43-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья ВВС КБФ
43rd separate air short-range reconnaissance squadron of Soviet Balticsea fleet
История части
С 01.07.1936 г. на Балтике приступили к формированию 25-й отдельной морской дальнеразведывательной эскадрильи (по штату 12 МБР-2). Эскадрилья комплектовалась за счет выделения личного состава из 20-й ОМДРАЭ ВВС БФ. Ввиду того, что строительство аэродрома на оз. Гора-Валдай задерживалось, формирование эскадрильи было начато в Ленинграде на базе 105-й АБ в Гребном Порту.
С середины июля 1936 г. формирование эскадрильи продолжилось на штатном гидроаэродроме Гора-Валдай (в это время на ее вооружении имелось всего 2 МБР-2М-17).
В конце 1936 г. на вооружение эскадрильи стали поступать самолеты МБР-2М-34.
По состоянию на 01.02.1937 г. в составе 25-й МБРАЭ на аэр. Гора-Валдай числилось 2/2 МБР-2М-17, 2/- МБР-2М-34, 1/1 Ш-2.
В мае 1938 г. директивой НГШ РККА №4/2/33586 от 26.03.1938 г. 25-я ОМДРАЭ на оз. Гора-Валдай была
переименована в 43-ю отдельную морскую ближнеразведывательную авиационную эскадрилью. Она вошла в состав формируемой 9-й разведывательной авиационной бригады ВВС БФ (штаб бригады в Ораниенбауме).
По состоянию на 29.05.1939 г. в составе 43-й МБРАЭ числилось 19 МБР-2 и 1 У-2.
К началу «Зимней войны» (ноябрь 1939 г. – март 1940 г.) 9-я РАБ ВВС БФ была расформирована
и 43-я ОМБРАЭ была включена в состав 10-й смешанной авиационной бригады ВВС БФ, базировавшейся в Эстонии (штаб авиабригады в Палдиски).
В период с 29 октября по 16 декабря 1939 г. эскадрилья перебазировалась к новому месту дислокации в Либаву (ныне Лиепая, Латвия).
В связи со значительным удалением от района боевых действий в «Зимней войне» эскадрилья решала в основном задачи воздушной разведки в западной части Балтийского моря и в реальных боевых вылетах не участвовала.
В феврале 1940 г. 43-ю ОМБРАЭ оперативно подчинили командиру Либавской ВМБ.
По состоянию на 01.04.1940 г. в боевом составе эскадрильи насчитывалось 13/13 МБР-2 и 12 экипажей.
В 1940 г. в составе эскадрильи одно из звеньев самолетов МБР-2 числилось корректировочным (было приписано к КР «Киров»).
Перед началом войны 43-я ОМБРАЭ перебазировалась на оз. Дурбе в 25 км северо-восточнее Либавы.
На 22.06.1941 г. в составе эскадрильи имелось 16/11 МБР-2, 1/1 Р-5, 1/1 У-2 и 19 летчиков.
На рассвете 22 июня 1941 г. 12 немецких бомбардировщиков нанесли бомбовый удар по гидроаэродрому Дурбе, в результате которого было уничтожено 3 и повреждено 5 самолетов МБР-2 эскадрильи.
Во второй половине дня 23.06.1941 г. немцам удалось замкнуть кольцо вокруг Либавы. Вражеские танки вышли к озеру Дурбе, и к исходу дня 43-й ОМБРАЭ (13 МБР-2) пришлось перебазироваться на Киш-озеро вблизи Риги.
27.06.1941 г., в связи с угрозой захвата Риги немецкими войсками, 43-я ОМБРАЭ составом 11 МБР-2 перелетела в Таллин, а 28 июня - на оз. Копанское (гидроаэродром Пейпия) в Ленинградской области. Оттуда самолеты эскадрильи больше месяца выполняли боевые вылеты на воздушную разведку, поиск подводных лодок и нанесение бомбовых ударов по мотомеханизированным частям противника, рвущимся к Ленинграду.
На 12.07.1941 г. в боевом составе 43-й ОМБРАЭ на аэр. Пейпия имелось 18/14 МБР-2 и 12 экипажей.
06.08.1941 г. гидроаэродром Пейпия подвергся массированной бомбардировке 20 самолетами «Мессершмитт» Bf-110. В результате налета 43-я ОМБРАЭ потеряла большую часть своей авиатехники: 7 МБР-2 были сожжены, 2 МБР-2 затонули и еще один МБР-2 был поврежден.
31.08.1941 г. немецкие войска подошли вплотную к оз. Копанское. Остававшиеся в строю всего два исправных МБР-2 уже под огнем противника перелетели на гидроаэродром Гора-Валдай.
20.10.1941 г. на основании приказа НК ВМФ №00358 от 03.10.1941 г. 43-я ОМБРАЭ ВВС БФ на аэр. Гора-Валдай была расформирована.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении эскадрильи стояли МБР-2М-17, МБР-2М-34, Р-5, У-2, Ш-2.
Построение личного состава на оз. Дурбе, 1941 г.
Спуск летающей лодки МБР-2 № 2 на воду. Увеличение фото - по клику.
Soviet warplane MBR-2 (tactical number 2) of 43 OMRAE Red navy. Click to enlarge the photo.
Командиры части
Командиры эскадрильи: Е.Н.Преображенский (июнь 1936 г. – апрель 1938 г.); В.А.Бойко (с апреля 1938 г.), И.Я.Вахтерман (ноябрь 1939 г. - до июля 1941 г., погиб), И.Ф.Кичигин (июль-октябрь 1941 г.).
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.
Great Patriotic war.