 г., ВрИД).
Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В.Котельников - Краснозвездные американцы Сталина. А-20 Бостон.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне.
истрэскадрилья, истравиаэскадрилья, авиаистрэскадрилья.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.