Главная стр / Main page     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Смешанные - Mixed    

47 штурмовой авиационный Феодосийский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ



Боевое Знамя красное 47-го Штурмового авиационного Краснознаменного, ордена Ушакова Феодосийского полка ВВС КБФ

47th naval attack aviation «Feodosia» regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       С 17.06.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0490 от 05.06.1942 г. на аэр. Андреевка Богатовского района Куйбышевской области в составе ВВС ВМФ началось формирование 47-го штурмового авиационного полка трехэскадрильного состава. Новая авиационная часть формировалась на базе 2-го запасного АП ВМФ. На вооружение полк получил 30 самолетов Ил-2.
       Окончив ускоренно формирование, 13.08.1942 г. полк начал перебазирование на Закавказский фронт, на аэр. Абаша Грузинской ССР, которое было завершено 23 августа.
       31.08.1942 г. полк был включен в состав Морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР). Сама Морская авиагруппа (МАГ) входила в состав Сводной авиационной группы НОР, состоявшей из частей 237-й ИАД 5-й ВА и ВВС ЧФ. С 10.10.1942 г. МАГ стала самостоятельной, т.к. 237-я ИАД была расформирована.
       01.09.1942 г. началась боевая работа 47-го ШАП, когда 1-я АЭ составом 10 Ил-2 во главе с командиром полка капитаном Ф.Н.Шкода перебазировалась на аэр. Мысхако (район Новороссийска).
       05.09.1942 г. на укомплектование 47-го ШАП были обращены личный состав и авиационная техника (Ил-2) расформированной 14-й ОШАЭ ВВС ЧФ.
       В сентябре 1942 г. полк оказался разбросанным по всему Закавказскому фронту. Местами базирования были: 1-я АЭ на аэр. Мысхако, 2-я АЭ на аэр. Миха-Цхакая (в Грузии), 3-я АЭ на аэр. Нестеровская (в Ингушетии). У командования МАГ НОР в подчинении осталась только 2-я АЭ полка.
       В период с 9 по 26 сентября 1942 г. полк основным составом (1-я и 3-я АЭ с аэр. Нестеровская) действовал в оперативном подчинении командованию 217-й ИАД 4-й ВА Закавказского фронта против немецких войск, рвущихся к перевалам Главного Кавказского хребта.
       С 27.09.1942 г. весь полк вновь собрался на одном аэродроме - Миха-Цхакая. Спустя несколько дней по приказу командующего ВВС ЧФ от 06.10.1942 г. эскадрильям полка вновь пришлось действовать с различных аэродромов:
- 1-й АЭ - с аэр. Алахадзы (м. Пицунда) с 09.10.1942 г. по 27.01.1943 г.
- 2-й АЭ - с аэр. Адлер с 09.10.1942 г. по 22.12.1942 г.
- 3-й АЭ - с аэр. Геленджик с 09.10.1942 г. по 21.06.1943 г.
       По состоянию на 22.12.1942 г. в боевом составе 47-го ШАП на аэр. Алахадзы (1-я АЭ), Адлер (2-я АЭ), Геленджик и Рухи (3-я АЭ) числилось 23/17 Ил-2.
       В январе 1943 г. весь полк сосредоточился на аэр. Геленджик, действуя в составе МАГ НОР.
       По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 47-го ШАП на аэр. Геленджик числилось 15/5 самолетов Ил-2 и 6 экипажей.
       Боевой состав на 01.05.1943: 10 исправных и 7 неисправных Ил-2.
       10.05.1943 г. в составе ВВС ЧФ на базе МАГ НОР формируется 11-я штурмовая авиационная бригада (с 09.07.1943 г. 11-я ШАД), в которую кроме 8-го гв. ШАП, 6-го гв. ИАП и 9-го ИАП вошел также 47-й ШАП.
       Боевой состав на 31.05.1943: 6 исправных и 4 неисправных Ил-2.
       21.06.1943 г. 47-й ШАП снова убыл на переформирование на аэр. Абаша.
       С 23.09.1943 г., по завершению переформирования, полк вновь приступил к боевой работе с аэр. Геленджик, участвуя в подготовке и проведении Новороссийской десантной операции.
       09.07.1943 г. 11-я штурмовая бригада была переформирована в 11-ю штурмовую авиационную дивизию ВВС Черноморского флота.
       В ходе Таманской наступательной операции с 05.10.1943 г. полк базировался на аэр. Анапа (Су-Псех), где оставался до 13.04.1944 г.
       В период с 1 ноября по 8 декабря 1943 г. 47-й ШАП участвовал в обеспечении высадки и поддержки десанта 18-й армии на Керченском полуострове.
       Зимой 1943-44 г.г. полк совершал удары по объектам и коммуникациям Керченского полуострова, а также боролся с плавсредствами противника в Керченском порту.
       В марте 1944 г. личный состав 2-й АЭ 47-го ШАП приступил к обучению топмачтовому способу бомбометания.
       В марте 1944 г. личный состав полка принимал непосредственное участие в боях за освобождение г. Феодосия. За успешные боевые действия и проявленные при этом мужество и героизм 47-го ШАП приказом ВГК №0115 от 04.05.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0373 от 10.05.1944 г.) было присвоено почетное наименование «Феодосийский».
       По состоянию на 01.04.1944 г. в боевом составе 47-го ШАП 11-й ШАД, базирующемся на аэр. Анапа, имелось 32/26 Ил-2, 3/3 УИл-2, 1/1 УТ-2 и 22 летчика.
       С освобождением большей части Крымского полуострова 18.04.1944 г. 47-й ШАП вместе с 6-м гв. ИАП из Анапы перебазировали на аэр. Саки.
       После окончания операции по освобождению Крыма и Севастополя в соответствии с приказом НК ВМФ СССР №03391 от 13.05.1944 г. 47-й ШАП в составе 11-й ШАД подлежал перебазированию с Черного моря на Балтику.
       Согласно приказу НК ВМФ №0380 от 12.05.1944 г. 47-й ШАП на аэр. Куммолово был принят в состав ВВС КБФ.
       С 10.06.1944 г. полк приступил к боевой работе, активно участвуя в Выборгско-Петрозаводской операции на Карельском перешейке.
       22.07.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0596 от 22.07.1944 г.) 47-й ШАП был награжден орденом Красного Знамени.
       После завершения операции советских войск в Карелии, в сентябре 1944 г. 47-й ШАП вместе с другими полками 11-й ШАД был перебазирован на аэр. Сууркюль.
       В начале ноября 1944 г. 47-й ШАП перебазировался с аэр. Сууркюль на аэр. Паланга-1. Полк выполнял бомбоштурмовые удары по транспортам и кораблям противника в ВМБ Либава, а также на переходе морем.
       14.12.1944 г. при нанесении ударов по ВМБ Либава немецкими истребителями был сбит Ил-2 с экипажем командира 47-го ШАП ГСС подполковника Нельсона Георгиевича Степаняна и воздушного стрелка, штурмана АЭ капитана Румянцева Алексея Георгиевича. Экипаж самолета погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.03.1945 г. Н.Г.Степаняну было повторно присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
       В марте-мае 1945 г. полк наносил удары по кораблям и транспортам противника в ВМБ Пиллау, производил подавление огневых средств ПВО, осуществлял поиск и уничтожение кораблей и транспортов противника в Балтийском море.
       Последний боевой вылет был совершен 9 мая 1945 г. на бомбоштурмовой удар по плавсредствам противника в море.
       24.05.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0292 от 30.05.1944 г.) 47-й ШАП был награжден орденом Ушакова II-й степени.
       В марте 1946 г. полк вошел в состав Северобалтийского флота, выделенного из состава Балтийского флота.
       К декабрю 1947 г. 47-й ШАП 11-й ШАД ВВС 8-го ВМФ (бывш. Северобалтийского флота) был расформирован на аэр. Паланга.

       Подчиненность и участие на фронтах

С 06.09.1942 по 26.09.1942 1-я и 3-я аэ были переданы в распоряжение 4 ВА Закавказского фронта и действовали в составе 217 иад.
С 10.05.1943 авиаполк входил в состав 11 шаб / 11 шад ЧФ.
Приказом НК ВМФ СССР № 03391 от 13.05.1944 полк в составе 11 шад передислоцировался на Балтику и вошел в состав ВВС БФ.
       В действующей армии:
07.09.1942 - 31.05.1944 (47 шап ЧФ)
03.06.1944 - 09.05.1945 (47 шап КБФ)

       Итоги боевой работы авиачасти

       За годы войны 47 шап совершил более 5178 самолето-вылетов, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Материальную часть составляли штурмовики Ил-2 различных модификаций (одноместные с пушками ШВАК либо ВЯ, двухместные). Также на вооружении полка стояли самолеты УИл-2, УТ-2, УТ-1, У-2.
       После войны полк перевооружился с Ил-2 на штурмовики Ил-10.

WW2 foto il2 in action
Летчики у самолета Ил-2, 1942 г. Увеличение фото - по клику.
The pilots near the Il-2 at the airdrome. Click to enlarge the picture.


ww2 russian foto Shturmovik. 47th naval attack aviation «Feodosia» regiment>
Летчики у самолета Ил-2. Передняя часть кока винта - белая.
Soviet pilots near the Il-2 attack plane, wartime photo.


Летчики 47-го штурмового авиаполка Военно-воздушных сил Черноморского флота. В 1-м ряду 4-й слева – Румынцев Александр Алексеевич, участник обороны и освобождения Севастополя 1941-1944 начальник оперативной части 18 шап 1941-1942 начальник штаба 47 штурмового авиаполка (1944-1945
В 1-м ряду 4-й слева – начальник штаба Румынцев Александр Алексеевич, весна 1944 г.

Черных майор, летчик-штурмовик 1944 47 шап ВМФ СССР Фотографии и история
Майор Черных В.К. с однополчанами на фоне Ил-2 со звездой на коке винта, 1944 г.

Il2 47th naval attack aviation «Feodosia» regiment ww2 russian foto Shturmovik
Штурмовики Ил-2 с тактическими номерами 21 и 25 в полёте, фотоснимок 1945 г.
The Il-2 Shturmovik warplanes of 47 shap Red navy airforce, photo of 1945.

47 Краснознаменный штурмовой авиационный Феодосийский ордена Ушакова полк военно-воздушных сил военно-морского флота. Материальная часть в ВОВ
Штурмовик Ил-2 № 21, рисунок М. Тесситори.
Ил2 47 шап ВВС ЧФ и КБФ в ВОВ
The Il-2 Shturmovik warplane (tactical number 25), drawing by M.Tessitori.


WWII photo il/2 in combat
Виктор Яковлевич Глухарев у штурмовиков Ил-2 с номерами 10 и 13. Увеличение фото - по клику.
Gluharev pilot near the Il-2 aircraft. Click to enlarge the picture.

Ил2 47 шап ВВС ЧФ и КБФ в ВОВ
Виктор Яковлевич Глухарев у штурмовика Ил-2.

       Командиры полка

       В различное время полком командовали: Федор Никифорович Шкода (июнь 1942 г. – январь 1943 г.), ГСС Федор Николаевич Тургенев (март 1943 г. – январь 1944 г.), ДГСС Нельсон Георгиевич Степанян Степанян (апрель 1944 г. – декабрь 1944 г., погиб), майор Михаил Антонович ФолькинФолькин (январь 1945 г. – май 1946 г.), З.Ф.Лазарев (май 1946 г. – ноябрь 1947 г.).





47 Краснознаменный штурмовой авиационный Феодосийский ордена Ушакова полк ВВС ВМФ

47 ШАП 11 НШАД ВВС ЧФ, 47 КШАП 11 ШАНДКД ВВС БФ

П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
А. Кузнецов - Охота на «Малую Медведицу».
Боевой путь 47 ШАП в 1942-1945 гг. Боевые действия на Черном море и Балтике, Владимир Гиляревский, НИИСУ.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.