22 отдельный морской разведывательный авиационный полк ВВС ВМФ
22th detached navy reconnaissance aviation regiment
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
В июле 1941 г. в связи с возникшей угрозой захвата г. Николаев командование Авиации ВМФ приняло решение перебазировать ВМАУ им. С.А.Леваневского
в г. Безенчук, а самолеты МБР-2 (морской ближний разведчик), стоявшие на вооружении 1-й и 2-й МУАЭ этого училища, передать во ВМАУ им. Сталина в г. Ейск.
В сентябре 1941 г. ВМАУ им. Сталина эвакуировалось в г. Моздок, находившийся вдали от моря и крупных рек.
В сложившейся обстановке возникла необходимость в создании специального училища для подготовки пилотов гидросамолетов.
На основании приказа НК ВМФ №0895 от 16.09.1941 г. две морские учебные авиационные эскадрильи к 20 сентября на летающих лодах МБР-2 подлежали перебазированию в Астрахань.
С 26.09.1941 г. приказом НК ВМФ №0913 от 22.09.1941 г. обе эти эскадрильи были обращены
на формирование Военно-морского авиационного училища морских пилотов (46 МБР-2М-34). Училище формировалось на базе 2-го ЗАП при ВМАУ им. Сталина.
Местом базирования ВМАУ МП стали с. Никольское и с. Комаровка в 25 км к югу от Астрахани.
В середине 1942 г. из-за угрозы прорыва немецких войск к Волге ВМАУ морских пилотов было перебазировано в с. Али-Байрамли (ныне г. Ширван) на оз. Аджикабул недалеко от Каспия.
Поскольку необходимость в пополнении экипажами разведывательных частей на МБР-2 отпала, на основании приказа НК ВМФ №0774 от 10.09.1942 г.
ВМАУ морских пилотов было реорганизовано в 22-й отдельный морской разведывательный авиационный полк с перебазированием на оз. Холмовское в район Архангельска в распоряжение 3-й авиагруппы Беломорской военной флотилии.
В сентябре 1942 г. полк перебазировался из Аджикабула в район Архангельска (оз. Холмовское).
18.09.1942 г. 22-й МБРАП был включен в 3-ю авиационную группу БелВФл, базируясь на оз. Холмовское (аэр. Лахта). На новом месте базирования полк сразу же включился в боевую работу по ведению воздушной разведки, сопровождению кораблей и судов, поиску и уничтожению подводных лодок противника в Белом море и на подходах к нему.
На 01.10.1942 г. 22-й ОМБРАП насчитывал 11/11 МБР-2, базирующихся на оз. Холмовское.
В октябре 1942 г. в состав 22-го МБРАП был передан личный состав и авиатехника (около десятка самолетов МБР-2)
из расформированной 49-й ОМДРАЭ 3-й АГ БелВФл. Кроме того, полк был пополнен самолетами из других частей ВВС СФ.
К 01.11.1942 г. в боевом составе числилось: на аэр. Холмовское – 34/17 МБР-2, на аэр. Ягодник – 2/1 МБР-2.
По состоянию на 01.02.1943 г. в 22-м МБРАП имелось на о. Моржовец и оз. Холмовское 27/12 МБР-2.
В навигацию 1943 г. самолеты полка для обеспечения проводки конвоев по СМП в Восточном секторе Арктики
выделялись на оперативные аэродромы Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон вдоль побережья Карского моря.
В январе 1944 г. в составе 22-го МБРАП числилось: на оз. Холмовское – 10/10 МБР-2, на о. Моржовец – 4/4 МБР-2, на аэр. Нарьян-Мар – 3/3 МБР-2, на аэр. Туруханск – 1/1 МБР-2, на аэр. Подкаменная Тунгуска – 1/1 МБР-2.
С 13.01.1944 г. 3-я АГ подлежала переформированию в ВВС Беломорской военной флотилии. При этом формировался ряд новых авиационных частей, на укомплектование разведывательных эскадрилий которых был обращен 22-й МБРАП.
На 01.03.1944 г. в составе 22-го МБРАП числился 21/21 самолет МБР-2, в т.ч.:
на оз. Холмовское – 6/6, на о. Моржовец – 5/5, на аэр. Нарьян-Мар – 2/2, на аэр. Йоканка - 3/3,
на аэр. Туруханск – 1/1, на аэр. Красноярск – 2/2, на аэр. Поной - 1/1, на аэр. Ягодник - 1/1.
С января 1944 г. по 15.04.1944 г. 22-й ОМРАП на гидроаэродроме Холмовское был расформирован. Его личный состав и авиационная техника
были обращены на укомплектование вновь сформированных 44-го, 53-го, 54-го САП и 20-й ОМРАЭ ВВС БелВФл.
Подчиненность и участие на фронтах
22 морской разведывательный авиаполк ВВС СФ в действующей армии: 18.09.1942-15.04.1944.
Материальная часть
На вооружении полка стояли морские ближние разведчики МБР-2.
Летающие лодки МБР-2 на аэр. Лахта. Увеличение фотографии - по клику.
The MBR-2 flying boats of 22 MRAP at the airdrome. Click to enlarge the picture.
Командиры части
Начальники ВМАУ МП: И.Д.Хныкин (сентябрь-ноябрь 1941 г., ВрИД), И.В.Рожков (ноябрь 1941 г. – май 1942 г.), В.Ф.Злыгарев (май 1942 г. – сентябрь 1942 г).
Командиры 22 МРАП: В.Ф.Злыгарев (сентябрь 1942 г. – январь 1943 г.), П.А.Панков (январь 1943 г.- март 1944 г.),
С.С.Агафонов (апрель-май 1944 г.).
22-й отдельный морской разведывательный авиационный полк ВВС КаВФ / БелВФл
(44-й, 53-й и 54-й смешанные авиационные полки ВВС БелВФл)
разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, мрап,
морская разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолёт
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.