Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

Отдельное испытательное авиазвено
Отряд Особого Назначения
Отдельная авиационная эскадрилья Специального Назначения
17 отдельный транспортный авиационный отряд

1 отдельная смешанная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ

233 отдельный транспортный авиационный полк
81 отдельная транспортная авиационная эскадрилья
263 отдельный транспортный авиаполк
397 отдельная транспортная авиаэскадрилья
316 отдельный смешанный авиационный Таллиннский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова полк
398 отдельная транспортная авиационная Таллиннская Краснознаменная орденов Ушакова и Нахимова эскадрилья
7054 гвардейская авиационная Новгородско-Клайпедская Краснознаменная база им. маршала авиации И.И. Борзова МА БФ
Знамя красное Боевое 81 отраэ отдельная смешанная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ

1st detached navy mixed air squadron (17th navy aviation especial transport detachment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       В 1937 г. инженер В.С.Вахмистров предложил вариант своего «Звена» (основывавшегося на использовании самолета-носителя, несущего истребители для увеличения их радиуса действия) который получил наименование «Звено–СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик). В 1938 г. было представлено «Звено-СПБ» в следующем варианте: носитель ТБ-3М-34ФРН + два истребителя И-16 тип 5, несущие по две бомбы ФАБ-250. В том же году «Звено-СПБ» было принято на вооружение. Планировалось, что к 01.02.1940 г. в строй вступят 20 СПБ для ВВС, и 20 СПБ для ВМФ.
       Для реализации этих планов согласно приказу НК ВМФ №0208 от 13.04.1940 г. было предписано в составе ВВС Балтийского флота сформировать Отдельное испытательное авиазвено. Срок окончания формирования был установлен 20.05.1940 г. В апреле 1940 г. во исполнение этого приказа (с уточнением) на аэр. Клопицы начал формироваться отряд Особого Назначения, в который из ВВС РККА передали 3 самолета ТБ-3М-34РН.
       По мере получения соответствующего оборудования для подвески истребителей и самих истребителей данный отряд ОсНаз предполагалось развернуть в отдельную авиационную эскадрилью Специального Назначения (еще одна такая эскадрилья создавалась в составе ВВС ЧФ). Эскадрилья СпН должна была иметь авиаотряд самолетов ТБ-3 (4 шт.) и пять авиазвеньев истребителей И-16 (16 шт.). Пока ожидались поставки истребителей и оборудования самолеты ТБ-3 использовались для транспортных перевозок в интересах флота.
       В конце апреля 1940 г. приказом Ком ВВС БФ №038 от 22.04.1940 г. было предписано формируемый ОАО ОсНаз подчинить командиру 8-й АБ.
       По состоянию на начало июня 1940 г. в отряде было только 4 ТБ-3М-34РН. Ни одного истребителя в часть не поступило.
       Приказом командира 8-й АБ авиаотряд СпН самолетов ТБ-3 подчинили во всех отношениях командиру 1-го МТАП.
       Директивой НШ Авиации ВМФ №49544сс от 05.06.1940 г. отменялось формирование отдельной эскадрильи ОсНаз ВВС БФ. Вместо этого надлежало выделить одну из лучших АЭ из состава истребительных полков и из нее сформировать АЭ ОсНаз, оставив ее в подчинении командиру ИАП.
       Приказом НК ВМФ №00154 от 19.06.1940 г. предписывалось дальнейшую разработку звена конструкции Вахмистрова прекратить. Четыре комплекта деталей звена СПБ установить на самолеты ТБ-3М-34РН эскадрильи ОсНаз ВВС ЧФ. Формирование авиационной эскадрильи СпН на КБФ – прекратить. Самолеты ТБ-3М-34РН использовать как транспортные. Личный состав и матчасть отряда самолетов ТБ-3 предназначаемого для АЭ СпН обратить на формирование к 20.07.1940 г. в Клопицах 17-го отдельного транспортного авиационного отряда. Формируемый отряд включить в состав 8-й АБ с непосредственным подчинением командиру бригады. Формирование авиаотряда было возложено на командира 8-й АБ ВВС БФ.
       Вскоре отряд был передислоцирован на аэр. Котлы, где базировалось управление 8-й авиабригады.
       Приказом по ВВС БФ №076 от 03.07.1940 г. было предписано транспортный авиационный отряд из 8-й АБ временно передать в распоряжение Управления ВВС БФ с перебазированием на аэр. Юлемисте.
       На 01.08.1940 г. в отряде на аэр. Юлемисте имелось 3/3 ТБ-3, 1/- У-2.
       06.09.1940 г. в отряд передали один из четырех самолетов ТБ-3М-34РН 3-й АБ ВВС ЛенВО на которых в 1936-40 г.г. на оз. Ильмень проводились испытания планеров Специального Назначения (ПСН-1 и ПСН-2) с торпедами для Авиации ВМФ.
       По состоянию на 01.12.1940 г. в боевом составе 17-й ОТАО числилось 4/3 ТБ-3М-34 и 3/2 У-2 и 3 экипажа.
       К началу Великой Отечественной войны в составе 17-го ОТАО базирующегося на аэр. Юлемисте числилось 4/3 ТБ-3, 2/2 ПС-84, 2/2 У-2.
       В начале июля 1941 г. отряд перебазировался с аэр. Юлемисте на аэр. Клопицы, а в августе – на аэр. Котлы.
       07.07.1941 г. один ТБ-3 отряда был уничтожен на аэр. Пярну в результате бомбового налета немецкой авиации.
       18.07.1941 г. на аэр. Лагсберг перелетели 2 ПС-84 и 2 ТБ-3 17-го ОТАО ВВС БФ, которые доставили технический состав, оборудование необходимое для обслуживания 73-го БАП и авиационные бомбы, дефицит которых остро ощущался в частях ВВС БФ на Таллинском направлении.
       24.07.1941 г. 3 Р-5 17-го ОТАО в сопровождении 3 И-153 13-й ОИАЭ доставили реактивные снаряды «РС-82» с аэр. Низино на аэр. Лагсберг для истребителей 10-й АБ.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 17-го ОТАО числилось 17 самолетов разных типов, в т.ч.: 4 ПР-5, 5 ТБ-3, 3 ПС-84, 1 У-2 и 4 Ш-2.
       04.08.1941 г. самолет ТБ-3 отряда доставил на аэр. Кагул (с посадкой на аэр. Лагсберг) личный состав и оборудование для обслуживания бомбардировщиков ДБ-3 «Особой группы полковника Преображенского».
       В последующие дни такие перелеты стали регулярными. Самолеты ТБ-3 из состава 17-го ОТАО по нескольку раз в день выполняли перелеты с аэродромов Беззаботное и Низино на Кагул (иногда с посадкой на аэр. Лагсберг). Для их прикрытия привлекались истребители из состава частей, базирующихся в районе Таллина и на о. Эзель.
       08.08.1941 г. при перелете с аэр. Лагсберг на восток огнем с земли в районе Раквере был подбит самолет ПС-84, пилотируемый летчиком командиром запаса Блоха. Летчик совершил аварийную посадку. Также в этот день был потерян самолет Р-5 отряда
       В сентябре 17-й ОТАО передислоцировали на тыловой аэр. Богослово. В отряде к этому времени числилось 7 самолетов (ТБ-3, ПС-84 и У-2).
       В начале осени 1941 г. самолеты ТБ-3 отряда выполняли задачи доставки грузов в блокированный Ленинград.
       В ноябре 1941 г. 17-й ОТАО (4 ТБ-3) был исключен из состава ВВС БФ и передан в Особую Северную авиационную группу ГВФ.
       Согласно приказу НК ВМФ №072 от января 1942 г. отряд вновь был включен в состав Балтийского флота с базированием на аэр. Богослово.
       В июле 1942 г. отряд потерял 2 самолета. В октябре в его составе вновь было 4 самолета.
       В январе 1943 г. отряд получил еще 1 самолет и вплоть до переформирования в 1-ю САЭ имел в составе 5 самолетов различных типов.
       С февраля 1943 г. по февраль 1944 г. 17-й ОТАО базировался в Новой Ладоге (в июле 1943 г. он временно базировался на аэр. Приютино). Отряд выполнял военно-транспортные задачи, перевозил людей и грузы в осажденный Ленинград и обратно. Среди авиаторов этот маршрут иногда называли «воздушной Дорогой Жизни».
       С марта 1944 г. отряд базировался на аэр. Гражданка, а в мае, вслед за наступающими частями, передислоцировался на аэр. Гора-Валдай.
       02.08.1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0479 от 09.06.1944 г. 17-й ОТАО вместе с 16-м ОСАНАЗ (16 санитарное авиационное звено) и 23-м ОАЗСВ (23 авиазвено связи) был расформирован. Его личный состав и авиационная техника были обращены на укомплектование транспортного отряда 1-й смешанной авиационной эскадрильи ВВС БФ базирующейся на аэр. Гора-Валдай. К 30.07.1944 г. 1-я ОСАЭ была сформирована. Ее главной задачей которой являлось обеспечение наступления сил флота, включая доставку боеприпасов, продовольствия и других грузов, решения задач связи, а также доставка раненых и больных в тыл.
       Организационно новая авиационная часть состояла из трех авиационных отрядов: транспортного (Ли-2, С-47), управления (У-2, УТ-2) и санитарного (С-2, Ще-2).
       В октябре 1944 г. 1-я ОСАЭ была передислоцирована с аэр. Гора-Валдай на аэр. Юлемисте в Таллине.
       В апреле 1945 г. 1-я САЭ базировалась в Паланге, находясь ближе к местам боев, а в мае, после окончания войны в Европе она вернулась на аэр. Юлемисте.
       К апрелю 1946 г. на основании приказа Ком. ЮБФ №0021 от 26.01.1946 г. 1-я ОСАЭ была перебазирована на аэр. Девау, расположенный в городской черте Кенигсберга и включена в состав ВВС Югобалтийского ВМФ (с 1947 г. ВВС 4-го ВМФ). На вооружении эскадрильи числилось 20 самолетов различных типов: 4 «Дуглас» С-47 и Ли-2, 1 А-20 «Бостон», 2 самолета-лаборатории Ли-2 и Ил-4, два истребителя, 2 УТ-2, 5 По-2, 4 С-2 (Всего 81 человек личного состава).
       К началу 1947 г. на вооружении эскадрильи стояли самолеты: «Дуглас» C-47, Ли-2, По-2, С-2, Ще-2, УТ-2.
       С 10.07.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0032 1-я ОСАЭ была переформирована в 233-й отдельный транспортный авиаполк. Организационно полк состоял из 3-х АЭ: 1-я АЭ – тяжелых транспортных самолетов (С-47 и Ли-2), 2-я АЭ – легких транспортных самолетов (7 По-2 и 2 С-2, Ще-2, УТ-2), 3-я АЭ – самолетов особого назначения (1 А-20 «Бостон», 5 Як-7 и Як-9).
       На основании приказа ГК ВМС №0199 от 19.05.1947 г. и приказа ком. ВВС 4-го ВМФ №0182 от 28.06.1947 г. 10 июля был определен Днем части.
       02.03.1948 г. на основании циркуляра ГШ ВМС №0024 от 02.03.1948 г. 233-й ОТАП был переформирован в 81-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью ВВС 4-го ВМФ, базирующуюся на аэр. Девау. Тогда же вместо самолетов Ще-2 в составе самолетного парка появляются учебно-боевые самолеты Як-11.
       В 1949 г. на вооружение поступают легкие транспортные самолеты Як-12.
       К концу 1950 г. были списаны все самолеты По-2.
       С 01.03.1956 г. в составе ВВС БФ сформирован 9-й ИАК. Туда была передана 81-я ОТАЭ и одновременно переформирована в 263-й отдельный транспортный авиационный полк. Местом дислокации полка был аэр. Девау.
       В начале 60-х годов в полку числилось от 20 до 22 экипажей, подготовленных днем и ночью при любых метеоусловиях. Его экипажи готовились перевозить личный состав и грузы с основного и грунтовых аэродромов, осуществлять выброску десантов и диверсионных групп.
       В конце 50-х годов в составе полка на аэр. Девау имелись самолеты Ли-2, Ил-14, Як-12, Як-18.
       Основными типами самолетов полка в 60-80-е годы были: Ли-2, Ил-14, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26.
       С 1967 г. по 1997 г. в состав полка входил неотдельный разведывательный авиационный отряд 2 самолета Ан-12рр. Самолеты Ан-12рр 263-го ОТАП осуществляли радиотехническую разведку, как над Балтийским морем, так и над территорией дружественных государств Организации Варшавского Договора - ПНР и ГДР.
       В октябре 1969 г. в полку сформирована неотдельная смешанная эскадрилья самолетов: 2 Ан-12рр, 3 Ан-12 и 5 Ан-2.
       01.10.1971 г. 263-й ОТАП перебазировался на аэр. Храброво. В это время на его вооружении стояли самолеты Ил-14, Ан-2, Ан-12, Ан-12рр, Ан-14, Ан-26, Ан-24 (в том числе один самолет-салон) и Ту-134 командующего Балтийским флотом.
       По состоянию на 01.01.1981 г. 263-й ОТАП двухэскадрильного состава на аэр. Храброво имел на вооружении самолеты Ан-12, 2 Ан-12рр, Ан-24, Ан-26, Ан-2 и один Ан-14.
       В 80-е годы экипажи полка выполняли вылеты для обеспечения деятельности авиагруппы 145-й ОПЛАЭ ВВС БФ, решающей задачи боевой службы с аэр. Аден и Эль-Анад в Индийском океане.
       01.10.1995 г. 263-й ОТАП переформировали в 397-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью на самолетах Ан-26 с базированием на аэр. Храброво.
       01.09.1996 г. 397-я ОТАЭ на самолетах Ан-26 и 49-я ОПЛАЭ на самолетах Бе-12 были переформированы в смешанный авиационный полк. В его состав вошли: противолодочная эскадрилья на самолетах Бе-12, и транспортная эскадрилья на самолетах Ан-26, Ту-134а. После переформирования он стал именоваться 316-м отдельным смешанным авиационным Таллиннским Краснознаменным орденов Ушакова и Нахимова полком, приняв Боевое Знамя, награды и почетные наименования от прославленного в годы войны 51-го МТАП ВВС БФ.
       01.05.1998 г. в связи со списанием самолетов Бе-12 противолодочной эскадрильи 316-й ОСАП был переформирован в 398-ю отдельную транспортную авиационную Таллиннскую Краснознаменную орденов Ушакова и Нахимова эскадрилью на самолетах Ан-26 и Ту-134а с дислокацией на аэр. Чкаловск.
       С 01.12.2009 г. 398-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья была обращена на формирование 7053-й авиационной Таллиннской Краснознаменной орденов Ушакова и Нахимова базы Морской Авиации Балтийского флота. Базирование новой части оставалось на аэр. Храброво.
       С 01.03.2010 г. 7053-я АвБ прекратила свое существование, а ее личный состав и авиатехника вошли структурным подразделением в составе 7054-й гвардейской авиационной Новгородско-Клайпедской Краснознаменной базы им. И.И.Борзова МА БФ.
       В 2010 г. транспортная эскадрилья была расформирована. Вместо нее сформировали авиационный отряд самолетов Ан-26 и Ту-134, а к 2011 г. это подразделение было частично перебазировано из Храброво на аэр. Чкаловск.

       Материальная часть

       На вооружении части в разное время стояли самолеты следующих типов: ТБ-3, ПС-84, Р-5, Р-6, Ли-2, У-2, Ил-4, «Дуглас» C-47, С-2, Ще-2, Ут-2, Як-11, Як-12, Як-18, Ил-14, Ан-2, Ан-12, Ан-14, Ан-12рр, Ан-24, Ан-26, Ту-134, Ту-134а, Бе-12.

17 транспортный авиационный отряд ВВС ВМФ ком экип Иванов Николай Трофимович
Командир корабля Иванов Николай Трофимович с экипажем. Самолёт Ли-2 с серийным номером 18430807 находился в эксплуатации с ноября 1948 г. до 1968 г.

263-й ОТАП Ли-2 полка - памятник в Храброво СССР
Самолёт Ли-2 из 263 ОТАП, памятник в Храброво. Увеличение фото - по клику.
The Li-2 plane of 263 OTAP. Click to enlarge the photo.


263-й ОТАП Ил-14 на аэр. Храброво СССР
Самолёт Ил-14 б/н 05 из состава 263 ОТАП на аэр. Храброво. Увеличение фото - по клику.
The Il-14 plane of 263 OTAP at Hrabrovo airfield. Click to enlarge the photo.


398-я ОТАЭ Ан-26 Храброво фото СССР
Самолёт Ан-26 (бортовой номер 23), 398 ОТАЭ, Храброво.

       Командиры

      Командирами части в различные годы были: Н.С.Фомичев (март 1940 г. – июль 1944 г.), Н.М.Каминский (январь 1943 г. - февраль 1944 г., погиб), ГСС И.Н.Пономаренко (июль 1944 г.), А.З.Пятков (с июля 1944 г., в феврале 1945 г.), Д.Иванов (был в июле 1945 г.), П.И.Васянин (был в 1945 г.), В.П.Сечкин (1945-46 гг.), Ф.С.Корзин (1946 г. – ноябрь 1947 г.), В.В.Николаев (ноябрь 1947 г. - 1951 г.), В.И.Лизунов (1951-55 гг.), В.И.Онучак (1955-56 гг.), И.В.Красовский (1956-68 гг.), В.С.Хотулев (1968 г. – июнь 1972 г.), К.Н.Воскресенский (июнь 1972 г. – октябрь 1974 г.), Н.П.Алексеев (октябрь 1974 г. – ноябрь 1975 г.), А.И.Лифаненко (ноябрь 1975 г. – ноябрь 1977 г.), В.А.Цоколов (ноябрь 1977 г. - 1985 г.), А.А.Михайлов (1985-88 гг.), А.Р.Симанов (декабрь 1988 г. – декабрь 1997 г.), Н.А.Дубровский (декабрь 1997 г. - 2010 г.), В.Кичигин (с 2010 г.)





17 трао (тао, трао, отао, отрао, ао он) / Отряд Особого Назначения / авиаотряд осназ, ОАЭ СпН

Благодарности: Левшов П.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений военно-воздушных сил военно-морского флота.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки транспортных самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.