Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

781 истребительный авиационный полк ВВС КА



781 fighter aviation regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       10.02.1942 г. в составе ВВС 25-й армии ДВФр был сформирован 781-й ночной бомбардировочный авиационный полк, вооруженный самолетами У-2 в варианте ночного бомбардировщика. Место формирования части требует уточнения (предположительно - аэр. Воздвиженка).
       К сентябрю 1942 г. в связи с поступлением в полк истребителей И-15бис 781-й НБАП переформировали в 781-й смешанный авиационный полк 9-й ВА.
       15.04.1943 г. закончено переформирование 781-го САП в 781-й истребительный авиационный полк с включением его в состав 249-й ИАД 9-й ВА Дальневосточного фронта. На вооружении полка стояли самолеты И-15бис.
       В декабре 1943 г. полк сдал самолеты И-15бис и получил вместо них истребители И-16 тип 10.
       В июле 1944 г. 781-й ИАП перевооружился на 30 Як-9 и начал их освоение личным составом. Тогда же он был переведен на штат №015/364.
       В 1945 г. полк базировался на аэр. Воздвиженка. За несколько дней до начала войны с Японией 781-й ИАП был перебазирован на аэр. Галенки.
       На 08.08.1945 г. в боевом составе полка имелось 44 самолета Як-9.
       С 9 августа по 2 сентября 1945 г. 781-й ИАП в составе 249-й ИАД 9-й ВА 1-го ДВФр принял участие в войне с императорской Японией, выполняя прикрытие советских войск в Харбино-Гиринской наступательной операции.
       24.08.1945 г. приказом командующего 9-й ВА полк был перебазирован на аэр. Новоникольское возле г. Ворошилов-Уссурийский.
       За период боевых действий полк выполнил 177 боевых вылетов. Встреч с самолетами противника и воздушных боев не было. Уничтожено при штурмовках: автомашин - 10, паровозов - 3, эшелонов - 1. Свои потери (боевые) составили: летчиков - 1, самолетов – 1.
       По окончании войны до августа 1946 г. полк базировался на аэр. Воскресенка, после чего был перебазирован в Северную Корею на аэр. Сингисю (ныне Синыйджу) и в районе города Гензана (ныне Вонсан).
       В октябре 1948 г. 781-й ИАП вместе с другими частями дивизии был выведен в Приморье и разместился на аэр. Унаши Сучанского района Приморского края. Там он переучился на самолеты P-63 «Кингкобра». 
       С 11.02.1949 г. на основании приказа Военно-морского министра №004 от 05.01.1949 г. 781-й ИАП (в/ч 74428) в составе 249-й ИАД из 9-й ВА ПримВО был передан в состав ВВС 5-го ВМФ без изменения места дислокации. В это время в полку, содержащемуся по штату №15/546, имелось четыре авиационные эскадрильи. Но, всего через несколько месяцев на основании циркуляра НГШ ВМС №0119 от 09.03.1949 г. полк был переведен на штат №98/903 трехэскадрильного состава.
       В конце 1951 г. 781-й ИАП приступил к переучиванию с поршневых Р-63 «Кингкобра» на реактивные истребители МиГ-15. Для обучения летного состава и контроля техники пилотирования в полку использовались учебно-боевые самолеты Як-11.
       Война на Корейском полуострове опалила не только истребителей-тихоокеанцев, воюющих в небе Кореи, но и находящихся от района боевых действий за многие сотни километров: 18.11.1952 г. произошел серьезный международный инцидент в небе южнее г. Владивосток. Ударное соединение авианосцев «Орискани» и «Принстон» ВМС США вошло в Японское море и маневрировало на траверзе Северной Кореи. В 14 час. 17 мин. постом ПВО в воздухе была обнаружена группа неизвестных самолетов южнее мыса Гамова. Она летела курсом на север в сторону нашей территории. Поднятая по тревоге четверка МиГ-15 781-го ИАП 165-й ИАД (бывш. 249-я ИАД), пилотируемая летчиками Беляковым, Пушкаревым, Вандаевым и Пахомкиным, вылетела с аэр. Унаши на перехват воздушных целей. Ведущим группы был капитан Н.М.Беляков. В районе маневрирования авианосного соединения советские самолеты были внезапно атакованы четверкой палубных истребителей F9F-5 «Пантера» из эскадрильи VF-781 с авианосца ВМС США «Орискани» (летчики Дж.Д.Мидлтон, Э.Р.Уильямс, Д.М.Роуландс). Первым был подбит самолет ст. лейтенанта Пахомкина Владимира Ивановича. Летчик пытался дотянуть до аэродрома, но самолет упал в море в 600 м от мыса Льва и затонул, пилот погиб. К этому времени в бой включились еще 4 F9F-5 «Пантера» из эскадрильи VF-721 и 4 истребителя F2F-2 «Бэнши» из эскадрильи VF-11. В результате еще два МиГ-15 летчиков капитана Белякова Николая Михайловича и ст. лейтенанта Вандаева Александра Ивановича были сбиты, летчики – погибли. На аэродром вернулся только ст. лейтенант Пушкарев Борис Владимирович. С американской стороны был поврежден один истребитель «Пантера». Командир 106-го ИАК ГСС генерал-майор авиации А.А.Мироненко направил к местонахождению авианосцев один из истребительных полков корпуса. Но американские авианосцы успели уйти на юг за пределы радиуса досягаемости наших самолетов. Правительства СССР и США обменялись по поводу боевого столкновения нотами протеста, но, разумеется, доводить противостояние до войны не хотела ни та, ни другая сторона, поэтому все данные об инциденте на долгие годы засекретили.
       В феврале 1953 г. в соответствии с планом замены частей, принимающих участие в боевых действиях в Корее, вместо 578-го ИАП 7-й ИАД ВВС ТОФ 36 летчиков 781-го ИАП (с аэр. Новороссия) убыли транспортными самолетами в Китай на аэр. Аньдун. Там полк принял самолеты МиГ-15бис от убывшего в Советский Союз полка ВВС и вошел в оперативное подсинение командиру 216-й ИАД 64-го ОИАК.
       После короткой подготовки на самолетах 133-й ИАД полк составом 25 боеготовых летчиков заступил на боевое дежурство на приграничном с Кореей аэр. Мяогоу, за исключением июня, когда полк летал с аэр. Дапу.
       С 09.03.1953 г. полк стал выполнять первые боевые вылеты. В этот день летчик полка А.М.Касприк сбил «Сейбр», однако победу ему не засчитали из-за отсутствия подтверждения с земли.
       28 марта 781-й ИАП одержал первую официальную победу в небе Кореи, когда в воздушном бою капитан В.Д.Луковников сбил «Сейбр». Полк потерь не имел.
       29 марта произошел очередной воздушный бой, в котором капитан Н.И.Попов сбил самолет противника, однако и американцы сбили самолет капитана Ильиных, который спасся на парашюте.
       7 апреля боевой счет полка пополнился еще одним «Сейбром», который сбил ст. лейтенант А.А.Боровинский. В этот день полк составом 22 МиГ-15 под командованием подполковника Н.Д.Снопкова сражался с 16 F-86 «Сейбр» ВВС США в районе Сенсена.
       22 апреля ст. лейтенант В.Г.Каменщиков сбил в воздушном бою американский истребитель-бомбардировщик F-84 «Тандерджет».
       24 апреля летчики полка сбили еще один «Сейбр».
       13 мая в районе Ансю в воздушном бою погиб летчик 781-й ИАП ст. лейтенант Каменьщиков Василий Георгиевич. Это была первая боевая потеря полка в корейском небе.
       1 июня в воздушном бою в районе китайского г. Ансю летчик полка ст. лейтенант Найденов сбил один «Сейбр» и еще один был поврежден капитаном И.Ф.Клочковым (победа не засчитана). Однако и полк понес потерю – в бою погиб ст. лейтенант Тимошин Василий Степанович.
       5 июня полк понес большие потери. При взлете с аэр. Дапу звено ст. лейтенанта А.П.Кучеренко было атаковано восьмеркой истребителей F-86 «Сейбр». Ведомый ст. лейтенант Царенко Владимир Федорович был сбит сразу и погиб при попытке катапультироваться из-за недостатка высоты, а Кучеренко удалось выполнить взлет и даже поразить один «Сейбр» прежде чем он был сбит. Летчик катапультировался и остался жив. В этот же день в другом бою погиб ст. лейтенант Пушкарев Борис Владимирович.
       7 июня в районе населенных пунктов Сиодзио - Тайсен летчики полка сбили американский «Сейбр».
       10 июня при заходе на посадку на аэр. Дапу «Сейбрам» удалось сбить МиГ-15бис капитана В.Баландина. Летчик спасся на парашюте, но получил травмы.
       22 июня в воздушном бою ст. лейтенант А.И.Куцыгин сбил американский «Сейбр» и подбил другой.
       12 июля полк понес последнюю потерю в этой войне: на посадке был сбит самолет капитана Белова Виктора Михайловича, пилот погиб. Однако в этом боевом вылете летчики полка Д.В.Семенов и А.И.Куцыгин подбили два «Сейбра», которые столкнулись в воздухе.
       20.07.1953 г. восьмерка МиГ-15 полка под командованием майора Бакарася выполняла воздушное прикрытие моста через реку Ялуцзян в районе Андуна. В этот день летчики полка майор А.Н.Чирков и ст. лейтенант З.М.Шерстнев в воздушном бою сбили по «Сейбру», а капитан И.Ф.Клочков повредил еще один самолет противника. Американцами в этот день был сбит самолет ст. лейтенанта Е.И.Луговцева, который спасся катапультированием. Это были последние боевые вылеты полка до вступления в силу перемирия на Корейском полуострове.
       За пять месяцев боев летчики полка сбили 12 и повредили еще 6 самолетов противника, потеряв при этом 9 самолетов и пятерых летчиков. По две победы одержали летчики Семенов и Куцыгин. Эффективность боевых действий полка оказалась выше, чем у его предшественника в Китае - 578-го ИАП ВВС 5-го ВМФ. На один сбитый самолет противника у него пришлось 117 самолетовылетов против 236 самолетовылетов у 578-го ИАП.
       С окончанием боевых действий в Корее 781-й ИАП еще несколько месяцев находился в Китае и только в конце октября 1953 г. возвратился к месту постоянной дислокации на аэр. Унаши в Приморье.
       В январе 1954 г. на вооружение полка поступили самолеты МиГ-17. При их освоении для переучивания летного состава и проверки техники пилотирования использовались самолеты УТИ МиГ-15, имевшиеся в полку.
       С 1955 г. по 1958 г. полком командовал ГСС полковник Сахаров Павел Иванович, удостоенный высокого звания в 1944 г. на Северном флоте.
       С 01.02.1957 г. на основании приказа МО СССР №00224 от 30.12.1956 г. и директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/30022 от 22.01.1957 г. 781-й ИАП (штат №98/513-В) 165-й ИАД, вооруженный самолетами МиГ-17 на аэр. Унаши, передали в состав Приморского корпуса Отдельной Дальневосточной армии ПВО страны.
       Однако в войсках ПВО полк пробыл недолго, и 01.04.1958 г. его вместе с управлением 165-й ИАД расформировали на аэр. Унаши.

       Материальная часть

       На вооружении полка стояли самолеты У-2НБ, И-15бис, И-16, Як-9, Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-15бис, УТИ МиГ-15, МиГ-17, Як-11.

фото эмблематика МиГ-17 781-го ИАП на аэродроме
МиГ-17 б/н 24 на аэродроме.
The MiG-17 of 781 IAP Soviet army airforce.

       Командиры полка

       Командиры полка: П.П.Величко (июнь 1942 г. - июнь 1943 г.), И.П.Емельченко (август 1943 г. - ноябрь 1944 г.) Б.А.Перевозчиков (декабрь 1944 г. – декабрь 1949 г.), И.В.Локинский (1950-51 гг.), Н.И.Королев (1951-52 гг.), Н.Д.Снопков (в сентябре 1952-54 гг.), А.Т.Кудрявцев (1954-55 гг.), ГСС П.И.Сахаров (1955-58 гг.).





781-й истребительный авиационный полк ВВС СА / ВВС ТОФ (781-й смешанный авиаполк, 781-й ночной бомбардировочный авиационный полк)
Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.