Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

821 истребительный авиационный ордена Суворова полк ВВС КА


821 fighter aviation regiment VVS

       История полка

       16.10.1941 г. при 4-м запасном ИАП 4-й ЗАБ ПриВО (г. Моршанск Тамбовской обл.) сформирован как истребительный авиаполк под литерой «В».
       С 24.01.1942 г. полк был направлен в 25-й ЗАП ЗакВО и с 30 января по 31 марта его личный состав на аэр. Аджи-Кабул осваивал самолет МиГ-3
       23.03.1942 Переименован в 821 истребительный авиационный полк.
       12.12.1942–01.03.1943 В 26 зиап переформирован по штату 015/284.
       С 31.03.1942 г. 821-й ИАП перебазировался в 3-ю ЗАБ ПриВО (г. Саратов) и с 16 апреля по 9 мая переучивался на истребители Як-1.
       10.05.1942 г. 821-й ИАП был включен в состав действующей армии. Он вошел в 15-ю Ударную авиационную группу ВВС, воюющую на Керченском направлении Крымского фронта.
       С 15.07.1942 г. он вошел в 236-ю ИАД 5-й ВА Южного фронта и участвовал в тяжелых боях в период «Битвы за Кавказ».
       16.08.1942 г. ввиду больших потерь в личном составе и авиатехнике полк был направлен в тыл. Там на базе 26-го ЗАП (ст. Сандары) ЗакФр полк прошел переформирование и перевооружение на истребители ЛаГГ-3.
       С 13.09.1942 г., завершив переформирование, 821-й ИАП вошел в состав 217-й ИАД 4-й ВА Южного фронта (Северо-Кавказского фронта).
       04.12.1942 г. ввиду тяжелых потерь полк был снова отправлен в тыл в район Выползова. В течение 20 дней полк пополнили личным составом и материальной частью, после чего он был перебазирован на полевой аэродром Березка и снова включился в боевую работу.
       Понеся значительные потери в воздушных боях, 821-й ИАП был в третий раз за год направлен в тыл на ст. Сандары, где с 1 марта по 15 июля 1943 г. на базе 26-го ЗАП ЗКФ прошел переформирование. Далее на аэр. Аджи-Кабул личный состав полка на базе 25-го ЗАП ЗакФр осваивал английские самолеты «Спитфайр» Mk.V.
       С 19.07.1943 г. по завершению переформирования полк вновь приступил к боевым действиям. Кратковременно (до 1 августа) он входил в состав 9-й гв. ИАД 4-й ВА, после чего его включили в состав 236-й ИАД 4-й ВА Северо-Кавказского фронта (с этого же месяца переданной в 8-ю ВА Южного фронта). Управление дивизии и входящие в ее состав 117-й гв. ИАП, 267-й ИАП, 611-й ИАП и 821-й ИАП размещались на аэродромный узел Родионово-Несветайская. Дивизия была оперативно подчинена командиру 7-го ШАК 8-й ВА Южного фронта. Ее главной боевой задачей стало прикрытие штурмовиков Ил-2 206-й ШАД корпуса. Учитывая, что самолет «Спитфайр» был менее приспособлен для ведения разведки, «охоты» и сопровождения штурмовиков, 821-й ИАП решили использовать исключительно для прикрытия наземных войск (другие полки дивизии имели на вооружении «Яки» и «Аэрокобры»).
       01.08.1943 г. 821-й ИАП был передан в состав 229-й ИАД 4-й ВА Северо-Кавказского фронта, но уже 25 августа он вернулся в состав 236-й ИАД. В это время он дислоцировался на аэродромах Шахты и Чапаевка.
       За полтора месяца боев в августе-сентябре 1943 г. летчики 821-го ИАП в 93 воздушных боях сбили 32 самолета противника. Свои потери составили 16 самолетов «Спитфайр» Mk.V потерянных в воздухе. Еще четыре самолета были разбиты при вынужденных посадках.
       25.11.1943 г. полк был передан в состав 6-й гв. ИАД, а 29 декабря, потеряв в боях большую часть машин, он был отправлен в тыл на отдых и пополнение. Первоначально планировалось вооружить полк самолетами ЛаГГ-3, но окончательно было принято решение перевооружить полк на американские истребители Р-39 «Аэрокобра».
       Переучивание было довольно длительным. Только 04.06.1944 г., завершив переформирование, 821-й ИАП с аэр. Хотилово перелетел на аэр. Березка, где вошел в состав вновь формируемой 190-й ИАД 11-го САК 3-й ВА 1-го Прибалтийского фронта.
       17.06.1944 г. полк вновь сменил место дислокации, перелетев на аэродром Алеща. Первый боевой вылет был выполнен 23 июня на сопровождение штурмовиков Ил-2. С первых же дней перед полком были поставлены задачи: уничтожать самолеты противника на аэродромах Витебска и Полоцка, а также совместно с другими полками дивизии завоевать господство в воздухе. Кроме того, он должен был сопровождать бомбардировщики и штурмовики 3-й ВА.
       В третьей декаде июня 1944 г. полк вел боевые действия в районах населенных пунктов Оболь, Горгин и Полоцк.
       07.07.1944 г. 821-й ИАП перебазировался с аэр. Жуковицы на аэр. Ситце, но уже через три дня - на новый аэродром на аэр. Малые Поставы.
       В июне-июле 1944 г. полк в составе дивизии принимает участие в боях по освобождению городов Витебска (26 июня) и Полоцка (4 июля).
       Во второй половине июля 1944 г. полк воевал в небе над Литвой в районах Амоляя, Шяуляя и Бирсовая.
       В сентябре 1944 г. 821-й ИАП действовал на Рижском направлении, прикрывая штурмовики 308-й ШАД 3-й ВА 1-го Прибалтийского фронта. В дальнейшем до конца войны он участвовал в боевых действиях по разгрому Курляндской группировки немцев.
       31.10.1944 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шауляй (Шавли) и проявленные при этом доблесть и мужество 821-й ИАП был награжден орденом Суворова III-й степени (объявлен приказом Зам. НКО СССР №0391 от 25.11.1944 г.). Всему личному составу объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
       Окончание Великой Отечественной войны 821-й ИАП встретил в Латвии в районе г. Елгава.
       С 09.05.1945 г. полк перелетел на восточнопрусский аэр. Нейкурен.
       В июне 1945 г. после окончания войны в Европе личный состав 821-го ИАП без авиационной техники был переброшен на Дальний Восток для участия в боевых действиях против милитаристской Японии.
       В июле 1945 г. полк перевооружился на американские истребители Р-63 «Кингкобра» (32 ед.).
       На новом театре 821-й ИАП разместился вблизи г. Чойбалсан в Монголии, и вместе с дивизией вошел в состав 12-й ВА Забайкальского фронта.
       С 9 августа по 3 сентября 1945 г. 821-й ИАП вновь числится в составе действующей армии. Окончание войны с Японией полк встретил в г. Дальний под Порт-Артуром.
       В конце сентября 1945 г. он вместе с 190-й ИАД перебазировался в Приморье на аэр. Вознесенское (район с. Вознесенка в Хорольском районе Приморского края).
       С 01.04.1946 г. 821-й ИАП вместе с 190-й ИАД был включен в состав 2-го САК (бывш. 8-й ШАК) 9-й ВА ПримВО.
       С 1949 г. 821-й ИАП вместе с дивизией входит в состав сформированного 65-го ИАК 54-й ВА ПримВО (штаб корпуса – г. Ворошилов-Уссурийский).
       08.10.1950 г. произошел международный инцидент, который в некотором роде послужил поводом для активного участия СССР в войне на стороне Северной Кореи. В этот день в 16 ч.17 мин. по местному времени два американских истребителя-бомбардировщика Локхид F-80С «Шутинг Стар», нарушили государственную границу в Хасанском районе Приморского края. Самолеты принадлежали 49-й FBG (истребительно-бомбардировочной авиагруппе) ВВС США, которая базировалась на АвБ Тэгу в Южной Корее. Углубившись на советскую территорию на 100 км, истребители-бомбардировщики «Шутинг Стар» нанесли штурмовой удар по аэр. Сухая Речка, принадлежащему ВВС 5-го ВМФ. В это время на нем временно базировался 821-й ИАП, который перелетел туда на период совместных учений Приморского военного округа и Тихоокеанского флота. Это был выходной день, и личный состав полка отдыхал. Американские самолеты атаковали стоянку дежурных сил полка из бортового оружия. Заместитель командира полка подполковник Н.С.Виноградов (командир полка В.И.Савельев в это время отсутствовал) принял ошибочное решение не поднимать в воздух свои самолеты, поэтому «Шутинг Стары» смогли беспрепятственно еще дважды атаковать аэродром, после чего безнаказанно удалились на территорию Кореи. В результате налета личный состав полка не пострадал, но были повреждены 7 самолетов Р-63 «Кингкобра», из которых один был позднее списан, а остальные восстановлены.
       Уже на следующий день, 9 октября, Министр иностранных дел СССР А.А.Громыко выступил с официальным протестом в ООН. В ноте протеста инцидент именовался «вероломным нарушением советских границ», «провокационным актом». СССР потребовал, чтобы виновные понесли наказание.
       Через 11 дней президент США Г.Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что «правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооруженные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы». Правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности». Трумэн сообщил, что удар был нанесен из-за навигационной ошибки пилотов и неверной оценки ситуации. Объектом удара предполагался северокорейский аэр. Чхонджин. Президент США также проинформировал, что командир авиагруппы снят с должности, а пилоты наказаны в дисциплинарном порядке. Советская сторона была удовлетворена этим и приняла решение не раздувать скандал.
       После этого нападения в частях истребительной авиации было введено боевое дежурство, как во время войны. А вскоре после этих событий с 01.01.1951 г. полк приступил к перевооружению на МиГ-15бис. Самолеты поступали с завода в Комсомольске-на-Амуре.
       13.01.1951 г. в 821-м ИАП был выполнен первый полет на новом реактивном самолете.
       К 10.02.1952 г. полк перебазировался из Приморья на китайский аэр. Аньдун, где принял самолеты МиГ-15 от личного состава убывающей в Советский Союз 303-й ИАД 54-й ВА ВВС ПримВО.
       01.03.1952 г. был открыт боевой счет полка: командир 1-й АЭ майор В.А.Лазарев сбил американский «Сейбр».
       В марте 1952 г. полк перевооружился на самолеты МиГ-15бис, а старые МиГ-15 передал истребительным полкам 83-го САК 54-й ВА ВВС ПримВО.
       Май 1952 г. был наиболее результативным месяцем для личного состава полка. В течение этого месяца было одержано 16 воздушных побед при потере двух МиГ-15 и одного летчика.
       До середины августа полк вел активные бои в небе Северной Кореи. По результатам боевых действий он стал самым результативным в 190-й ИАД. Известно о не менее чем 32 воздушных победах при потере 7 МиГ-15.
       К окончанию командировки асами стали летчики полка подполковник Г.Ф.Дмитрюк и майор А.А.Оленица, имевшие по пять побед, а также майор В.Н.Забелин сбивший 9 самолетов противника.
       В этой войне полк потерял трех летчиков:
- 01.04.1952 г. в воздушном бою погиб ст. лейтенант Черников Николай Иванович.
- 31.05.1952 г. был сбит и погиб капитан Денисов Иван Федорович.
- 04.07.1952 г. погиб ст. лейтенант Шмагунов Владимир Васильевич.
       После возвращения из командировки с июля 1952 г. 821-й ИАП стал базироваться в Приморье на аэр. Хвалынка (г. Спасск-Дальний).
       В 1957 г. на вооружение полка поступили самолеты МиГ-17. В этом же году полк был передан из 190-й ИАД в состав 303-й ИАД.
       С 04.04.1960 г. 821-й ИАП из 303-й ИАД был передан в состав 153-й ИАД Приморского (23-го) корпуса ПВО Отдельной Дальневосточной (11-й) армии ПВО. В этом же году вторым в ВВС СА полк получил на вооружение новые самолеты Су-7 (в варианте истребителя), но и МиГ-17 все еще продолжали оставаться в его строю.
       В 1968 г. полк перевооружился на перехватчики Як-28п.
       В 1980-1981 г.г. 821-й ИАП был перевооружен на самолеты МиГ-23млд.
       В мае 1980 г. 821-й ИАП передали из 23-го корпуса ПВО в состав новь сформированной на аэр. Центральная Угловая 20-й ИАД ВВС Дальневосточного военного округа. Кроме него в состав дивизии вошли 47-й ИАП (аэр. Унаши), 530-й ИАП (аэр. Соколовка) и 22-й гв. ИАП (аэр. Центральная Угловая).
       В мае 1986 г. после расформирования управления 20-й ИАД 821-й ИАП возвращается в состав 23-го корпуса 11-й ОА ПВО в качестве отдельного полка.
       В декабре 1984 г. на базе личного состава и авиационной техники полка была сформирована 3-я ИАЭ 169-го гв. ОСАП ВВС ТОФ. Местом ее базирования стал вьетнамский аэродром Камрань. На вооружение эскадрильи стояли истребители МиГ-23млд, которые доставили туда морскими судами. В Камрани летчики-истребители решали задачи ПВО аэродрома и пункта МТО 17-й ОпЭск ТОФ дислоцирующийся в бухте Камрань.
       В мае 1985 г. в рамках празднования 40-летия Победы во Второй Мировой войне одним из мероприятий юбилея были взаимные визиты авиационных военных делегаций Советского Союза и Корейской Народно-Демократической Республики. По достигнутой договоренности, 10 экипажей на самолетах МиГ-23млд от 821-го ИАП нанесли визит в Корею, советская сторона принимала корейскую десятку МиГ-21пф на аэродроме Хвалынка. Возглавлял корейскую делегацию Главком ВВС Северной Кореи.
       01.09.1994 г. полк одним из первых среди истребительных частей на Дальнем Востоке был расформирован (азр. Хвалынки) под формальным предлогом снятия с вооружения летательных аппаратов с одним двигателем. Самолеты полка были перегнаны на Урал на одну из баз хранения.

       Подчиненность и участие на фронтах
ДатыПодчиненностьПримечание
10.05.194215.07.1942УАГ-15ВВС Закавказского фронта
15.07.194213.09.1942236 иад5 ВАЗакавказский фронт
13.09.194204.12.1942217 иад4 ВАСеверная группа войск Закавказского фронта
01.08.194325.08.1943229 иад4 ВАСеверо-Кавказский фронт
25.08.194327.09.1943236 иад8 ВАЮжный фронт С 9 по 10.09.1943 вел боевую работу в оперативном подчинении 9 гиад по прикрытию штурмовиков 807 шап
03.06.194425.02.1945190 иад11 ИАК3 ВА1 Прибалтийский фронт
25.02.194505.05.1945190 иад11 ИАК3 ВАЗемландская группа войск 3 Белорусского фронта
05.05.194509.05.1945190 иад11 ИАК15 ВАЛенинградский фронт
09.08.194503.09.1945190 иад12 ВА3абайкальский фронтСоветско-японская война
17.02.195210.08.1952190 иад64 ИАККорейская война

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнен 6281 боевой вылет. В воздушных боях уничтожено 92 самолета противника, и 37 самолетов - при штурмовках аэродромов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 5, орудия ПА – 8, орудия ЗА – 34, зенитные пулеметы – 8, автомашины – 376, спецмашины – 2, вагоны – 16, катера – 1, склады боеприпасов – 2, склады ГСМ – 2), собраны важные разведданные.

Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздухе82108613
Истребители - уничтожено на аэродромах36315
Бомбардировщики - сбито в воздухе3111
Прочих типов - сбито в воздухе716
Прочих типов - уничтожено на аэродромах11
Итого1294315638
сбито в воздушных боях921215623
уничтожено на аэродромах3731015
Свои потери самолетовЗа войну 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях54299151
сбито ЗА9144
не вернулось с боевого задания77
Итого боевые702910265
авиакатастрофы7421
аварии10217
аварии моторов в воздухе6312
Итого небоевые236692
ВСЕГО933516357
Потери летного состава
Летчики36155142


По типам самолетов потеряно:
21 Як-1; 8 ЛаГГ-3; 10 «Спитфайр»; 31 «Аэрокобра».

       В советско-японской войне совершено боевых вылетов – 117. Воздушных боев и сбитых самолетов противника нет. Свои потери (небоевые) – 1 самолет.

       Результаты боевой работы в воруженном конфликте на территории Кореи (на стороне КНДР). Сбито самолетов противника – 45 (истребителей-бомбардировщиков – 15, истребителей – 30). Подбито самолетов сил ООН – 2. Свои потери: летчиков – 4 (из них 1 – небоевая), самолетов МиГ-15 – 14.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях


       На вооружении полка в разное время стояли Як-1, ЛаГГ-3, УТ-2, «Спитфайр», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-17, Су-7, МиГ-21, МиГ-23, Як-28п, МиГ-23уб.

1. Як-1 (10.05.1942 — 15.08.1942)
16.04.1942–09.05.1942 освоены при штабе 3 запасной авиабригады ПриВО (г. Саратов).
09.05.1942 полк в составе 20 экипажей на самолетах убыл на в фронт.


2. ЛаГГ-З (13.09.1942 — 04.12.1942)
16.08.1942–02.09.1942 освоены в 26 зиап Закавказского фронта (ст. Сандары ГрузССР).


3. «Спитфайр»-V (01.08.1943 — 28.09.1943)
01.03.1943–15.07.1943 освоены в 25 зиап Закавказского фронта (г. Аджи-Кабул АзССР).
На 25.07.1943 имелось 29 Спитфайров.


4. «Аэрокобра» (03.06.1944 — 09.05.1945)
28.09.1943–25.11.1943 освоены на аэр. Хутунок (г. Новочеркасск).

кобра фото ВОВ 821 иап ВВС КА в ВОВ - самолеты и эмблемы
Soviet aviators near the P-39 Airacobra fighter bort number 08.


обозначения 821 иап ВВС РККА фото ВОВ Аэро кобра
Авиаторы полка у самолета P-39 «Аэрокобра» с тактическим номером 24. Цветной (предположительно - красный) кок воздушного винта - знак 821 иап, вертикальные линии на руле направления - знак 190 иад 11 ИАК.

кобра фото ВОВ 821 иап ВВС КА в ВОВ - красный нос
Soviet aviators near the P-39 Airacobra fighter bort number 85.


821-й истребительный авиационный ордена Суворова полк военно-воздушных сил Красной армии. Фотографии и история
Авиаторы полка у самолета P-39 «Аэрокобра» с тактическим номером 94.


Лобачев Владимир Иванович.


5. «Кингкобра» (09.08.1945 — 03.09.1945)
06.1945–07.1945 перевооружение в 45 запасном авиаполку Сибирского ВО (г. Красноярск).

ЖБД - журнал боевых действий 821 иап, история и боевой путь части СЯВ. эмблема Круг на носу
Лётчики полка возле истребителя Р-63 «Кингкобра». Цветной (предположительно - красный) кок воздушного винта - знак 821 иап, вертикальные линии на руле направления - знак 190 иад.
Soviet pilots aside the P-63 Kingcobra plane.



6. МиГ-15 (17.02.1952 — 10.08.1952)


       Командиры полка

_.10.1941 – 23.05.1942 м-р Матвеев Григорий Михайлович (погиб), 24.05.1942 – 15.11.1942 м-р Соколов Михаил Иванович (погиб), _.11.1942 – _.07.1943 м-р, п/п Мирошников Петр Павлович, _.07.1943 – 15.05.1944 м-р Чалов Владимир Макарович, 17.05.1944 – 31.12.1945 м-р, п/п Мирошников Петр Павлович, , Крюков (в 1947 г.), В.И.Савельев (до октября 1950 г., снят), А.Н.Васильев (ноябрь 1950 г. - февраль 1952 г., погиб), ГСС Г.Ф.Дмитрюк (с марта 1952 г.), А.С.Милехин (1973-77 гг.), В.В.Демиденко (с 1981 г., был в 1985 г.)





Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Редакция Warspot - Налёт на Сухую Речку.
Боевая харатеристика 821 ИАП 9 ГИАД - Архив: ЦАМО, Фонд: 51, Опись: 932, Дело: 134
Отчет о боевой работе частей 9 гв. иад, 1943 г.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.