Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

62 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ

[62 смешанный авиаполк особого назначения ВВС ВМФ]


62nd navy fighter regiment (62nd mixed aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       С 06.09.1941 г. на аэр. Симоновка Краснодарского края на основании приказов НК ВМФ №00308 и №01854 от 06.09.1941 г., на базе Ейского ВМАУ им. Сталина началось формирование 62-й авиационного полка Особого Назначения ВВС ВМФ трехэскадрильного состава с общей численностью 199 чел. и 34 самолета.
       На вооружение 62-й АП ОсНаз получил самолеты 12 МиГ-3 (1-я АЭ и управление), 11 ЛаГГ-3 (2-я АЭ) и 11 Пе-2 (3-я АЭ).
       26.09.1941 г. формирование полка было завершено и с 27 сентября его передали в состав ВВС ЧФ с непосредственным подчинением ее командующему.
       27.09.1941 г. 62-й АП ОсНаз перебазировался из Симоновки на аэр. Кача, а затем на аэр. Тотман (ныне с. Каштановка в Крыму).
       С 29.09.1941 г. 62-й АП ОсНаз частью сил (9 Пе-2, 10 МиГ-3 и 7 ЛаГГ-3) вошел в состав Фрайдоровской авиагруппы ВВС ЧФ на аэр. Соцдорф, где находился до 30 октября.
       По состоянию на 18.10.1941 г. в составе полка, базирующегося на аэр. Соцдорф оставалось 8/6 МиГ-3, 6/6 ЛаГГ-3 и 6/3 Пе-2.
       С середины октября 1941 года полк выполнял боевые задачи с аэродромов Тогайлы, Найброд, Салтаба, Соцдорф, Джабач, Карагоз, Керчь II.
       По состоянию на 07.11.1941 г. в 62-м АП ОсНаз осталось всего 9 исправных самолетов. Истребительные эскадрильи полка перебазировались из Крыма сначала на аэр. Анапа, а позднее на аэр. Геленджик для прикрытия ВМБ Новороссийск. Также из состава полка была изъята 3-я АЭ на самолетах Пе-2 и передана в 40-й БАП ВВС ЧФ. С 18 декабря она включилась в боевую работу с аэр. Херсонесский Маяк.
       15.12.1941 г. полк передал оставшиеся самолеты (один ЛаГГ-3 и два МиГ-3) в 7-й ИАП ВВС ЧФ и 21 декабря личный состав убыл в тыл в с. Борское Куйбышевской области.
       21.12.1941-26.06.1942 — Во 2 запасном авиаполку ВМФ переформирован по штату 030/156.
       Только 10.03.1942 г. 62-й АП ОсНаз получил новую материальную часть: истребители Як-1 и ЛаГГ-3 и приступил к переучиванию на них летного состава.
       30.05.1942 г. 1-ю АЭ полка в составе 10 экипажей на самолетах Як-1 под командованием капитана В.И.Денисова отправили на аэр. Херсонесский Маяк для усиления авиационной группировки, защищающей небо Севастополя. Там ее включили в состав эскадрильи 6-го гв. ИАП ВВС ЧФ которой командовал капитан М.В.Авдеев. После этого в полку из личного состава и техники 2-го ЗАП была сформирована новая 1-я АЭ на самолетах Як-1.
       26.06.1942 г. формирование 62-го АП ОсНаз было закончено. С этого времени полк стал именоваться 62-м истребительным авиационным полком. По штату в полку было положено иметь 20 ЛаГГ-3 (две АЭ) и 12 Як-1 (одна АЭ).
       По состоянию на 01.07.1942 г. 62-й ИАП базировался: на аэр. Майкоп - 5/5 ЛаГГ-3, на аэр. Анапа - 9/6 Як-1 и 4/4 ЛаГГ-3 и Мысхако - 10/10 ЛаГГ-3.
       02.07.1942 г. все самолеты полка перелетели на аэр. Гайдук и Мысхако под Новороссийском, и с 4 июля приступили к боевой работе по обороне города.
       К 15.07.1942 г. 62-й ИАП включили в состав 62-й ИАБ ВВС ЧФ, а с 17 августа он вошел в состав формируемой Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района.
       23.08.1942 г. полк получил пополнение: 14 самолетов И-16, И-153 и И-15бис с личным составом из расформируемой 87-й ОИАЭ АзВФл. Эти самолеты передали во 2-ю АЭ полка. Оставшиеся в строю Як-1 и ЛаГГ-3 свели в 1-ю АЭ, а «безлошадная» 3-я АЭ убыла на аэродром Абаша (Грузия) за пополнением материальной частью.
       04.09.1942 г. управление 62-го ИАП перебазировалось на аэр. Геленджик. Туда же перелетели самолеты полка. Перед полком была поставлена задача прикрытия приморского фланга армии и коммуникаций флота.
       10.10.1942 г. 1-я АЭ полка перебазировалась на аэр. Лазаревская для прикрытия ВМБ Туапсе.
       25.10.1942 г. 2-я АЭ перебазировалась на аэр. Геленджик.
       05.11.1942 г. в полк из тыла прибыла 3-я АЭ, разместившаяся на аэр. Лазаревская и аэр. Гудаута с задачей прикрытия ВМБ Туапсе. Эскадрилья получила на вооружение 18 И-15бис. Она стала числиться в полку «ночной» эскадрильей.
       10.01.1943 г. 62-й ИАП всем составом сосредоточился на аэр. Геленджик.
       По состоянию на 01.03.1943 г. в составе 62-го ИАП на аэр. Геленджик числилось 2/0 ЛаГГ-3, 5/2 Як-1, 16/7 И-15бис, 2/1 И-16, 1/1 УТ-1 и 29 летчиков.
       23.04.1943 г. 62-й ИАП всем составом был перебазирован с аэр. Геленджик на аэр. Агой и Лазаревская для переформирования и перевооружения.
       С июля 1943 г. полк всем составом базировался на аэр. Лазаревская. Там он оставался до марта 1944 г., выполняя задачи по прикрытию кораблей Черноморского флота в ВМБ Туапсе и на переходе их морем Сочи - Геленджик.
       В мае 1943 г. в связи с переформированием МАГ НОР в 11-ю штурмовую авиационную бригаду 62-й ИАП передали в 62-ю ИАБ ВВС ЧФ.
       08.07.1943 г. из состава 62-го ИАП была выделена 3-я АЭ (15 И-15бис) с базированием на аэр. Геленджик, откуда она до ноября участвовала в боях за Новороссийск, Тамань и Керчь.
       С сентября 1943 г. полк начал получать на вооружение новые истребители Р-40N «Киттихок». В это же время все оставшиеся в частях ВВС ЧФ самолеты И-15бис и И-153 были переданы в 62-й ИАП, что позволило в начале октября 1943 г. сформировать 4-ю эскадрилью, вооруженную этими самолетами.
       С 13.10.1943 г. 4-я АЭ перебазировалась на хутор Бирючий возле ст. Крымская в районе Анапы.
       За ноябрь 1943 г. 62-й ИАП переучился на новую материальную часть - самолеты Р-40 «Киттихок»
       Эскадрилья «ночников» на самолетах И-15бис находилась на аэр. Таманский, выполняя боевые задачи до конца декабря 1943 г.
       30-31 декабря 1943 г, по приказу командования, остатки эскадрильи «ночников» перелетели на аэр. Лазаревская, где находилась основная часть 62-го ИАП, проходящая перевооружение. На этом аэродроме полк оставался до марта 1944 г., попутно выполняя задачи ПВО ВМБ Туапсе.
       В начале 1944 г. параллельно с освоением Р-40N в 62-й ИАП снова поступило несколько самолетов ЛаГГ-3. Также в боевом составе еще оставались самолеты И-15бис, которые использовались для нанесения штурмовых ударов по батареям и позициям противника.
       25.01.1944 г. полк перебазировался на аэр. Мысхако составом 28 самолетов (16 Р-40 и 12 ЛаГГ-3), откуда выполнял задачи ПВО ВМБ Новороссийск, перехвата воздушных разведчиков, поиска подводных лодок и обеспечения кораблей и судов на переходе морем на участке Геленджик - Пицунда.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в боевом составе полка, базирующегося управлением, 2-й и 3-й АЭ на аэр. Лазаревская, 1-й АЭ на аэр. Агой имелось 33/31 Р-40 «Киттихок», 13/13 ЛаГГ-3, 2/2 И-153, 1/1 И-15бис, 1/1 УТ-1, 1/0 У-2 и 31 летчик.
       16.09.1944 г. по окончании боевых действий на Черном море 62-й ИАП был исключен из состава действующей армии.
       По состоянию на 01.10.1944 г. в боевом составе 62-го ИАП на аэр. Мысхако числилось 33/32 Р-40 «Киттихок», 14/14 ЛаГГ-3, 1/1 УТИ-4, 1/0 УТ-2, 1/1 УТ-1, 1/1 По-2 и 43 летчика.
       С 10 февраля по 30 марта 1945 г. 20 самолетов Р-40 «Киттихок» 62-го ИАП временно базировались на аэр. Альма-Тамак. Летчики полка выполняли задачу по прикрытию с воздуха Ялтинской конференции союзников.
       09.05.1945 г. 62-й ИАП базировался на аэр. Мысхако, где и встретил известие об окончании войны в Европе.
       28.06.1945 г. полк всем составом перебазировался на аэр. Аджи-Булат (ныне п. Угловое, Крым).
       В ноябре 1945 г. 1-я АЭ полка перевооружилась на самолеты Як-9 в количестве 12 единиц. Всего до конца года полк получил 36 самолетов данного типа.
       С 15 мая по 25 сентября 1946 г. 1-я АЭ перевооружилась на Р-39 «Аэрокобра. На вооружении полка стало 33 самолета, из них 15 Р-39 и 18 Як-9.
       В марте 1947 г. 62-й ИАП получил 13 Р-39 «Аэрокобра» для 2-й АЭ и до конца года - 16 самолетов Р-63 «Кингкобра» для 3-й АЭ.
       Во второй половине 1947 г. полк перебазировался на аэр. Бельбек
       Весной 1950 г. 62-й ИАП на аэр. Бельбек из 4-й ИАД перешел в 49-ю ИАД ВВС ЧФ, передав две эскадрильи (38 Р-39 «Аэрокобра») в полки 4-й ИАД. В этом же году 62-й ИАП получил на вооружение самолеты Ла-11.
       В апреле 1951 г. 62-й ИАП приступил к переучиванию личного состава на МиГ-15.
       22.06.1951 г. полк закончил переучивание на МиГ-15
       К 1952 г. 62-й ИАП был возвращен в состав 4-й ИАД ВВС ЧФ.
       В сентябре 1952 г. полк вместе с управлением 4-й ИАД был зачислен в состав 52-го ИАК ВВС Таврического военного округа.
       Но уже в июле 1953 г. полк и дивизию вернули в подчинение командованию флота. Тогда же он был вновь передан из 4-й ИАД в 49-ИАД ВВС ЧФ.
       К концу 1953 г боевой состав полка насчитывал 28 летчиков (из них 16 – подготовлены к полетам в СМУ), 30 МиГ-15 и 2 УТИ МиГ-15. В этот период начинается перевооружение полка на самолеты МиГ-17.
       В сентябре 1955 г. 62-й ИАП первым в ВВС ЧФ начал переучиваться на МиГ-19.
       В рамках с «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» в середине 1960 г. 49-я ИАД была расформирована. При этом 62-й ИАП (40 МиГ-19) вышел из состава ВВС ЧФ и был передан в 1-ю дивизию 8-й ОА ПВО Войск ПВО страны.
       В начале 1967 г. 62-й ИАП приступил к переучиванию на Су-15.
       В 1968 г. 62-й ИАП завершил переучивание на самолеты Су-15
       Приказом МО СССР №0254 от 17.10.1968 г. полку было присвоено почетное наименование: «62-й истребительный авиационный полк имени 50-летия ВЛКСМ».
       В конце 1974 г. полк начал получать Су-15тм, оснащенные БРЛС «Тайфун-М».
       К 15.03.1980 г. 62-й ИАП из 1-й дивизии ПВО 8-й ОА ПВО передали в состав 5-й ВА ОдВО.
       19.04.1986 г. 62-й ИАП из ВВС ОдВО вернули в состав 8-й ОА ПВО.
       В начале 1991 г. 62-й ИАП ПВО на аэр. Бельбек начал перевооружаться на Су-27п.
       В начале 1992 г. 62-й ИАП ПВО перешел под юрисдикцию независимой Украины.
       27.12.2007 — Переформирован в 204 истребительную Севастопольскую авиационную бригаду Воздушного командования «Юг» ВСУ.
       В 2014 году, после возвращения Крыма в состав России, на аэр. Бельбек создан 38 истребительный авиационный полк, в котором храняться регалии 62 иап.
       В документах встречаются сокращения 62 авп, 62 иап он, 62 сап, 62 АОП ЧФ, 62 АП ВМФ.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
29.09.194131.10.1941Фрайдорфская АГВВС Черноморского флота
31.10.194115.12.1941
15.07.194223.08.194262 иабр
23.08.194210.05.1943МАГ Новороссийского оборонитепьного р-на
10.05.194316.09.194462 иабр

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях


       На вооружении полка стояли самолеты Пе-2, И-15бис, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-9, Р-40Е «Киттихок», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Ла-11, МиГ-15, МиГ-19св, Су-15, Су-27, МиГ-29, УТ-1, УТ-2, УТИ-4, Як-11.
ДатаБоевой состав
26.09.194112 МиГ-3, 11 ЛаГГ-3, 11 Пе-2
20.07.194220 ЛаГГ-3, 9 Як-1
22.12.194220 И-15бис
01.05.194430 «Киттихаук», 10 ЛаГГ-3

1. МиГ-3 (сентябрь 1941 г. — декабрь 1941 г.)
15.12.1941 - истребители переданы в 7 иап ВВС ЧФ.

2. ЛаГГ-3 (сентябрь 1941 г. — май 1944 г.)
15.12.1941 - истребители переданы в 7 иап ВВС ЧФ.

3. Пе-2 (сентябрь — ноябрь 1941 г.)
02.11.1941 - бомбардировочная эскадрилья с матчастью (3 пикировщика Пе-2) и личным составом передана в 40 бап ВВС ЧФ

4. Як-1 (июль — осень 1942 г.)

5. И-16 (август — осень 1942 г.)
23.08.1942 - получено 14 И-16 и И-15бис с личным составом из 87 оиаэ и 9 иап ВВС ЧФ.

6. И-15бис (август 1942 г. — 1943 г.)
23.08.1942 - получено 14 И-16 и И-15бис с личным составом из 87 оиаэ и 9 иап ВВС ЧФ.

7. «Киттихаук» (1943 г. — май 1944 г.)

фото ВОВ Вручение полкового знамени 62 истребительному авиационному полку Военно-воздушных сил Черноморского флота. 1943
Вручение полкового знамени, фото 1943 г. (Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя).

Полк особого назначения 62 иап ВВС ЧФ
Построение на фоне истребителей Р-40, предположительно - 62 иап на аэр. Лазаревская.

       Командиры полка

       Командиры полка: Иван Васильевич Шарапов (сентябрь-декабрь 1941 г.), Я.З.Слепенков (январь-март 1942 г., командир-дублер), В.И.Васильев (декабрь 1941 г. - декабрь 1942 г.), Василий Васильевич Багров (декабрь 1942 г. – июль 1943 г.), Николай Тимофеевич Щербаков (июль 1943 г. – декабрь 1946 г.), Б.В.Синицын (декабрь 1946 г. - ноябрь 1947 г.), А.Д.Джапаридзе (ноябрь 1947 г. - февраль 1950 г.), И.И.Дроздов (февраль-ноябрь 1950 г.), М.Ф.Елисеев (ноябрь 1950 г. - ноябрь 1952 г.), В.Д.Ермилов (ноябрь 1952 г. - декабрь 1955 г.), М.Г.Виноградов (декабрь 1955 г. - октябрь 1956 г.), И.И. Гуркович (октябрь 1956 г. - июнь 1957 г., погиб), В.С.Абрамов (июль 1957 г. - апрель 1958 г., погиб), Н.И.Москвителев (май 1958 г. - апрель 1963 г.), Ю.М.Дюков (апрель 1963 г. - май 1966 г.), Н.П.Мусатов (май 1966 г. - март 1970 г.), Б.А.Абазаров (март 1970 г. - август 1976 г.), С.В.Жирнов (август 1976 г. - декабрь 1984 г.), И.М.Кокулин (декабрь 1984 г. - июнь 1986 г.), Н.А.Беседин (июнь 1986 г. - февраль 1987 г.), В.А.Свиридов (февраль 1987 г. - февраль 1990 г.), С.Г.Нецветаев (с февраля 1990 г.).




62 истребительный авиационный полк имени 50-летия ВЛКСМ / 62 авиаполк осназ ВВС ЧФ
Источники информации:
П. Левшов, Д. Болтенков - Век в строю ВМФ. Авиация Военно-морского флота России 1910-2010 гг.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.