4 отдельный авиаполк ГВФ, особая северная авиагруппа ГВФ
40th (former 4th) detached aviation regiment GVF
История полка
Особый авиационный отряд ГВФ по обслуживанию Краснознаменного Балтийского флота
(Особый Балтийский авиационный отряд ГВФ, Особый Балтийский отряд морской авиации)
был сформирован в соответствии с приказом начальника ГУ ГВФ № 02 от 25 июня 1941 года в гарнизоне Клопицы.
25.06.1941 г. для авиаотряда из состава Северного УГВФ было выделено 3 ПС-84.
Отряд, базируясь на разных аэродромах Ленинградской области, в оперативном отношении был подчинен командованию Балтийского флота и выполнял транспортные перевозки в его интересах.
Однако, в специальном отношении он остался в подчинении руководству ГУ ГВФ, а также был на всех видах снабжения и обеспечения.
С 1 июля 1941 года включен в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Самолетно-моторный парк — 8 самолетов: 1 ПС-84, 1 Г-2, 3 ПР-5, 3 Ш-2.
Командиром отряда назначен начальник сектора ведомственной авиации Главной инспекции ГУ ГВФ Борис Леонидович Местон.
Самолеты авиаотряда осуществляли обеспечение частей БФ в Таллине и на Моонзундских островах. Одной из важнейших задач отряда было обеспечение в августе-сентябре 1941 г. всем необходимым особой авиагруппы ВВС БФ на о. Эзель.
Отряд перевозил боеприпасы, личный состав и запчасти к самолетам через территорию, занятую противником.
27.09.1941г. Балтийский особый АО ГВФ был включен в состав Северной Особой авиагруппы ГВФ.
На 22 июня 1941 года в Северное Управление ГВФ входили 31 ТАО Ленинград, 232 АОСП Вологда, 235 АОСП Апатиты, 236 АОСП Ленинград, 238
АОСП Петрозаводск, 251 АОСП Калинин, УТО Ленинград, 111 УАЭ ГВФ Ленинград, 112 УАЭ ГВФ Череповец, 113 УАЭ ГВФ Боровичи.
Приказом начальника ГУ ГВФ № 4 от 25 июня 1941 года организована Особая Северная авиационная группа ГВФ.
В составе авиагруппы - пять авиаотрядов и Ленинградский аэропорт.
1 санитарный авиаотряд сформирован на базе 235 АОСП.
2 санитарный и связи авиаотряд — 238 АОСП.
3 санитарный и связи авиаотряд — 232 АОСП.
4 транспортный авиаотряд — 31 АТО.
5 санитарный авиаотряд — 236 АОСП.
251 АОСП в составе 61 человек и 16 самолетов был передан в Прибалтийскую ОАГ ГВФ.
Основу авиагруппы составлял 31 ТАО Северного Управления ГВФ. Основная авиабаза — Комендантский аэродром в Ленинграде.
Приказ ВВС Северного фронта № 02 от 3 июля 1941 г.
Во исполнение утвержденного НКО «Положения об организации ОАГ ГВФ» приказываю:
Сформированную Особую Северную авиагруппу ГВФ в составе шести авиаотрядов придать в оперативное подчинение:
1 авиаотряд — командующему ВВС 14 армии, место базирования Апатиты.
2 авиаотряд — командующему ВВС 7 армии, место базирования Петрозаводск.
3 авиаотряд — командующему ВВС фронта, место базирования Новая Ладога.
4 авиаотряд — командующему ВВС фронта, место базирования Шоссейная-Любань.
5 авиаотряд — командующему ВВС фронта, место базирования Тосно.
6 авиаотряд — командующему ВВС фронта, место базирования Любань.
Командир авиагруппы батальонный комиссар Лаврентьев Алексей Алексеевич
комиссар авиагруппы Легостин Виктор Павлович
2 отряд ОСАГ (бывший 238 АОСП, командир отряда Девятовский) с 25 июня по 1 сентября 1941 года
выполнил следующую работу по обслуживанию 7 армии:
перевезено раненых — 616, бойцов и командиров — 673, разведчиков — 65;
перевезено почты 12664 кг, разных грузов 9443 кг; спецдонесений — 31; сброшено парашютистов — 40;
высадка десантов - 18; сброшено продуктов партизанам — 280 кг.
Для высадки разведчиков использовались два самолета ПС-41.
С конца сентября 1941 г. экипажи авиагруппы выполняли полеты в осажденный Ленинград.
В декабре 1941 года в Карело-Финскую ОАГ ГВФ было передано два отряда:
1-й Апатитский транспортный авиаотряд — 5 самолетов (3 Г-1, 1 Г-2, 1 ПС-41) и
4-й Вологодский санитарный авиаотряд — 7 самолетов (3 МП-1бис, 3 Ш-2, 1 СП).
Остались 2-й авиаотряд в Кириллове, 3-й авиаотряд в Вологде,
5-й авиаотряд в Череповце, Ленинградский и Вологодский аэропорты.
В ноябре 1941 г. в состав Особой Северной АГ ГВФ (циркуляр НШ БФ №К/063 от 18.11.1941 г.) был передан 17-й ОТАО ВВС БФ (4 самолета ТБ-3).
В начале 1942 года Северная ОАГ ГВФ обеспечивала боевые действия Ленинградского и Волховского фронтов.
В конце января — феврале 1942 года в составе авиагруппы были организованы:
— 28 января 1942 г. — 4-й авиаотряд для обслуживания нужд 54 армии Ленинградского фронта
с дислокацией его в Плеханове. Основная задача: доставка крови, медикаментов, эвакуация
раненых и выполнение спецзаданий штаба армии. Самолеты: 3 СП и 6 С-3.
Командир отряда Степанов Николай Николаевич, комиссар отряда пилот Аяцкий Василий Кузьмич.
30 января 1942 г. — 6-й отряд специального назначения с дислокацией его по указанию командующего ВВС Ленинградского фронта.
Самолеты: У-2 № П-105, П-123, П-128, П-440, П-505, П-511, П-616, П-437, П-119, Ф-106.
Командир отряда пилот Голенищенко Николай Федорович, комиссар отряда Бусырев Павел Никитич.
— 23 февраля 1942 г. — 7-й авиаотряд для обслуживания нужд Ленинградского фронта с дислокацией его в г. Ленинграде. Самолеты: У-2 № П-103, П-633, П-502, П-778, один самолет
принят из флагманского отряда ВВС и 4 самолета из ремонта в Ленинграде. Командир отряда —
Степанов Н. Н. За три месяца отряд выполнил 506 боевых вылетов на уничтожение объектов
ПВО и складов с боеприпасами. Особенно отличились пилоты Волков И. А., Долгалев А. А., Силин П. И., Булавинцев Н. Д.
— 28 февраля 1942 г. — звено связи в составе 6-го отряда для обслуживания нужд связи 7-й
армии. Командир звена связи Силин, пилоты Жеребилов и Булавинцев. Самолеты: У-2 № 1191, 1210, 1130.
Приказом начальника ГУ ГВФ № 0104 от 4 ноября 1942 года Особая Северная авиагруппа ГВФ
была переформирована в 4 отдельный авиационный полк ГВФ в составе:
— Управление полка: Командир полка капитан Гриценко Николай Антонович,
Заместитель командира полка по политчасти батальонный комиссар Легостин Виктор Павлович,
Начальник штаба Жигалев Я. Г.
— 1 транспортно-бомбардировочная авиаэскадрилья.
— 2 транспортно-бомбардировочная авиаэскадрилья.
— 3 транспортно-бомбардировочная авиаэскадрилья.
— 4 авиаэскадрилья связи.
— 5 санитарная авиаэскадрилья.
— Транспортное авиазвено.
- 5, 6, 7 РАО.
- ПАРМ.
4 ОАП ГВФ за 1942 год выполнил 16227 вылетов, в том числе ночью — 4534. Перевезено 33270
человек, в том числе 13700 раненых. Перевезено грузов 1771 тонна, в том числе 189,6 т боеприпасов.
Выброшено десантников 1007 человек, листовок 8,6 т. Сброшено 1060 бомб общим весом 46,5 тонн.
3 ТБАЭ выполнила 506 боевых вылетов, подавила 24 артбатареи,
взорвала 7 складов с боеприпасами, уничтожила 3 прожектора, 2 батареи МЗА, создала 16 очагов пожара.
За 1943 год полк выполнил 26035 вылетов, в том числе в тыл 3311. Перевезено 24236 человек, в том
числе раненых — 3401. Перевезено грузов 2138,4 тонны. Сброшено десантников и доставлено в партизанские отряды 2198
человек, вывезено 114 раненых партизан и 8 ценных военнопленных.
Самолетно-моторный парк в 1944 году — 58 самолетов: 1 С-47, 1 Ли-2, 1 А-20В, 38 По-2, 19 С-2, С-3, 3 Р-5.
Приказом начальника ГУ ГВФ № 00248 от 30 октября 1944 года 4 ОАП ГВФ
был переведен на новые штаты и переформирован в 40 отдельный авиационный полк ГВФ.
40 ОАП ГВФ в январе-феврале 1945 года боевых вылетов не имел.
В марте 1945 года по заданию Санитарного управления Ленинградского
фронта выполнено 12 вылетов на эвакуацию раненых, перевезли 9 раненых
и 8 медработников. 23 вылета — доставка продовольствия в Винницу.
В апреле 1945 года — разведка и бомбардировка льдов на реках Ленинградской области, перевозка личного состава.
Пилот Жандалинов вывез одного раненого из района Гдов.
Всего за 1941—1945 гг. летчики полка выполнили 71309 боевых вылетов.
В соответствии с Директивой начальника Генерального Штаба Красной Армии № 375762 от 3 мая 1945 года 40 ОАП ГВФ был передан в ВВС Красной
Армии и переформирован в 40 штурмовой авиационный полк (ШАП) РГК. Летчики прошли переучивание на самолеты Ил-2 в 15 ОУТАП.
Авиаполк расформирован 1 октября 1945 года, личный состав передан в другие части ВВС Красной Армии.
На момент расформирования: Командир полка гвардии подполковник Панычев, Начальник штаба полка майор Щербаков.
Командир звена летчиков 1-й эскадрильи старший лейтенант Александров В.М. с сослуживцем у самолета У-2. Аэродром Александровской материальной базы. 18 июня 1943 г. Ленобласть.
Самолет У-2 "Партизан" В.В. Сиротина держит курс на аэродром 2-й партизанской бригады, лето 1942 г.
Увеличение фото - по клику.
The U-2 biplane "Partizan". Click to enlarge the picture.
Комзвена 4 аэ связи 4 оавп ГВФ лётчик Базаркин Сергей Игнатьевич на крыле самолёта УТ-2, 1944 г.
Увеличение фото - по клику.
Pilot Bazarkin at the wing of UT-2 plane. Click to enlarge the photo.
3-я транспортно-бомбардировочная эскадрилья, самолет Р-5 б/н 76.
30 мая 1943 г. Аэродром Александровской материальной базы. Ленинградская область.
3 авиаэскадрилья. Сиротин В.В. с боевыми друзьями, 1943 г.
1 АЭ, ст.лейт. Александров В.М. с сослуживцем, 18.06.1943.
Лётчики на фоне транспортного самолёта Як-6, 4 оап ГВФ 14 ВА Волховского фронта, 1943 год.
The pilots aside the Yak-6 plane. Great Patriotic war photo.
Техники во время обслуживания двигателя самолёта Як-6.
Экипаж майора Литвинова на фоне самолёта Ли-2.
В. Филиппов - Авиационные группы и полки Гражданского воздушного флота в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. ISBN 978-5-6044300-0-2
Благодарности: Харлов Александр, Левшов Павел.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и обозначений авиационных групп, дивизий, полков, эскадрилий, отрядов Гражданского Воздушного Флота Советского Союза. Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки транспортных самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.