Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
150 смешанный бомбардировочный авиационный полк сформирован по приказу 57 ОК № 048 от 08.06.1938 г. в Монгольской Народной Республике в г. Баин-Обо-Сомон 08.06.1938 г.
из состава 20-й легкоштурмовой авиационной эскадрильи, вооруженной самолетами ЛШ-5 и 8-й легкобомбардировочной эскадрильи, вооруженной самолетами СБ, которые 28.08.1937 г. были переброшены в Монголию из состава частей ЗабВО для усиления Монгольской Народно-Революционной армии.
К 01.07.1938 г. 150 сбап состоял из 3-х эскадрилий СБ, 3-х эскадрилий ЛШ-5 и вошел в состав 100 авиационной бригады 57 Особого корпуса. В сентябре 1938 г. полк окончательно был сколочен и в первых числах октября проверен командиром 57 Особого корпуса. Окончательное перевооружение самолетами СБ произошло в период с 15 мая по 15.09.39 г., во время событий на реке Халхин-Гол.
После разгрома японо-манчжурских войск в районе реки Халхин-Гол полк вышел на первое место 1-й Армейской группы в МНР и решением Военного Совета фронта 17.10.1939 г.переброшен в г. Читу.
С объявлением Отечественной воны полк в составе 28 сад ж/д транспортом перебазировался в г. Балашов, последний эшелон с матчастью и людьми прибыл в Балашов 06.07.1941 г.
09.07.1941 г. из состава 32, 38, 150 авиаполков 28 авиадивизии (приказ 28 АД № 0035 от 09.07.1941 г.) выделено по 1 ночной эскадрильи, из которых сформировался 150-й ночной бомбардировочный авиаполк 3-х эскадрильного состава. В этом составе 150 бап вступил в Отечественную войну (приказ 46 АД № 0029 от 18.07.1941 г.).
16.07.1941 г. полк перелетел в Ржев и вошел в состав 46 авиационной дивизии. Первый боевой вылет произведен 17.07.1941 г. Осенью - зимой 1941 г. участвовал в отражении немецкого наступления на Москву.
14.02.1942 г. 150 бап вышел из состава 46 ад и убыл в г. Киржач для переучивания на самолет Пе-2, где вошел в подчинение инспекции ВВС КА. Первые два самолета были получены в марте 1942 г. К 01.05.1942 г. летно-техничский состав в совершенстве овладел самолетом Пе-2, а к 20.05.1942 г. 12 экипажей закончили программу ночной подготовки на самолете Пе-2.
В период 13.07.1942 - 02.08.1942 г. полк на самолетах Пе-2 дйствовал на Сталинградском фронте с аэродрома Гумрак. В начале августа вернулся в Люберцы.
25.10.1942 г. полк вышел из подчинения инспекции ВВС КА и вошел в состав 285 бад/5 гбад (приказ НКО № 00247 от 17.10.1942 г.)
22.11.1942 г. 150 бап преобразован в гвардейский 35 гбап (Приказ НКО СССР от 22.11.1942 г. № 374).
04.05.1943 г. полку присвоено почетное наименование «Сталинградский» (Приказ НКО от 04.05.1943 г. № 207).
Подчиненность и участие на фронтах
Боевой путь
Период Соединение Подчиненность Самолеты
06.1939 - 08.1940 100 саб ЗабВО ЛШ-5, СБ
08.1940 - 21.06.1941 Ер-2, СБ
16.07.1941 - 14.02.1942 46 ад ВВС 22 армии, КалФ СБ
14.07.1942 - 08.1942 1 оаг Пе-2
25.10.1942 - 03.09.1943 285 бад 2 бак Пе-2
03.09.1943 - 26.12.1944 5 гбад 1 гбак Пе-2
26.12.1944 - 05.1945 5 гбад 5 гбак Пе-2
В составе действующей армии:
16.07.1941 - 14.02.1942 (150 сбап)
13.07.1942 - 02.08.1942 (150 бап)
29.11.1942 - 09.05.1945 (35 гбап)
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
.
СБ с номером 1 после вынужденной посадки у дороги Велиж-Усвяты, Смоленская область, 1941 г.
Самолёт из бывшей 1 АЭ 32 СБАП (переданной в 150 СБАП в качестве третьей эскадрильи).
Другая фотография - по клику.
The ditched SB plane. Click view other photo.
The SB with the M-100 engines (frontal radiator), the MV-3 turret, the windscreen mounted antenna mast.
Drawing by T.Tuomanen.
Штурман экипажа комполка Полбина старший лейтенант Осипов на фоне СБ.
Osipov navigator near the SB bomber, Great Patriotic war photo.
Иван Семенович Полбин рядом с СБ, фото 17.08.1941.
150 SBAP commander Polbin near the SB bomber.
В центре - командир полка майор Иван Семёнович Полбин.
Самолет СБ из 1-й эскадрильи (тактический номер 2). Машина 96-й серии выпуска завода № 22.
Группа летчиков перед вылетом на фоне самолётов Пе-2 (виден хвостовой номер 3), 1942 г. Увеличение фотографии - по клику.
The aviators aside the Pe-2 aircraft. Click to enlarge the photo.
Пресняков Илья Федорович у самолета Пе-2 (хвостовой номер 3, лозунг "Вперед на запад!"), фото 1942 г.
Увеличение - по клику.
РИА Новости Медиабанк. The crew and the Pe-2 divebomber. Click to enlarge the photo.
Трижды орденоносцы полка: Ушаков, Полбин, Сомов и Панков (слева-направо) с Героем Советского Союза Филиппом Трофимовичем Демченковым (2-й слева)
у Пе-2, апрель 1942 г. Другая фотография (подвеска бомб) - по клику.
The pilots of 150 SBAP near the Pe-2 plane. Click view other photo.
Полбин И.С. у Пе-2 с установкой для стрельбы РС назад, Сталинград, 1942 г.
"В бой за Родину - Сталинские Соколы!"
Увеличение фотографии - по клику.
The aviators aside the Pe-2 aircraft. Click to enlarge the photo.
Капитан Храпко Владимир Николаевич у самолета Пе-2 № 6.
Командиры полка
майор Михаил Федорович Бурмистров 15.11.1938 - 25.08.1939 Погиб
майор, подполковник Иван Семенович Полбин 25.08.39 - 10.1942
майор Василий Андреевич Новиков 11.1942 - 04.1943
подполковник Г.М.Борцов 04.1943 - 08.1943
майор Петр Александрович Панков 09.1943 - 07.1944
майор, подполковник Павел Семенович Свенский 08.1944 - 05.1945
35 гвардейский бомбардировочный Сталинградский ордена Суворова авиационный полк ВВС КА
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Благодарность за информацию - Харин В.В. Фотографии с сайтов waralbum и goskatalog.
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.