31.12.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №0878 в составе ВВС ТОФ на аэр. Николаевка была
сформирована 5-я отдельная (буксировочная) авиационная эскадрилья ПВО (приказ Ком. ТОФ №010 от 08.01.1944 г.).
Эскадрилья подчинялась непосредственно начальнику ПВО флота. В специальном отношении она подчинялась командующему ВВС ТОФ.
На вооружение эскадрилья получила самолеты СБ и И-15бис, которые были оборудованы для буксировки конусов.
Основными задачами эскадрильи было обеспечение сил ПВО ТОФ посредством:
- выполнения полетов в заданных секторах на определенной высоте и по определенному маршруту для отработки параметров движения цели расчетами средств наблюдения и зенитных средств ПВО;
- буксировки конусов для выполнения практических стрельб зенитных орудий и пулеметов кораблей и береговых батарей;
- выполнения специальных заданий по заявкам командования ПВО флота.
По состоянию на 01.01.1944 г. в боевом составе эскадрильи насчитывалось 4/4 СБ, 4/4 И-15бис и 8 экипажей.
С 09.05.1944 г. 5-я ОБукАЭ ПВО была перебазирована с аэр. Николаевка на аэр. Центральная Угловая, где вошла в подчинение командиру 7-й ИАД ВВС ТОФ.
По состоянию на август 1945 г. в составе 5-й ОБукАЭ на аэр. Центральная Угловая насчитывалось 12/10 СБ, 2/1 И-153 и 13 экипажей, из которых 7 были подготовлены ночью.
30.10.1945 г. на основании циркуляра НШ ТОФ №0234 5-я ОБукАЭ ПВО была перебазирована на аэр. Седанка в пригороде Владивостока.
В августе 1946 г. в составе эскадрильи имелись самолеты СБ, ДБ-3, А-20 «Бостон», Пе-2, Р-63 «Кингкобра», По-2. Все самолеты были оборудованы лебедками для буксировки конусов.
На основании приказа ГК ВМС №00106 от 1946 г. эскадрилья была принята от ПВО в состав ВВС флота. С этого момента она подчинялась начальнику ПВО флота в оперативном отношении, а в прямом отношении – командующему ВВС ТОФ.
Районами действия самолетов эскадрильи было все побережье Приморского края, побережье Северной Кореи в районах Гензана и Чхончжина, акватория Желтого моря в районе Порт-Артурской ВМБ. При этом отдельные экипажи длительное время работали в отрыве от эскадрильи.
20.05.1947 г. 5-я ОБукАЭ ПВО была перебазирована с аэр. Седанка на аэр. Южная Угловая.
25.05.1948 г. 5-я ОБукАЭ ПВО была переименована в 131-ю отдельную буксировочную авиаэскадрилью.
В 50-х годах по мере переучивания частей авиации флота на новые реактивные самолеты, для освоения летным составом курса боевой подготовки эскадрилья постоянно меняла место дислокации:
29.07.1950 г. 131-я ОБукАЭ была перебазирована на аэр. Унаши, временно перейдя в подчинение командиру 16-й САД ВВС 7-го ВМФ.
В начале октября 1950 г. самолеты По-2 эскадрильи для отработки корректировки огня береговых батарей Хасанского сектора БО базировались на аэр. Сухая Речка,
на который 8 октября был совершен налет двух истребителей-бомбардировщиков Локхид F-80C «Шутинг Стар» ВВС США. Американские самолеты повредили 7 советских истребителей Р-63 «Кингкобра», а самолеты эскадрильи повреждений не получили.
20.06.1951 г. 131-я ОБукАЭ была передислоцирована на аэр. Западные Кневичи, перейдя в подчинение командиру 3-й МТАД ВВС 5-го ВМФ.
15.11.1952 г. эскадрилья перебазировалась на аэр. Романовка. В этот период она была вооружена самолетами А-20 «Бостон» и Ту-2. Кроме того, в составе эскадрильи имелось истребительное авиационное звено.
В 1953 г. эскадрилья получила на вооружение самолеты Ил-28, но Ту-2 еще сохранились в ее составе.
С 10.06.1954 г. 131-я ОБукАЭ базируется на аэр. Майхэ.
25.03.1955 г. эскадрилья была перебазирована на аэр. Новороссия, где вошла в подчинение командиру 89-й МТАД ВВС Тихоокеанского флота.
15.07.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 131-я ОБукАЭ, вооруженная самолетами Ил-28 на аэр. Новороссия была расформирована, личный состав и авиатехника были обращены на укомплектование неотдельной буксировочной авиационной эскадрильи 50-го гв. ОРАП ВВС ТОФ.
В действующей армии: 09.08.1945 - 03.09.1945.
Командиры эскадрильи: А.Е.Орлов (август 1944 г. - август 1946 г., погиб), М.А.Бесов (август 1946 г. – сентябрь 1948 г., снят), Г.И.Ильюшкин (сентябрь 1948 г.- 1950 г.), В.В.Бугаев (1950-52 г.г.), И.С.Павлов (в декабре 1952 г., погиб), В.Н.Саплин (1953-56 г.г.), А.Г.Красовский (1956-58 г.г.), А.И.Новожилов (1958-60 г.г.), А.Б.Тальянский (в 1960 г.)
Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении
На вооружении эскадрильи стояли По-2, И-15бис, И-153, Пе-2, Р-63 «Кингкобра», СБ, А-20 «Бостон», Ту-2, Ил-28.
Герой Советского Союза Львов проводит разбор полетов в 5-й ОБукАЭ ПВО ТОФ у истребителя И-15бис № 62, лето 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The I-15bis biplane № 62. Click to enlarge the picture.
Инспектор-лётчик Лётной инспекции ГУБП ВВС ВМФ Львов С.И. выступает перед авиаторами 5-й ОБукАЭ ПВО ТОФ, аэр. Центральная Угловая. Увеличение фото - по клику.
The Soviet aviators aside the I-15bis plane (tactical number 62). Click to enlarge the picture.
Реконструкция внешнего вида - T.Tuomanen.
Самолёт И-15бис с тактическим номером 68.
Самолёт И-15бис № 68. Увеличение фото - по клику.
The I-15bis biplane № 68 of 5th OBukAE TOF. Click to enlarge the picture.
Реконструкция внешнего вида - T.Tuomanen.
5-я отдельная буксировочная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ (ПВО ТОФ - противовоздушной обороны Тихоокеанского флота).
Благодарность за информацию и фото: Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.