Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

115 отдельный морской разведывательный авиационный Юкинский полк ВВС ТОФ

Боевое Знамя красное 115 Морского авиационного полка ТФ

115th separate navy air reconnaissance regiment of Soviet Pacific fleet

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       С 14.05.1938 г. на основании приказа Ком. ВВС ТОФ №0036 от 14.05.1938 г. и Ком. ТОФ №0047 от 20.06.1938 г. в составе ВВС ТОФ на ст. Океанская на базе 27-й ОМБРАЭ и 3-й ОМДРАЭ формируется 115-й морской ближнеразведывательный авиационный полк пятиэскадрильного состава на самолетах МБР-2.
       С 25.06.1938 г. 5-я АЭ была расформирована. Вместо нее в состав полка включили 13-ю ОМДРАЭ ВВС ТОФ.
       Штабы полка, 1-4-я АЭ базировались на Океанской, а 13-я АЭ – в б. Суходол.
       К августу 1938 г. 5-я АЭ была восстановлена, и полк стал иметь в своем составе шесть эскадрилий.
       В июле-августе 1938 г. экипажи полка приняли участие в боях у оз. Хасан.
       25.07.1938 г. командованием ВВС Тихоокеанского флота полку были поставлены следующие задачи1:
- вести разведку в границах м. Гамов – м. Поворотный;
- двумя АЭ находится в готовности к уничтожению боевых кораблей, транспортов, складов, ГСМ в порту Сейсин;
- одной АЭ находится в готовности к уничтожению боевых кораблей, транспортов, складов, ГСМ в порту Расин;
- установить ночное дежурство с бомбами по две АЭ (по 2 самолета в АЭ).
Кроме этого самолеты МБР-2 полка вывозили раненых бойцов из района вооруженного конфликта в госпиталь на ст. Океанская и во Владивосток, делая посадку на озере Хасан. Туда же доставлялись грузы и почта.
       На 01.10.1938 г. в составе 115-го МРАП имелось: Самолетов – 73/63 МБР-2М-34; Экипажей всего укомплектовано - 63.
       В мае 1939 г. 13-я МДРАЭ вышла из состава полка, став отдельной эскадрильей, (в декабре 1940 г. она была обращена на формирование 16-го МРАП ВВС ТОФ).
       По состоянию на 01.12.1940 г. в 115-м МРАП числилось:
Управление АП (Океанская) – 2/1 МБР-2, 1/1 МП-1, 1/1 У-2
1-я АЭ (Океанская) – 15/11 МБР-2,
2-я АЭ (Океанская) – 13/10 МБР-2,
3-я АЭ (Океанская) – 15/11 МБР-2,
4-я АЭ (Океанская) - 14/10 МБР-2,
Всего: 59/43 МБР-2, 1/1 МП-1, 1/1 У-2. Экипажей – 46.
       По состоянию на 01.06.1941 г. в боевом составе полка числилось 45/42 МБР-2, 1/1 МП-1, 3/3 У-2.
       В годы Великой Отечественной войны основными задачами полка были воздушная разведка и противолодочный поиск в заливе Петра Великого. Зона поиска простиралась от устья реки Туманная до м. Поворотный.
       С февраля по апрель 1943 г. командир 115-го ОМРАП М.В.Барташов находился на боевой стажировке в 119-м МРАП ВВС ЧФ.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в составе 115-го МРАП (в/ч 42896) числилось 44/39 МБР-2, 1/1 У-2 и 28 экипажей, из которых 25 летали ночью.
       Хотя к августу 1945 г. самолеты МБР-2, которые стояли на вооружении 115-го МРАП, уже устарели, именно они начали боевые действия Авиации ТОФ в войне с милитаристской Японией. К началу боевых действий в полку имелось 26/24 МБР-2 на ст. Океанская и еще 9/9 МБР-2 базировались на противоположном берегу залива Угловой на п-ове Де-Фриза. На эти самолеты имелось 32 экипажа, 19 из которых были полностью боеготовыми.
       С началом Советско-японской войны полк активно включился в боевую работу. В связи со сложными погодными условиями он единственным из частей ВВС ТОФ смог вылететь с аэродрома ночью с 8 на 9 августа. Около 2 часов ночи 12 самолетов МБР-2 полка нанесли удар по корейскому порту Расин. Летчики полка записали на свой боевой счет танкер и несколько уничтоженных бомбами складов. Кроме того, от бомбежки возникло несколько очагов пожаров на причалах и пирсах.
       10.08.1945 г. самолеты полка повторили бомбардировку Расина. В этот день полк понес единственную в этой войне потерю: из боевого вылета на ВР не вернулся самолет МБР-2 с экипажем в составе ст. лейтенанта Кубышкина Василия Ивановича, штурмана звена лейтенанта Криничного Михаила Петровича и ВСР сержанта Чернышова Георгия Максимовича.
       С 11.08.1945 г. МБР-2 115-го МРАП в связи с плохой погодой летали только на воздушную разведку в Японское море.
       Всего за период боевых действий самолеты полка выполнили 85 боевых вылетов на разведку и 12 вылетов на бомбардировку п. Юки. Экипажи полка участвовали в операции ТОФ по захвату северокорейского порта и аэродрома Гензан, доставив туда на своих самолетах силы десанта.
       Приказом ВГК №0501 от 15.09.1945 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0519 от 29.09.1945 г.) за мужество и героизм, проявленные личным составом полка в боях с милитаристской Японией и за отличие в боях при освобождении корейского города Юки (ныне - Унги) ему было присвоено почетное наименование «Юкинский».
       Вскоре после окончания войны на вооружение полка поступили самолеты РВN-1 «Номад».
       30.01.1947 г. в связи со снятием с вооружения самолетов МБР-2 4-я МБРАЭ полка была расформирована.
       С 15.07.1950 г. 115-й МРАП был переформирован в 539-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью, вооруженную 10 самолетами РВN-1 «Номад».
       К 30.12.1955 г. 539-я ОМДРАЭ (10 РВN-1) была переведена на штат самолетов Бе-6 (10 ед.).
       С начала 1956 г. в часть начали поступать новые летающие лодки Бе-6, и во второй половине этого года в составе эскадрильи имелось 6 самолетов Бе-6 и 10 экипажей. Кроме того, в ней оставалась одна амфибия PBY-6A.
       К 15.07.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР 539-я ОМДРАЭ была расформирована.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении части стояли: «Савойя» S-16бис, МР-1, МБР-2, МБР-2ВУ, РВN-1 «Номад», PBY-6A «Каталина», Бе-6.

Фотоснимок СЯВ гидроплан 115 омрап Амбар
Сержант, отличный пилот А.Н. Мухин проверяет самолет перед полетом. Фотография 1943 г.


Летающая лодка МБР-2, ст. Океанская.

действующая армия СССР фото
МБР-2 с тактическим номером 7 на рулении.

ww2 foto Russia in combat
Учебная тревога 19.01.1943 г. МБР-2 на колёсном шасси, без поплавков. Увеличение фото - по клику.
Soviet flying boat MBR-2 in 1943. Click to enlarge the photo.


MBR2 wwII photo USSR in action
Подготовка к вылету МБР-2 № 40, 09.08.1945 г., ст. Океанская. На переднем плане - катер с кодом ВК-65 т. Увеличение фото - по клику.
Soviet seaplane MBR-2 in 1945. Click to enlarge the picture.


115 омрап ВВС ТОФ в СЯВ, разведсамолет
Экипаж МБР-2 (ВСР Хатырев, штурман Казко, летчик Борисенков) на ст. Океанская, август 1945 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet seaplane MBR-2 in 1945. Click to enlarge the picture.



Летающая лодка Бе-6 539 ОМДРАЭ, ст. Океанская, 1950 г.

       Командиры части

       Частью командовали: Б.А.Почиковский (май 1938 г. – август 1939 г.), И.А.Афанасьев (ноябрь 1939 г. – июль 1940 г.), М.В.Барташов (август 1940 г. - май 1943 г.), майор Иван Григорьевич Нехаев (май 1943 г. - 1946 г.), Н.Д.Занчев (в сентябре 1944 г., ВрИО), П.Н.Кузнецов (1946-48 гг.), В.Н.Иванов (январь 1949 г. – май 1951 г.), П.Я.Странников (май 1951 г. - 1953 г.), Н.И.Андриевский (1953-55 гг.), А.М.Меделян (1956-57 гг.), В.П.Калинин (август 1957 г. – апрель 1960 г.)




115 отдельный морской разведывательный авиационный Юкинский полк ВВС ТФ 115-й морской ближнеразведывательный авиаполк (мбрап), 539-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Юкинская эскадрилья, 3-я ОМДРАЭ, 13-я ОМДРАЭ, 27-я ОМБРАЭ)
разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолет

Благодарность за информацию и фото - Павлу Левшову.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.