63-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ
63rd detached navy short-range reconnaissance aviation squadron of Soviet Pacific fleet
История части
В период с 1 октября 1933 г. по 15.01.1934 г. приказом РВС МСДВ №0033 от 10.02.1933 г. предписывалось сформировать на ст. Океанская под Владивостоком на базе 55-го ОМРАО ВВС МСДВ 3-й отдельный авиационный отряд торпедных катеров.
Из состава 55-го ОМРАО было выделено 9 «Савойя» S-62 с аппаратурой волнового управления и 1 самолет «Савойя» S-62 командирский. Личный состав для 3-го ОАО ТКА также выделялся из 55-го ОМРАО
15.02.1934 г. 3-й ОАО ТКА (по штату 10 МБР-4 + 2 резервных), вооруженный 10/10 «Савойя» S-62, завершил формирование. Временно он разместился на ст. Океанская до завершения строительства базы в б. Патрокл.
К 10.06.1934 г. на основании приказа РВС МСДВ №0209 от 17.06.1934 г. 3-й ОАО ТКА был перебазирован из Океанской в б. Патрокл.
Отряд был подчинен командиру 3-й морской бригады. Командиру отряда в специальном отношении подчинялось авиационное звено Гидрографического отдела ТОФ, которое базировалось там же в б. Патрокл.
На 18.08.1935 г. в отряде числилось: «Савойя» S-62 – 10/7, Ш-2 – 2/1. Отряд начал получать самолеты МБР-2М-17.
На 01.11.1935 г. в боевом составе 3-го ОАО ТКА имелось 10/- МБР-2М-17 (все самолеты в процессе сборки), 4/3 «Савойя» S-62, 2/1 Ш-2.
В 1936 г. гидрографическое авиазвено самолетов «Савойя» S-62 на борту парохода «Чукча» было направлено в Авачинскую бухту. Оттуда самолеты звена выполняли аэрофотосъемку Камчатского полуострова.
По состоянию на 01.07.1936 г. в боевом составе 3-го ОАО ТКА числилось (всего/исправных) 10/8 МБР-2, 3/1 «Савойя» S-62, 2/1 Ш-2.
К 01.06.1937 г. 3-й ОАО ТКА был переформирован в 30-ю отдельную морскую разведывательную авиационную эскадрилью волнового управления с усилением до 20 самолетов. Она была подчинена командиру бригады торпедных катеров ТОФ
На начало декабря 1937 г. 30-я ОМРАЭ ВУ имела в своем составе:
самолетов МБР-2М-17 – 17 ед. (планировалось перевооружить эскадрилью на МБР-2М-34), летчиков – 11. В течение месяца в часть поступили самолеты МБР-2М-34.
По состоянию на 01.01.1938 г. в составе 30-й ОМРАЭ ВУ в б. Патрокл числилось 16 МБР-2М-17 и 7 МБР-2М-34.
С 15.05.1938 г. на основании директивы ГШ РККА №4/2/33586 от 26.03.1938 г. 30-я ОАЭ ВУ была переформирована в 63-ю отдельную авиационную эскадрилью волнового управления. Кроме того, на базе 30-й ОАЭ ВУ была сформирована еще одна новая авиационная часть - 67-я ОАЭ ВУ ВВС ТОФ, базирующаяся в б. Патрокл.
В июле 1938 г. в б. Патрокл было передислоцировано аэрогидрографическое звено Гидрографической экспедиции ТОФ (3 МБР-2). Оно было подчинено командиру 63-й ОАЭ ВУ.
На 01.10.1938 г. в составе 63-й ОАЭ ВУ имелось: самолетов 9/7 МБР-2М-17, 3/3 МБР-2М-34; экипажей – 11.
После расформирования 67-й ОАЭ ВУ в эскадрилью передали часть ее самолетов и по состоянию на 01.04.1939 г. в боевом составе 63-й ОАЭ ВУ числилось 22/20 МБР-2. На эти самолеты имелось 20 подготовленных экипажей.
На 01.12.1940 г. в эскадрилье имелось 21/16 МБР-2, 1/1 У-2. Экипажей 1-й линии - 10, 2-й линии – 9, подготовленных к ночным полетам – 13.
К 01.06.1941 г. в боевом составе эскадрильи числилось 20/17 МБР-2, 1/0 У-2.
С 29.01.1943 г. 63-я ОАЭ ВУ стала именоваться 63-й морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильей.
14.04.1943 г. на основании приказа НК ВМФ на базе гидрографического авиационного звена в составе эскадрильи был сформирован гидрографический авиационный отряд.
На основании приказа Ком. ТОФ № 0230 от 19.05.1943 г. гидрографический авиаотряд был передан в подчинение Гидрографического управления ВМФ, но дислокации не менял и остался на всех видах довольствия и обеспечения.
По состоянию на 01.01.1944 г. в составе эскадрильи числилось 16/14 МБР-2 и 16 экипажей, из которых 11 летали ночью.
18.07.1945 г. в состав эскадрильи было введено 4-е ОАЗ ВУ на самолетах МБР-2ВУ базирующееся в б. Разбойник залива Стрелок.
По состоянию на август 1945 г. в составе 63-й ОМБРАЭ в б. Патрокл имелось 14/13 МБР-2 и 13 экипажей, из которых 9 были боеготовыми.
С началом боевых действий самолеты эскадрильи выполняли задачи воздушной разведки и ПЛО на подходах к Главной базе ТОФ.
14.08.1945 г. в порту Сейсин японцы, стянув значительные силы, прижали к воде первую группу нашего десанта.
Требовалась немедленная поддержка с воздуха. Пара МБР-2 63-й ОМРАЭ с наиболее опытными экипажами смогла прорваться к Сейсину, и отбомбилась по японской батарее на мысе Комацу.
При возвращении на свой аэродром один из самолетов в облаках столкнулся с сопкой в районе м. Гамова и разбился. Экипаж погиб.
С 30.01.1947 г. 63-я ОМРАЭ была передислоцирована из бухты Патрокл в бухту Воевода на о. Русском.
С 07.07.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0134 от 07.04.1947 г. и в связи со списанием самолетов МБР-2 63-я ОМБРАЭ в б. Воевода была расформирована.
Подчиненность и участие на фронтах
63 ОМРАЭ ВУ 1 ДТКА участвовала в советско-японской войне в августе-сентябре 1945 г.
В действующей армии: 09.08.1945 - 03.09.1945.
Материальная часть
На вооружении части стояли самолеты МБР-4ВУ, МБР-2ВУ, Ш-2, У-2.
Гидросамолёт Савойя S-62 3-го ОАО ВУ в Петропавловске-Камчатском, 1936 г. Увеличение фотографии - по клику.
The Savoia S-62 flying boat (tactical number 2). Click to enlarge the photo.
Летающая лодка МБР-2М-17 над Гнилым Углом г. Владивосток (предположительно - 30 ОАЭ ВУ). Увеличение фотографии - по клику.
The crew of the MBR-2 hydroplane at the airdrome. Click to enlarge the picture.
Летающая лодка МБР-2ВУ ВВС ТОФ (предположительно - 63 ОАЭ ВУ).
Командиры части
Частью командовали:
Д.А.Слободчиков (декабрь 1933 г. – февраль 1936 г.), Г.Ф.Редков (февраль-декабрь 1936 г.), М.П.Федотов (декабрь 1936 г. - июнь 1937 г., репрессирован), К.И.Шейн (июль-ноябрь 1937 г., ВрИД), С.А.Щербаков (ноябрь 1937 г. – ноябрь 1939 г.), Г.Ф.Реутов (ноябрь 1939 г. - ноябрь 1940 г.), А.М.Осипов (в ноябре 1940 г.), Н.Д.Занчев (декабрь 1940 г. – июль 1942 г.), П.Н.Кузнецов (август 1942 г. – сентябрь 1944 г.), Н.Н.Николаев (сентябрь 1944 г. – был в 1946 г.).
(63-я и 67-я отдельные авиационные эскадрильи волнового управления,
30-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья ВУ,
3-й отдельный авиационный отряд торпедных катеров)
ОМБРАЭ, ОМРАЭ, мраэ, мбраэ, оаэву, аэву, отдельная морская разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья,
разведотряд, разведавиаотряд, авиаразведотряд, ВУ 1 ДТКа - дивизион торпедных катеров, разведсамолет
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.