Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

29 бомбардировочный авиационный Сулинский полк ВВС ВМФ

Знамя боевое красное 29 Бомбардировочно-пикировочного авиационного полка ЧФ СССР Боевое Знамя красное 29 Авиационного Сулинского полка пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота

29th navy bomber aviation «Sulin» regiment

       История полка

       На основании приказа НК ВМФ №0053 от 28.02.1942 г. в районе совхоза «Балтрабочий» под Моздоком начал формироваться 29-й (пикировочно-)бомбардировочный авиационный полк ВВС ВМФ, двухэскадрильного состава. Формирование 29-го ПБАП происходило на базе ВМАУ им. С.А.Леваневского.
       К 25.03.1942 г. формирование 29-го ПБАП было завершено, после чего новая летная часть была включена в состав Ударной авиационной группы Резерва Ставки ВГК (УАГ РСВГК) СССР. Вскоре из-под Моздока формируемый полк направили в г. Безенчук, где личный состав получил самолеты Пе-2 и прошел обучение на них.
       07.04.1942 г. полк был направлен под Ленинград, где сначала расположился на аэр. Подборовье (Ленинградская область, 83 км восточнее Тихвина), но уже 12 апреля он перелетел на полевой аэродром Сарожа ближе к линии фронта. Оттуда он сразу включился в боевые действия Волховской группы войск Ленинградского фронта по обороне Ленинграда, нанося бомбовые удары по расположениям войск и коммуникациям врага на участке от ст. Кириши до ст. Мга.
       С 05.06.1942 г. 29-й ПБАП УАГ РСВГК числился в боевом составе ВВС Балтийского флота.
       Во второй половине июня 1942 г. УАГ РСВГК была преобразована в Особую морскую авиационную группу ВГК (ОМАГ ВГК), которая должна была перебазироваться на Север для усиления ВВС Северного флота. Ее главной задачей стало прикрытие союзных конвоев, направляющихся из портов США, Англии и Исландии в Мурманск и Архангельск, а также содействие войскам 14-й армии, сдерживающей наступление немцев в Заполярье.
       В период с 21 по 30 июня 29-й БАП (20 Пе-2) ОМАГ ВГК перебазировался на Север. При перелете с аэр. Сарожа (район г. Тихвин) на аэр. Ваенга-1 потерпел катастрофу самолет Пе-2 на котором находился командующий ОМАГ ВГК полковник Семенов Петр Алексеевич и НШ авиагруппы полковник Н.Г.Колесников.
       30.06.1942 г. 15 самолетов Пе-2 28-го ПБАП и 29-го ПБАП выполнили первые боевые вылеты на нанесение бомбового удара по аэр. Луостари.
       На 01.07.1942 г. в полку на аэр. Ваенга-1 числилось 11/4 Пе-2, и еще один неисправный самолет Пе-2 полка находился на аэр. Обозерская.
       К 30.07.1942 г. в результате боевых потерь, аварий и катастроф в полку оставалось всего 8/3 Пе-2 на аэр. Ваенга-1.
       До конца октября 1942 г. полк входил в состав Особой морской авиационной группы ВГК, оперативно подчиненной командованию ВВС Северного флота. За это время 29-й ПБАП выполнил 232 боевых самолетовылета. Собственные потери полка составили 11 самолетов и 22 человека летного состава.
       Для восполнения потерь в полк поступило 9 самолетов Пе-2. В октябре полк получил пополнение – экипажи, выпущенные из училища им. С.А.Леваневского.
       30.10.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №00373 от 23.10.1942 г. ОМАГ РСВГК была расформирована. На базе ее управления было сформировано управление 5-й БАБ ВВС СФ, и 29-й ПБАП включен в состав авиабригады.
       По состоянию на 05.11.1942 г. в составе полка насчитывалось на аэр. Ваенга-1 10/7 Пе-2, на аэр. Ягодник 6/4 Пе-2, на аэр. Поной – 2/2 самолета Пе-2 (в оперативном подчинении командиру Йоканской ВМБ).
       На 01.12.1942 г. в составе 29-го ПБАП имелось на аэр. Ваенга-1: 8/6 Пе-2, на аэр. Ягодник 6/4 Пе-2,
       В январе 1943 г. полк вошел в состав 5 мтаб СФ -> 5 мтад СФ.
       В январе 1943 г. полк возобновил нанесение бомбовых ударов по п. Киркенес и Лиинахамари.
       К концу марта, с началом навигации 29-й ПБАП начал наносить бомбовые удары по кораблям и судам противника на коммуникациях, но потом почти на месяц в боевой работе полка снова наступило затишье.
       По состоянию на 01.04.1943 г. в составе полка на аэр. Ваенга-1 числилось 11/6 Пе-2, 1/1 СБ.
       По состоянию на 01.07.1943 г. в составе 29-го ПБАП насчитывалось 32/28 Пе-2.
       25.07.1943 г. можно считать «черным днем» в истории 29-го ПБАП. В этот день 12 Пе-2 под командованием командира полка майора Б.П.Сыромятникова под прикрытием 6 Р-39 «Аэрокобра» и 12 Як-1 выполнили вылет на нанесение бомбового удара по конвою противника в районе п. Варде. Самолеты с горизонтального полета сбросили бомбы на цели. Наблюдалось попадание в транспорт, который разломился и затонул, второй транспорт загорелся. За это авиаторы заплатили большую цену – были сбиты 5 самолета полка, чьи экипажи погибли...
       Август 1943 г. также оказался весьма насыщенным для 29-го ПБАП. В этом месяце самолеты Пе-2 полка выполнили четыре групповых боевых вылета на бомбардировку портов и аэродромов противника.
       В сентябре 1943 г. самолеты полка привлекались по большей части к разведке кораблей противника в море.
       В октябре 1943 г. экипажи 29-го ПБАП в большинстве своем выполняли одиночные вылеты на воздушную разведку.
       02.12.1943 г. самолеты Пе-2 29-го ПБАП снова нанесли бомбовый удар по аэродромам Хебуктен и Луостари. Эти боевые вылеты оказались последними на Северном театре. До начала апреля полк в активных боевых действиях не участвовал.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в составе 29-го ПБАП числилось на аэр. Ваенга-1: 25/19 Пе-2, на аэр. Ягодник: 11/9 Пе-2.
       При подготовке к операции по освобождению Крыма и Севастополя командование ВМФ принимает решение усилить ударную группировку Черноморской авиации. На основании приказа НК ВМФ №0122 от 15.02.1944 г. 29-й АППБ двухэскадрильного состава, вооруженный самолетами Пе-2, подлежал передачи на Черноморский флот.
       На 01.03.1944 г. в составе 29-го ПБАП 5-й МТАД ВВС СФ числилось на аэр. Ваенга-1: 23/23 Пе-2.
       Всего за все время пребывания на Северном театре с июля 1942 г. по апрель 1944 г. самолеты Пе-2 (с учетом вылетов 28-го ПБАП) по портам и базам противника выполнили 194 самолетовылета. За время боев в Заполярье полк потерял 26 самолетов и 91 человека из числа летного состава, погибшего в боевых вылетах, катастрофах или попавшего в плен.
       04.04.1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0122 от 15.02.1944 г. 29-й ПБАП начал перебазирование из Заполярья в тыл на аэр. Безенчук. Там при ВМАУ им. С.А.Леваневского он приступил к переформированию по трехэскадрильному штату. К 20.03.1944 г. формирование в основном было окончено. Полк получил 32 Пе-2 с заводов и 27 экипажей из ВМАУ.
       В период с 14 по 25 апреля 29-й ПБАП трехэскадрильного состава перебазировался из Безенчука на аэр. Сокологорное, где вместе с 40-м ПБАП и 43-м ИАП вошел в состав вновь сформированной 13-й ПАД ВВС ЧФ.
       С 10.05.1944 полк приступил к боевым действиям на Черноморском театре. С аэр. Сокологорное принял участие в боях за освобождение Крыма и Севастополя. В это время он стал именоваться 29-м авиационным полком пикирующих бомбардировщиков.
       После освобождения Крымского полуострова к концу мая 1944 г. 29-й АППБ вместе с частями дивизии полк перелетел в освобожденную Одессу.
       19.08.1944 г. при подготовке к операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце 29-й АППБ базировался на аэр. Застава (Одесса).
       30.08.1944 г. 29-й АППБ перебазировался на румынский аэродром Мамая вблизи Констанцы.
       07.09.1944 г. за участие в Ясско-Кишиневской операции (нанесению ударов по г. Сулине и г. Констанце) полку было присвоено почетное наименование «Сулинский».
       5-6 сентября 1944 г. после окончания боевых действий на Черном море 29-й АППБ был перебазирован на аэр. Мамайя.
       09.09.1944 г. 29-й АППБ частью сил перелетает в г. Чирпан (недалеко от Пловдива в Болгарии).
       По состоянию на 01.10.1944 г. в боевом составе 29-го АППБ 13-й ПАД базирующегося на аэр. Чирпан (Болгария) и Мамая (Румыния) числилось 37/31 Пе-2, 1/1 УПе-2, 1/1 По-2 и 39 летчиков.
       В октябре 1944 г. экипажи 29-го ПАП численностью до эскадрильи были переброшены на Балтику в 12-й гв. ПБАП, где продолжали участие в боевых действиях вплоть до 9 мая 1945 г.
       В октябре 1944 г. полк возвращается под Одессу и базируется в с. Аккаржа. Там личный состав полка и встречает День Победы - 9 мая.
       В 1946 г. он вместе с другими частями дивизии был перебазирован в Крым и разместился на аэр. Сарабуз (с 1948 г. – Гвардейское).
       В 20-х числах мая 1945 г. на базе 29-го ПБАП формируется эскадрильная группа, которую направляют на ТОФ. На Дальнем Востоке она входит в состав 3-й АЭ 34-го ПБАП ВВС ТОФ.
       С 01.11.1947 г. 29-й АППБ был переименован в 565-й дальнебомбардировочный авиационный полк четырехэскадрильного состава. Он вместе с 569-м ДБАП (бывш. 40-й БАП) входил в 88-ю ДБАД (бывш. 13-я АДПБ ВВС ЧФ).
       До декабря 1950 г. 565-й ДБАП перевооружился с Пе-2 на торпедоносцы Ту-2т.
       01.02.1951 г. 565-й ДБАП был переименован в 1675-й минно-торпедный авиационный полк 688-й МТАД (бывш. 88-я ДБАД) ВВС ЧФ.
       К 1952 г. 1675-й МТАП был перебазирован с аэр. Гвардейское на аэр. Октябрьское и передан в состав 2-й гв. МТАД ВВС Черноморского флота. В том же году он был перебазирован на аэр. Саки.
       К 1953 г. 1675-й МТАП перевооружился с Ту-2т на реактивные самолеты Ту-14.
       В апреле 1955 г. директивой НГШ №ОМУ/1/53065 от 25.03.1955 г. 1675-й МТАП был переименован в 942-й минно-торпедный авиационный полк.
       23.09.1958 г. 942-й МТАП 2-й гв. МТАД на аэр. Саки был расформирован.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полк имел бомбардировщики Пе-2 различных модификаций.

       Также, в 1942-43 гг. на самолетах Пе-2 из состава 29 бап совершали боевые вылеты экипажи 121 иап.
       В послевоенное время матчасть полка составляли самолеты Ту-2, Ту-14, УИл-28.

есть мизерная вероятность, что это Пешка из 28-го БАП.
28 и 29 БАП были в составе ОМАГ с июля по октябрь 1942 года. 
Потом 28-й из состава действующей армии вывели, а 29-й остался на Севере до 1944 года.
Но. УСБ точно был был в составе 28-ой ОРАЭ, сформированной в октябре 1942 года (может еще где - но я не знаю). 
Его присутствие на фото указывает скорее на 1943 год, чем на 42, когда 28 БАП еще был на Севере.
Так что вероятность того, что это всё-таки Пешка 29-го БАП довольно высока.
pe2-51 Пикирующий бомбардировщик Пе-2 105-й серии авиации Северного флота на аэродроме. 1942-1943 г
Самолёт Пе-2 с бортовым номером 51, предположительно 29 бап ВВС СФ. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 aircraft tactical number 51. Click to enlarge the picture.


Pe2 WW2 foto 29 navy bomber air «Sulin» regiment
The Pe-2 aircraft № 51. Drawing by 66misos.


1943 СФ, очень напоминает 29 бап
Пикировщики Пе-2 №№ 24 и 28, 1943 г., Северный флот, предположительно - 29 бап.

Пешка по всей видимости 29 бап ЧФ (с какой-то вероятностью 40 бап ЧФ)
Бомбардировщик Пе-2 б/н 70 на аэродроме (предположительно - 29 ПБАП, либо 40 ПБАП).

Бомбардировщик авиадивизии Героя Советского Союза Корзунова
Бомбардировщик Пе-2 б/н 7 из состава 13 БАД ЧФ (29 ПБАП или 40 ПБАП), фото 1944 г.

Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО
Командир 13 авиадивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС ЧФ Герой Советского Союза подполковник И.Е. Корзунов с экипажем командира 29 бап майора А.П. Цецориным на фоне Пе-2. Фото 1944 г.
Исторический формуляр 29 авп ВВС ЧФ. Боевое использование и Структура
Soviet aviators near the Pe-2 divebomber board number 70, photo of 1944.


       Командиры полка

       Командирами полка были: майор Борис Павлович Сыромятников (март-ноябрь 1942 г.), подполковник Д.Н.Зилов (ноябрь 1942 г. - июль 1943 г., ВрИД), Б.П.Сыромятников (июль-сентябрь 1943 г.), (ГСС) С.В.Лапшенков (сентябрь 1943 г., погиб), подполковник Алексей Петрович Цецорин (октябрь 1943 г., был в сентябре 1944 г.), А.В.Горечкин (был в августе 1945 г.), ГСС Н.И.Друздев (май 1947 г. - декабрь 1948 г., ноябрь-декабрь 1949 г.), С.С.Кирьянов (с 1950 г.), И.М.Войцицкий (декабрь 1956 г. – декабрь 1958 г.).




29 бомбардировочный авиационный Сулинский полк ВВС СФ / ЧФ, 29 авиаполк пикирующих бомбардировщиков ВВС ВМФ 942 (1675) минно-торпедный авиационный Сулинский полк, 565-й дальнебомбардировочный авиационный Сулинский полк, (29 ПБАП) 29-й пикировочно-бомбардировочный авиационный полк, (29 БПАП) 29-й бомбардировочно-пикировочный авиационный полк УАГ РСВГК / ОМАГ
Благодарность за информацию - П. Левшов.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.