Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

30 отдельный Краснознаменный морской разведывательный авиационный Севастопольский полк ВВС ВМФ

Боевое Знамя красное 30 Отдельного дальнеразведывательного авиационного Севастопольского Краснознаменного полка КЧФ
30th separate air reconnaissance "Sevastopol" regiment of Soviet Blacksea fleet

       История полка

       12.05.1942 г. в составе ВВС ЧФ из поступивших новых самолетов (7 А-20 «Бостон» и 3 Пе-2), оборудованных специально для разведки была создана нештатная разведывательная эскадрилья. Спустя всего неделю 20 мая был получен штат на 27-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью. Она была в основном укомплектована летным и техническим составом 7-го ИАП ВВС ЧФ.
       Во второй половине июля 1942 г. 27-я РАЭ базировалась на аэродром Елизаветинская.
       25.05.1943 г. 27-я ОРАЭ ВВС ЧФ в Геленджике была переформирована в 30-й разведывательный авиационный полк трехэскадрильного состава. Две из эскадрилий полка были дальнеразведывательные, вооруженные самолетами «Дуглас» DB-7B («Бостон»-III) и А-20G «Бостон», ДБ-3ф и Пе-2, а третья – ближнеразведывательная на самолетах Р-40Е «Киттихок». Она была сформирована на базе 1-й АЭ 7-го ИАП 62-й ИАБ ВВС ЧФ.
       В середине 1943 г. в составе полка числилось 16 DB-7B и А-20G и 8 Р-40Е, а также несколько самолетов ЛаГГ-3 и Пе-2. В период битвы за Кавказ 30-й ОРАП базировался на аэр. Адлер и Алахадзы(Алахадзи) (Черноморское побережье Кавказа). Истребители третьей эскадрильи кроме выполнения чисто разведывательных задач использовались также для прикрытия пунктов базирования Черноморского флота и противодействия немецким катерам, совершавшим набеговые действия на наши коммуникации вдоль Кавказского побережья.
       С освобождением Новороссийска и Таманского полуострова управление и две эскадрильи полка были перебазированы на аэр. Мысхако, а третья АЭ - на площадку Бугаз.
       15.10.1943 г. в соответствии с приказом командующего ВВС ЧФ одна эскадрилья 30-го ОРАП вместе с 11-й ШАД, частью сил 1-й МТАД, 25-го ИАП и по одной эскадрилье от 119-го МРАП и 62-го ИАП была выделена для обеспечения высадки десанта сил 18-й армии в район Эльтигена.
       29.01.1944 г. 3-я АЭ 30-го ОРАП перебазировалась на аэр. Анапа.
       13.03.1944 г. 2-я АЭ полка перебазировалась на аэр. Птаховка в районе Скадовска, а на Мысхако оставалась 1-я АЭ полка.
       23.03.1944 г. управление и 3-я АЭ 30-го ОРАП перебазировались с аэр. Мысхако в Птаховку.
       По состоянию на 01.04.1944 г. управление 30-го ОРАП (1/0 «Бостон», 1/- УТ-1, 1/- УТ-2 и 4 летчика) базировалось на аэр. Птаховка. Его 1-я РАЭ (4/4 «Бостон»-III, 4/4 А-20G и 9 экипажей) базировалась на аэр. Мысхако, 2-я РАЭ (5/5 «Бостон»-III, 2/1 А-20G и 10 экипажей) – на аэр. Птаховка и 3-я РАЭ (9/9 Р-40 «Киттихок» и 14 летчиков) – на аэр. Скадовск.
       В апреле-начале мая 1944 г. самолеты полка вели разведку в море конвоев и одиночных плавсредств противника доставлявшего подкрепления и эвакуировавшего войска из Севастополя в интересах минно-торпедной и, бомбардировочной и штурмовой авиации ВВС ЧФ.
       После освобождения 13.04.1944 г. советскими войсками г. Саки от немецко-румынских войск 30-й ОРАП был перебазирован на его аэродром.
       04.05.1944 г. 30-й ОРАП перебазировался с аэр. Саки на аэр. Евпатория.
       Приказом ВГК №0600 от 22.07.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0623 от 31.07.1944 г.) за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленный при освобождении Севастополя, 30-му ОРАП было присвоено почетное наименование «Севастопольский».
       С 18.08.1944 г. часть сил 30-го ОРАП из Крыма перебазировалась в Одессу на аэр. Центральный, где сосредотачивалась группировка около 300 самолетов ВВС ЧФ для ведения боевых действий против Румынии и Болгарии.
       20.08.1944 г. 10 А-20G «Бостон» полка с аэр. Евпатория приняли участие в воздушной операции по уничтожению сил противника в ВМБ Констанца.
       Во второй половине августа 1944 г. на вооружении полка находилось 14 А-20G «Бостон» и 10 Р-40Е «Киттихок».
       25.09.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульча и Сулина и проявленные при этом доблесть и мужество 30-й ОРАП был награжден орденом Красного Знамени.
       На 01.10.1944 г. в боевом составе 30-го ОРАП, базирующегося на аэр. Евпатория, числилось 16/16 А-20G «Бостон», 4/4 «Бостон»-III, 1/0 УТ-2, 1/1 УТ-1, 2/2 По-2 и 25 летчиков. Еще 9/9 Р-40 «Киттихок» и 14 летчиков 1-й АЭ полка базировались на аэр. Де-Жос Палас (Румыния).
       Хотя боевые действия на Черном море завершились еще в сентябре 1944 г., полк остался единственной частью ВВС ЧФ в составе действующей армии до марта – апреля 1945 г. (2-я и 3-я АЭ).
       23.03.1945 г. АЭ самолетов Р-40 «Киттихок» 30-го ОРАП согласно приказу НК ВМФ была передана в оперативное подчинение командованию Дунайской флотилии, которая вела боевые действия на Дунае на территории Венгрии. До 9 мая эскадрилья прошла с боями вместе с флотилией по Дунаю с базированием на аэродромах Турну-Северин (Румыния), Будапешт (Венгрия), Вена (Австрия).
       25.04.1945 г. 2-я АЭ самолетов А-20G «Бостон» под командованием ГСС Д.М.Лебедева была направлена на Балтику, где временно вошла в состав 15-го ОРАП ВВС БФ. Она пробыла в командировке до 30 июля, после чего, вернулась к месту постоянной дислокации на Черное море.
       За время боевых действий в Великой Отечественной войне полком было совершено 3579 боевых вылетов, сбит 31 самолет, потоплено 8 кораблей, уничтожено 83 эшелона противника.
       В конце 1945 г. 30-й ОРАП базировался на аэр. Евпатория, а позднее он стал дислоцироваться на аэродроме Саки (пос. Новофедоровка).
       К 1952 г. 30-й ОРАП перевооружился на реактивные самолеты-разведчики Ил-28р. Всего в полку было две эскадрильи, вооруженные этими самолетами.
       В мае 1952 г. истребительная эскадрилья полка была выделена из его состава и стала именоваться 1916-й ОРАЭ, дислоцирующейся на аэр. Саки. Эта эскадрилья просуществовала до июня 1953 г. после чего была расформирована, а ее личный состав был обращен на укомплектование «материнского» 30-го ОРАП.
       В 1957 г. в состав 30-го ОРАП была включена 4-я ОБУКАЭ ВВС ЧФ, которая стала неотдельной эскадрильей. После 1960 г. эта эскадрилья была свернута в буксировочное авиазвено.
       В конце 50-х годов на вооружение полка стали поступать самолеты Ту-16 в разведывательном варианте.
       В 1960 г. в составе 30-го ОРАП были сформированы 3-я и 4-я АЭ на самолетах Ил-28 (в одну из которых было включено буксировочное авиазвено). В последующие годы эти эскадрильи были расформированы.
       До середины 1965 г. полк летал на Ил-28 и Ту-16р. При этом эскадрилья полка, вооруженная самолетами Ил-28р числилась эскадрильей РТР, а другая эскадрилья, вооруженная самолетами Ту-16р, числилась дальнеразведывательной эскадрильей. Также в составе полка сохранялось буксировочное авиазвено самолетов Ил-28.
       В июле 1965 г. эскадрилья самолетов Ил-28р получила на вооружение сверхзвуковые разведчики Ту-22р, постановщики помех Ту-22пп и учебные самолеты Ту-22у и приступила к полетам на них. После перевооружения 30-й ОДРАП стал вторым и последним полком в ВВС ВМФ, оснащенным самолетами данного типа.
       К 1966 г. 30-м ОДРАП была сформирована третья авиационная эскадрилья. Две из них были вооружены самолетами Ту-22р, Ту-22пп, Ту-22у. Третья эскадрилья полка продолжала эксплуатировать самолеты Ту-16р.
       Вплоть до конца 80-х годов самолеты Ту-16р продолжали эксплуатироваться в 3-й АЭ полка наравне с Ту-22р.
       В ходе Арабо–Израильской войны «на истощение» (1967-70 гг.) в Египет была направлена авиагруппа 967-го ОДРАП ВВС СФ. Из нее была сформирована 90-й ОДРАЭ ОсНаз ВВС ВМФ нас аэр. Каир-Вест. С 1970 г. эта эскадрилья была передана в подчинение командующему ВВС ЧФ и стала комплектоваться экипажами 30-го ОДРАП. Разведчики-черноморцы выполняли вылеты над Средиземным морем по плану боевой службы, ведя разведку корабельных соединений ВМС США и НАТО, развернутых в этом районе. После разрыва отношений между СССР и Египтом в 1972 г. эскадрилья была расформирована, а самолеты и экипажи перелетели в Саки.
       В 80-е годы самолеты Ту-16р полка выполняли вылеты на воздушную разведку в Средиземное море с аэродромов Сирии (авиабаза Т-4).
       В 1989-90 гг. в составе полка имелось 14 Ту-22р, 6 Ту-22у, 4 Ту-22пп. Вскоре самолеты Ту-22у и несколько Ту-22пп были переданы в части ВВС СА.
       В начале 90-х годов 30-й ОДРАП был передислоцирован с аэр. Саки на аэр. Октябрьское. Планировалась перевооружить полк на самолеты-разведчики Су-24мр, однако последовавший вскоре распад СССР похоронили эти планы.
       01.12.1994 г. 30-й ОДРАП на аэр. Октябрьское был переформирован в 198-ю отдельную дальнеразведывательную авиационную эскадрилью.
       На основании директивы ГШ ВМФ №730/1/0334В от 01.09.1995 г. 198-я ОДРАЭ, вооруженная самолетами Ту-22р была расформирована, а ее авиационная техника поделена поровну между Россией и Украиной.
       В документах встречаются сокращения 30 рап (авп, оравп, омрап, мрап, орап) ВВС ЧФ, 30 КРАСП (РАСКП) ВВС ВМФ.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Две эскадрильи полка были вооружены дальними разведчиками Пе-2 и А-20 "Бостон-3", одна - ближними P-40 "Киттихаук".
       На вооружении полка в разное время стояли: A-20 «Бостон», ДБ-3ф, ЛаГГ-3, Р-40 «Киттихок», Р-47 «Тандерболт», Пе-2р, Ил-28р, Ту-16р, Ту-16с, Ту-22р, Ту-22у, Ту-22пп.

30-й разведывательный авиаполк. ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Летчик Шаповалов Г.А., фото 1943 г.
Pilot G.A. Shapovalov. Great Patriotic war photo.


на ГК: ЧФ, 3-й разведовательный авиаполк 1943 боевое применение действующая армия
Самолет А-20 № 41, фото 1943 г. Предположительно - 30 орап ВВС ЧФ.
The A-20 plane, probably of 30 ORAP Blacksea fleet.



Перед полетом Герой Советстского Союза Мордин и штурман Грималовский.
The warplane A-20 board number 45.


фото ВОВ 30-й авиаразведполк
Экипаж самолета Героя Советского Союза старшего лейтенанта Рожкова А.Е., 1945 г. Другая фотография из серии - по клику.

The crew of A. Rozhkov warplane (tactical number 5, serial number 253661). Click to view other picture.


30 ОМРАП ВВС Черноморского флота ЭБО.
Личный состав 2-й эскадрильи полка, фотография 1944 г. Увеличение фотографии - по клику.

The aviators of 2 squadron. Click to enlarge the picture.


Губанов - ст. сержант, готовит к полету. Авиаполк подполковника Рождественского
Ст. сержант Губанов готовит турельный пулемёт к вылету, 1943 г.

Техн. лейтенант Л. Яроцкий подготавливает фотоаппарат к вылету.
Техник-лейтенант Л. Яроцкий подготавливает фотоаппарат к вылету. 1944 г. Увеличение фотографии - по клику.

The camera for the A-20 plane. Click to enlarge the picture.


боевое применение действующая армия фото ВОВ Р40
Командир эскадрильи майор Новиков и его заместитель майор Марченко на фоне Р-40 со звездой на коке винта. Фото 1944 г.

30 РАСКП ВВС ЧФ Лебедев - МБР-2, А-20ж, СБ, Пе-2
Проводы Героя Советского Союза, командира эскадрильи Лебедева Дмитрия Максимовича на евпаторийском аэродроме. Увеличение фотографии - по клику.


       Командиры полка

       Частью командовали: Христофор Александрович Рождественский (апрель 1943 г. – апрель 1946 г.), Е.Л.Гельвиг (апрель-октябрь 1946 г.), И.В.Сидин (октябрь 1946 г. – декабрь 1949 г.), ГСС Г.А.Кузнецов (май 1954 г. – июль 1955 г.), Бородатов, В.Волков, Ф.И.Золотарь (1959 г. – сентябрь 1965 г.), В.А.Мышко (сентябрь 1965 г. – август 1970 г.), А.П.Чариков (1972-74 гг.), Н.Ф.Иванов (1974-77 гг.), Н.Н.Воловин (1977-80 гг.), В.И.Сидоров (1980-83 гг.), В.Н.Юрин (август 1983 г. – май 1985 г.), Н.И.Прилепа (май 1985 г. – сентябрь 1989 г.), С.П.Губарь (сентябрь 1989 г. - 1992 г.), В.С.Мещеряков (1992-93 гг.), О.Н.Повечеровский (1993 г. – сентябрь 1995 г.).




30 отдельный Краснознаменный морской разведывательный авиационный Севастопольский полк ВВС ВМФ

30-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Севастопольский Краснознаменный полк (198-я отдельная дальнеразведывательная авиационная Севастопольская Краснознаменная эскадрилья, 30-й отдельный разведывательный авиаполк, 27-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья)
А-20ж, разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, разведавиаэскадрилья, разведэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолёт

Благодарность за информацию - Левшов П.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.



История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.