В ноябре 1942 г. согласно приказу НК ВМФ №0966 от 13.11.1942 г. на аэр. Гражданка (г. Ленинград) при Управлении ПВО БФ было сформировано авиационное звено ПВО.
В это время в звене имелся всего один самолет И-153, который использовался для буксировки конусов при отработке воздушных стрельб экипажами бомбардировочной и истребительной авиации БФ.
Постепенно на вооружение отряда стали поступать самолеты И-16, Пе-2, Як-1.
В апреле 1943 г. в соответствии с приказом НК ВМФ №00112 от 15.04.1943 г. АЗ ПВО получило собственный номер и стало именоваться 7-м авиационным звеном ПВО.
По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 7-го АЗ ПВО на аэр. Гражданка числилось 1/1 Пе-2 и 1 боеготовый экипаж, 2 И-15бис и 1 боеготовый летчик, 1/1 И-16 без летчика, 1/1 Як-1 и 1 боеготовый летчик.
Кроме того, на аэр. Каменка базировался 1 Р-Z и 2 экипажа, подготовленных к полетам ночью.
В июле 1943 г. согласно приказу НК ВМФ № 0528 от 09.07.1943 г. 7-е АЗ ПВО было переформировано в 7-й отдельный буксировочный авиационный отряд ПВО с дислокацией на аэр. Гражданка и Каменка.
В январе 1944 г. 7-й ОБУКАО базировался на аэр. Приютино, в феврале он перелетел на аэр. Каменка, а с марта по май – на аэр. Гражданка.
15.06.1944 г. согласно приказам НК ВМФ №0422 от 27.05.1944 г. и Ком. БФ №0024 от 08.06.1944 г. 7-й ОБУКАО ПВО был переформирован в
3-ю отдельную буксировочную авиационную эскадрилью ПВО с передислокацией на аэр. Бычье Поле.
Эскадрилья находилась в оперативном подчинении командующему ПВО БФ. В ее составе насчитывалось 9 самолетов разных типов.
В октябре 1944 г. эскадрилья передислоцировалась на аэр. Гора-Валдай, а оттуда на аэр. Липово. В ноябре местом ее дислокации стал аэр. Лагсберг в Таллине.
С декабря 1944 г. по февраль 1945 г. 3-я ОАЭ ПВО базировалась на аэр. Сууркюль.
В апреле 1945 г. в составе эскадрильи насчитывалось не менее 8 самолетов (пяти бомбардировщиков и штурмовиков и трех истребителей), а в мае их числилось 7 ед.
С марта 1945 г. 3-я ОАЭ ПВО снова базировалась на аэр. Лагсберг.
По состоянию на 12.05.1945 г. в боевом составе эскадрильи имелось 11/11 самолетов: 2 Пе-2, 2 A-20G Boston, 3 Ил-2, 1 УИл-2, 1 Як-7б, 1 Як-1, 1 По-2.
Все самолеты базировались на аэр. Лагсберг (кроме 1 Ил-2 на аэр. Бычье Поле и 1 Ил-2 на аэр. Кагул).
В марте 1946 г. 3-я ОАЭ ПВО вошла в состав формируемых ВВС Северобалтийского флота (с 1947 г. ВВС 8-го ВМФ) с дислокацией на аэр. Лагсберг.
В апреле 1946 г. 3-я ОАЭ ПВО была переформирована в 3-ю отдельную корректировочно-буксировочную авиационная эскадрилья.
В апреле 1948 г. 3-я ОКОРБУКАЭ переименуется в 3-ю отдельную буксировочную авиационную эскадрилью с дислокацией на аэр. Ласнамяэ (бывш. Лагсберг).
В последующем эскадрилья была перебазирована на аэр. Сууркюль.
В декабре 1950 г. эскадрилья вернулась с аэр. Сууркюль на аэродроме Ласнамяэ.
В июле 1953 г. эскадрилья, вооруженная самолетами Ил-28, перебазировалась с аэр. Ласнамяэ на аэр. Сууркюль.
01.03.1956 г. 3-я ОБУКАЭ на аэр. Сууркюль вошла в состав вновь сформированного 9-го ИАК ВВС БФ.
15.08.1958 г. 3-я ОБУКАЭ на аэр. Сууркюль была расформирована.
Командиры части: Г.С.Гончаров (сентябрь 1943 – июль 1944 г.г.), М.В.Бухаров (с августа, был в ноябре 1944 г.).
Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении
На вооружении части стояли самолеты И-15бис, И-153, И-16, Як-1, Як-7б, Пе-2, А-20 «Бостон», Р-Z, По-2, Ил-2, УИл-2, Ил-28.
3-я отдельная буксировочная авиационная эскадрилья ПВО КБФ,
3-я отдельная корректировочно-буксировочная авиационная эскадрилья ПВО,
7-й отдельный буксировочный авиационный отряд ПВО,
Корректировочный авиационный отряд БО БФ,
Авиационное звено Управления ПВО БФ
(ПВО КФ - противовоздушной обороны Балтийского флота).
Благодарность за информацию: Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.