46 штурмовой авиационный Печенгский Дважды Краснознаменный полк ВВС ВМФ
[46 авиационный полк лёгких ночных бомбардировщиков ВВС ЧФ]
46th naval attack aviation regiment (former - light night bomber navy regiment)
История полка
С 10.05.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0373 от 29.04.1942 г., на базе ВМАУ им. Сталина на аэр. Моздок был сформирован 46-й авиационный полк
(в перечне №18 указано, что 46-й ШАП входил в боевой состав ВВС ЧФ с начала войны по 11.10.1941 г., и был отправлен в тыл на переформирование.
Скорее всего, в данном источнике допущена ошибка, и речь идет о 46-й ОШАЭ, так как именно она 11.10.1941 г. была переформирована в 18-й ШАП)
ВВС ВМФ двухэскадрильного состава с общей штатной численностью 85 человек личного состава и 21 самолет Ут-1Б.
21.05.1942 г. по завершению формирования полк всем составом перелетел на аэродромы Симоновка и Кухаривка вблизи Ейска и был включен в состав ВВС ЧФ. Штаб полка размещался на Центральном аэродроме г. Ейск.
Он поступил в распоряжение командования Азовской военной флотилии (АзВФл).
С 31.05.1942 г. в соответствии с приказом Ком. ВВС ЧФ №0068 46-й АП совместно с 87-й ОИАЭ, а также эскадрильями 3-го ИАП и 119-го ОМРАП вошел в состав нештатной авиационной группы Азовской военной флотилии.
Закончив подготовку, 46-й АП составом 18 Ут-1Б перелетел на аэр. Анапская и Гай-Кодзоры возле Анапы. В составе авиагруппы полк находился до 26.06.1942 г.
По состоянию на 03.07.1942 г. в составе полка насчитывалось 2/2 Ут-1Б на аэр. Ейск и 18/16 Ут-1Б на аэр. Анапа.
По состоянию на 22.07.1942 г. в составе 46-го АП на аэр. Анапская числилось 16/2 Ут-1Б.
10.08.1942 г. 46-й АП составом 15 Ут-1Б перебазировался с аэр. Анапская на аэр. Гайдук (район Новороссийска) и
с 17 августа вошел в состав сформированной Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР). В ее составе он находился до октября 1942 г.
23.08.1942 г. самолеты полка перелетели в Геленджик, откуда 46-й АП продолжал выполнять боевую работу.
01.10.1942 г. управление полка и 1-я АЭ были перебазированы в г. Саранск на переформирование. Вторая эскадрилья полка, став отдельной, составом 9 самолетов Ут-1Б осталась на аэр. Геленджик.
По состоянию на 22.12.1942 г. в составе АЭ 46-го АП на аэр. Геленджик числилось 7/6 Ут-1Б.
С 2 по 8 марта 1943 г. из Саранска по окончанию переформирования и переучивания на самолеты Ил-2 46-й штурмовой авиационный полк
(на штат штурмового авиаполка 46-й АП был переведен приказом НК ВМФ только в январе 1943 г.) ВВС ВМФ был перебазирован на аэр. Ягодник (первоначально перелетело 9 самолетов).
С 15.03.1943 г. 46-й ШАП был включен в состав 6-й ИАБ ВВС Северного флота.
В начале июня 1943 г. 46-й ШАП перелетел на аэр. Ваенга-2. Часть полка разместилась на оперативном аэродроме Пумманки.
В январе 1944 г. 46-й ШАП составом 10/5 Ил-2 на аэр. Ваенга-2 и 6/5 Ил-2 на аэр. Пумманки числился отдельной частью, подчиненной непосредственно командующему ВВС СФ.
К 01.05.1944 г. 46-й ШАП вошел состав вновь формируемой 14-й САД ВВС Северного флота.
22.07.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 46-й ШАП был награжден орденом Красного Знамени.
31.10.1944 г. приказом ВГК №0354 за образцовое выполнение заданий командования в Петсамо-Киркенесской операции полку было присвоено почетное наименование «Печенгский».
03.11.1944 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 46-й ШАП был награжден вторым орденом Красного Знамени.
30.09.1945 г. 46-й ШАП был передан из 14-й САД в состав 5-й МТАД ВВС СФ.
30.10.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМФ №0030 от 07.10.1947 г. 46-й ШАП был расформирован, а его личный состав обращен на укомплектование частей 5-й МТАД ВВС СФ.
Подчиненность и участие на фронтах
В действующей армии:
с 11 июля 1942 года по 15 марта 1943 года - в составе Черноморского флота;
с 15 марта 1943 года по 9 мая 1945 года - в составе Северного флота.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
Изначально на вооружении были самолеты Ут-1Б, УТ-2, затем материальную часть составляли штурмовики Ил-2 различных модификаций.
Ут-1Б с заводским номером 47025, проходивший повторные испытания в ВМАУ им. Сталина в апреле 1942 года.
Позже этот самолет получил
номер 10 и на нем летал сержант В.В. Прозор из 46 ШАП.
The UT-1b warplane. Click to enlarge the picture.
Ут-1Б с заводским номером 47025. Увеличение фотоснимка - по клику.
Ут-1Б. Отдельная эскадрилья легких ночных штурмовиков, Северо-Кавказский фронт, 1942 г. Другая фотография - по клику.
The UT-1b preparations for a night flight. Click to view other picture.
Штурмовик Ил-2 № 3 на вынужденной посадке.
Штурмовик Ил-2 № 20 на вынужденной посадке.
The forced-landed Il-2M of 46 ShAP VVS SF flown by Sobolev pilot.
The Il-2 Shturmovik aircraft tactical number 20, drawing by M.Tessitori.
Авиаторы у самолета Ил-2 c бортовым номером 21. Аэр. Ваенга-2.
Soviet aviators near the Il-2 attack plane, wartime photo.
Штурмовик Ил-2 № 36 в полёте. Июль 1944 г. Увеличение фотоснимка - по клику.
The Il-2 (tactical number 36) in flight. Click to enlarge the picture.
The Il-2 Shturmovik of 46 shap Red navy airforce, drawing by M. Tessitori.
Офицеры на фоне штурмовиков Ил-2.
Часть борта самолета Синицына с № 44.
Щиток шасси с номером 1872452 на дне озера Кривое.
Восстановленный фондом "Крылатая память Победы" Ил-2 Скопинцева В.М. (тактический номер 19, серийный номер 1872452).
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
Создан весной 1942 года как 46 авиационный полк лёгких ночных бомбардировщиков в составе ВВС Черноморского флота (ВВС ЧФ) на базе эвакуированного в г. Моздок Ейского ВМАУ.
В начале октября 1942 года 1 АЭ во главе с командным составом полка была отведена в тыл с целью получения новой техники и формирования на её базе штурмового авиационного полка (с тем же номером).
2 АЭ осталась в качестве самостоятельной в составе отдельной морской авиагруппы в составе ВВС Черноморского флота.
К этому моменту полком на самолетах Ут-1Б было совершено порядка 800 боевых вылетов.
Переформирование полка (с 13 октября 1942 года) происходило в Мордовии (аэродром Чамзинка под г.Саранском),
где лётный состав начал переучивание сначала на лёгкие бомбардировщики Р-10,
а с ноября 1942 года — на штурмовики Ил-2.
С 15 марта 1943 года 46 шап передан в состав Северного флота и перебазировался на аэродром Ваенга-2.
В июне 1943 г. приступил к боевым вылетам по наземным объектам (вражеские аэродромы,
позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления, ...)
и по надводным целям, применяя и топмачтовое бомбометание.
Авиаполк дважды награжден орденом Красного Знамени.
В конце октября 1947 года 46 ШАПДКП ВВС ВМФ был расформирован.
Командиры полка
Командиры полка: М.П.Михайлов (май 1942 г. - апрель 1944 г.), ГСС Г.В.Павлов (апрель 1944 г.- июль 1946 г.), Г.Я.Перехрист (июль 1946 г. - октябрь 1947 г.).
Первый командир полка — майор Михайлов Михаил Петрович, комиссар — старший политрук Олейник Дмитрий Михайлович, начальник штаба — майор Васильев Борис Дмитриевич, помощник командира полка — капитан Степанов Василий Осипович.
С апреля 1944 года полком командовал майор Павлов Георгий Васильевич.
46 НЛШАП / НЛБАП.
46-й штурмовой авиационный Печенгский дважды Краснознаменный полк (ШАПДКП) ВВС ВМФ / АзВФл / ЧФ / СФ
Благодарность за информацию:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
pobeda1945.su
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.