48 отдельный гвардейский разведывательный Нижнеднестровский ордена Суворова авиационный полк
48 гвардейский Нижнеднестровский авиаполк дальней разведки Главного Командования КА
40 дальнеразведовательный авиаполк, 40 бомбардировочный авиаполк
48th guards separate air reconnaissance "Nizhnednestrovsky" regiment (former 40th bomber aviation regiment).
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
Сформирован как 40 бомбардировочный авиаполк.
В середине декабря 1941 года 40 сбп преобразован в 40 одрап.
Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР № 64 от 08.02.1943 в 48 гапдр ГК КА.
В июле 1944 года переименован в 48 горап.
Разведполк награжден орденом Суворова.
Подчиненность и участие на фронтах
Входил в состав 6 сад.
В сентябре-октябре 1941 года временно был в оперативном подчинении 81 дбад.
В начале декабря 1941 года на непродолжительное время полк был передан в 6 иак ПВО.
В действующей армии:
22.06.1941 - 14.07.1941 (40 сбап)
16.09.1941 - 08.02.1943 (40 бап/апдр)
08.02.1943 - 09.05.1945 (48 гапдр/ограп)
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
Изначально полк был вооружен бомбардировщиками СБ (54 самолета на 22.06.1941)
Затем на вооружении были самолеты Пе-2 и Пе-3 (с сентября 1941 г; на 01.05.1942 полк располагал 5 Пе-3 и 5 Пе-2)
В-25-С "Митчелл" (первые 4 поступили в 1942 г)
А-20-В "Бостон"
Бомбардировщик СБ на аэродроме Виндава, лето 1941 г.
Молния на руле направления, по всей видимости - знак полка.
Реконструкция внешнего вида советского бомбардировщика СБ с тактическим номером 12, рисунок Владимира Камского.
Color profile of the SB bomber tactical number 2 by Tapani Tuomanen.
Самолет УСБ с тактическим номером 4.
Color profile of the USB trainer tactical number 4 by Tapani Tuomanen.
Поврежденный самолет СБ на аэродроме на аэродроме Биржай.
Damaged SB bomber № 11, picture of summer 1941.
Начштаба 48 грап Струковец и его заместитель Крамар у самолета Пе-3бис
Soviet Pe-3bis warplane.
Экипаж перед боевым вылетом.
Гвардии капитан Станкевич и гвардии лейтенант Абрамов
Советский самолет Пе-2 в зимнем камуфляже.
Winter white camouflaged Pe-2.
Увеличение фотографии - по клику.
Click to enlarge the wartime picture.
Самолет Пе-2 с номером 9.
Клятва гвардейцев.
Заправка топливом самолета Пе-2 в двигателями М-82.
The aircraft Pe-2 with M-82 engines.
Экипаж разведчика Пе-2 в двигателями М-82.
На фото видно плоское остекление пола кабины и вынесенное на низ фюзеляжа кольцо РПК, а также - двуцветные коки.
Лейтенант Слабоспицкий и сержанты Коваленко и Арсентьев
Бензозаправщик рядом с Пе-2.
Осмотр шасси самолета. На коках - белое кольцо.
Пе-2 перед взлетом.
Экипаж самолета Пе-2. Увеличение фото - по клику.
Click to enlarge the photo.
Офицеры полка у самолета Як. Увеличение фото - по клику.
Click to enlarge the photo.
Як-9 на аэродроме.
Soviet Yak-9 plane of 48th guardian air recognition regiment.
Артишук Николай Петрович у самолета. Передние части коков воздушных винтов окрашены в светлый цвет.
The Petlyakov warplane. Great Patriotic war photo.
Благодарность за информацию - В.Харин, М.Тимин; фото - Д.Томенчук, М.Тимин, Д.Рыпало, M.Tessitori, В. Клим.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.