115 отдельный морской разведывательный авиационный Юкинский полк ВВС ТОФ
115th separate navy air reconnaissance regiment of Soviet Pacific fleet
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
С 14.05.1938 г. на основании приказа Ком. ВВС ТОФ №0036 от 14.05.1938 г. и Ком. ТОФ №0047 от 20.06.1938 г. в составе ВВС ТОФ на ст. Океанская
на базе 27-й ОМБРАЭ и 3-й ОМДРАЭ формируется 115-й морской ближнеразведывательный авиационный полк пятиэскадрильного состава на самолетах МБР-2.
С 25.06.1938 г. 5-я АЭ была расформирована. Вместо нее в состав полка включили 13-ю ОМДРАЭ ВВС ТОФ.
Штабы полка, 1-4-я АЭ базировались на Океанской, а 13-я АЭ – в б. Суходол.
К августу 1938 г. 5-я АЭ была восстановлена, и полк стал иметь в своем составе шесть эскадрилий.
В июле-августе 1938 г. экипажи полка приняли участие в боях у оз. Хасан.
25.07.1938 г. командованием ВВС Тихоокеанского флота полку были поставлены следующие задачи1:
- вести разведку в границах м. Гамов – м. Поворотный;
- двумя АЭ находится в готовности к уничтожению боевых кораблей, транспортов, складов, ГСМ в порту Сейсин;
- одной АЭ находится в готовности к уничтожению боевых кораблей, транспортов, складов, ГСМ в порту Расин;
- установить ночное дежурство с бомбами по две АЭ (по 2 самолета в АЭ).
Кроме этого самолеты МБР-2 полка вывозили раненых бойцов из района вооруженного конфликта в госпиталь на ст. Океанская и во Владивосток, делая посадку на озере Хасан. Туда же доставлялись грузы и почта.
На 01.10.1938 г. в составе 115-го МРАП имелось:
Самолетов – 73/63 МБР-2М-34; Экипажей всего укомплектовано - 63.
В мае 1939 г. 13-я МДРАЭ вышла из состава полка, став отдельной эскадрильей, (в декабре 1940 г. она была обращена на формирование 16-го МРАП ВВС ТОФ).
По состоянию на 01.12.1940 г. в 115-м МРАП числилось:
Управление АП (Океанская) – 2/1 МБР-2, 1/1 МП-1, 1/1 У-2
1-я АЭ (Океанская) – 15/11 МБР-2,
2-я АЭ (Океанская) – 13/10 МБР-2,
3-я АЭ (Океанская) – 15/11 МБР-2,
4-я АЭ (Океанская) - 14/10 МБР-2,
Всего: 59/43 МБР-2, 1/1 МП-1, 1/1 У-2. Экипажей – 46.
По состоянию на 01.06.1941 г. в боевом составе полка числилось 45/42 МБР-2, 1/1 МП-1, 3/3 У-2.
В годы Великой Отечественной войны основными задачами полка были воздушная разведка и противолодочный поиск в заливе Петра Великого. Зона поиска простиралась от устья реки Туманная до м. Поворотный.
С февраля по апрель 1943 г. командир 115-го ОМРАП М.В.Барташов находился на боевой стажировке в 119-м МРАП ВВС ЧФ.
По состоянию на 01.01.1944 г. в составе 115-го МРАП (в/ч 42896) числилось
44/39 МБР-2, 1/1 У-2 и 28 экипажей, из которых 25 летали ночью.
Хотя к августу 1945 г. самолеты МБР-2, которые стояли на вооружении 115-го МРАП, уже устарели,
именно они начали боевые действия Авиации ТОФ в войне с милитаристской Японией. К началу боевых действий в полку
имелось 26/24 МБР-2 на ст. Океанская и еще 9/9 МБР-2 базировались на противоположном берегу залива Угловой на п-ове Де-Фриза. На эти самолеты имелось 32 экипажа, 19 из которых были полностью боеготовыми.
С началом Советско-японской войны полк активно включился в боевую работу. В связи со сложными погодными условиями
он единственным из частей ВВС ТОФ смог вылететь с аэродрома ночью с 8 на 9 августа. Около 2 часов ночи 12 самолетов МБР-2 полка нанесли удар по корейскому порту Расин. Летчики полка записали на свой боевой счет танкер и несколько уничтоженных бомбами складов. Кроме того, от бомбежки возникло несколько очагов пожаров на причалах и пирсах.
10.08.1945 г. самолеты полка повторили бомбардировку Расина. В этот день полк понес единственную в этой войне потерю: из боевого вылета на ВР не вернулся самолет МБР-2 с экипажем в составе ст. лейтенанта Кубышкина Василия Ивановича, штурмана звена лейтенанта Криничного Михаила Петровича и ВСР сержанта Чернышова Георгия Максимовича.
С 11.08.1945 г. МБР-2 115-го МРАП в связи с плохой погодой летали только на воздушную разведку в Японское море.
Всего за период боевых действий самолеты полка выполнили 85 боевых вылетов на разведку и 12 вылетов на бомбардировку п. Юки.
Экипажи полка участвовали в операции ТОФ по захвату северокорейского порта и аэродрома Гензан, доставив туда на своих самолетах силы десанта.
Приказом ВГК №0501 от 15.09.1945 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0519 от 29.09.1945 г.) за мужество и героизм, проявленные личным составом полка в боях с милитаристской Японией и за отличие
в боях при освобождении корейского города Юки (ныне - Унги) ему было присвоено почетное наименование «Юкинский».
Вскоре после окончания войны на вооружение полка поступили самолеты РВN-1 «Номад».
30.01.1947 г. в связи со снятием с вооружения самолетов МБР-2 4-я МБРАЭ полка была расформирована.
С 15.07.1950 г. 115-й МРАП был переформирован в 539-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью, вооруженную 10 самолетами РВN-1 «Номад».
К 30.12.1955 г. 539-я ОМДРАЭ (10 РВN-1) была переведена на штат самолетов Бе-6 (10 ед.).
С начала 1956 г. в часть начали поступать новые летающие лодки Бе-6, и во второй половине этого года в составе эскадрильи имелось 6 самолетов Бе-6 и 10 экипажей. Кроме того, в ней оставалась одна амфибия PBY-6A.
К 15.07.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР 539-я ОМДРАЭ была расформирована.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении части стояли: «Савойя» S-16бис, МР-1, МБР-2, МБР-2ВУ, РВN-1 «Номад», PBY-6A «Каталина», Бе-6.
Сержант, отличный пилот А.Н. Мухин проверяет самолет перед полетом. Фотография 1943 г.
Летающая лодка МБР-2, ст. Океанская.
МБР-2 с тактическим номером 7 на рулении.
Учебная тревога 19.01.1943 г. МБР-2 на колёсном шасси, без поплавков.
Увеличение фото - по клику.
Soviet flying boat MBR-2 in 1943. Click to enlarge the photo.
Подготовка к вылету МБР-2 № 40, 09.08.1945 г., ст. Океанская.
На переднем плане - катер с кодом ВК-65 т.
Увеличение фото - по клику.
Soviet seaplane MBR-2 in 1945. Click to enlarge the picture.
Экипаж МБР-2 (ВСР Хатырев, штурман Казко, летчик Борисенков) на ст. Океанская, август 1945 г.
Увеличение фото - по клику.
Soviet seaplane MBR-2 in 1945. Click to enlarge the picture.
Летающая лодка Бе-6 539 ОМДРАЭ, ст. Океанская, 1950 г.
Командиры части
Частью командовали: Б.А.Почиковский (май 1938 г. – август 1939 г.), И.А.Афанасьев (ноябрь 1939 г. – июль 1940 г.),
М.В.Барташов (август 1940 г. - май 1943 г.), майор Иван Григорьевич Нехаев (май 1943 г. - 1946 г.), Н.Д.Занчев (в сентябре 1944 г., ВрИО),
П.Н.Кузнецов (1946-48 гг.), В.Н.Иванов (январь 1949 г. – май 1951 г.), П.Я.Странников (май 1951 г. - 1953 г.),
Н.И.Андриевский (1953-55 гг.), А.М.Меделян (1956-57 гг.), В.П.Калинин (август 1957 г. – апрель 1960 г.)
115 отдельный морской разведывательный авиационный Юкинский полк ВВС ТФ
115-й морской ближнеразведывательный авиаполк (мбрап),
539-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Юкинская эскадрилья, 3-я ОМДРАЭ, 13-я ОМДРАЭ, 27-я ОМБРАЭ)
разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк,
разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолет
Благодарность за информацию и фото - Павлу Левшову.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.