Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
66 шап преобразован из 3 лшап 51 АБр.
На основе полка был сформирован еще один полк - 820 шап.
В мае 1943 года за отличия в обороне Киева оба этих полка получили почетное наименование Киевский.
За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине,
Приказом НКО СССР № 016 от 05.02.1944 преобразован в 140 гшап.
Авиаполк был награжден орденами Красного Знамени, Суворова, Кутузова.
Подчиненность и участие на фронтах
С 17.09.1939 по 28.09.1939 участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию и Западную Украину.
В начале Великой Отечественной войны авиаполк входил в состав 15 сад.
С августа 1941 года 66 шап полк на Ил-2 входил в состав ВВС 24 армии (Резервный фронт).
В период 26.07.1942 - 29.08.1942 действовал на Калининском фронте в составе 212 шад.
С 17.10.1942 до конца войны действовал в составе 266 шад -> 8 гшад.
В действующей армии:
22.06.1941 - 30.06.1941 (66 шап)
02.08.1941 - 17.10.1941 (66 шап)
20.05.1942 - 02.06.1942 (66 шап)
26.07.1942 - 29.08.1942 (66 шап)
17.10.1942 - 05.02.1944 (66 шап)
05.02.1944 - 11.05.1945 (140 гшап)
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
С октября 1939 г. по лето 1940 г. полк перевооружили Р-5ССС на И-15бис.
22.06.1941 имел на вооружении 58 самолетов И-15бис, а также 5 Ил-2.
28.06.1941 в полк были переданы бипланы И-153 из 62 шап.
16.07.1941 7 самолетов принято из 164 иап.
10 октября 1941 года принято от
505 шап 7 Ил-2 и 7 летчиков.
В дальнейшем материальную часть составляли штурмовики Ил-2 различных модификаций.
Самолеты Р-5ССС из состава 51 АБр (3 лшап и 7 лшап).
Самолеты Р-5ССС (№№ 12 и 18) из состава 51 АБр.
The R-5SSS light attacker (tactical number 15), drawing by Tapani Tuomanen.
The I-15bis plane tactical number 29.
Повреждённыe бипланы И-15бис, лето 1941 года.
Damaged I-15bis warplanes of 66 shap Red army airforce.
The I-15bis tactical number 51, drawing by Tapani Tuomanen.
Повреждённый И-15бис, литера Э означает самолёт командира эскадрильи.
The I-15bis marked by E char, drawing by Tapani Tuomanen.
Повреждённый бомбардировкой Ил-2 на аэродроме Куровицы 22 июня 1941 года.
The Il-2 plane of 66 ShAP, wartime photo.
Ил-2 № 3, ЗФ, лето 1941 г. Исполнение - Kirill, консультации - Tora. Увеличение - по клику.
The Il-2 attacker in 1941, click to enlarge the picture.
Штурмовик Ил-2 с заводским номером 18860108. Увеличение фото - по клику.
The Il-2 (factory number 18860108). Click to enlarge the picture.
Самолет Ил-2 хвостовой номер 25 после вынужденной посадки.
Ditched double-seater Il-2 warplane.
Реконструкция внешнего вида. Цвет номера, кока и знака быстрого опознавания корпуса - предположительный.
Drawing Il-2 Shturmovik № 25 by Massimo Tessitori.
Е. Алехнович, И. Драченко, Николай Наумович Кирток у штурмовика Ил-2. Увеличение фото - по клику.
Soviet aviators near the Il-2 aircraft. Click to enlarge the picture.
Ил-2 с хвостовым номером 3. 1944-45 гг. Увеличение фото - по клику.
The attacker Il-2 № 5. Click to enlarge the picture.
Самолёты Ил-2 на взлёте (видны номера 4 и 17). Увеличение фото - по клику.
The Il-2 white numbers 4 and 17 are taking off. Click to enlarge the picture.
У ближнего Ил-2 (вероятно, из состава 140 гшап) в бою потерян руль направления; на фюзеляже видна часть лозунга, на киле просматривается № 10.
На дальнем плане - Ил-2 № 20 с расположением номера, характерным для 155 гшап.
Увеличение фото - по клику.
The warplanes Il-2 №№ 10 and 20. Click to enlarge the picture.
2-я эскадрилья (Николай Стерликов - третий справа в последнем ряду), Германия, Алау, весна 1944 г.
Увеличение фото - по клику.
The Soviet aviators near the Il-2 in Germany, 1944. Click to enlarge the picture.
Ил-2 номер 24. Кольцо вокруг фюзеляжа - знак корпуса (1 ГШАК), белая "полупилотка" на руле направления - знак полка.
Группа штурмовиков во главе с Героем Советского Союза Фаткулиным в мае 1945 г.
На переднем плане - Ил-2 с ЭБО полка и хвостовым номером 12.
Ил-2 штурмуют ж/д станцию юго-западнее Берлина в 1945 г.
На переднем плане - Ил-2 с хвостовым номером 19.
Кольцо вокруг фюзеляжа - знак корпуса (1 ГШАК ВВС КА), белая "полупилотка" на руле направления - знак полка.
The Il-2 white number 19 of 140 GShAP over Berlin, the end of Great Patriotic war.
Командиры полка
полковник Степан Семенович Щегликов июнь 1941 г.
капитан, майор Севастьянов Алексей Иванович
полковник Антон Иванович Сидоренко 08.1941
майор Виктор Алексеевич Анисимов 07.1943 - 19.07.1943
майор В.Лавриненко июль-август 1943 г.
Макаренко с августа 1943 г.
майор Федор Васильевич Круглов
майор Дмитрий Акимович Нестеренко ? - 05.1945
140 гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный Киевский орденов Суворова и Кутузова полк ВВС КА
Благодарности - Василий Харин , Виталий Тимошенко , Михаил Тимин , Massimo Tessitori.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.