30 отдельный Краснознаменный морской разведывательный авиационный Севастопольский полк ВВС ВМФ
30th separate air reconnaissance "Sevastopol" regiment of Soviet Blacksea fleet
История полка
12.05.1942 г. в составе ВВС ЧФ из поступивших новых самолетов (7 А-20 «Бостон» и 3 Пе-2), оборудованных специально для разведки была создана нештатная разведывательная эскадрилья.
Спустя всего неделю 20 мая был получен штат на 27-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью. Она была в основном укомплектована летным и техническим составом 7-го ИАП ВВС ЧФ.
Во второй половине июля 1942 г. 27-я РАЭ базировалась на аэродром Елизаветинская.
25.05.1943 г. 27-я ОРАЭ ВВС ЧФ в Геленджике была переформирована в 30-й разведывательный авиационный полк трехэскадрильного состава. Две из эскадрилий полка были дальнеразведывательные, вооруженные самолетами «Дуглас» DB-7B («Бостон»-III) и А-20G «Бостон», ДБ-3ф и Пе-2, а третья – ближнеразведывательная на самолетах Р-40Е «Киттихок». Она была сформирована на базе 1-й АЭ 7-го ИАП 62-й ИАБ ВВС ЧФ.
В середине 1943 г. в составе полка числилось 16 DB-7B и А-20G и 8 Р-40Е, а также несколько самолетов ЛаГГ-3 и Пе-2.
В период битвы за Кавказ 30-й ОРАП базировался на аэр. Адлер и Алахадзы(Алахадзи) (Черноморское побережье Кавказа). Истребители третьей эскадрильи кроме выполнения чисто разведывательных задач использовались также для прикрытия пунктов базирования Черноморского флота и противодействия немецким катерам, совершавшим набеговые действия на наши коммуникации вдоль Кавказского побережья.
С освобождением Новороссийска и Таманского полуострова управление и две эскадрильи полка были перебазированы на аэр. Мысхако, а третья АЭ - на площадку Бугаз.
15.10.1943 г. в соответствии с приказом командующего ВВС ЧФ одна эскадрилья 30-го ОРАП вместе с 11-й ШАД, частью сил 1-й МТАД, 25-го ИАП и по одной эскадрилье от 119-го МРАП и 62-го ИАП была выделена для обеспечения высадки десанта сил 18-й армии в район Эльтигена.
29.01.1944 г. 3-я АЭ 30-го ОРАП перебазировалась на аэр. Анапа.
13.03.1944 г. 2-я АЭ полка перебазировалась на аэр. Птаховка в районе Скадовска, а на Мысхако оставалась 1-я АЭ полка.
23.03.1944 г. управление и 3-я АЭ 30-го ОРАП перебазировались с аэр. Мысхако в Птаховку.
По состоянию на 01.04.1944 г. управление 30-го ОРАП (1/0 «Бостон», 1/- УТ-1, 1/- УТ-2 и 4 летчика) базировалось на аэр. Птаховка. Его 1-я РАЭ (4/4 «Бостон»-III, 4/4 А-20G и 9 экипажей) базировалась на аэр. Мысхако, 2-я РАЭ (5/5 «Бостон»-III, 2/1 А-20G и 10 экипажей) – на аэр. Птаховка и 3-я РАЭ (9/9 Р-40 «Киттихок» и 14 летчиков) – на аэр. Скадовск.
В апреле-начале мая 1944 г. самолеты полка вели разведку в море конвоев и одиночных плавсредств противника доставлявшего подкрепления и эвакуировавшего войска из Севастополя в интересах минно-торпедной и, бомбардировочной и штурмовой авиации ВВС ЧФ.
После освобождения 13.04.1944 г. советскими войсками г. Саки от немецко-румынских войск 30-й ОРАП был перебазирован на его аэродром.
04.05.1944 г. 30-й ОРАП перебазировался с аэр. Саки на аэр. Евпатория.
Приказом ВГК №0600 от 22.07.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0623 от 31.07.1944 г.) за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленный при освобождении Севастополя, 30-му ОРАП было присвоено почетное наименование «Севастопольский».
С 18.08.1944 г. часть сил 30-го ОРАП из Крыма перебазировалась в Одессу на аэр. Центральный, где сосредотачивалась группировка около 300 самолетов ВВС ЧФ для ведения боевых действий против Румынии и Болгарии.
20.08.1944 г. 10 А-20G «Бостон» полка с аэр. Евпатория приняли участие в воздушной операции по уничтожению сил противника в ВМБ Констанца.
Во второй половине августа 1944 г. на вооружении полка находилось 14 А-20G «Бостон» и 10 Р-40Е «Киттихок».
25.09.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульча и Сулина и проявленные при этом доблесть и мужество 30-й ОРАП был награжден орденом Красного Знамени.
На 01.10.1944 г. в боевом составе 30-го ОРАП, базирующегося на аэр. Евпатория, числилось 16/16 А-20G «Бостон», 4/4 «Бостон»-III, 1/0 УТ-2, 1/1 УТ-1, 2/2 По-2 и 25 летчиков. Еще 9/9 Р-40 «Киттихок» и 14 летчиков 1-й АЭ полка базировались на аэр. Де-Жос Палас (Румыния).
Хотя боевые действия на Черном море завершились еще в сентябре 1944 г., полк остался единственной частью ВВС ЧФ в составе действующей армии до марта – апреля 1945 г. (2-я и 3-я АЭ).
23.03.1945 г. АЭ самолетов Р-40 «Киттихок» 30-го ОРАП согласно приказу НК ВМФ была передана в оперативное подчинение командованию Дунайской флотилии, которая вела боевые действия на Дунае на территории Венгрии. До 9 мая эскадрилья прошла с боями вместе с флотилией по Дунаю с базированием на аэродромах Турну-Северин (Румыния), Будапешт (Венгрия), Вена (Австрия).
25.04.1945 г. 2-я АЭ самолетов А-20G «Бостон» под командованием ГСС Д.М.Лебедева была направлена на Балтику,
где временно вошла в состав 15-го ОРАП ВВС БФ. Она пробыла в командировке
до 30 июля, после чего, вернулась к месту постоянной дислокации на Черное море.
За время боевых действий в Великой Отечественной войне полком было совершено 3579 боевых вылетов, сбит 31 самолет, потоплено 8 кораблей, уничтожено 83 эшелона противника.
В конце 1945 г. 30-й ОРАП базировался на аэр. Евпатория, а позднее он стал дислоцироваться на аэродроме Саки (пос. Новофедоровка).
К 1952 г. 30-й ОРАП перевооружился на реактивные самолеты-разведчики Ил-28р. Всего в полку было две эскадрильи, вооруженные этими самолетами.
В мае 1952 г. истребительная эскадрилья полка была выделена из его состава и стала именоваться 1916-й ОРАЭ, дислоцирующейся на аэр. Саки. Эта эскадрилья просуществовала до июня 1953 г. после чего была расформирована, а ее личный состав был обращен на укомплектование «материнского» 30-го ОРАП.
В 1957 г. в состав 30-го ОРАП была включена 4-я ОБУКАЭ ВВС ЧФ, которая стала неотдельной эскадрильей. После 1960 г. эта эскадрилья была свернута в буксировочное авиазвено.
В конце 50-х годов на вооружение полка стали поступать самолеты Ту-16 в разведывательном варианте.
В 1960 г. в составе 30-го ОРАП были сформированы 3-я и 4-я АЭ на самолетах Ил-28 (в одну из которых было включено буксировочное авиазвено). В последующие годы эти эскадрильи были расформированы.
До середины 1965 г. полк летал на Ил-28 и Ту-16р. При этом эскадрилья полка, вооруженная самолетами Ил-28р числилась эскадрильей РТР, а другая эскадрилья, вооруженная самолетами Ту-16р, числилась дальнеразведывательной эскадрильей. Также в составе полка сохранялось буксировочное авиазвено самолетов Ил-28.
В июле 1965 г. эскадрилья самолетов Ил-28р получила на вооружение сверхзвуковые разведчики Ту-22р, постановщики помех Ту-22пп и учебные самолеты Ту-22у и приступила к полетам на них. После перевооружения 30-й ОДРАП стал вторым и последним полком в ВВС ВМФ, оснащенным самолетами данного типа.
К 1966 г. 30-м ОДРАП была сформирована третья авиационная эскадрилья. Две из них были вооружены самолетами Ту-22р, Ту-22пп, Ту-22у. Третья эскадрилья полка продолжала эксплуатировать самолеты Ту-16р.
Вплоть до конца 80-х годов самолеты Ту-16р продолжали эксплуатироваться в 3-й АЭ полка наравне с Ту-22р.
В ходе Арабо–Израильской войны «на истощение» (1967-70 гг.) в Египет была направлена авиагруппа 967-го ОДРАП ВВС СФ. Из нее была сформирована 90-й ОДРАЭ ОсНаз ВВС ВМФ нас аэр. Каир-Вест. С 1970 г. эта эскадрилья была передана в подчинение командующему ВВС ЧФ и стала комплектоваться экипажами 30-го ОДРАП. Разведчики-черноморцы выполняли вылеты
над Средиземным морем по плану боевой службы, ведя разведку корабельных соединений ВМС США и НАТО, развернутых в этом районе. После разрыва отношений между СССР и Египтом в 1972 г. эскадрилья была расформирована, а самолеты и экипажи перелетели в Саки.
В 80-е годы самолеты Ту-16р полка выполняли вылеты на воздушную разведку в Средиземное море с аэродромов Сирии (авиабаза Т-4).
В 1989-90 гг. в составе полка имелось 14 Ту-22р, 6 Ту-22у, 4 Ту-22пп. Вскоре самолеты Ту-22у и несколько Ту-22пп были переданы в части ВВС СА.
В начале 90-х годов 30-й ОДРАП был передислоцирован с аэр. Саки на аэр. Октябрьское. Планировалась перевооружить полк на самолеты-разведчики Су-24мр, однако последовавший вскоре распад СССР похоронили эти планы.
01.12.1994 г. 30-й ОДРАП на аэр. Октябрьское был переформирован в 198-ю отдельную дальнеразведывательную авиационную эскадрилью.
На основании директивы ГШ ВМФ №730/1/0334В от 01.09.1995 г. 198-я ОДРАЭ, вооруженная самолетами Ту-22р была расформирована, а ее авиационная техника поделена поровну между Россией и Украиной.
В документах встречаются сокращения 30 рап (авп, оравп, омрап, мрап, орап) ВВС ЧФ, 30 КРАСП (РАСКП) ВВС ВМФ.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
Две эскадрильи полка были вооружены дальними разведчиками Пе-2 и А-20 "Бостон-3", одна - ближними P-40 "Киттихаук".
На вооружении полка в разное время стояли: A-20 «Бостон», ДБ-3ф, ЛаГГ-3, Р-40 «Киттихок», Р-47 «Тандерболт», Пе-2р, Ил-28р, Ту-16р, Ту-16с, Ту-22р, Ту-22у, Ту-22пп.
Летчик Шаповалов Г.А., фото 1943 г.
Pilot G.A. Shapovalov. Great Patriotic war photo.
Самолет А-20 № 41, фото 1943 г. Предположительно - 30 орап ВВС ЧФ.
The A-20 plane, probably of 30 ORAP Blacksea fleet.
Перед полетом Герой Советстского Союза Мордин и штурман Грималовский.
The warplane A-20 board number 45.
Частью командовали:
Христофор Александрович Рождественский (апрель 1943 г. – апрель 1946 г.), Е.Л.Гельвиг (апрель-октябрь 1946 г.), И.В.Сидин (октябрь 1946 г. – декабрь 1949 г.), ГСС Г.А.Кузнецов (май 1954 г. – июль 1955 г.), Бородатов, В.Волков, Ф.И.Золотарь (1959 г. – сентябрь 1965 г.), В.А.Мышко (сентябрь 1965 г. – август 1970 г.),
А.П.Чариков (1972-74 гг.), Н.Ф.Иванов (1974-77 гг.), Н.Н.Воловин (1977-80 гг.), В.И.Сидоров (1980-83 гг.), В.Н.Юрин (август 1983 г. – май 1985 г.),
Н.И.Прилепа (май 1985 г. – сентябрь 1989 г.), С.П.Губарь (сентябрь 1989 г. - 1992 г.), В.С.Мещеряков (1992-93 гг.), О.Н.Повечеровский (1993 г. – сентябрь 1995 г.).
30 отдельный Краснознаменный морской разведывательный авиационный Севастопольский полк ВВС ВМФ
30-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Севастопольский Краснознаменный полк
(198-я отдельная дальнеразведывательная авиационная Севастопольская Краснознаменная эскадрилья,
30-й отдельный разведывательный авиаполк,
27-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья)
А-20ж, разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк,
разведавиаэскадрилья, разведэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолёт
Благодарность за информацию - Левшов П.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.