47-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ
47th detached navy long-range reconnaissance aviation squadron of Soviet Pacific fleet
История части
В октябре-декабре 1933 г. в Севастополе (б. Матюшенко) на базе 11-й ОМРАЭ ВВС ЧМ была сформирована 17-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья (12 МБР-2 + 2 резервных).
В связи с недопоставкой самолетов МБР-2 от промышленности ее на первое время укомплектовали в основном самолетами Р-5а.
В марте 1934 г. эскадрилья начала перебазирование с Черного моря на Дальний Восток по железной дороге.
24.10.1934 г. эскадрилья составом 9/9 Р-5а, 3/3 МБР-2 и 2/2 Ш-2 прибыла во Владивосток и была включена в состав ВВС МСДВ. Эскадрилья во всех отношениях была подчинена Пом. Коморси ДВ по ВВС. Командир эскадрильи С.В.Тихонов был назначен начальником авиагарнизона б. Врангель (приказ РВС МСДВ №0045 от 14.11.1934 г.)1.
31.10.1934 г. личный состав эскадрильи был доставлен в б. Врангель (залив Находка) для ускорения строительства аэродрома, казарменного и жилого фонда
К январю 1935 г. самолеты морем были доставлены на место постоянной дислокации в б. Врангель.
Проектом Плана оргмероприятий по ВС РКВМФ на 1936 г., разработанным УМС РККА (исх. №204824/11 от 01.07.1935 г.) предполагалось в период с 01.10 по 31.12.1936 г.
17-ю МДРАЭ ВВС ТОФ в б. Врангеля усилить до 19 МДР-4. Однако в связи с непринятием этого самолета на вооружение переоснащение эскадрильи не состоялось.
Весной 1935 г. эскадрилья в основном перевооружилась с поплавковых самолетов Р-5а на летающие лодки МБР-2 и на 1 июня в ней числилось 12/3 МБР-2, 7/1 Р-5а, 2/- Ш-2.
Летом 1935 г. 17-я МДРАЭ была переведена со штата 39/107 на штат №39/407 (9 МБР-2 и 3 МБР-2ВУ, 2 Ш-2 и 12 экипажей).
В период с 8 по 18 августа 1935 г. в связи с передачей Морской Авиации из ВВС РККА в состав ВМФ комиссия под председательством помощника командующего ТОФ по ВВС Л.И.Никифорова произвела проверку состава и состояния 17-й МДРАЭ. В итоговом акте было отмечено, что эскадрилья имеет:
Штатная численность командно-начальствующего состава – 285 чел., списочная численность – 223 чел. Некомплект – 62 чел.
Матчасть:
МБР-2М-17 (положено – 12, налицо – 12),
Р-5а (положено – 2, налицо – 6/5; 2 самолета направлены в 60-й ОМКОРАО, остальные в резерве ВВС флота),
Ш-2 (положено – 2, налицо – 22).
По состоянию на 01.11.1935 г. в боевом составе 17-й ОМДРАЭ числилось 12 МБР-2М-17, 3 МБР-2ВУ, 2 Ш-2 и 4 Р-5а.
С 01.01.1936 г. 17-я ОМДРАЭ была переформирована с 12 на 19 самолетный состав.
По состоянию на 01.07.1936 г. в составе 17-й ОМДРАЭ числилось (всего/исправных): 13/13 МБР-2, 3/2 Р-5, 2/2 Ш-2.
01.11.1936 г. на основании приказа Ком. ТОФ №0066 от 27.10.1936 г. было предписано перебазировать в бухту Находка авиазвено в составе 3 МБР-2 с аппаратурой волнового управления. Но, т.к. в План оргмероприятий РККА на 1936 г. это не было включено, то авиазвено осталось на месте постоянной дислокации.
Только в марте 1937 г. для 7-го ОДН ТКА (б. Находка) из состава 3-го неотдельного отряда 17-й ОМДРАЭ было выделено авиационное звено - 3 самолета МБР-2М-17ВУ и 3 экипажа. Позднее оно получило собственный номер и стало именоваться 7-м ОАЗ ВУ.
К 1 января 1937 г. на основании приказа Ком. ТОФ №0060 от 07.10.1936 г. 17-я ОМДРАЭ была переведена на штат №39/407-1935 г. с дополнениями. В соответствии с ним количество самолетов в эскадрильи было увеличено до 19 единиц.
В декабре 1936 г. - январе 1937 г. на вооружение эскадрильи поступили модифицированные самолеты МБР-2М-34. Высвободившиеся самолеты с двигателями М-17 были переданы на укомплектование 3-го и 13-го отдельных авиационных звеньев связи ВВС ТОФ, а оставшиеся - в 3-й ОТРЕНАО и запасы центра. Первые три МБР-2М-17 были перегнаны в Советскую Гавань для 3-го ОАЗ ВУ еще в октябре 1936 г. до начала ледостава.
По состоянию на 01.01.1937 г. в 17-й ОМДРАЭ по штату числилось 3 АО по 6 экипажей + экипаж командира АЭ + экипаж инструктора по технике пилотирования (всего 20/19 экипажей), в т.ч.:
1-й АО (командир Г.Ф.Реутов) – 3-й линии;
2-й АО (командир В.С.Бассараб) – 1-й линии;
3-й АО (командир И.Ф.Кичигин) – 3-й линии.
В марте 1937 г. на основании приказа Ком. ВВС ТОФ №0066 от 27.10.1936 г. для 7-го ОДН ТКА (б. Находка) было предписано перебазировать туда авиазвено в составе 3 МБР-2 с аппаратурой волнового управления. Но, т.к. в План оргмероприятий РККА на 1936 г. это не было включено, то авиазвено осталось на месте постоянной дислокации.
Только в марте 1937 г. из состава 3-го неотдельного отряда 17-й ОМДРАЭ было выделено 3 самолета МБР-2 и три экипажа с перебазированием в б. Находка:
ВрИО командир АЗ – ст. лейтенант Я.У.Харченко; командир экипажа – лейтенант И.А. Кирюхин; командир экипажа – лейтенат Г.И.Ловоцкий.
По состоянию на 01.04.1937 г. 17-я ОМДРАЭ имела только 9 МБР-2 вместо положенных 21 самолета (с учетом ОАЗ ВУ для 7-го ОДН ТКА) и 21 летчика. В мае количество самолетов увеличилось до 10, а в июле – до 18 шт.
В августе 1937 г. главной задачей эскадрильи было завершение освоения летным и техническим составом новой матчасти – самолетов МБР-2М-34, которые начали поступать в этом месяце.
По состоянию на 29.09.1937 г. 17-я ОМДРАЭ имела в боевом составе 17 экипажей на МБР-2, в т.ч.:
Майор С.В.Тихонов – командир АЭ; Г.Ф.Реутов – командир 1-го АО, Летчики отряда: Роль, А.Т.Айдаров, Г.Е.Костаков, Кучер-Орлик, Левашов;
В.С.Бассараб – командир 2-го АО, Летчики отряда: Степанов, Логинов, Гладилин, Бородулин, Лукьянов
И.Ф.Кичигин – командир 3-го АО, Летчики отряда: Доломанов, А.П.Бурмагин, Лобоцкий.
На начало декабря 1937 г. 17-я ОМДРАЭ имела в своем составе:
Самолетов: 13/11 МБР-2М-17 и 6/6 МБР-2М-34 (некомплект – 1 самолет); Летчиков – 19; Летнабов – 15.
Эскадрилья составом 16 самолетов была подготовлена к ведению воздушной разведки в море на полный радиус.
В течение месяца в эскадрилью поступили самолеты МБР-2М-34, которые постепенно заменяли МБР-2М-17.
По состоянию на 01.12.1937 г. в составе эскадрильи в б. Врангеля числилось 6/6 МБР-2М-34 и 13/12 МБР-2М-17.
В мае 1938 г. на основании директивы ГШ РККА №4/2/33586 от 26.03.1938 г. 17-я ОМДРАЭ ВВС ТОФ (в/ч 2167) была
переформирована в 47-ю отдельную морскую ближнеразведывательную авиационную эскадрилью («Авиачасть №89, с ноября в/ч 4115), содержащуюся по штату №39/805-А (приказ Ком. ТОФ №0047 от 20.47.06.1938 г.).
На вооружении эскадрильи стояли самолеты МБР-2. Местом ее дислокации была бухта Врангель в заливе Находка.
На 01.10.1938 г. в составе 47-й ОМБРАЭ имелось: Самолетов – 14/12 МБР-2М-34, 1/- МП-1;
Экипажей: всего - 11 , в т.ч. БГ ночь – 7, БГ день – 11,
Личного состава всего (штат/список) 281/222 чел., в т.ч. летного 38/34 чел.
15.11.1938 г. на основании приказа Ком. ТОФ №00127 от 15.11.1938 г. 7-е ОАЗ ВУ в б. Находка было переименовано в 6-е ОАЗ ВУ, содержащееся по штату №39/411, подчиненное командиру 7-го ОДН ТКА 2-й бригады торпедных катеров Сучанского УР (СБО).
На 01.01.1939 г. в 47-й ОМБРАЭ имелось 15/14 МБР-2, экипажей всего укомплектовано - 11, БГ ночь – 10, БГ день – 11
По состоянию на 01.01.1940 г. в боевом составе 47-й ОМБРАЭ числилось 15/9 МБР-2, а в мае того же года 14/11 МБР-2 и 1/1 У-2.
На 1 декабря 1940 г. в эскадрилье имелось 9/8 МБР-2, 1/1 У-2. Экипажей 1-й линии - 7, 2-й линии - 5, подготовленных к ночным полетам -9.
К 1 июня 1941 г. эскадрилья на основании приказа НК ВМФ №0088 от 29.04.1941 г. была переведена со штата №30/46-А (на этом штате она была с 15.10.1940 г.) на штат №30/146-А. В боевом составе эскадрильи числилось 10/10 МБР-2, 1/1 У-2.
В марте 1942 г. 47-я ОМБРАЭ входит в состав вновь сформированной 10-й бомбардировочной авиационной бригады (с июля 1943 г. 10-я БАД) ВВС ТОФ. Там она остается до июля 1944 г. после чего опять становится отдельной эскадрильей.
13.09.1943 г. на основании приказа Ком ТОФ №0066 командиру 47-й ОМБРАЭ (в/ч 26845) было подчинено 6-е ОАЗ ВУ, но уже с 29 октября оно стало подчиняться непосредственно командиру 7-го отдельного дивизиона ТКА ТОФ (приказ Ком. ТОФ №0080).
На зимнее время, когда бухта Врангель покрывалась льдом, эскадрилья продолжала выполнять свои задачи, используя лыжное шасси с грунтовых аэродромов:
- с 23.11.1943 г. 47-я ОМБРАЭ совместно с 6-м ОАЗ ВУ передислоцируется из б. Врангель на аэр. Владимиро-Александровское. Весной 1944 г. эскадрилья вернулась к месту постоянной дислокации.
- с 26.11.1944 г. 47-я ОМБРАЭ вновь была передислоцирована из б. Врангель, но на этот раз на аэр. Унаши. Там она оставалась до 30.01.1945 г. и вернулась к месту постоянной дислокации.
По состоянию на 01.01.1944 г. в составе эскадрильи числилось 14/14 МБР-2 и 17 экипажей, из которых 10 летали ночью.
Приказом НК ВМФ №00257 от 06.12.1944 г. и приказом Ком. ТОФ №0010 от 24.01.1945 г. был установлен годовой праздник части – 20 июня.
По состоянию на август 1945 г. в составе 47-й ОМБРАЭ в б. Врангель имелось 8/6 МБР-2 и 11 экипажей, из которых 4 были боеготовыми.
С 9 по 29 августа 1945 г. самолеты эскадрильи выполняли задачи воздушной разведки и ПЛО на подходах к заливу Америка (ныне Находка). За время боевых действий экипажи 47-й ОМБРАЭ выполнили 20 боевых вылетов с
налетом 110 часов днем и 18 часов – ночью. Столкновений с противником не было, и потерь эскадрилья не понесла.
После войны эскадрилья получила на вооружение летающие лодки PBN-1 «Номад», которые заменили уже устаревшие самолеты МБР-2.
К 15.07.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0134 от 07.04.1947 г. 47-я ОМДРАЭ на самолетах PBN-1 «Номад», базирующаяся в б. Врангель (штат №30/631) была расформирована.
Подчиненность и участие на фронтах
47 ОМРАЭ участвовала в советско-японской войне в августе-сентябре 1945 г.
В действующей армии: 09.08.1945 - 03.09.1945.
Материальная часть
На вооружении эскадрильи стояли самолеты Р-5а, МБР-2М-17, МБР-2М-34, МП-1, Savoia S-62, PBN-1 Nomad, Ш-2, У-2.
Разбитый самолёт МБР-2 (лётчик - Арутюнов А.А.). Авария в районе б. Врангель. Фото из аварийного акта.
The broken MBR-2 recon hydroplane (board number 16).
Поломка МБР-2 с хвостовым номером 11 (лётчик - капитан Кухарев).
Тогпедный катер Г-5 буксирует летающую лодку, 24 июля 1942 года.
The torpedo boat G-5 is towing the MBR-2 flying boat (tactical number 11).
Личный состав на фоне гидросамолёта PBN-1 Nomad. Послевоенный фотоснимок.
Командиры эскадрильи
Частью командовали: С.В.Тихонов (март 1934 г. - декабрь 1937 г, репрессирован),
В.В.Томашевич (декабрь 1937 г. – август 1938 г., репрессирован),
В.С.Бассараб (январь - август 1940 г.), Г.Е.Костаков (в январе-апреле 1940 г., ВрИД),
И.А.Афанасьев (август 1940 г. – февраль 1943 г.), А.Т.Айдаров (февраль 1943 – январь 1944 г.),
Г.В.Сериков (январь 1944 г. – июль 1947 г.).
С.С.Марченин (с июля 1934 г.), И.А.Черноусов (апрель-ноябрь 1936 г., ВрИД), П.А.Семенов (ноябрь 1936 г. – май 1938 г.), В.Н.Аносов (май 1938 г. – август 1939 г.),
Тимофеев (был в январе-апреле 1940 г.), Г.В.Сериков (ноябрь 1941 г. – январь 1944 г.), А.Т.Айдаров (январь 1944 г. – был в сентябре 1945 г.).
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.