Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

61-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ


61st navy fighter aviation regiment

       История полка

       В свете предстоящей войны с Японией, для усиления истребительной группировки ВВС ТОФ в районе северной части Японского моря с 28.02.1945 г. на основании циркуляра НГШ ВМФ №01437 от 12.12.1944 г. начал формирование 61-й истребительный авиационный полк трехэскадрильного состава. Полк был включен в состав 16-й САД ВВС ТОФ и получил на вооружение самолеты Як-9д. Временным местом дислокации его был определен аэр. Новонежино в Приморье.
       В начале июля 1945 г. формирование полка было завершено. Для прикрытия северного побережья Приморского края и прибрежных коммуникаций Владивосток – Николаевск-на-Амуре от возможных налетов авиации противника с о. Хоккайдо 14.08.1945 г. он перелетел на аэродром постоянного базирования Великая Кема расположенный на побережье Японского моря.
       Приказом Ком. ТОФ №0419 от 08.08.1945 г. 61-й ИАП в составе 16-й САД был подчинен командиру Владимиро-Ольгинской ВМБ. В боевом составе полка насчитывалось 10/9 Як-9ю и 24/24 Як-9, а также 30 летчиков.
       Уже после начала боевых действий 19.08.1945 г. одна эскадрилья полка была перебазирована на аэр. Гроссевичи и еще одна – на аэр. Перетычиха.
       В ходе операции по освобождению Южного Сахалина самолеты полка прикрывали свои силы на берегу и переходе морем, сопровождали самолеты-разведчики ВВС ТОФ над территорией противника. Кроме того, ввиду отсутствия противодействия в воздухе наносили удары по объектам противника. Итоги боевой работы полка в войне с Японией: совершено 160 боевых вылетов с налетом 356 часов, в т.ч. 149 - по объектам противника на Южном Сахалине, в ходе которых уничтожен железнодорожный эшелон, 2 паровоза и 12 вагонов и до 50 солдат и офицеров.
       28.08.1945 г. приказом НК ВМФ №0481 «за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава» 61-й ИАП был преобразован в 61-й гвардейский истребительный авиационный полк.
       В связи с образованием Порт-Артурской ВМБ с 10.11.1945 г. 61-й гв. ИАП передислоцируется с аэр. Великая Кема на аэр. Порт-Артур Центральный (Тученцзы). Там полк входит в состав 18-й САД ВВС ТОФ, а в оперативном отношении подчиняется командиру ВМБ.
       15.12.1947 г. 61-й гв. ИАП 18-й САД ВВС 5-го ВМФ на аэр. Порт-Артур Центральный (Тученцзы) был расформирован. При этом 2-я АЭ самолетов Як-9д полка вошла в состав 27-го ИАП 18-й САД на аэр. Лантоу, став четвертой эскадрильей.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли самолеты Як-9д.

61-й Гв. ИАП л-т Шорин Порт-Артур 1945 РККФ фото СССР
Лейтенант Шорин, Порт-Артур, 1945 г.

       Командиры полка

       Командовал полком – П.Н.Коростелев (февраль 1945 г. - декабрь 1947 г.).





61-й гвардейский истребительный авиационный полк (61 гиап)
Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.