Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

53-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ

Боевое Знамя красное 53 Морской разведывательной авиационной эскадрильи ТОФ

53rd detached navy short-range reconnaissance aviation squadron of Soviet Pacific fleet

       История части

       В марте 1934 г. в Ораниенбауме на базе 51-го ОМРАО ВВС БМ был сформирован новый 53-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд (10 МБР-2 + 5 резервных). Для ускорения ввода в строй летного состава 46 чел. 53-го ОМРАО во главе с командиром отряда М.Биберганом были направлены в Ейск, где проходили обучение на МБР-2 на базе ВМШЛиЛН им. Сталина.
       20.09.1934 г. летный и технический состав отряда, завершив переучивание, прибыл из Ейска в Ораниенбаум.
       28.09.1934 г. 10 МБР-2М-17 и 3 Ш-2 из Ейска и Таганрога по железной дороге были направлены во Владивосток.
       13.10.1934 г. личный состав 53-го ОМРАО поездом из Ленинграда убыл во Владивосток.
       12.11.1934 г. 53-й ОМРАО прибыл во Владивосток на ст. Океанская и был включен в состав ВВС МСДВ.
       Из Владивостока 53-й ОМРАО был перебазирован к месту постоянной дислокации в залив Ольга на побережье Японского моря. Отряд был подчинен во всех отношениях помощнику Коморси ДВ по ВВС, а в гарнизонном отношении – коменданту Ольгинского укрепрайона. В отряде одно звено (3 МБР-2) было оборудовано аппаратурой волнового управления. Оно предназначалось для управления по радио торпедными катерами 6-го ОДН ТКА, который базировался в з-ве Владимира.
       На 01.06.1935 г. в отряде имелось 10/8 МБР-2 и МБР-2ВУ, 3/1 Ш-2 и 10 экипажей.
       По состоянию на 01.11.1935 г. в боевом составе 53-го ОМРАО числилось 7 МБР-2, 3 МБР-2ВУ и 3 Ш-2.
       Весною 1937 г. все 10 МБР-2 отряда ввиду их долгого хранения на открытом воздухе вышли из строя и потребовали капитального ремонта. К концу сентября капремонт 10 МБР-2 и 2 Ш-2 был выполнен досрочно.
       В июле 1937 г. из состава 53-го ОМРАО было выделено 15-е ОАЗ ВУ (3 МБР-2ВУ), которое находилось в оперативном подчинении командиру 6-го ОДН ТКА, дислоцирующегося в з. Владимира.
       К 01.06.1938 г. на основании приказа Ком. ТОФ №0047 от 20.05.1938 г. 53-й ОМРАО был переформирован в 53-ю отдельную морскую разведывательную авиационную эскадрилью.
       По состоянию на 01.10.1938 г. в боевом составе эскадрильи числилось 10/9 МБР-2 и 7 экипажей.
       На 01.06.1941 г. в боевом составе эскадрильи числилось 12/10 МБР-2, 1/1 МП-1, 2/2 У-2.
       В марте 1942 г. эскадрилья вошла в состав сформированной 1-й авиационной группы ВВС Тихоокеанского флота и переименована в 53-ю морскую ближнеразведывательную авиационную эскадрилью.
       29.01.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №00423 на укомплектование эскадрильи была обращена часть личного состава и авиационной техники из расформированного 114-го морского авиационного полка АмВФл.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в составе эскадрильи числилось 16/15 МБР-2, 1/1 МП-1 и 17 экипажей.
       К началу войны с Японией в августе 1945 г. в составе эскадрильи в б. Ольга имелось 18/12 МБР-2 и 17 экипажей.
       С началом боевых действий на Дальнем Востоке на основании приказа Ком ТОФ №0419 от 08.08.1945 г. 53-я МБРАЭ в оперативном отношении была подчинена командиру Владимиро-Ольгинской ВМБ. Во время войны с Японией 53-я МБРАЭ решала задачи воздушной разведки и ПЛО в районе базы. Реальных боевых соприкосновений с противником и потерь в личном составе и авиатехнике эскадрилья не имела.
       В январе 1946 г. 53-я МБРАЭ вышла из состава 16-й САД (бывш. 1-я АГ ВВС ТОФ) и вновь стала именоваться в 53-й отдельной морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильи.
       С 14.06.1946 г. 53-я ОМБРАЭ была выделена во Владивостокский морской оборонительный район.
       В 1947 г. в связи со списанием самолетов МБР-2 эскадрилью перевооружили на самолеты PBN-1 «Номад».
       В августе 1947 г. авиаэскадрилья в оперативном отношении была вновь подчинена командиру Владимиро-Ольгинской ВМБ.
       С 15.02.1952 г. 53-я ОМБРАЭ была переименована в 53-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью на самолетах РВN-1 «Номад».
       С 30.09.1953 г. 53-я ОМДРАЭ на аэр. Ольга была расформирована.

       Подчиненность и участие на фронтах

       53 ОМБРАЭ участвовала в советско-японской войне в августе-сентябре 1945 г.
       В действующей армии: 09.08.1945 - 03.09.1945.

       Материальная часть

       На вооружении части в разное время стояли самолеты МП-1, МБР-2ВУ, МБР-2, Ш-2, У-2, PBN-1 Nomad.

гидросамолет Советский Союз, разведсамолет амбар
Авария летающей лодки МБР-2 (тактический номер 3) 24.05.1942 г. Увеличение фотографии - по клику.
The broken MBR-2 flying boat (tactical number 3) of 53 OMRAE Red navy. Click to enlarge the photo.


Экипаж 53-я ОМРАЭ СССР морской ближний разведчик
Экипаж на МБР-2 в бухте Ольга. Увеличение фотографии - по клику.
The crew of the MBR-2 hydroplane. Click to enlarge the picture.


       Командиры части

       Частью командовали: М.А.Биберган (март 1934 г. - август 1937 г., репрессирован), М.А.Борчанинов (август 1937 г. – май 1938 г.), М.В.Барташов (декабрь 1938 г. - ноябрь 1939 г.), И.Ф.Кичигин (с ноября 1939 г., был в апреле 1940 г.), Ткачев (до декабря 1940 г.), А.Д.Корычев (декабрь 1940 г. – октябрь 1943 г.), Г.Е.Костаков (октябрь 1943 г. - 1947 г.), А.Н.Попков (1947-50 гг., снят), Л.П.Коротков (1950-53 гг.).





53-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья 53-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья, 53-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд ВВС БМ / ВВС МСДВ, (ОМРАЭ, МДРАЭ) ТФ
разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведотряд, разведавиаотряд, авиаразведотряд, разведсамолет


Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.



История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.