В начале 1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0933 от 13.12.1943 г. в составе 3-й АГ Беломорской Военной флотилии (БелВФл) началось формирование 53-го смешанного авиационного полка трехэскадрильного состава. На укомплектование полка обращались расформируемые 21-я ОИАЭ (И-153) и 22-й МБРАП (МБР-2) ВВС БелВФл. Две эскадрильи полка были истребительными, вооруженные И-153 (вскоре к ним добавились Р-40 «Киттихаук»). Еще одна эскадрилья полка получила на вооружение 10 МБР-2. Формирование полка началось на аэр. Ягодник возле Архангельска. В дальнейшем местом дислокации управления полка стал аэр. Йоканка. Эскадрильи дислоцировались на аэр. Йоканка (И-153), Поной (Р-40) и о. Моржовец (МБР-2).
22.03.1944 г. решением Ком. БелВФл 53-й САП передали в оперативное подчинение командиру Йоканской ВМБ.
С 14.04.1944 г. на основании приказа НК ВМФ от 11.03.1944 г. 53-й САП считался сформированным. Самолеты МБР-2 с о. Моржовец вели воздушную разведку, поиск мин и ПЛ противника, прикрытие конвоев на подходах к горлу Белого моря. Истребители И-153 с аэр. Йоканка практически ежедневно осуществляли ПВО базы, поиск мин и подводных лодок противника.
В апреле 1944 г. не менее 4 Р-40 53-го САП базировалось на аэр. Кехта под Архангельском, выполняя оттуда боевые вылеты по прикрытию конвоев в Белом море.
В мае 1944 г. не менее 2 Р-40 полка базировались на аэр. Ягодник, выполняя с него боевые вылеты по прикрытию конвоев в южной части Белого моря. Также не менее 4 МБР-2 базировалось в мае-июне на аэр. Йоканка.
В середине июня 1944 г. на вооружение 53-го САП начали поступать самолеты PBN-1 «Номад».
К июлю 1944 г. на аэр. Поной перебазировалась часть истребителей Р-40 53-го САП, выполняя вылеты на обеспечение конвоев в Горле Белого моря.
20.08.1944 г. 2 Р-40 53-го САП перебазировались в Нарьян-Мар, перейдя в оперативное подчинение командиру 54-го САП. Их стали привлекать для прикрытия и ПЛО конвоев в Карском море.
В декабре 1944 г. не менее двух самолетов PBN-1 полка базировалось на аэр. Губа Грязная, откуда они выполнял поиск подводных лодок и мин в Баренцевом море.
В декабре 1944 г. – январе 1945 г. самолеты МБР-2 полка базировались на аэр. Йоканка и Лахта, выполняя оттуда вылеты на поиск ПЛ противника и мин.
С 15.04.1945 г. в связи с реорганизацией ВВС БелВФл в 3-ю авиационную группу ВВС СФ 53-й САП перешел в ее состав без смены мест дислокации. Сама же авиагруппа в оперативном отношении подчинялась командованию вновь сформированного Беломорского морского оборонительного района.
По состоянию на 09.05.1945 г. в составе 53-го САП имелось 4/3 PBN-1, 11/7 МБР-2, 11/3 И-153 и 21/20 Р-40 . Управление полка и истребительные эскадрильи размещались на аэр. Качаловка в 13 км восточнее Йоканки, а эскадрилья гидросамолетов - на оз. Йоканском.
В сентябре 1945 г. на основании циркуляра НГШ ВМФ №0917 от 28.08.1945 г., приказа Ком. СФ №0561 от 08.09.1945 г. и приказа Ком. ВВС СФ №0269 от 28.09.1945 г. 53-й САП был переформирован в 53-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк. К этому времени истребители были переданы в другие авиационные части ВВС СФ. На вооружении полка остались самолеты PBN-1 и МБР-2.
С января 1946 г. полк был передан в состав 14-й САД ВВС СФ, и стал именоваться 53-м морским дальнеразведывательным авиационным полком. К этому времени управление полка было передислоцировано из Йоканки на аэр. Ягодник.
В октябре 1946 г. на основании приказа НК ВМФ СССР №005 от 19.01.1946 г. 53-й МДРАП на аэр. Ягодник был расформирован.
В действующей армии: 15.04.1944 - 09.05.1945.
Командиры полка: Д.А.Петров (апрель-май 1944 г.), И.М.Уманский (июнь-август 1944 г., снят), В.П.Матвеев (был в сентябре 1944 г., ВрИД), С.Д.Доброславин (август 1944 г. – октябрь 1945 г.), П.А.Панков (с октября 1945 г., был в марте 1946 г.).
Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении
На момент формирования полка а на 29.3.1944 (исправные/неисправные) имелось:
1 АЭ - аэр. Поной - Р-40 - 10/0, летчиков – 9;
2 АЭ (бывшая 21 ОИАЭ) - аэр. Йоканка – И-153 – 8/0, летчиков - 9;
3 АЭ формировалась из экипажей и самолетов 22 РАП на МБР-2.
На 9.5.1945 полк имел в составе следующую матчасть (исправные/неисправные):
3/1 PBN-1 «Номад», 7/4 МБР-2, 9/3 И-153, 20/1 Р-40 «Киттихок».
Также, на вооружении полка стояли У-2 для вспомогательных целей.
Лев Бандас перед боевым вылетом, фото 1943 г.
Парад в день ВМФ на фоне PBN-1 Nomad № 19, фото 1948 г.
53-й смешанный авиационный полк ВВС БелВФл / 3-й АГ ВВС СФ,
53-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк,
53-й морской дальнеразведывательный авиационный полк ВВС СФ,
22-й ОМБРАП и 21-я ОИАЭ ВВС БелВФл.
Благодарность за информацию : П. Левшов, С. Черепанов. Фото с сайта goskatalog.ru .
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.