Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

769 истребительный авиационный полк ПВО

Знамя красное боевое 769 истребительного авиационного полка ПВО

769 fighter air-defence regiment

       История полка

       В период с 23 по 26 января 1942 г. на аэр. Мурмаши на основании шифртелеграммы командующего ВВС Карельского фронта №64/ш от 17.01.1942 г. и директивы Командующего ВВС КарФр №0097 от 22.01.1942 г. в составе 1-й САД ВВС 14-й армии началось формирование 769-го истребительного авиационного полка. На вооружение он получил истребители «Харрикейн» английского производства.
       15.02.1942 г. на основании приказа НКО №0015 от 20.01.1942 г. 768-й ИАП был включен в состав вновь формируемой 122-й ИАД Мурманского дивизионного района ПВО.
       21.02.1942 г. полк завершил свое формирование и перебазировался на аэр. Шонгуй.
       С 1 марта 1942 г. он был включен в состав действующей армии.
       С июля 1943 г. на вооружение 769-й ИАП ПВО поступили самолеты Р-40 «Киттихок».
       С 1 по 14 ноября 1943 г. 769-й ИАП был переформирован по штату №015/325.
       В декабре 1943 г. полк перевооружился на отечественные истребители Як-7б.
       В сентябре 1944 г. он получил на вооружение истребители Як-9.
       По состоянию на 1 октября 1944 г. в боевом составе 769-го ИАП имелось 16 Як-7б, 8 Р-40 «Киттихок» и несколько истребителей Як-9.
       В декабре 1944 г. личный состав полка начал получать и осваивать истребители «Спитфайр Мк-IX».
       Полк числился в составе действующей армии до 1 января 1945 г.
       С момента формирования летчиками полка было совершено 2885 боевых вылетов. Проведено 67 воздушных боев, сбито 73 самолета противника (в т. ч. 7 Ju-88, 22 Ju-87, 4 FW-190, 5 Bf-110, 35 Bf-109). Собственные потери составили 15 летчиков и 30 самолетов.
       В середине июня 1946 г. 769-й ИАП был пополнен личным составом расформированного 767-го ИАП, ранее входившего в состав 122-й ИАД ПВО. С этого времени он стал четырехэскадрильного состава (52 самолета).
       Осенью 1948 г. 769-й ИАП был вновь переведен на трехэскадрильный штат.
       21.07.1949 г. в соответствии с приказом Ком. СФ №00148 от 23.04.1949 г. 769-й ИАП ПВО, вооруженный истребителями Як-9, в составе 122-й ИАД был передан из ПВО в ВВС Северного флота. Полк базировался на аэр. Ваенга-1. После передачи он стал именоваться 769-м истребительным авиационным полком.
       В начале 1950-х годов на вооружение полка поступили реактивные истребители МиГ-15.
       В октябре 1952 г. 769-й ИАП 122-й ИАД ВВС СФ на аэр. Североморск-1 был передан в 22-ю ВА Северного военного округа.
       В июне 1953 г. 769-й ИАП 122-й ИАД был возвращен в состав ВВС СФ. Место дислокации полка не изменилось – аэр. Североморск-1.
       К 1956 г. полк в составе дивизии перебазировался с аэр. Североморск-1 на аэр. Луостари (гарнизон Корзуново).
       В конце 50-х годов полк, вооруженный самолетами МиГ-15бис являлся частью второй линии. На его базе осуществлялась подготовка небоеготовых летчиков-истребителей дивизии.
       Этот полк стал впоследствии известен тем, что в 1958-1960 г.г. в нем после окончания училища проходил службу первый космонавт планеты - ст. лейтенант Гагарин Юрий Алексеевич, будущий Герой Советского Союза.
       01.10.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 769-й ИАП трехэскадрильного состава 122-й ИАД ВВС СФ на аэр. Луостари был расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
01.03.194229.06.1943122 ИАД ПВОМурманский р-н ПВОавиадивизия оперативно подчинялась штабу Карельского фронта
29.06.194304.1944122 ИАД ПВОМурманский р-н ПВОЗападный фронт ПВО
04.194424.12.1944122 ИАД ПВО1 Корпус ПВОСеверный фронт ПВО
24.12.194401.01.1945122 ИАД ПВО1 корпус ПВОЗападный фронт ПВО

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 2885 боевых вылета. В более чем 67 воздушных боях сбито 73 самолета противника (бомбардировщиков – 29, истребителей – 44). Уничтожено при штурмовках 13 самолетов.
       Свои боевые потери: летчиков – 15, самолетов – 30.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

01.03.1942 приступил к боевой работе на английских самолетах «Харрикейн».
В июле 1943 г. начал получать американские истребители «Киттихаук».
В декабре 1943 г. пополнен самолетами Як-7Б.
В сентябре 1944 получил несколько (до 5 машин) истребителей Як-9. 01.10.1944 Имел в боевом составе 16 Як-7б, 8 «Киттихауков» и несколько (до 5 машин) Як-9.
В декабре 1944 г. начал получать и осваивать английские истребители «Спитфайр»-IХ.

769 ИАП ПВО ТС ВОВ сталинские соколы в боях за Родину
Самолет «Харрикейн» IIB. Серийный номер BG933, тактический номер 20.
The Hawker Hurricane IIB planes of 769 IAP PVO. Osprey Publishing.

769 ИАП ПВО ТС в ВОВ - самолеты и эмблемы
Самолет «Харрикейн» IIB. Серийный номер Z33030, тактический номер 13.
The Hawker Hurricane IIB planes of 769 IAP PVO. Osprey Publishing.

769 fighter air-defence regiment ВЕ558 ВЕ 558
Самолет «Харрикейн» IIB. Серийный номер BN416, тактический номер 14.




Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура 769 ИАП ПВОТС
МиГи (№№ 48, 35, 23, 19) на аэродроме, 1959 г.

769 ИАП СФ МиГ15 ВВС ВМФ
Гагарин Ю.А. на фоне МиГ-15 № 43, 1959 г.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии
Командир звена летчик 1 кл. капитан Новоселов у МиГ-15 (тактический номер 08), 1959 год, предположительно - 769 ИАП СФ.

       Командиры полка


       Полком командовали: Семенов Степан Семенов (апрель 1943 г. - май 1944 г.), Горячко Леонид Горячко (май 1944 г. - декабрь 1945 г.), ГСС П.А.Рассадкин (1952-57 гг.), ГСС Б.М.Литвинчук (1957-59 гг.), П.Бабушкин (был в 1959-60 гг.).






Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.