50-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк ВВС ТОФ
50th separate guards reconnaissance air regiment of Soviet Pacific fleet
История полка
12.05.1941 г. на основании приказа НК ВМФ №0056 от 29.03.1941 г. в составе 29-й АБ ВВС ТОФ на аэр. Новороссия был сформирован 50-й смешанный бомбардировочный авиационный полк четырехэскадрильного состава.
Он формировался на базе 36-й ОСБАЭ (самолеты СБ), 2-й и 5-й АЭ 4-го МТАП (самолеты ДБ-3) и 27-й ОАЭ ПВО (самолеты СБ) ВВС ТОФ.
В составе нового полка было две минно-торпедные эскадрильи, вооруженные самолетами ДБ-3 (40/34 ДБ-3, 35 экипажей), 3-я АЭ пикирующих бомбардировщиков СБ и 4-я АЭ ПВО на самолетах СБ (буксировщики мишеней).
01.08.1941 г. полк был переведен на штат военного времени.
С 01.09.1941 г. на основании постановления Военного Совета ТОФ №11/00501 от 27.08.1941 г. 4-я АЭ ПВО была исключена из состава 50-го СБАП и передана в 34-й СБАП 29-й АБ ВВС ТОФ с передислокацией с аэр. Новороссия на аэр. Николаевка.
В декабре 1941 г. было начато формирование 5-й АЭ полка (к этому времени 4-я АЭ полка была восстановлена), но в марте 1942 г. 50-й СБАП на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. и приказа Ком. ТОФ №0033 от 19.03.1942 г. был переформирован в 50-й минно-торпедный авиационный полк трехэскадрильного состава. В это время он базировался на аэродромах Западная и Восточная Новороссия.
В период 1942-43 гг. одно звено самолетов ДБ-3 полка постоянно несло боевое дежурство на оперативном аэродроме Великая Кема на северо-восточном побережье Приморского края с целью ведения разведки и контроля за коммуникациями в северной части Японского моря.
С мая по июль 1943 г. одна эскадрилья полка под командованием командира полка капитана И.В.Сидина на самолетах ДБ-3 была откомандирована на Черноморский флот для получения боевого опыта, где выполняла боевые вылеты. Там был потерян один экипаж полка.
С 30.11.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №0863 от 13.11.1943 г. и приказа Ком. ТОФ №0640 от 17.12.1943 г. 50-й МТАП был исключен из состава 2-й МТАД (бывш. 29-я АБ) ВВС ТОФ и переформирован в 50-й отдельный разведывательный авиационный полк, подчиненный непосредственно командующему ВВС ТОФ. Он стал единственной разведывательной частью в составе ВВС ТОФ, вооруженной колесными самолетами. Полк имел в своем составе три авиационные эскадрильи, две из которых были вооружены бомбардировщиками/торпедоносцами, а третья – истребителями. (Реально 3-я АЭ была укомплектована самолетами и летным составом значительно позже, т.к. по состоянию на 01.01.1944 г. в составе полка числилось 28/26 ДБ-3, 1/1 У-2 и 35 экипажей).
В первой половине 1945 г. на вооружение полка поступили самолеты А-20 «Бостон» и Як-9 в разведывательном варианте.
По состоянию на 09.08.1945 г. в составе полка, базирующегося на аэродромах Западная Новороссия и Восточная Новороссия, имелось:
- 1-я АЭ 18/16 самолетов ДБ-3;
- 2-я АЭ 12/10 А-20G «Бостон», 1/1 В-25 «Митчелл»;
- 3-я АЭ 4/4 Як-9, 10/7 Як-9ю и 33/30 экипажей. Кроме того, полк получил к этому времени 6 новых самолетов Ту-2 (в 1-ю и 2-ю АЭ).
С первого дня войны самолеты Ту-2р стали активно привлекаться для ведения дальней воздушной разведки.
09.08.1945 г. самолеты полка выполнили вылеты на вскрытие обстановки в портах Северной Кореи: Юки, Ранан и Сейсин. Эти данные были использованы для организации ударов МТА, БА и ША флота. За обнаруженными транспортами противника на переходе морем было организовано наблюдение с воздуха.
В этот же день, всего через три дня после ядерной бомбардировки города Хиросима на юго-восточной части о. Хонсю (06.08.1945 г.),
экипаж 1-й АЭ полка ст. лейтенанта П.А.Малевича на самолете Ту-2 выполнил аэрофотосъемку результатов ядерного удара по этому городу. Объект разведки находился на удалении более 1000 км от аэр. Новороссия.
Весь полет проходил над акваторией Японского моря. В районе цели самолет был перехвачен истребителями США, но они, опознав советский самолет, никаких агрессивных намерений не проявляли. Встреч с японской авиацией по маршруту и над целью не было. Съемке велась с высоты 7000 метров фотоаппаратом АФА-33. Материалы АФС были доставлены во Владивосток и далее в Москву. За выполнение этого задания командир экипажа ст. лейтенант Малевич Павел Александрович и штурман ст. лейтенант Гнитиев Дмитрий Егорович были награждены орденами Красного Знамени.
10.08.1945 г. самолеты-разведчики полка обнаружили выход из п. Расин пяти транспортов, по которым в этот же день нанесли торпедный удар торпедоносцы 2-й МТАД.
Утром того же дня, производивший прикрытие самолетов-разведчиков мл. лейтенант Коршунов на самолете Як-9р, сбил в районе Расина летающую лодку Каваниси Н6К («Мейвис»).
15.08.1945 г. Ту-2 полка под прикрытием 2 Як-9 выполнил разведку станций Ранан и Фуней в интересах 10-й АДПБ.
После занятия нашими войсками аэр. Гензан он стал использоваться в качестве аэродрома подскока для самолетов Ту-2р 2-й АЭ 50-го ОРАП при выполнении ими воздушной разведки в районе Порт-Артура и Дальнего.
Во время боевых действий против Японии на Сахалинском направлении во второй половине августа 1945 г. 1-я РАЭ полка и самолеты Як-9р 3-й ИАЭ под общим командованием заместителя командира 1-й АЭ ст. лейтенанта Г.Д.Рябовола базировались на оперативном аэродроме Великая Кема, откуда выполняли вылеты на разведку Татарского пролива и Южного Сахалина. Кроме того экипажи лейтенанта У.К.Гуриева и Н.И.Ефремова на самолетах Ту-2р выполняли вылеты на воздушную разведку о. Хоккайдо.
С 23.08.1945 г. две эскадрильи двухмоторных разведчиков 50-го ОРАП были перебазированы на аэр. Гензан и Канко в Северную Корею. Оттуда они могли вести разведку территории, лежащей южнее 38 параллели.
Экипажами полка за время боевых действий выполнено 211 боевых вылетов с налетом 583 часа, в результате которых обнаружено:
- в море 17 конвоев, 10 миноносцев, 12 СКР, 48 транспортов, 93 мелких плавсредств;
- в базах 1 вспомогательный крейсер, 5 эсминцев, 4 СКР, 142 тральщика, 818 мелких плавсредств;
- на аэродромах Кореи, Японии и Южного Сахалина 340 самолетов и 31 новый аэродром;
- на железнодорожных станциях Кореи и Маньчжурии 241 эшелон общим составом 7200 вагонов;
- в портах и базах до 50 батарей ЗА и БО;
Произведена аэрофотосъемка 7 ВМБ, свыше 20 портов, 20 аэродромов, 42 ж/д станций.
Уничтожено 2 паровоза, 10 вагонов, сбито 2 самолета противника. Своих потерь в личном составе и самолетах полк не имел.
26.08.1945 г. «за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава» Указом ПВС СССР и приказом ВГК
50-й ОРАП был преобразован в 50-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк (приказ НК ВМФ №0460 от 26.08.1945 г.).
В течение 1946 г. 1-я АЭ полка полностью перевооружилась с ДБ-3 на самолеты Ту-2р.
В июне 1946 г. – ноябре 1947 г. авиагруппа из 9 Ту-2р под командованием командира полка Н.В.Дерюгина выполняла специальное задание по аэрофотосъемке Курильских островов.
Весной 1947 г. на вооружение 3-й РАЭ полка в дополнение к Як-9ю поступили самолеты Р-63 «Кингкобра».
До 1952 г. в составе полка имелось три эскадрильи: 1-я АЭ – самолеты Ту-2р, 2-я АЭ – А-20К «Бостон», 3-я АЭ – Р-63 «Кингкобра».
К июню 1952 г. 1-я АЭ полка переучилась на реактивные самолеты Ил-28р.
05.08.1952 г. на основе 3-й ИАЭ полка была сформирована 1918-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья. Эта эскадрилья, вооруженная 10 самолетами МиГ-15р базировалась там же на аэр. Западная Новороссия.
В 1952-54 гг. 50-й гв. ОРАП входил в состав 106-го истребительного авиационного корпуса ВМС. После его расформирования полк перешел в непосредственное подчинение командующему ВВС ТОФ.
В июне 1953 г. на основании директивы МГШ ВМС №ОМУ/3/56280 от 20.04.1953 г. в состав восстановленной 3-й АЭ 50-го гв. ОРАП были переданы МиГ-15р из расформированной 1918-й ОРАЭ.
С 01.01.1958 г. 1-я АЭ 50-го гв. ОРАП приступила к переучиванию на самолеты Ту-16р.
С 30.04.1958 г. полк передислоцировался на аэр. Пристань. В составе 50-го гв. ОРАП ДД в это время числились 1-я АЭ – дальнеразведывательная на самолетах Ту-16р и 2-я АЭ – радиотехнической разведки на самолетах Ил-28р.
15.07.1960 г. в полку была сформирована неотдельная буксировочная АЭ (позднее она была переформирована в буксировочный отряд).
С 01.11.1960 г. 50-й гв. ОРАП ДД был переименован в 50-й отдельный гвардейский дальнеразведывательный авиационный полк.
В 1962 г. буксировочный отряд был передан в состав 867-го гв. МТАП 3-й МТАД базирующийся на аэр. Николаевка.
В 1963 г. в составе 50-го гв. ОДРАП числится 19 боеготовых экипажей на самолетах Ту-16р.
До конца 1967 г. в полк поступили 2 самолета Ту-16с с лодкой «Фрегат», переоборудованные из торпедоносцев.
В 1968 г. в составе 50-го гв. ОДРАП имелось 13 Ту-16р, 6 Ту-16з, 2 Ту-16с (система «Фрегат») базирующихся на аэр. Пристань.
15.07.1971 г. 50-й гв. ОДРАП был переименован в 271-й отдельный гвардейский дальнеразведывательный авиационный полк.
01.10.1972 г. самолеты-спасатели Ту-16с были выведены из состава полка.
15.08.1973 г. 271-й гв. ОДРАП переформировали в 134-ю отдельную гвардейскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью.
01.12.1986 г. 134-я гв. ОДРАЭ на аэр. Пристань была расформирована.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении полка стояли следующие типы летательных аппаратов: СБ, И-16, ДБ-3т, Ил-4т, А-20К, Ту-2р, Р-63 «Кингкобра», Як-9р, В-25 «Митчелл», Пе-2, Ил-28р, УИл-28, Ил-14, Ли-2, МиГ-15р, Ту-16р, Ту-16рм, Ту-16с, Ту-16з.
Фотоснимки из аварийных актов:
Авария ДБ-3т. Самолет имеет хвостовой тактический номер 2, фюзеляжная звезда украшена рисунком красного флага.
19.07.1941 г.
Авария ДБ-3т (№ 2) л-та Смирнова А.В. Фотография 19.07.1941 г.
The DB-3t torpedo bomber. Great Patriotic war photo.
Авария ДБ-3 на аэродроме Новороссия Восточная, 19.10.1942 г.
Авария У-2 мл. л-та Коршунова. 29.06.1944 г.
Авиаторы рядом с самолетом Як-9Р № 25. Фото из альбома Щербакова В.И. 1945 г.
Командиры полка
Частью командовали: П.И.Сучков (май 1941 г. – октябрь 1942 г.), И.В.Сидин (ноябрь 1942 г. – был в августе 1945 г.), Н.В.Дерюгин (1945 г. – апрель 1950 г., снят), Г.И.Ильюшкин (апрель 1950 г. - 1956 г.), В.Н.Саплин (1956-60 гг.), А.И.Золотарев (1960-62 гг.), И.М.Пиганов (1962-64 гг.), К.И.Костин (1964-65 гг.), И.И.Ивкин (август 1968 г. – июнь 1969 г.), И.С.Пироженко (июнь-октябрь 1969 г.), В.И.Микрюков (октябрь 1969 г. – июль 1971 г.), Г.М.Орлов (июль 1971 г. – декабрь 1972 г.); В.В.Городецкий (декабрь 1972 г. – декабрь 1973 г.);
П.П.Горелов (1973-74 гг.); А.Н.Коклин (1974-76 гг.); В.В.Рыжаков (май 1976 г. – май 1984 гг.); В.Б.Куликов (1984-85 гг.), В.П.Серебряков (в 1985 г.), В.Панкеев (в 1986 г., ВрИО).
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.