98 отдельный гвардейский разведывательный Висленский Краснознаменный ордена Кутузова авиационный полк ВВС КА
4 отдельный авиаполк дальних разведчиков ВВС КА
98th guards separate air reconnaissance "Wisla" regiment (former 4th detached long-range reconnaissance aviation regiment).
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
215-я отдельная дальняя разведывательная авиационная эскадрилья сформирована в сентябре 1941 г. в 15 орзап на базе 315 орап.
4 дальнеразведывательный авиаполк (встречаются сокращения 4 оапдр и 4 одрап)
сформирован директивой штаба ВВС № 339156 от 13.04.1942 и штаба МВО № 37476 от 18.04.1942
на аэродроме Монино, на базе летного состава 215 одраэ и части летного состава 450 сбап.
Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР № 234 от 17.06.1943 в 98 ограп (встречается сокращение 98 огврап).
Полк награжден орденами Красного Знамени и Кутузова III степени.
Подчиненность и участие на фронтах
В действующей армии (Великая Отечественная война):
26.04.1942 - 17.06.1943 (4 оапдр)
17.06.1943 - 09.05.1945 (98 ограп)
Результаты боевой деятельности:
За период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. был произведен 4941 боевой вылет,
в ходе которых сфотографирована общая площадь 1 339 400 кв. км, в том числе 299 276 кв. км оборонительных рубежей противника.
В полку был обработан 5041 аэрофильм (459 139 кадров); отпечатано 340 тыс. фотоснимков; составлено и от-дешифрировано 10 142 фотосхем и 19 990 фотопланшетов;
изготовлено 1131 дело целей. Летчиками полка в общей сложности разведано 2789 аэродромов,
10410 железнодорожных станций и узлов, 15 612 промышленных объектов, 56 006 населенных пунктов;
обнаружено 84 384 самолета, 12 536 танков, 448 266 автомашин, 21 872 паровоза,
1 681 140 вагонов и железнодорожных платформ, 6686 мостов и переправ, 3187 военных складов, 16599 зенитных орудий,
16 455 орудий полевой артиллерии, 105 060 пулеметных гнезд, 22 754 дота и дзота, 1105 командных пунктов и узлов связи,
а также более 264 тыс. других объектов противника (бронемашины, бронепоезда, минометы, тягачи, цистерны, склады горючего и т.п.).
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
Первоначально вооружение 215 отд.ДРАЭ составляли 6 Пе-3.
Позднее эскадрилья получила пополнение из расформированного 1-го драп и с заводов-изготовителей.
В 1942 г. - самолёты Пе-2р.
1 и 2 эскадрильи полка были вооружены самолетами Пе-2 и Пе-3 (позже - A-20),
3 эскадрилья - Р-39 (позже - Як-9ДД),
4 - учебно-тренировочная эскадрилья.
Кроме того, в авиаполку были звено связи и звено транспортных самолетов (2 По-2 и 1 Щ-2) для доставки фотоматериалов из оперативных групп.
Учебно-тренировочный самолет УСБ. Увеличение фото - по клику.
The USB trainer plane. Click to enlarge the picture.
Пешки на аэродроме.
Пе-2 с кольцом ЭБО.
Пе-2 в зимнем камуфляже.
Самолёт Пе-2 с тактическим номером 12. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 plane tactical number 12. Click to enlarge the picture.
Пе-2 № 12 на посадке. На левом двигателе отсутствует кок воздушного винта.
The Pe-2 plane tactical number 12, WWII photo.
Пе-2 с тактическим номером 13.
Пе-2 с тактическим номером 15.
Пе-2 с тактическим номером 39.
Группа лётчиков-орденоносцев у Пе-2, Мартынов Е.В. стоит первым слева. 1944 г.
Самолет Пе-3.
Самолеты Пе-3 с тактическими номерами 2 и 5. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 arcraft at the airfield. Click to enlarge the picture.
Пе-3 № 5 с реактивными снарядами для оборонительной стрельбы назад.
Пе-3бис на взлёте. Увеличение фото - по клику.
The Pe-3bis plane armed with the backfiring RS rockets.
Click to enlarge the picture.
Самолет Пе-3. Увеличение фото - по клику.
The Pe-3 plane of 4th detached longrange recon aviation regiment.
Click to enlarge the picture.
Экипаж у самолета Пе-3бис.
The crew aside the Pe-3bis warplane. WWII photo.
Пе-3бис № 2, рисунок А. Валяева-Зайцева.
Истребитель Р-40. Увеличение фото - по клику.
The P-40 warplane. Click to enlarge the picture.
Лётчики 3-й аэ у Аэрокобры. Увеличение фото - по клику.
The P-39 fighter of 98th guards detached aviation recon regiment.
Click to enlarge the picture.
Лётчики с планшетами у самолёта Р-39, 1943 г.
Мартынов Евгений Васильевич на крыле самолёта Аэрокобра (на руле направления - номер 220, на двери - рисунок орла).
Мартынов Е.В. (справа) с другом у самолёта P-39.
Техники обслуживают Аэрокобру.
Airacobra of 98th guards separate air reconnaissance regiment.
Лётчики Юркин и Исаев у Аэрокобр.
Лётчики эскадрильи на фоне самолёта Як-9. В пилотке - Мартынов Е.В., 1944-45 гг.
Лётчики-Герои на фоне самолёта Як-9, на руле направления виден номер 66. Фото 1944-45 гг.
Группа лётчиков у Як-9. Третья эскадрилья перед расформированием, 1945 г.
Командиры
Командование 215 одраэ 09.1941 - 04.1942: комэск капитан Семен Давидович Берман,
военком Артемьев Борис Павлович.
Командиры полка:
майор Семен Давидович Берман 04.1942 - 01.1943
майор, подполковник Борис Павлович Артемьев 01.1943 - 10.1944
подполковник Федор Федорович Звонцов 05.10.1944 - 05.1945
Благодарности - В.Харин.
Источники:
Боевой путь 4 одрап в Отечественной войне (отчет о боевых действиях, период с 13.04.1942 по 20.06.1943)
Архив: ЦАМО, Фонд: 22240, Опись: 0621445с, Дело: 0003.
Александр Медведь. Советская разведывательная авиация в начальный период войны.
Лезжов И.И. Дальний разведчик. — Издательство Патриот, 2005.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.