1-я отдельная авиационная эскадрилья, Особый Черноморский авиационный отряд
9th guards aviation squadron (1st separated especial air squadron,
especial Blacksea air detachment) GVF
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
С началом Великой Отечественной войны из авиационных подразделений Гражданского воздушного флота, базирующихся в Причерноморье,
был сформирован Особый авиационный отряд ГВФ по обслуживанию Черноморского флота (Черноморский ОАО ГВФ).
С 25.06.1941 г. отряд подчинили в оперативном отношении заместителю командующего ВВС ЧФ по тылу. В прямом подчинении, а также на всех видах снабжения и обеспечения он остался у руководства ГУ ГВФ. В составе отряда имелись звенья легких (У-2, СП, С-2) и средних транспортных самолетов (П-1, Р-5, ПР-5).
Самолеты ОАО ГВФ выполнял транспортные перевозки в интересах Черноморского флота. Они перевозили личный состав, вооружение и грузы. Его пилоты выполняли полеты в осажденную Одессу, Очаков, Николаев, перевозя туда
личный состав, вооружение и продовольствие, а обратно вывозя раненых и эвакуированных. Помимо транспортных и санитарных задач,
самолеты отряда выполняли также боевые задачи: вели воздушную разведку, обнаруживали батареи противника, ведущие огонь по Одессе, бомбардировали в ночное время вражеские позиции, сбрасывали листовки и парашютистов в тылу противника.
16.09.1941 г. при эвакуации гарнизона Одессы отряд перелетел на другой участок фронта (в Симферополь) и продолжил работу по доставке личного состава и грузов. За мужество и стойкость при защите Одессы весь личный состав авиаотряда был награжден медалью «За оборону Одессы».
Одной из задач самолетов отряда было зондирование атмосферу для составления синоптических карт погоды. Выполняя полеты в тыл, экипажи отряда доставляли на фронт необходимое вооружение, боеприпасы, оборудование.
В ходе борьбы за Крым самолеты отряда базировались на аэродромах полуострова Фрайдорф, Джанкой, Донузлав, Севастополь.
В последних числах июня 1942 г. перед оставлением Севастополя отряд перебазировался на аэр. Сочи. В состав отряда входили: 1 П-1, 4/3 Р-5, 3/1 ПР-5, 3 С-2, 8/6 СП, 2/1 У-2. Во время битвы за Кавказ самолеты отряда помимо транспортных перевозок в своем тылу доставляли все необходимое за линию фронта к Крымским партизанам. Весь личный состав отряда был награжден медалью «За оборону Кавказа».
Осенью 1942 года для повышения оперативности и улучшения управления фронтовыми частями особые авиагруппы (отряды) ГВФ были переформированы в отдельные авиаполки (эскадрильи). Они действовали на одном фронте и подчинялись командующему воздушной армией.
15.11.1942 г. Особый Черноморский отряд ГВФ был переформирован в
1-ю отдельную авиационную эскадрилью ГВФ. Однако в сводках по боевому составу ВВС ЧФ он продолжал числиться Особым отрядом ГВФ.
По состоянию на 22.12.1942 г. в составе ОО ГВФ на аэр. Сочи имелось 15/12 самолетов различных типов: 1/- ПС-84, 3/3 ПР-5, 1/- П-5 «Лимузин», 9/8 СБ, 1/1 У-2
С июня 1941 г. до конца 1942 г. авиаторы отряда (эскадрильи) перевезли 507000 кг различных грузов и 11568 чел. личного состава, налетав при этом 19921 час.
По состоянию на 01.03.1943 г. в ОО ГВФ на аэр. Сочи числится 1/1 У-2, 1/1 УТ-2, 9/8 СБ, 4/4 ПР-5, 1/1 ПС-84, 1/- П-5 «Лимузин» и 15 летчиков.
Всего с мая 1942 г. по февраль 1944 г. экипажами эскадрильи было перевезено 9377 чел. личного состава, 99220 кг боеприпасов и прочих грузов. Налет эскадрильи составил 13823 часа, из них 700 часов ночью.
В боях за Крымский полуостров весной 1944 г. 1-я ОАЭ ГВФ совершила 1272 вылета на перевозку личного состава и грузов и выполнив 419 боевых заданий с Таманского полуострова в Крым.
19.08.1944 г. на основании приказа НКО СССР №0271 1-я ОАЭ ГВФ была преобразована в
9-ю отдельную гвардейскую авиационную эскадрилью ГВФ.
Всего за 1944 г. экипажи эскадрильи выполнили 12253 вылета с налетом 14902 часа, перевезли 12349 чел. личного состава и 456383 кг различных грузов.
16.09.1944г. 9-я гв. ОТАЭ ГВФ была выведена из состава действующей армии, но транспортная работа в интересах Черноморского флота продолжалась до сентября 1945 г.
По состоянию на 01.01.1945 г. 9-я гв. ОАЭ ГВФ базировалась в Крыму.
В ней, помимо прочих, имелось четыре транспортных самолета Як-6, которые были списаны в январе 1946 г.
10.11.1945 г. 9-я гв. ОТАЭ была передана из оперативного подчинения ВВС Черноморского флота в подчинение ГУ ГВФ.
Авиаторы эскадрильи на фоне У-2 (справа - гвардии капитан Круглов). Октябрь 1944 г.
Командиры
Командиры части: И.Я.Сегедин (был в июне 1941 г. до мая 1942 г.),
А.И.Подсосов (был в сентябре 1942 г. – мае 1943 г.), Н.И.Зацепа (с мая 1943 г., был в 1944 г.)
Особый (Черноморский) авиационный отряд ГВФ,
(9-я отдельная гвардейская авиационная эскадрилья ГВФ,
1-я отдельная авиационная эскадрилья ГВФ),
9 гвардейская отдельная авиационная эскадрилья гражданского воздушного флота,
1 отдельная авиационная эскадрилья особого назначения,
1 авиаэскадрилья осназ,
1 отдельная авиационная эскадрилья гражданского воздушного флота,
Черноморский особ. ао ГВФ,
9 гв. орапэ ВВС ЧФ,
9 гв. оаэ ГВФ ВВС ЧФ.
Благодарности: информация - Левшов Павел; фото - сайт goskatalog.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и обозначений авиационных групп, дивизий, полков, эскадрилий, отрядов Гражданского Воздушного Флота Советского Союза. Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки транспортных самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.