Главная стр / Main page     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Смешанные - Mixed    

17 гвардейский штурмовой авиационный полк ВВС КА

[65 штурмовой авиаполк]


17th guards ground attack aviation regiment (former 65th shap)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       9-й легко-штурмовой авиационный полк сформирован весной 1938 г. на аэродроме Дно.
       На основании директивы Генштаба № 0/3/105108 от 23.08.1940 9 лшап с 01.09.1940 был переведен на новые штаты (пять эскадрилий по штату 15/910 и управление по штату 15/928-В) и переименован в 65 шап.
       Перед началом войны полк базировался в Гривочках.
       После начала боевых действий две эскадрильи были направлены на московское направление, эта часть полка в дальнейшем была преобразована в 765 шап.
       Приказом Наркома обороны СССР № 70 от 07.03.1942 преобразован в 17 гшап (17 гвардейский штурмовой авиационный полк).

       Подчиненность и участие на фронтах

Авиаполк входил в состав 2 сад.
В начале июля 1941 года вошел в состав ВВС 7 армии.
С ноября 1941 года входил в состав 103 ад.
21.02.1942 полк передан в состав ВВС Западного фронта.
Действовал на Карельском фронте.
Входил в состав ВВС 32 армии, с апреля по ноябрь 1942 года - ВВС 26 армии.
С 24.08.1943 входил в состав 1 гсад.
       В действующей армии:
22.06.1941 - 08.03.1942 (65 шап)
08.03.1942 - 13.01.1945 (17 гшап)

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

На 1 июля 1939 г. в полку было 30 И-15бис и 39 Р-5ССС.
К 22.06.1941 имел на вооружении 74 самолета И-15-бис (в том числе 2 неисправных).
К 22.10.1942 - 7 самолетов "Харрикейн" и 14 Ил-2 (в том числе 2 неисправных).
В дальнейшем материальную часть составляли самолеты Ил-2 различных модификаций.

ВМВ СССР фотоснимок.
Капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий после вылета 12 августа 1941 года возле своего И-15бис.
Soviet I-15bis of capt. Krasnolutsky, commander of a squadron of 65 ShAP, Leningrad area.


wwII russian i-15bis foto.
Самолет И-15бис № 110 из состава 65 ШАП на старте, осень 1941 года.
I-15-bis biplane of 65 shap Red army airforce, wartime photo.


и153 гсс Краснолуцкого перед вылетом на боевое задание
И-153 «Чайка» лётчика М.П. Краснолуцкого.
боевая окраска и153 СССР
И-153 № 12, зима 1941-1942 гг., реконструкция по фото (художник Игорь Злобин).
Skied I-153 aircraft tactical number 12. Color profile by I.Zlobin.


аэроплан
Лётчики М.Ф. Семенихин и П.Я. Самохин у истребителя И-153, ноябрь-декабрь 1941 года.
Russian pilots near the I-153.


.
Лейтенант Книжник с однополчанами после боя 24 января 1942 года возле биплана И-153.
Soviet I-153 warplane.


Hurr Фото ВОВ технари
Авиатехники на фоне «Харрикейна» № 16, Карельский фронт, 1943 г. Из архива О.Растренина. Увеличение - по клику.
The aviators near the Hurricane plane bort number white 16. Click to enlarge the picture.


.
Летчики и самолеты «Харрикейн».
Hurricane planes of 17 GshAP Red army airforce.


code Z 3577
Broken Hurricane plane serial number Z3577.


Герой Советского Союза В.Соломатин - летчик 17-го гвардейского штурмового полка
Владимир Ильич Саломатин на крыле своего истребителя «Харрикейн», фото 1942 г.
Vladimir Solomatin at his Hurricane wing.


Герой Советского Союза В.Соломатин показывает приемы воздушного боя молодым пилотам
Герой Советского Союза Соломатин c молодыми пилотами на фоне «Харрикейна» № 19. Ухтинское направление, 1942 г.
Хуррик ВН250
Hawker Hurricane plane serial number ВН250, board number white 19. Osprey Publishing..


Обучение молодых летчиков в 17-ом гвардейском штурмовом полку
Лётчики у штурмовика Ил-2, 1942 год.

17 гвардейский штурмовой авиационный полк (65 шап) военно-воздушных сил Красной армии. Фотографии и история в ВОВ 1941-1945
The Il-2 aircraft tactical numbers 31 and 32. Photo of 1942.

WW2 foto Stormovik in action
Одноместный Ил-2 б/н 32 в полете, фото 1942 г. Увеличение фото - по клику.
The Shturmoviks in flight. Click to enlarge the picture.


Ил2 Авария 17 гшап (65 шап) ВВС КА в ВОВ
Поломка Ил-2 (б/н 24, з/н 2710, АМ-38 № 3826) 27.08.1943 на аэродроме Шонгуй, лётчик - сержант Лесных С.И.
Фотография отсканирована М.Быковым в ЦАМО. Увеличение - по клику.
Soviet Il-2 bort number 24 at Shonguy airfield. Click to enlarge the picture.


IL2 WWII photo in combat
Штурмовик Ил-2 б/н 25. Экипаж: командир звена гвардии лейтенант Василий Никитович Парфенов, воздушный стрелок гвардии сержант Пестеров Евгений Павлович. Увеличение - по клику.
Ил2 летающий танк в бою за Родину.
The Il-2 tactical number 25. Color profile by M.Tessitori.


17 гвшап, хотя не факт. Возможно и 214 шап, в котором погиб Евдокимов
Евдокимов Алексей Андреевич с сослуживцем. Фото сделано либо в 17 гшап, либо в 214 шап.

Ил2 Фото ВОВ Самолёты и эмблемы
Ил-2, выставленный в музее как самолёт Героя Советского Союза Кобзева Степана Петровича. Увеличение - по клику.
The Il-2 of ace Kobzev in the museum. Click to enlarge the picture.


       Командиры полка

подполковник Владимир Игнатьевич Белоусов
майор Г.А.Андреев 01.1943 - 07.1944
подполковник С.Р.Каськов 07.1944 - 05.1945






Благодарности - Василий Харин, Михаил Тимин, Виталий Тимошенко, Massimo Tessitori, Валерий Смирнов.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.