Авиагруппа особого назначения - составная часть авиабазы, созданной в соответствии с постановлением ГКО от 17.06.1944 для
всесторонней помощи народам Югославии. Местом дислокации авиабазы и АГОН - местечко Палезе в Италии, в 8 км от города Бари.
Здесь же размещалась военно-воздушная база союзников.
АГОН оперативно подчинялась начальнику советской военной миссии в Югославии генерал-лейтенанту Н.В.Корнееву. Миссия прибыла в Бари 23.02.1944 на двух самолетах Си-47, один из которых остался при миссии.
В июне 1944 г. в Бари самолетом прибыла экспертная комиссия Советского Союза, а 15.06.1944 перелетели еще 10 самолетов, доставивших личный состав базы и АГОН.
Таким образом, в Бари оказались 12 самолетов Си-47, составивших транспортную эскадрилью.
25.08.1944 в Бари через Карпаты и линию фронта перелетела истребительная эскадрилья (12 самолетов Як-9ДД).
АГОН осуществляла поставки партизанам Югославии. Транспортая эскадрилья выполняла полеты ночью в партизанские районы со сбросом груза на парашютах;
полеты со сбросом беспарашютных грузов с высоты не более 400 метров;
полеты ночью с грузом и людьми с посадкой на полевых площадках в расположении частей НОАЮ с вывозом оттуда раненых;
полеты днем на сброс, а чаще с посадкой под прикрытием истребителей; полеты по спецзаданиям.
С 25 августа по 17 октября 1944 года истребительная эскадрилья совершила 130 боевых вылетов на прикрытие транспортных самолетов и
на разведку с общим налетом 731 час 22 минуты. Из них боевой налет составил 258 часов 23 минуты.
Продолжительность полетов достигала до 3 часов 20 минут с удаленностью до 500 километров над Адриатическим морем и лесисто–горной местностью Югославии.
Встреч с воздушным противником не было.
После освобождения Белграда советская база и АГОН передислоцировались на аэродром Земун около Белграда.
Истребительная эскадрилья вышла из состава АГОН в декабре 1944 г., а транспортная - продолжала работать до конца войны.
Самолет Як-9ДД на аэродроме Чкаловское. Август 1944 г.
Great Patriotic war photo.
На фото нарушена цветопередача, камуфляжная схема - серо-серый (АМТ-11/12).
The Yak-9DD fighter and the C-47 transport plane at Bari, Italy.
Soviet Yak-9DD fighter tactical number 02. Drawing by A.Salimgareev.
Транспортный самолёт Си-47 № 12 в полёте над Югославией.
The C-47 (tactical number 12) over Yugoslavia.
Лётчики в джипе Виллис.
Аэродром в Подгорице.
Вякин, Попов, Сафронов, Михайлов.
Советские и югославские авиаторы.
Командиры
полковник Василий Иванович Щелкунов 07.1944 - 04.1945
Авиационная группа особого назначения (авиагруппа осназ, АГОН).
Благодарность за информацию : Харин В., Трушин В., Сергиенко А.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.