Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

78 истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ


78th navy fighter aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       12.03.1942–20.03.1942 — 78 истребительный авиаполк сформирован в ВВС Северного флота на базе 72 сап ВВС СФ.
       31.10.1944 — За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом Петсамо (Печенга) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 78 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       Летом 1960 года 78 Краснознаменный истребительный авиационный полк расформирован вместе со 122 иад на СФ.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
20.10.194130.10.1942ВВС Северного флота
30.10.194209.05.19456 иабр / 6 иад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом совершено более 6000 боевых вылетов, сбито 202 самолета противника; также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.
       Свои потери: летчиков – 72 (боевые – 58, небоевые – 14); самолетов – 121 (боевые – 97, небоевые – 24), из них по типам: 60/13 «Харрикейн», 37/11 «Киттихаук».

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли «Харрикейн», И-16, По-2, Р-40Е «Томахок», Р-40К и Р-40М «Киттихок», Р-39 «Аэрокобра», МиГ-15, МиГ-17.
ДатаИзвестный боевой состав
24.10.1941Самолеты «Харрикейн»
01.04.194233 «Харрикейн» (из них 16 неисправных) и 12 И-16 (3)
30.06.194228 «Харрикейн» (из них 18 неисправных)
01.01.194339 «Харрикейн» (из них 15 неисправных)
декабрь 1943 г.Самолеты «Киттихаук»
01.01.194546 «Аэрокобра» (из них 4 неисправных), 5 «Киттихаук» (2), 1 «Харрикейн» (0).



1. «Харрикейн» (с октября 1941 г.)
20.03.1942 - истребители Hurricane приняты из 72 сап ВВС СФ.

25 СА CA 78 иап ВМФ
Истребитель «Харрикейн» (английский тактический код 25 СА) на аэродроме Ваенга-1.

Действующий Северный флот
Лейтенант Виниченко М.П. со своим техником у «Харрикейна» (серийный номер Z4017, код 56 FU), 1941.

GU 78 иап сф ГСС
Герой Советского Союза Б.М. Сафонов на крыле «Харрикейна» с английской маркировкой (бортовой код GU 35, серийный номер Z4012) из 134-й эскадрильи британских Королевских ВВС. Ваенга, Мурманская область, 03.12.1941. Увеличение фото - по клику.
Boris Safonov at the wing of the Hurricane Mk.IIB at Vaenga airfield. Click to enlarge the photo.


Харрикейн 81-й ИАЭ RAF нa aэp. Baeнгa.
Харрикейн 81-й ИАЭ RAF нa aэp. Baeнгa. Увеличение фото - по клику.
British Hurricane warplanes at Vaenga airfield. Click to enlarge the photo.


сентябрь 1942 хуррик
Старший лейтенант Хусим Абишев, старший лейтенант Лечинов, капитан Сгибнев, капитан Бабий. Август-сентябрь 1942 года.
капитан Сгибнев, сбивший 15 самолетов, готовится к боевому вылету. август 1942
Капитан Сгибнев у «Харрикейна», август-сентябрь 1942 года. Другая фотография - по клику.
Sgibnev pilot aside the Hurricane fighters. Click to view other picture.

исторический формуляр авиачасти РККФ
Командир звена старший лейтенант П.Г. Сгибнев на фоне самолётов Hurricane Mk.IIB, 1942 год. Другая фотография - по клику.
Sgibnev pilot near the Hurricane Mk.IIB planes. Click to view other picture.

Петр Сгибнев летчик-истребитель после очередного вылета беседует с комиссаром авиачасти
Петр Сгибнев с комиссаром авиачасти. Сентябрь 42 года.

советские стволы пушки
Герой Советского Союза ст. лейтенант Петр Георгиевич Сгибнев в кабине Харрикейна. Хорошо видна установка советского вооружения в крыле самолёта (пулемёт УБ и пушка ШВАК).

камуфляжная окраска 78 иап ВВС СФ в ВОВ - самолеты и эмблемы
Командир звена лейтенант Петр Леонтьевич Коломиец, фотоснимок сделан в 1942 году на аэродроме Ваенга-1, Мурманская область. Увеличение фото - по клику.
Самолеты Северного флота были с коками белого цвета.

WWII photo aviation in combat.
Истребитель «Харрикейн» с надписью «Учись бить гада по сафоновски!».
Hurricane fighter of Northern Soviet fleet.


Истребитель Hurricane IIb, Вид на самолет с бортовым номером «Z 2756», вылет на боевое задание. Годы ВОВ. 2 гиап или 78 иап
Истребитель Hurricane IIb с серийным номером Z2756 из состава 2 гсап или 78 иап.

78 IAP VMF
Soviet fighter Hurricane IIb serial number Z5252.

ястребок 78 кап ВМС СССР фото ВОВ
Истребитель Hurricane IIb, октябрь 1941 г. Тактический номер 01, заводской - Z5252. Osprey Publishing.

ЖБД - журнал боевых действий 78 ИАП СФ.
Истребитель Hurricane IIб, конец 1941 г. Тактический номер 20, заводской - Z5205. Osprey Publishing.

история и боевой путь части.
Hurricane IIb с надписью "За ВКПб". Тактический номер 49, заводской - Z3768. Художник - М.Быков.


военный самолёт ВОВ.
Истребитель Hurricane IIb с серийным номером HW370, б/н 76. Автор рисунка - М.Быков.

Наши ястребки - Сталинские соколы.
Садится Харрикейн-IIb бортовой номер 77, серийный - BN297. Другая фотография - по клику.
Soviet fighter Hurricane IIb serial № BN297, tactical № 77. Click to view other photo.


Soviet plane Hurricane IIb serial № BN297, tactical № 77. Osprey Publishing.


Советская камуфляжная раскраска.
Истребитель Hurricane IIc бортовой номер 64, серийный - KX452. Весна 1943 г. Osprey Publishing.

78 иап ВВС СФ - самолеты и эмблемы
Самолет Hurricane IIb бортовой номер 83, серийный - JS280. 1943 год. Osprey Publishing.

78 киап ИАКП ВВС ВМФ - ЭБО 1942
Лётчик Адонкин Василий Семёнович на крыле «Харрикейна».
78-й Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. Фотографии и история
Истребитель Hurricane IIb бортовой номер 96, серийный - BD863. Лето 1943 г. Osprey Publishing.


78 IAP VMF
Soviet fighter Hurricane IIb serial № KX471, tactical № 16.

78th navy fighter aviation regiment USSR
Истребитель Hurricane IIc бортовой номер 16, серийный - KX471. Лето 1943 г. Osprey Publishing.


Профиль боевая раскраска.
Истребитель Hurricane IIc бортовой номер 62, серийный - KX333. Автор рисунка - М.Быков.


Авиатехники 78-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота готовят птб
Авиатехники готовят подвесные топливные баки, апрель-май 1943 г.

78 авп ВМФ ЗБИ знаки быстрой идентификации.
Комэск Герой Советского Союза Адонкин В.С. у своего «Харрикейна» с отмеками побед на фюзеляже, фото 20 июня 1943 года.
Russian ace Vasily Adonkin.

78 fleet fighter air unit
Реконструкция внешнего вида истребителя с бортовым номером 80. Автор - М.Быков.
Soviet warplane Hurricane IIb serial № Z3458, tactical № 80.


Летчик-истребитель 78-го авиаполка Пилипенко
Летчик-истребитель Пилипенко.


2. И-16 (с марта 1942 г.)
20.03.1942 - эскадрилья И-16 принята из 2 гсап ВВС СФ.
06.06.1942 - И-16 переданы в 27 иап ВВС СФ.
10.09.1943 - 1 И-16 принят из 27 иап ВВС СФ.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Адонкин Василий Семёнович в кабине И-16 № 53 (либо в период службы в 78 иап, либо - в 27 иап ВВС ВМФ)


3. «Киттихаук» (октябрь 1943 г. — май 1945 г.)

78 иап сф 1943 ГСС Сгибнев
Герой Советского Союза Петр Георгиевич Сгибнев, фото 1943 г.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Авария истребителя с бортовым номером 23.
Curtiss P-40N number 23 fighter in Great Patriotiс war picture.

Цветной боковик СССР. 78 авп 6 авд
Реконструкция окраски истребителя «Киттихаук» с бортовым номером 23. Автор - Tapani Tuomanen.
Curtiss P-40N number 23 fighter in Great Patriotiс war.



5. «Аэрокобра» (декабрь 1944 г. — май 1945 г.)

       История полка

       В августе 1941 г. в СССР прибыло 151-е авиакрыло Королевских ВВС (RAF), сформированное 12.08.1941 г. под командованием винг-коммандера Х.Рэмсботтом-Ишервуда, состоящее из двух эскадрилий (81-я и 134-я истребительные эскадрильи). В Великобритании 24 самолета «Харрикейн» перебазировали на авианосец «Аргус» и еще 15 самолетов в ящиках - погрузили на транспорты, следующие в Россию.
       28.08.1941 г. «Аргус» прибыл в Мурманск и 7 сентября истребители «Харрикейн» перелетели на аэр. Ваенга-1. Транспорты с самолетами разгрузились в Архангельске. Там самолеты собрали и облетали на аэр. Кегостров. Через девять дней 15 «Харрикейн» с аэр. Кегостров перелетели на аэр. Ваенга-1. Английское авиакрыло вошло в оперативное подчинение командованию ВВС Северного флота.
       11.09.1941 г. 151-е авиакрыло совершило первые боевые вылеты, а 12 сентября английскими летчиками были одержаны первые победы в воздухе: было сбито три немецких истребителя при потере одного своего самолета (погиб сержант Н.Смит) – это была единственная боевая потеря авиакрыла за период боевых действий в Заполярье. До 20.10.1941 г. английские пилоты совершили 365 боевых вылетов. Всего к середине октября 1941 г. летчики RAF сбили по разным оценкам от 12 до 16 самолетов противника.
       С 14.10.1941 г. на основании приказа НК ВМФ от 11.10.1941 г. и приказа Ком. СФ №0509 от 14.10.1941 г. в составе ВВС Северного флота на аэр. Ваенга-1 началось формирование 78-го истребительного авиационного полка трехэскадрильного состава. Основу новой части составили опытные пилоты 72-го САП ВВС СФ. Первоначально на вооружение полк получил 38/34 самолетов «Харрикейн». В конце октября 1941 г. после убытия на родину английских летчиков из 151-го авиакрыла RAF Правительство Великобритании безвозмездно передало эти самолеты Советскому Союзу.
       К 25.10.1941 г. 78-й ИАП (по штату 32 самолета) был полностью сформирован и готов к выполнению боевых заданий.
       В конце декабря 1941 г. – начале января 1942 г. полк получил еще 15 самолетов «Харрикейн», доставленных в СССР на судах конвоев.
       На 01.01.1942 г. в боевом составе полка на аэр. Ваенга-1 имелся 31 «Харрикейн», из которых только 18 – в исправном состоянии.
       Ввиду недостатка бомбардировщиков в составе ВВС СФ с начала января 1942 г. самолеты 78-го ИАП стали активно привлекаться к нанесению бомбоштурмовых ударов по аэродромам и батареям противника. Кроме того, они вели воздушную разведку, выполняли прикрытие кораблей и судов союзников на входе в Кольский залив и аэродромов и пунктов базирования СФ от налетов вражеской авиации.
       После преобразования 72-го САП во 2-й гвардейский смешанный авиационный полк сложилась весьма своеобразная ситуация: основной личный состав этого полка, чьи ратные подвиги принесли ему гвардейское звание, воевал к этому времени в составе 78-го ИАП. Сам же 2-й гв. САП был пополнен молодыми летчиками, которые еще не проявили себя в боях. Командование ВВС СФ решило исправить эту «несправедливость».
       20.03.1942 г. произошли следующие организационные изменения в авиации СФ:
- личный состав 78-го полка со всей авиационной техникой (самолеты «Харрикейн») передали во 2-й гв. САП;
- из 2-го гв. САП 3-я ИАЭ самолетов И-16 на аэр. Ваенга-2 перешла в 78-й ИАП. При этом фактически полк был сформирован заново.
       В последующие дни для укомплектования до штатного состава полк получил более 30 самолетов «Харрикейн», из числа поставленных в СССР по ленд-лизу.
       По состоянию на 01.04.1942 г. в 78-м ИАП, базирующемся на аэр. Ваенга-2, насчитывалось 33/17 «Харрикейн» и 12/9 И-16.
       В апреле-мае 1942 г. самолеты полка выполняли задачи по нанесению бомбоштурмовых ударов по немецким позициям и прикрытию своих войск, Мурманска и своих аэродромов от налетов авиации противника.
       06.06.1942 г. эскадрилью самолетов И-16 (бывшую «сафоновскую» из 72-го САП) из 78-го ИАП передали в состав 27-го ИАП ВВС СФ. С этого времени в полку остались только истребители «Харрикейн».
       На 30.06.1942 г. в составе полка, базирующегося уже на аэр. Ваенга-2, имелось 26 «Харрикейн», из которых только 8 были исправны.
       В течение июля 1942 г. в полк из 2-го гв. САП были переданы все самолеты «Харрикейн» и по состоянию на 30 июля в нем на аэр. Ваенга-2 насчитывалось 49/9 самолетов.
       В сентябре 1942 г. для прикрытия союзных конвоев, следующих Белым морем в Архангельск и защиты кораблей и транспортов на рейде Архангельского порта, эскадрилья 78-го ИАП была перебазирована на аэр. Ягодник.
       По состоянию на 01.10.1942 г. в боевом составе 78-го ИАП насчитывалось: на аэр. Ваенга-2 34/1 «Харрикейн»; на аэр. Ягодник 8/6 самолетов «Харрикейн»; на аэродроме Амдерма 1/1 СБ.
       В октябре 1942 г. эскадрилья самолетов «Харрикейн» полка вернулась с аэр. Ягодник к месту постоянной дислокации на аэр. Ваенга-2.
       С 30.10.1942 г. после формирования 6-й истребительной бригады ВВС СФ 78-й ИАП был включен в ее состав.
       В ноябре 1942 г. основные силы полка базировались на аэр. Ваенга-2 (41/8 «Харрикейн»). Еще 2/2 «Харрикейн» находилось на южном побережье Кольского полуострова на аэр. Африканда.
       К 01.12.1942 г. часть сил полка снова перебазировали на аэр. Ягодник. В это время в составе полка имелось на аэр. Ваенга-2: 29/12 «Харрикейн» и на аэр. Ягодник: 14/14 «Харрикейн».
       По состоянию на 01.01.1943 г. в составе 78-го ИАП числилось 39/24 истребителей «Харрикейн».
       С середины января 1943 г. истребители полка снова приступили к выполнению боевых вылетов на штурмовку позиций противника, прикрытие аэродромов и транспортов союзников в Кольском заливе.
       По состоянию на 01.04.1943 г. в составе 78-го ИАП за счет пополнения числилось 61/36 «Харрикейн».
       К началу июня 1943 г. для расширения зоны прикрытия торпедоносцев ВВС СФ и приближения своих сил к коммуникациям противника эскадрилья самолетов «Харрикейн» (8 ед.) 78-го ИАП на оперативный аэродром Пумманки (полуостров Средний). Она вошла в оперативное подчинение командующему Северного оборонительного района. На самолеты 78-го ИАП была возложена задача прикрывать перевозки морем в Северный ОР, но главной задачей стало прикрытие штурмовиков Ил-2 и нанесение самостоятельных бомбоштурмовых ударов по кораблям и транспортам, позициям противника в Петсамо-вуоно, Бек-фьорде и Варангер-фьорде.
       В октябре 1943 г. 78-й ИАП приступил к освоению истребителей Р-40Е «Томахок». В течение месяца в полк из 255-го ИАП была передана эскадрилья на этих самолетах. Вместо нее в этот полк была передана эскадрилья, которая на новом месте переучивалась с «Харрикейн» на Р-39 «Аэрокобра». Следом за 255-м ИАП в 78-й ИАП свои Р-40 «Томахок» передал 2-й гв. ИАП.
       В связи с перевооружением 78-й ИАП составом 3/3 «Харрикейн», 11/5 Р-40 «Томахок» был временно выведен из 6-й ИАД и перебазирован на аэр. Кехта в Архангельской области.
       К 03.11.1943 г. в 78-й ИАП поступило 13 новых самолетов Р-40М «Киттихок» и один Р-40К «Киттихок».
       По состоянию на 01.03.1944 г. в составе полка числилось на аэр. Кехта: 3/3 самолета «Харрикейн», 11/4 Р-40 «Киттихок».
       В начале марта 1944 г. 78-й ИАП завершил переформирование и начал перебазирование к месту постоянной дислокации.
       07.03.1944 г. полк завершил перебазирование с аэр. Кехта на аэр. Ваенга-2, вернувшись в боевой состав 6-й ИАД.
       С 24.03.1944 г. 78-й ИАП приступил к выполнению боевых вылетов.
       К апрелю 1944 г. одна АЭ 78-го ИАП снова была размещена на аэр. Пумманки.
       20.07.1944 г. 78-й ИАП частью сил был передислоцирован с аэр. Ваенга-2 на аэр. Роста. Остальные самолеты Р-40 «Киттихок» полка продолжали действовать с базового аэродрома Ваенга-2 и оперативного аэр. Пумманки.
       К середине октября 1944 г. в 78-й ИАП были переданы все исправные самолеты Р-40Е из 2-го гв. ИАП и 255-го ИАП ВВС СФ, которые в свою очередь полностью перевооружились на истребители Р-39 «Аэрокобра».
       31.10.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №089 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками за овладение городом Петсамо (Печенга) и проявленные при этом мужество и отвагу 78-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       03.11.1944 г. в полк прислали 13 новых P-40M-10 и 1 P-40K-15.
       В ноябре 1944 г. ввиду отсутствия воздушного и наземного противника самолеты Р-40 «Киттихок» полка переключились на поиск подводных лодок и плавающих мин на подходах к Кольскому заливу, а также осуществляли противолодочное охранение наших кораблей и судов на переходе морем.
       В декабре 1944 г. в полк поступили новые самолеты Р-39 «Аэрокобра.
       По состоянию на 01.01.1945 г. в полку числилось 46/42 «Аэрокобра», 5/3 «Киттихок», 1/1 «Харрикейн».
       20.02.1945 г. 78-й ИАП составом 22 Р-40 «Киттихок» перебазировался с аэр. Роста на аэр. Луостари. Часть сил полка оставалась на аэр. Пумманки.
       В марте-мае 1945 г. самолеты полка выполняли поиск подводных лодок противника и плавающих мин на путях следования наших конвоев и на подходах к базам.
       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом совершено более 6000 боевых вылетов, сбито 202 самолета противника; также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.
       Свои потери составили: летчиков – 72 (боевые – 58, небоевые – 14); самолетов – 121 (боевые – 97, небоевые – 24), из них: 60/13 «Харрикейн», 37/11 «Киттихок».
       К весне 1946 г. 78-й ИАП перебазировался с аэр. Луостари на аэр. Ваенга-1.
       В начале 1950-х годов полк перевооружился с Р-39 «Аэрокобра» на реактивные истребители МиГ-15.
       В январе 1953 г. 78-й ИАП в составе 91-й ИАД базировался на аэр. Североморск-1.
       В ноябре 1953 г. 78-й ИАП вместе с управлением 91-й ИАД был перебазирован с аэр. Североморск-1 на вновь построенный аэр. Килп-Явр.
       К 1956 г. 78-й ИАП был передан в 122-ю ИАД и перебазирован вместе с ней с аэр. Килп-Явр на аэр. Луостари.
       В конце 1950-х годов 78-й ИАП вооруженный самолетами МиГ-17 являлся частью 1-й линии.
       01.10.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 78-й ИАП на аэр. Луостари вместе с управлением и полками 122-й ИАД ВВС СФ был расформирован.

       Командиры полка

       Командиры полка: ГСС Борис Феоктистович Сафонов (октябрь 1941 г. – март 1942 г.), Борис Феоктистович Туманов (март 1942 г. – июнь 1942 г.), Сергей Яковлевич Тимофеев (июнь-сентябрь 1942 г.), Алексей Павлович Маркевич (сентябрь 1942 г. – сентябрь 1943 г.), Василий Иванович Бабернов (сентябрь 1943 г. - апрель 1947 г.), ГСС А.Н.Синицын (июнь 1947 г. – ноябрь 1951 г.), ГСС Е.Т.Цыганов (октябрь 1953 г. – ноябрь 1955 г.), ГСС Б.М.Литвинчук (ноябрь 1955 г. – апрель 1957 г.).






78 КИАП (ИАКП)
Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.