Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

15 отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья ВВС КБФ



15th separate air reconnaissance squadron of Soviet Balticsea fleet

       С 01.10.1936 г. в соответствии с Планом оргмероприятий по формированию частей РККА на 1936 г. на основании директивы ГШ РККА №1/35786 от 26.08.1936 г. на гидроаэродроме Вейно начала формироваться 7-я отдельная морская ближнеразведывательная эскадрилья по штату 12 самолетов МБР-2 (морской ближний разведчик). Личным составом эскадрилья укомплектовывалась из выпускников ВМАУ им. Сталина.
       Спустя пять месяцев с начала формирования по состоянию на 01.02.1937 г. в 7-й ОМБРАЭ имелся только один самолет МБР-2М-17.
       К апрелю 1937 г. эскадрилья перебазировалась с аэр. Вейно на аэр. Хаболово.
       В сентябре 1937 г. в составе эскадрильи было всего 3/3 МБР-2. В соответствии с Планом оргмероприятий РККА на 1937 г. было предусмотрено в период с 01.10 по 31.12.1937 г. перевести 7-ю ОМБРАЭ на новый штат с усилением до 19 самолетов. В течение года эскадрилья стала пополняться авиационной техникой. К февралю 1938 г. 7-я ОМБРАЭ была укомплектована авиационной техникой до полного штата - 19 самолетов МБР-2.
       К 01.05.1938 г. директивой ГШ РККА №4/2/33586 от 26.03.1938 г. 7-я ОМДРАЭ сменила наименование на 12-ю отдельную морскую ближнеразведывательную авиационную эскадрилью. Тогда же она была включена в состав формируемой 9-й РАБ ВВС БФ.
       В апреле 1939 г. 12-я ОМБРАЭ была переформирована в 12-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью. В ее составе числилось 11 летающих лодок МБР-2.
       В середине октября 1939 г. на основании приказа НК ВМФ Н.Г.Кузнецова №00140 от 09.10.1939 г. 12-я ОМДРАЭ вооруженная самолетами МБР-2 базирующаяся на аэр. Хаболово была передана из расформируемой 9-й РАБ в состав формируемой 10-й смешанной авиабригады ВВС БФ, управление которой разместилось в Палдиски (Эстония).
       12.11.1939 г. накануне войны с Финляндией 12-я ОМДРАЭ (12 МБР-2) была перебазирована с аэр. Хаболово на аэр. Палдиски.
       В декабре 1939 г. из личного состав, который по политическим мотивам не мог быть направлен в командировку «за границу» и одного отряда самолетов 12-й ОМДРАЭ был сформирован 12-й ОМРАО (3 МБР-2), оставшийся на аэр. Хаболово. Хотя отряд был подчинен командиру 15-го МРАП, но действовал вполне самостоятельно.
       На основании приказа НК ВМФ СССР №00176 от 1939 г. 12-я ОМБРАЭ была переименована в 15-ю отдельную авиационную эскадрилью морских ближних разведчиков.
       По состоянию на 27.01.1940 г. в боевом составе 15-й ОАЭ МБР на аэр. Кихельконна числилось 13/13 МБР-2 и 13 экипажей.
       Во время «Зимней войны» перед эскадрильей были поставлены задачи выявления базирования и деятельности кораблей противника (броненосцев береговой обороны, транспортов и др.) в шхерах Финского и Ботнического заливов, портах и ВМБ и на коммуникациях, а также их уничтожение. Несмотря на морозы и короткий световой день, самолеты МБР-2 15-й ОМРАЭ совместно с МБР-2 44-й ОМРАЭ летали очень интенсивно. Обе эскадрильи совместно выполнили 326 самолетовылетов, из них до половины ночью.
       По состоянию на 01.04.1940 г. в боевом составе эскадрильи насчитывалось 10/9 МБР-2 и 13 экипажей.
       К 15.09.1940 г. на основании директивы НШ БФ №31/1267сс от 24.08.1940 г. во исполнение приказа НК ВМФ №00201 от 08.08.1940 г. 15-я ОМБРАЭ была переведена со штата №30/915-А на штат №30/46-А.
       По состоянию на 01.12.1940 г. в боевом составе эскадрильи на аэр. Кихельконна насчитывалось 11/8 МБР-2, 1/1 МП-1, 1/1 У-2.
       На 22.06.1941 г. 15-я ОМБРАЭ (11/9 МБР-2, 1/1 МП-1 и 1/1 У-2 и 12 летчиков) базировалась на гидроаэродром Кихельконна (о. Эзель).
       С 26.06.1941 г. в течение всего периода обороны Моонзундского архипелага 15-я ОМБРАЭ входила в состав авиационной группы ВВС флота, подчиненной коменданту береговой обороны Балтийского района (БОБР).
       06.07.1941 г. в состав 15-й ОМБРАЭ включили морское авиазвено (2 МБР-2) 11-й ОАЭ ПВ, базирующейся также на гидроаэродром Кихельконна (о. Эзель). Однако всего через несколько дней звено было передано в распоряжение разведывательного отдела 7-й армии Северного фронта и перебазировано в Петрозаводск.
       На 01.08.1941 г. в составе 15-й ОМРАЭ на гидроаэродроме Кихельконна числилось: 7/6 МБР-2, 1/1 У-2 и 8 экипажей.
       По состоянию на 12.07.1941 г. в 15-й ОМБРАЭ на аэр. Кихельконна имелось 6/6 МБР-2 и 12 экипажей.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 15-й ОМБРАЭ числилось 8 МБР-2 и 1 У-2.
       В августе-сентябре 1941 г. самолеты эскадрильи кроме решения традиционных задач по поиску и уничтожению кораблей и судов в Финском и Рижском заливах, а также по нанесению ударов по сухопутным частям противника выполняли вылеты в интересах Особой авиагруппы ВВС БФ и ВВС КА, наносящей удары по Берлину.
       По состоянию на 01.09.1941 г. в эскадрилье оставалось 4 исправных самолета МБР-2. Во второй половине сентября 1941 г. командование ВВС БФ приняло решение перебазировать уцелевшие самолеты с аэр. Кихельконна под Ленинград в Ораниенбаум.
       18.09.1941 г. уцелевшие 3 МБР-2 эскадрильи перелетели на оз. Гора-Валдай под Ленинград.
       К октябрю 1941 г. в боевом составе 15-й ОМБРАЭ остался фактически только один самолет МБР-2. Формально она перешла в подчинение командиру 15-го МРАП ВВС БФ. На основании приказа НК ВМФ №00358 от 03.10.1941 г. в связи со значительными потерями в личном составе и авиатехнике и невозможностью их пополнения 15-я ОМРАЭ на аэр. Гора-Валдай была расформирована. Высвободившийся личный состав эскадрильи был направлен в г. Саранск, где на базе 1-го ЗАП ВВС ВМФ проходил переучивание на другие типы самолетов и укомплектование других частей.
       На вооружении эскадрильи стояли самолеты МБР-2, МП-1, У-2.
       Командиры эскадрильи: В.И.Синеокий (март 1937 г. – апрель 1938 г.), В.П.Канарев (апрель 1938 г. - февраль 1941 г.), А.Г.Грошенков (февраль 1941 г. – октябрь 1941 г., погиб в январе 1942 г.).
       Фотографии самолетов авиаэскадрильи не обнаружены.





15 отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья ВВС КБФ

15-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья (12-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья, 12-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья, 7-я отдельная морская дальнеразведывательная авиаэскадрилья) Балтфлота
разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолёт

Благодарность за информацию - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.
Great Patriotic war.