99 гвардейский отдельный разведывательный Забайкальский авиационный полк ВВС КА
32 отдельный разведывательный авиационный полк, 32 бомбардировочный авиаполк ВВС КА
99th guards separate air reconnaissance "Zabaikalsky" regiment (former 32nd bomber aviation regiment).
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
Сформирован в 1938 году как 32 смешанный авиационный полк в 1938 г.
В 1939 году полк входил в состав 67 авиационной дивизии в Забайкальском военном округе (ст. Бада),
в этом же году стал именоваться 32 сбап.
В соответствии с приказом НКО 9 июля 1941 года 28-я авиационная дивизия была переформирована.
Из трёх полков (32-й, 38-й и 150-й) 6-ти эскадрильного состава были сформированы 6 полков 3-х эскадрильного состава.
Одна эскадрилья 32 сбап, имевшая на вооружении самолёты Пе-2, была передана в 150 сбап.
23.11.1942 приказом командующего 15 ВА полк преобразован в 32 орап с включением в его состав 15 одраэ.
Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР № 234 от 17.06.1943 в 99 ограп.
В документах встречаются сокращения: 32 сбап, 99 ГЗОРАП, 99 ОГвРАП, 99 гв.оавп, 99 гв.одрап, 99 гоавп 99 годрап, 99 огавп 99 огдрап.
В 1956 году преобразован в 678 Забайкальский смешанный авиаполк.
Подчиненность и участие на фронтах
Полк принимал участие в боевых действиях в Китае и на Халхин-Голе.
Изначально полк был вооружен бомбардировщиками СБ. Затем на вооружении были самолеты Пе-2.
Во второй половине войны Пе-2 полка отличались белыми коками винтов и знаками гвардии.
Весной-летом 1944 года одна эскадрилья получила Пе-2 с моторами М-82Ф.
СБ с номером 1 после вынужденной посадки у дороги Велиж-Усвяты, Смоленская область, 1941 г.
Самолёт из бывшей 1 АЭ 32 СБАП (переданной в 150 СБАП в качестве третьей эскадрильи).
Другая фотография - по клику.
The ditched SB plane (the M-100 engines). Click view other photo.
Бомбардировщик СБ на вынужденной посадке.
The ditched SB bomber (M-100A or M-103 engines) of 32 SBAP, Belarus, June 1941.
Самолёт СБ с тактическим номером 2. Рисунок T. Tuomanen.
Техсостав 2-й аэ у бомбардировщика Пе-2, Брянский фронт, фото 1942 г.
Подготовку самолета к боевому вылету проводят старшина Моисеенко Н.А., стажеры Военно-воздушной академии Цитрин, Боровский и техник по вооружению Мачнев. 99-й ГЗОРАП. Брянский фронт, аэродром Красный Холм, 1943 г.
Артисты Московской филармонии в гостях у личного состава полка. Брянский фронт, 1943 г.
Самолет Пе-2 совершил вынужденную посадку, 1943 год.
The Pe-2 warplane, WWII photo.
Командир эскадрильи Гаврилов П.И., штурман экипажа Евтушенко Н.Т., начальник связи эскадрильи Никулин Д.Е.
На коке винта Пе-2(М-82) - звезда. Брянский фронт, 1943 г.
Самолет Пе-2 с двигателями М-82.
The Pe-2 plane equipped with the M-82 engines.
Собрание летного состава на фоне самолетов По-2. Фотоснимок 1944 г. Увеличение фотографии - по клику.
The Po-2 biplanes of 99th guards detached aviation recon regiment.
Click to enlarge the picture.
Самолет Пе-2 полка с зубастой пастью, гвардейским знаком и с надписью Забайкальский.
Фотоснимок несколько испорчен редактированием в левой части.
The toothy crocodile nose art at the Pe-2 plane, WWII photo.
Пе-2 после вынужденной посадки с невыпущенными шасси, на мотогондолы.
The ditched Pe-2 aircraft with Guards sign.
Лётный экипаж Н.В. Баранова перед последним вылетом перед капитуляцией немцев у самолёта Пе-2 с рисунком льва.
Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 warplane of 99th guards detached aviation recon regiment.
Click to enlarge the picture.
Инженер-капитан Гусев Степан Иванович и механик самолета Наливкин Илья Иванович на аэродроме Шауляй. 9 мая 1945 г. Латвия. Второй Прибалтийский фронт.
Самолет Пе-2 с ЭБО на шайбе вертикального оперения: горизонтальная полоса (вероятно - красная).
Командиры полка
майор Ведерников 07.1941 - ?
капитан - подполковник Николай Павлович Щенников 07.1942 - 05.1945
99 гвардейский отдельный разведывательный Забайкальский авиационный полк ВВС КА
Благодарности - В.Харин, Д.Андронов, А.Ручковский.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.