17 отдельная смешанная авиационная эскадрилья ВВС КБФ
17th detached navy longrange reconnaissance aviation squadron of Soviet Baltic fleet
История части
С 05.04.1945 г. согласно циркуляру НГМШ №0266 от 05.03.1945 г. и директивы НШ БФ №1/ОМ/336 от 10.03.1945 г. на аэр. Паланга
начала формироваться 17-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (противолодочной обороны)
Юго-Западного морского оборонительного района. Эскадрилья формировалась на базе личного состава и авиационной техники 29-й ОАЭ ПЛО, 44-й и 45-й АЭ 15-го ОРАП и 22-го ОАЗ СпН ВВС Балтийского флота.
По штату эскадрилья должна была иметь 12 Бе-4, 6 Як-9 и 4 По-2, но в мае месяце в ней числилось всего 8 самолетов разных типов.
Формирование 17-й ОСАЭ ПЛО было завершено к 26.04.1945 г.
В июне 1945 г. эскадрилья перебазировалась с аэр. Паланга на аэр. Нойтиф в Восточной Пруссии (ныне аэр. Коса
Калининградской области). В это время эскадрилья была вооружена 6 Бе-4, 2 PBN-1 «Номад», 2 По-2 и Як-9.
Эскадрилья успела принять участие в боевых действиях последнего этапа Великой Отечественной войны, совершив несколько вылетов на воздушную разведку в район о. Борнхольм. 11.05.1945 г. экипаж мл. лейтенанта Н.С.Мелокумова на самолете PBN-1 «Номад» доставил группу советских парламентеров в порт Ренне для вручения ультиматума сопротивлявшимся на о. Борнхольм немецким войскам.
С 30.08.1946 г. 17-я ОСАЭ перебазировалась на аэр. Пютниц, близ г. Рибниц-Дамгартен в Германии.
С 05.01.1947 г. 17-я ОСАЭ ПЛО была переформирована в
17-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью ВВС Югобалтийского флота. В дополнение к имеющимся самолетам PBN-1 «Номад» и Бе-4 в нее поступило 5 самолетов PBY-6A «Каталина».
С 14.10.1947 г. эскадрилья перешла на новый штат и стала числиться в составе ВВС 4-го ВМФ, в который был переименован Югобалтийский флот.
С 28.05.1948 г. 17-я ОМДРАЭ начала перебазирование из Дамгартена к новому месту дислокации на аэр. Коса.
С середины 1953 г. эскадрилья начала получать на вооружение новые летающие лодки Бе-6, постепенно заменившие PBN-1 «Номад».
В мае 1954 г. закончилось переучивание личного состава, а в сентябре перевооружение эскадрильи на новые самолеты было завершено. Всего в составе эскадрильи имелось 10 Бе-6.
С 01.11.1960 г. 17-я ОМДРАЭ ВВС БФ, вооруженная самолетами Бе-6 была переформирована в
17-ю отдельную дальнюю противолодочную авиационную эскадрилью.
По состоянию на 01.01.1961 г. в эскадрилье имелось 10 самолетов Бе-6.
В 1960-1962 гг. планировалась перевооружить эскадрилью на самолеты Бе-10, для чего даже были углублены ковш и фарватер гидроаэродрома, и 10 реактивных летающих лодок Бе-10 с Черного моря готовились к передаче на Балтику. Однако этим планам не суждено было сбыться, в первую очередь из-за категорически отрицательной позиции командующего Авиацией БФ ГСС генерал-лейтенанта авиации С.А.Гуляева.
С 27.04.1961 г. 17-я ОДПЛАЭ была переформирована в
17-ю отдельную противолодочную авиационную эскадрилью дальнего действия.
20.05.1968 г. 17-я ОПЛАЭ ДД получила дополнительно 4 самолета Бе-6 из ВВС СФ. Всего в составе части стало 14 самолетов данного типа, в т.ч. 11 Бе-6 и 3 Бе-6пс.
18.01.1970 г. летно-технический состав 17-й ОПЛАЭ ДД был откомандирован в 33-й УЦ Авиации ВМФ (г. Николаев)
для теоретического переучивания и практического освоения полетов на новом противолодочном авиационном комплексе Бе-12.
07.08.1970 г. в 33-м УЦ АВМФ было завершено.
08.08.1970 г. первые шесть самолетов Бе-12 перелетели с аэр. Очаков на аэр. Коса.
20.10.1970 г. на аэр. Коса прибыл 7-й по счету самолет Бе-12, а 28 ноября – 8-й самолет. Вскоре все самолеты Бе-6 были списаны и разделаны на металлолом.
22.05.1971 г. в эскадрилью прибыл 9-й самолет Бе-12.
01.10.1971 г. 759-й ОМТАП и 17-я ОПЛАЭ ДД Авиации БФ были переформированы в одну часть –
49-ю отдельную противолодочную авиационную Таллиннскую Краснознаменную орденов Ушакова и Нахимова эскадрилью дальнего действия.
При этом эскадрилья получила Боевое Знамя и награды от 51-го МТАП, прославленного в годы Великой Отечественной войны и расформированного в 1960 г.
В ноябре-декабре 1972 г. в эскадрилью прибыли 10-й и 11-й самолеты Бе-12.
С получением 27.11.1973 г. 12-го самолета было закончено перевооружение части на Бе-12, а в 1974 г. в состав эскадрильи был включен Бе-14 – специализированный спасательный вариант данного самолета.
В ноябре 1976 г. эскадрилья полностью укомплектовалась авиатехникой, получив 14-й самолет - Бе-12пс.
С 04.06.1981 г. эскадрилья стала именоваться
49-я отдельная противолодочная авиационная Таллиннская Краснознаменная орденов Ушакова и Нахимова эскадрилья.
В период с 3 августа по 2 сентября 1995 г. 49-я ОПЛАЭ была перебазирована с аэр. Коса на аэр.
Храброво Калининградской области для постоянного совместного базирования с 397-й ОТАЭ ВВС БФ.
01.09.1996 г. 49-я ОПЛАЭ и 397-я ОТАЭ ВВС БФ были переформированы в один смешанный авиационный полк.
В состав полка вошла противолодочная эскадрилья (9 Бе-12) и транспортная эскадрилья на самолетах (9 Ан-26). После
переформирования полк стал именоваться 316-м отдельным смешанным авиационным Таллиннским Краснознаменным орденов Ушакова и Нахимова полком.
К 01.05.1998 г. 316-й ОСАП (9 Ан-26 и 9 Бе-12) был переформирован в
398-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью (самолеты Ан-26). Новой части также
передали «в наследство» награды (ордена Красного Знамени, Ушакова и Нахимова) и почетное наименование («Таллинский») 51-го МТАП ВВС БФ.
Самолеты Бе-12 были поставлены на хранение на аэродроме Храброво и в 2001-2002 гг. – утилизированы.
Материальная часть
На вооружении части стояли самолеты: PBN-1 «Номад», PBY-6A «Каталина»,
Як-9, По-2, Бе-4, Бе-6, Бе-12пл, Бе-12пс, Бе-14, Ан-26, Ту-134.
Командиры части
Эскадрильей командовали: И.Г.Мирошниченко (в апреле 1945 г., ВрИД), И.С.Сычев (апрель 1945 г. – март 1947 г.), Ф.А.Корзин (март 1947 г. – март 1954 г.), И.В.Бобров (март 1954 г. – август 1955 г.), Б.И.Аристархов (август 1955 г. – ноябрь 1960 г.), Г.М.Никонов (ноябрь 1960 г. – февраль 1963 г.),
Н.Н.Ткачев (февраль 1963 г. – февраль 1967 г.), Н.Г.Дмитриев (февраль 1967 г. – март 1971 г., снят), Ю.Н.Татарников (декабрь 1970 г. – март 1971 г., ВрИД), П.И.Бойко (март 1971 г. – январь 1975 г.), В.А.Цоколов (январь 1975 г. – декабрь 1976 г.), В.С.Русаков (декабрь 1976 г. – декабрь 1981 г.),
В.М.Иринархов (декабрь 1981 г. – ноябрь 1985 г.), А.Д.Ахмедьянов (ноябрь 1985 г. – август 1988 г.), А.М.Косарев (август 1988 г. – декабрь 1991 г.), Н.П.Сомов (декабрь 1991 г. – сентябрь 1995 г.), В.И.Малков (сентябрь 1995 г. – август 1996 г.), Г.Кудрявцев (сентябрь 1996 г. - 1998 г., в составе 316-го ОСАП), Н.Дубровский (с 1998 г., к-р 398-й ОСАЭ).
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.