Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

40 Краснознаменный бомбардировочный авиационный Констанцский полк ВВС ВМФ


40th navy bomber aviation «Konstanz» regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
       40 бап сформирован в марте 1938 года на базе 71 бабр ВВС ВМФ.
       Согласно мобилизационному плану и в соответствии с приказом НКВД СССР от 26.06.41 в состав полка вошла 6 отдельная авиационная эскадрилья ПВ НКВД.
       В документах встречется сокращения: 40 пбап (пикирующий бомбардировочный авиаполк), 40 аппб, 40 авп 13 пад, 40 АП 13 АД ВВС ЧФ, 40 лбап 13 пбад ВВС ВМФ.
       27 августа 1944 г. авиаполк был награжден орденом Красного Знамени.
       7 октября 1944 г. полку было присвоено почетное наименование «Констанцкий».
       В послевоенное время преобразован в 943 морской ракетоносный авиаполк.
       В ноябре 1996 года 943 мрап расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах
       С июня 1941 г. по 09.03.44 г. входил в состав 63 бабр ВМФ -> 1 мтад ВМФ -> 2 гмтад ЧФ.
       С мая 1942 г. часть экипажей полка были включены в состав Севастопольской авиагруппы.
       С 09.03.1944 входил в состав 13 адпб ВМФ.
       За время Великой Отечественной войны летчики полка совершили более 6500 боевых вылетов.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
       На вооружении имел бомбардировщики СБ (47 самолетов на 22.06.1941), позже - Пе-2.
       02.11.1941 - 3 Пе-2 принято из 62 сап ВВС ЧФ.
       В январе-феврале 1942 г. матчасть составляли (штаб и 5 эскадрилий): СБ и УСБ: 33, Пе-2: 11, ИВС-100: 1, У-2: 2. Авиавооружение: 96 ФАБ-500, 632 ФАБ-250, 2500 ФАБ-100, 450 ФАБ-50, 404 ПЛАБ-100, 20 БРАБ-500, 1002 БЕТАБ-150, 61 АО-25, 124 АО-15, 2366 АО-8, 2880 АО-2,5, 736 тыс. ШКАС, 10 тыс. ШВАК, 298 тыс. БС.
       Боевой состав на 01.05.1943: 18 исправных и 2 неисправных Пе-2.
       С 1943 г. на консоли крыла наносили белые полосы. Коки винтов и (реже) верхнюю часть шайб вертикального оперения красили в белый цвет.
       После награждения орденом Красного Знамени, его изображение наносилось на носовую часть фюзеляжа.
       Практиковалось нанесение различных надписей «За Бориса Сафонова!», «Отомстим за горе народа!» (комэск К.Казаковский), «За великого Сталина!» (комэск-6 Н.Горячкин), «Вперед за Сталина!», «Вперёд, на Запад!», «Вперёд, за Родину!», «Забияка» (замкомэск-2 Г.Забияка).
       В разное время матчасть составляли самолеты: СБ, По-2, Пе-2, Ту-14, Ил-28, Ту-16, Ту-22м2, Ту-22м3.

Харламов Василий Максимович в кабине самолета и с экипажем. Летчик ВВС ЧФ 1941
Харламов Василий Максимович с экипажем. 1941 г.

Политинформация в 3 авиаэскадрильи (проводит бат. комиссар Добудогло К.А.)
Политинформация в 3 авиаэскадрильи (проводит бат. комиссар Добудогло К.А.) 1942 г.

Заместитель командира по политчасти и батальонный комиссар П.А. Морозов поздравляет отважный экипаж с успешным выполнением задания командования.
Заместитель командира по политчасти батальонный комиссар П.А. Морозов поздравляет отважный экипаж с успешным выполнением задания командования. 1942 г. Другая фотография - по клику.
The crew of the SB bomber. Click to view other picture.


40-й бап ВВС ЧФ в ВОВ - самолеты и эмблемы
Командир звена лейтенант Уляев Анатолий Владимирович у бомбардировщика СБ № 1, август 1941 г.
The SB bomber tactical number 1.


40 авп ВВС ВМФ Березнер Лев Васильевич, а не Экипаж старшего лейтенанта Березнева (Берзиев)
Экипаж бомбардировщика СБ: стрелок-радист старшина Васильев, штурман - старший лейтенант Березнер, капитан Федоров.
Soviet aircraft SB and the crew.



Стрелок-радист ст.серж. А.Д. Кирильчук у бомбардировщика СБ № 4.
The SB bomber (tactical number 4).


Экипаж капитана Тишулина (5 гвардейский авиаполк) мб Тишулин Сергей Филиппович 40 пбап
Экипаж капитана Тишулина Сергея Филипповича (1-й справа) на фоне СБ № 8, лето 1941 г. Другой кадр - по клику.
The crew of the SB bomber. Click to view other picture.


командир звена 2-й авиаэскадрильи 40-го авиационного полка 63-й авиационной бомбардировочной бригады ВВС Черноморского флота старший лейтенант Михаил Борисович Андрианов
Командир звена 2-й авиаэскадрильи старший лейтенант Михаил Борисович Андрианов, 1941 г. По клику - звено капитана Симонова (В.Г. Симонов, лейтенант И.Н. Сигачев и старший лейтенант Т.М. Лушаков).
The flight commander near the SB bomber. Click to view other picture.


лейтенант Еретиченко Иван Семенович, штурман 40 авиаполка ВВС ЧФ, пишет заявление о приёме в ряды ВКП(б) 1941
Летчик лейтенант Еретиченко Иван Семенович и заместитель командира по политчасти батальонный комиссар А.Г. Соловьев рядом с У-2 с хвостовым номером 4. Другая фотография - по клику.
Soviet biplane U-2 № 4. Click to view other picture.


Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО
Николаев А.А. (летчик), Шаповалов Ф.И. (штурман), Копничев В.П. (стрелок-радист) у Пе-2.
По клику - Аккуратов П.Н., Чепыженко С.Г., Богомолов В.П. рядом с этим же самолетом.
Nikolaev, Shapovalov, Kopnichev near the Pe-2 divebomber.

On click: Akkuratov, Chepyzhenko, Bogomolov aside the same Pe-2.


Командир 5-й эскадрильи 40 бомбардировочного полка 63 бомбардировочной авиационной бригады ВВС Черноморского флота майор Иван Егорович Корзунов у пикирующего бомбардировщика Пе-2
Командир 5 эскадрильи майор Иван Егорович Корзунов у пикировщика Пе-2. Увеличение - по клику.
Maj. Ivan Korzunov aside the Pe-2, 1942. Click to enlarge the picture.


Капитан Корзунов, командир 1 авиаэскадрилии отдельного авиаполка делится своим боевым опытом с летным составом.
Капитан Корзунов, командир 1 авиаэскадрилии делится своим боевым опытом с летным составом.

На шайбе киля Пе-2 видна звезда без белой окантовки


Звено пикирующих бомбардировщиков дважды орденоносца капитана П. Н. Аккуратова (авиачасть Морковкина) вылетело на выполнение боевого задания
Звено пикирующих бомбардировщиков Пе-2 капитана П.Н. Аккуратова, 1943 г.

Пешка
Экипаж пикировщика Пе-2 с белым хвостовым номером 1. Фото предоставил Андрей Коваленко.

Исторический формуляр 40 авп ВВСЧФ. Боевое использование и Структура
Экипаж пикировщика Пе-2 с красным хвостовым номером 1.

Пе-2 С. Тарарина, Адлер, 1943 г. Рисунок из журнала Авиация и космонавтика 2004 г. № 5-6.


Пе-2 с тактическим номером 14.

фотоснимок Бомбер Пе2 б/н 40 Черноморских ВВС в полёте
Бомбардировщик Пе-2 б/н 40 в полёте. Другой кадр серии - по клику.
The Pe-2 bombers of 40th BAP Red navy. Click to view the other frame.

фотоснимок Бомбер Пе2 б/н 70 Черноморских ВВС в полёте
Бомбардировщик Пе-2 б/н 70 в полёте.

wartime photo Russian Pe2 airplane WWII, 40 «Konschdanz» BAP
Пикировщик Пе-2, Геленджик. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 plane of Blacksea fleet, most probably of 40th BAP. Click to enlarge the picture.

фотоснимок Бомбер Пе2 Черноморских ВВС
Морская авиация готовится бомбить отступающего немца в Севастополе, 1944 г.

Перевязка раненого летчика 40-го краснознаменного авиаполка пикирующих бомбардировщиков орден Красного знамени якорь звездой
Перевязка раненого летчика на фоне бомбардировщика Пе-2 с лозунгом "Вперед за Сталина!", рисунками ордена Красного знамени и якоря с красной звездой. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 dive bomber of 40th BAP. Click to enlarge the picture.


фото ВМВ 40-го бомбардировочного авиаполка Черноморского флота
Экипаж самолета Пe-2 (слева направо): командир Николай Иванович Горячкин, штурман Юрий Васильевич Цыпленков, стрелок-радист Сергей.
На борту изображение ордена Красного знамени и надпись "За великого Сталина!".
Фотография сделана в Крыму в мае 1944 года. Увеличение - по клику.
The Pe-2 divebomber in Great Patriotic war. Click to enlarge the picture.


Фотоснимок ВОВ камуфляжная окраска Пе2 Черноморских ВВС
Комэск А.А. Гнедой.
Squadron commander A.A. Gnedoy.


Пе-2 полосы ЭБО 40БАП фото снимок ВОВ

хроника пикирующего бомбардировщика
Самолет Пе-2 Героя Советского Союза подполковника Корзунова, 1944 год (возможно, что уже в 13 БАД, вне полка).
40 кбап ВМФ орден БКЗ Боевого Красного Знамени
Пе-2 с номером 29 и рисунком ордена Красного знамени, реконструкция внешнего вида выполнена М. Быковым.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
Пикировщик Пе-2 с лозунгом «За Бориса Сафонова!», 24.08.1944. B центре - летчик Ступин Евгений Сергеевич.
The Pe-2 dive bomber with the slogan "Za Borisa Safonova!".


«воздушные рабочие войны» фотографии
Пе-2 с надписью «Забияка», молнией и тремя победными звездочками, 1944 г. Г.И. Забияка у своего самолёта - по клику.
The Pe-2 airplane "Zabiyaka". Click to view other picture.

бортовая живопись и окраска, фото ВМВ
The Pe-2 airplane "Zabiyaka", wartime picture.


бомбардировщик самолет с бортовым номером 1

технический состав 40 бомбардировочного авиаполка 63 бомбардировочной авиабригады Военно-воздушных сил Черноморского флота готовит самолет Пе 2


Командир эскадрильи майор Костин В.С. и штурман ст. лейтенант Сапожков А.П. после полетов обсуждают условия проведенного бомбометания по цели. Другой кадр - по клику.
The Pe-2 bomber № 35 in 1948. Click to view the other frame.


       История полка

       28.05.1938 г. на основании приказов командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. 43-я, 44-я и 45-я скоростные бомбардировочные авиационные эскадрильи расформируемой 71-й СБАБ ВВС ЧФ были обращены на формирование 40-го легкобомбардировочного авиационного полка пятиэскадрильного состава, вооруженного скоростными бомбардировщиками СБ (приказ НК ВМФ №0036 от 20.08.1938 г.).
       Для 40-го ЛБАП были определены аэродромы основного базирования: Джанкой (две АЭ), Биюк-Онлар, Владиславовка, Сарабуз.
       В конце 1939 г. 40-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (так он стал к этому времени именоваться) вместе со 2-м МТАП включили в состав вновь формируемой 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ. В это же время 12 экипажей полка на самолетах СБ были направлены на Балтику, где они приняли участие в «Зимней войне» СССР против Финляндии.
       В июле 1940 г. одна эскадрилья 40-й СБАП (9 СБ) была перебазирована в район Одессы. Она вошла в состав формируемой Дунайской военной флотилии и получила собственный номер - 78-я отдельная бомбардировочная авиационная эскадрилья
       По состоянию на 09.06.1941 г. в составе 40-го БАП имелось 58/57 СБ, 1/0 Р-6, 8/8 У-2, 1/1 УТ-2. Первая эскадрилья полка числилась учебной, на базе которой проходили летную подготовку вчерашние выпускники авиационных училищ.
       В июне 1941 г. для укомплектования формирующегося 3-го СУРАП ВВС ЧФ в него из 40-го БАП передали 3-ю эскадрилью (11 СБ).
       К началу войны полк именовался 40-м бомбардировочным авиационным полком.
       На 22.06.1941 г. полк, вооруженный 47 самолетами СБ базировался на аэродромах рассредоточения: аэр. Сарабуз – две эскадрильи, Курман-Кемельчи, Биюк-Онлар и Джанкой – по одной эскадрилье.
       22.06. 1941 г. полк получил первые 5 самолетов Пе-2. Еще несколько Пе-2 прибыли 24 июня. Они поступили на вооружение 5-й АЭ полка, и уже с 3 июля самолеты Пе-2 начали выполнять налеты на военные объекты в районе румынских городов Плоешти, Констанца и Сулина.
       22.06.1941 г. 40-й БАП вступил в Великую Отечественную войну, выполнив вылет на удар по ВМБ Констанца (Румыния).
       В июле 1941 г. в состав 40-го БАП вошла 6-я легкобомбардировочная авиационная эскадрилья Погранвойск НКВД, вооруженная самолетами СБ, базирующаяся на аэр. Коктебель. Она стала числиться 3-й АЭ полка.
       До конца июля 1941 г. полк получил 12 СБ и 18 Пе-2, которые пошли на восполнение потерь 2-й и 5-й эскадрилий соответственно.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в боевом составе 40-го СБАП базирующегося на аэродромы Биюк-Онлар, Курман-Кимельчи, Сая, Сухуми имелось 41/38 СБ, 14/14 Пе-2 и 59 летчиков.
       К 01.09.1941 г. полк всем составом базировался на аэр. Биюк-Онлар, имея 19/16 СБ, 11/8 Пе-2 и 47 летчиков.
       02.11.1941 г. в связи с отходом наших войск к Севастополю и на Керченский полуостров полк перелетел на аэродромы Северного Кавказа - Крымская и Гостагаевская.
       С начала обороны Севастополя в ноябре 1941 г. несколько экипажей полка на самолетах Пе-2 базировались на Херсонесском аэродроме, а в январе 1942 г. туда перелетела вся 5-я АЭ. Вместе с самолетами ДБ-3ф из 2-го МТАП она образовала нештатную бомбардировочную группу под командованием майора И.И.Морковкина.
       В феврале 1942 г. 40-й БАП составом 33 СБ и УСБ, 11 Пе-2, 1 Пе-3, 2 У-2 базировался в станице Елизаветинская под Краснодаром.
       По состоянию на 10.05.1942 г. на аэр. Херсонес базировалось 8/6 Пе-2 полка. Еще один Пе-2 оставался на Кавказе.
       По состоянию на 12.06.1942 г. на аэр. Херсонес базировалось 4/1 Пе-2 и 3/2 СБ полка. Еще 13/9 СБ, 7/6 Пе-2 и 2/0 Пе-3 базировалось на аэр. Елизаветинская.
       30.06.1942 г. виду предстоящего оставления Севастополя все уцелевшие самолеты СБ и П-2 полка с аэр. Херсонес перелетели на базовый аэродром полка – ст. Елизаветинская.
       По состоянию на 03.07.1942 г. в 40-м БАП на аэр. Елизаветинская числилось 9/6 СБ, 9/3 Пе-2, 1/1 Пе-3. Еще по одному исправному самолету СБ и Пе-3 базировалось на аэр. Анапа.
       В начале августа 1942 г. в связи с прорывом немецких войск к предгорьям Кавказа полк с аэр. Елизаветинская перебазировался на аэродромы Адлер и Геленджик.
       К 30.10.1942 г. в составе полка, базирующегося на аэр. Алахадзы в Абхазии имелось восемь Пе-2 и пять СБ. В этом же месяце в состав полка была включена эскадрилья истребителей Пе-3, сформированная на базе ВМАУ им. С.А.Леваневского на аэр. Борское. Она стала 4-й АЭ полка.
       В конце февраля 1943 г. приказом НК ВМФ №0118 от 26.02.1943 г. 4-я АЭ полка на самолетах Пе-3 была расформирована, а ее личный состав передан в 65-й ОАП СпН.
       В 1943 г. в ходе операции советских войск по изгнанию немцев с Кавказа действия 40-го БАП были направлены в основном на удары по портам Феодосия, Керчь, Тамань, через которые осуществлялось снабжение обороняющихся вражеских войск.
       По состоянию на 01.03.1943 г. в боевом составе 40-го БАП, управление которого базировалось на аэр. Алахадзы числилось:
- на аэр. Адлер 1/1 СБ, 2/0 Пе-2 и 1/1 У-2,
- на аэр. Алахадзы 1/0 УСБ, на аэр. Мериа 1/1 Пе-2, 1/1 УСБ,
- на аэр. Миха-Цхакая 10/0 Пе-2. Всего в полку было 26 экипажей.
       Осенью 1943 г. 40-й БАП основным составом базировался на аэр. Геленджик.
       19.11.1943 г. 5 Пе-2 40-го БАП перелетели из Геленджика в Скадовск, где вместе с самолетами других частей вошли в состав Скадовской авиационной группы ВВС ЧФ. Оттуда пикировщики вылетали на удары по кораблям и судам противника на подходах к Севастополю. Позднее часть сил полка перебазировалась на аэр. Сокологорное в 50 км юго-западнее Мелитополя.
       05.02.1944 г. штаб полка с аэр. Геленджик перебазировался в Скадовск.
       С 19.03.1944 г. полк из 1-й МТАД передали в состав вновь сформированной 13-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС ЧФ.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в его составе на аэр. Скадовск имелось 11/11 Пе-2, 1/1 Пе-3 и 27 летчиков. Еще один Пе-2 находился на аэр. Мериа.
       До первой декады мая 1944 г. 40-й БАП 13-й ПАД был пополнен самолетами Пе-2 и к этому времени переименован в 40-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков.
       31.05.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 40-й АППБ был награжден орденом Красного Знамени.
       К 12.05.1944 г. после окончания боевых действий в Крыму 40-й АППБ вместе с другими частями дивизии перебазировался на аэр. Школьный в Одессе. Отсюда полк переключился на удары по целям на территории Румынии.
       07.09.1944 г. за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленный при освобождении Румынии и Болгарии, 40-му АППБ было присвоено почетное наименование «Констанцский».
       5-6 сентября 1944 г. после окончания боевых действий на Черном море 40-й АППБ был перебазирован на румынский аэродром Мамайя вблизи Констанцы. Оттуда 9 сентября он частью сил вскоре передислоцировался на болгарский аэродром Чирпан в 50 км к востоку от Пловдива.
       По состоянию на 01.10.1944 г. в боевом составе 40-го АППБ 13-й ПАД на аэр. Чирпан (Болгария) и Мамая (Румыния) числилось 35/34 Пе-2, 1/1 Пе-3, 1/1 УПе-2, 1/1 По-2 и 37 летчиков.
       По состоянию на 01.01.1945 г. полк снова дислоцировался в Одессе.
       За время Великой Отечественной войны летчики полка совершили более 6500 боевых вылетов. Уничтожили 315 танков и бронемашин, 1378 автомашин, 270 плавсредств и 196 самолетов противника. Потери полка составили 380 авиаторов.
       В апреле 1946 г. полк вместе с другими частями дивизии был перебазирован в Крым на тот же аэродром, с которого он начал боевые действия - Сарабуз (ныне Гвардейское).
       С 01.11.1947 г. 40-й АППБ был переименован в 569-й дальнебомбардировочный авиационный полк четырехэскадрильного состава. Вместе с 565-м ДБАП он входил в 88-ю дальнебомбардировочную авиационную дивизию (бывш. 13-я АДПБ). Несмотря на наименование, полк оставался вооруженным старыми потрепанными пикировщиками Пе-2.
       С октября 1950 г. личный состав полка приступил к переучиванию на Ил-4, и уже к 22 декабря было подготовлено 32 экипажа. Самолеты Пе-2 до конца года были сняты с вооружения полка.
       01.02.1951 г. 569-й ДБАП был переименован в 1676-й минно-торпедный авиационный полк.
       С 08.10.1951 г. началась консервация Ил-4 в связи с переходом на реактивную авиацию.
       13.10.1951 г. в полк поступили первые 4 самолета Ил-28 и личный состав приступил к переучиванию на них.
       В октябре 1955 г. полк был передислоцирован с аэр. Гвардейское на аэр. Октябрьское.
       В марте 1955 г. 1676-й минно-торпедный Констанцский Краснознаменный авиационный полк был переименован в 943-й минно-торпедный авиационный полк 141-й МТАД (бывш. 13-я АД ПБ) ВВС ЧФ.
       В мае 1957 г. началась подготовка к освоению самолета Ту-16т, а в июне он был переименован в 943-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк.
       03.10.1957 г. 943-й ТБАП был переименован в 943-й минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия.
       В марте 1958 г. после расформирования управления 141-й МТАД 943-й МТАП ДД перешел в состав 88-й МТАД ДД ВВС ЧФ.
       С 01.05.1961 г. после расформирования 88-й МТАД ДД и в связи с преобразованием МТА в морскую ракетоносную авиацию ВВС ВМФ на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. 943-й МТАП ДД стал именоваться 943-м отдельным морским ракетоносным авиационным полком.
       В 1959-61 гг. 943-й МТАП ДД был перевооружен на Ту-16кс.
       С 1971 г. полк вместе с 5-м гв. ОМРАП и 124-м ОМРАП вошел в состав вновь сформированной 2-й гв. МРАД Авиации ЧФ.
       25.02.1974 г. 1-я АЭ полка первой в Авиации ВМФ приступила к теоретическому переучиванию на сверхзвуковой ракетоносец Ту-22м2.
       В сентябре 1975 г. к переучиванию на Ту-22м2 приступила 2-я АЭ полка. Третья АЭ оставалась вооруженной самолетами Ту-16кс.
       В 1983 г. 3-я АЭ самолетов Ту-16кс была расформирована. В полку остались только две эскадрильи ракетоносцев Ту-22м2.
       В 1986 г. 943-й МРАП перевооружился с Ту-22м2 на самолеты Ту-22м3.
       В 1992 г. в боевом составе 943-го МРАП числилось 23 Ту-22м3 и 4 Ту-16к.
       После расформирования в ноябре 1994 г. управления 2-й гв. МРАД 943-й МРАП стал отдельным полком в составе ВВС ЧФ.
       С 31.08.1996 г. 943-й ОМРАП на аэр. Октябрьское, был расформирован. Самолеты Ту-22м3 943-го ОМРАП и 5-го гв. МРАП в количестве 39 штук были поделены между Украиной (20 самолетов) и Россией (19 самолетов). Российские самолеты Ту-22м3 передали на хранение на аэр. Остров. Часть из них, пройдя ремонт на АРЗ в г. Чкаловск (Калининградская область) впоследствии были переданы в 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ. А украинские Ту-22м3 в период с октября 2000 г. по апрель 2006 г. были утилизированы...
       Командиры полка: Андреев (до марта 1938 г., ВрИД), Н.А.Остряков (март 1938 г. – март 1939 г.), М.И.Самохин (март-октябрь 1939 г.), Г.И.Хатиашвили (октябрь 1939 г. – октябрь 1940 г.), А.И.Мохирев (октябрь 1940 г. - июль 1941 г., погиб), В.Ф.Злыгарев (август 1941 г. - февраль 1942 г.), И.И.Морковкин (февраль 1942 г. – август 1943 г.), ГСС И.Е.Корзунов (август 1943 г. – март 1944 г.), С.С.Кирьянов (март 1944 г. – октябрь 1947 г.), А.Егоров (был в августе 1945 г.), М.Д.Якшин (октябрь 1947 г. – сентябрь 1949 г.), ГСС Н.Я.Турков (январь 1950 г. – июль 1951 г.), М.Ф.Андрющенко (июль 1951 г. – январь 1954 г.), Г.Н.Шевелев (январь-декабрь 1954 г.), ГСС К.С.Усенко (декабрь 1954 г. – октябрь 1956 г.), А.К.Жадан (октябрь 1956 г. – май 1958 г.), П.А.Слабичев (май 1958 г. – май 1960 г.), В.И.Воронов (май 1960 г. – ноябрь 1961 г.), А.С.Доценко (декабрь 1961 г. – июль 1964 г.), Ф.Г.Нефедов (июль 1964 г. – ноябрь 1966 г.), А.Н.Многолет (ноябрь 1966 г. – ноябрь 1969 г.), А.П.Чариков (ноябрь 1969 г. – июнь 1971 г.), В.М.Мирошниченко (июнь-август 1971 г.), Ю.П.Зверев (октябрь 1971 г.- август 1975 г.), Г.К.Тхоржевский (август 1975 г. - октябрь 1982 г.), В.А.Чернов (октябрь 1982 г. – июнь 1984 г.), В.А.Кузнецов (июнь 1984 г. – июнь 1990 г.), А.Н.Катренко (июнь 1990 г. – декабрь 1994 г.), С.Ю.Орлов (декабрь 1994 г.- ноябрь 1996 г.). майор Николай Алексеевич Остряков 1938 - 04.1939
полковник А.Г.Мохирев 06.1941 - 20.07.1941
майор Владимир Федорович Злыгарев 20.07.1941 - 02.1942
подполковник Иван Иванович Морковкин 02.1942 - 08.1943
майор Иван Егорович Корзунов 08.1943 - 02.1944
подполковник Степан Степанович Кирьянов 02.1944 - 08.1944






40-й авиационный Констанцский Краснознаменный полк пикирующих бомбардировщиков, (943-й отдельЧФный морской ракетоносный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 943-й морской ракетоносный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 943-й минно-торпедный авиационный Констанцский Краснознаменный полк Дальнего Действия, 943-й тяжелобомбардировочный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 1676-й минно-торпедный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 569-й дальнебомбардировочный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 40-й легкобомбардировочный (скоростной) бомбардировочный авиационный полк, 43-я, 44-я, 45-я СБАЭ). Матчасть. Фотографии и история.
Благодарность за информацию и фото - Левшов П., Морозов М., Гирник А., Красильников С, Харин В.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
А. Кузнецов - Охота на «Малую Медведицу».

Фото с сайтов goskatalog, photo-war, waralbum, газета Известия.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.