Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

11 гвардейский истребительный авиационный Николаевский дважды Краснознаменный полк ВВС ВМФ

[32 истребительный авиаполк ВВС ВМФ]



боевое Знамя красное Гвардейское 11 Гвардейского истребительного авиационного Николаевского полка ВВС ЧФ

11th guards navy fighter «Nikolaev» regiment (32nd navy fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       32 истребительный авиаполк начал формироваться 02.03.1938 в ВВС Черноморского флота (аэр. Евпатория) на основе 24 отдельной истребительной авиаэскадрилии (ранее - 29 оиаэ) ВВС ЧФ.
       Летом-осенью 1941 года неотдельный авиационный отряд особого назначения был выделен из состава полка в 18 трао ВВС ЧФ.
       В конце ноября 1941 года 5 эскадрилья передана в состав 8 иап ВВС ЧФ.
       31.05.1943: За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм приказом НК ВМФ СССР № 190 32 иап ВВС ВМФ преобразован в 11 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ (11 гв. авп, 11 гв. иап, 11 гиап).
       12.04.1944: За отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Николаев приказом ВГК № 088 11 гиап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Николаевский».
       22.07.1944: За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума ВС СССР 11 гиап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       25.09.1944: За успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульчин и Сулина и проявленные доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 11 гиап ВВС ВМФ награжден вторым орденом Красного Знамени.
       19.07.1948: Переименован в 241 гвардейский истребительный авиационный полк 2 гв. мтад ВВС ВМФ (циркуляр НМГШ № 0059 от 12.04.1948).
       27.03.1960: 241 гиап расформирован вместе с управлением 4 иад ВВС ЧФ (аэр. Кача).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
22.06.194116.11.194262 иабрВВС Черноморского флота     15.09.1941 5 эскадрилья, вооруженная самолетами Як-1, приступила к боевой работе в составе Фрайдорфской авиагруппы ВВС ЧФ, действовавшей в Крыму (в начале октября 1941 г. передана в оперативное подчинение командующего ВВС 51 армии).
    26.09.1941 3 эскадрилья на истребителях ЛаГГ-3 и И-16 также включена в состав Фрайдорфской АГ.
    03.10.1941 2 эскадрилья на И-16 (в которую входили звенья СПБ: носитель ТБ-3 + 2 И-16 с бомбами) также вошла во Фрайдорфскую АГ.
    29.10.1941 Фрайдорфская авиагруппа ВВС ЧФ расформирована, эскадрильи перелетели на аэродромы базирования полка.
20.05.194315.11.194363 бабр / 1 мтад
15.11.194330.03.1944Скадовская аг
30.03.194411.11.19441 мтад / 2 гмтад

       Итоги боевой работы авиачасти

       В воздушных боях cбито 304 самолета противника, из них: бомбардировщиков – 145, истребителей – 129, разведчиков – 3, транспортных – 16, прочих типов – 11. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

ДатаИзвестный боевой состав Авиавооружение
22.06.194112 МиГ-1 и МиГ-3, 42 И-16, 29 И-153, 3 И-15бис, 3? ТБ-3
январь-февраль 1942 г. И-153: 7, И-16: 5, И-15: 4, ЛаГГ-3: 8 (штаб и три АЭ) 200 бомб ФАБ-50, 400 бомб АО-10, 500 тыс. патронов ШКАС, 10 тыс. снарядов ШВАК
03.07.19424 МиГ-3, 12 И-15бис, 14 ЛаГГ-3, 1 И-16, 1 Як-1
01.03.194432 «Аэрокобры», 1 И-16, 1 УТ-1
30.09.194443 «Аэрокобры»



И-15бис : (июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.)



И-153 : (июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.)
Боевое использование Советских ВВС над Севастополем
Soviet I-153 "Gull" biplane fighters (numbers 3 and 16) over Sevatopol in 1941.
ftr 16 USSR in war
И-153 № 16 в полете над Севастопольской бухтой, 1941 г.

11 дважды Краснознаменный гвардейский полк Черноморского флота. Летчики Щукин и Русаков - участники обороны Одессы 1941 г
Летчики Щукин и Русаков у И-153 "Чайка".


И-16 : (июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.)
действующая армия 32 иап ВВС ВМФ - самолеты и эмблемы
Летчик старший лейтенант Штыков Константин Сергеевич. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet pilots near the I-16. Click to enlarge the picture.


действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Лейтенанты Савва Н.И. и Дзюба В.В. на фоне И-16 поздней серии, фото 1941 г.

Филимонов Б.И. командир звена 32-го истребительного авиаполка ВВС ЧФ, участник бомбёжки Черноводского моста на р. Дунай на самолётах И-16, подвешенных к бомбардировщику ТБ-3
Летчик 32 ИАП ЧФ старший лейтенант Борис Филимонов у И-16 с надписью «За Сталина», сентябрь 1941 г.
Za Stalina! slogan 1. WWII photo airplane in action
Реконструкция внешнего вида самолета И-16 тип 24, автор - М.Быков.
The I-16 fighter "Za Stalina" of 32 iap Red navy airforces.


Группа летчиков 32 истребительного авиамоторного полка, среди них командир 5 эскадрильи Любимов И.С. и его заместитель Авдеев 1940-41
Командир 5 эскадрильи Любимов И.С. и его заместитель Авдеев с летчиками полка на фоне И-16, фото 1940-1941 гг.


История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Военно-морского флота СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Составной пикирующий бомбардировщик. И-16 с бомбами ФАБ-250 под крылом ТБ-3 из состава авиаотряда осназ ВВС ЧФ, которые использовались в качестве носителей для "звеньев СПБ" (июнь — октябрь 1942 г.)
ТВ-3 бомбовоз ВОВ звено СПБ Вахмистрова транспортного отряда 32 ИАП
"SPB flight" (Composite dive bomber). Two I-16 fighters under the TB-3 wing.

WW2 foto hvy air carrier USSR
Звено СПБ: четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (двигатели АМ-34ФРН) с двумя подвешенными истребителями И-16 из 2 АЭ полка.
И-16 2-й АЭ 32-го ИАП в составе Звена СПБ
Истребитель И-16 под крылом ТБ-3. Увеличение фото - по клику.
The I-16 fighter under the TB-3 wing. Click to enlarge the picture.



МиГ-1 и МиГ-3 : (июнь 1941 г. — июль 1942 г.)
wartime photograhy insignia USSR
Истребитель МиГ-3 (бортовой номер 1) перед взлётом. Увеличение фото - по клику.
The MiG-3 aircraft of 32 iap Black sea fleet. Click to enlarge the picture.

сталинские соколы в боях за Родину
Реконструкция внешнего вида выполнена А. Петровым. Другой вариант рисунка - по клику.
The MiG-3 warplane tactical number 1. Click to view other drawing.



Як-1 : (сентябрь 1941 г. — ноябрь 1942 г.)
Конец ноября 1941 года - 5 эскадрилья с самолетами Як-1 передана в состав 8 иап ВВС ЧФ.

Материалы о службе в ВВС (военком) Ныч Н.К. в годы Великой Отечественной войны
Фотография 1942 г.


ЛаГГ-3 : (сентябрь 1941 г. — ноябрь 1942 г.)
Середина ноября 1941 года - сданы в другие полки ВВС ЧФ перед выводом полка в тыл.

2-я эскадрилья после успешного вылета (11 гв. истребительный авиаполк), слева направо: Юдин Б. - капитан, командир эскадрильи; Литвинчук Б. - старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи; Швецов - младший лейтенант, лётчик; представитель штаба ВВС (фамилия не известна); Щербаков - младший лейтенант, лётчик; Стариков - младший лейтенант, лётчик; Наржимский - лейтенант, командир звена; Усоченко - лейтенант, лётчик; Сабкин И. - лётчик, военком аэродрома
Лётчики 2-й эскадрильи, слева направо: Юдин Б. - капитан, командир эскадрильи; Литвинчук Б. - старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи; Швецов - младший лейтенант, лётчик; представитель штаба ВВС (фамилия не известна); Щербаков - младший лейтенант, лётчик; Стариков - младший лейтенант, лётчик; Наржимский - лейтенант, командир звена; Усоченко - лейтенант, лётчик; Сабкин И. - лётчик, военком аэродрома. Фото 1942 г.


«Аэрокобра» : (май 1943 г. — ноябрь 1944 г.)
Освоены 16.11.1942–20.05.1943 на тыловом аэр. Абаша (Грузия).

Наши ястребки - Сталинские соколы. Кобра 11 ГвИАП ЧФ фото снимок ВОВ
Истребитель «Аэрокобра» тактический номер 9.
Белые кок винта и диагональная полоса в сочетании с «пилоткой» на вертикальном оперении являлись ЗБО (знаками быстрого опознавания) полка.

11 navy GvIAP photo Russian cobras with cats in combat.
Летчик Пашутов В.А. (первый слева) с боевыми товарищами и его самолет «Аэрокобра» с рисунком кота.
Soviet P-39 fighter of 11 navy giap with the cat nose art.


боевая раскраска 11 ГвИАП
Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Дмитрий Васильевич Зюзин в кабине своей Аэрокобры, весна 1944 года.
На фюзеляже самолета - личная эмблема в виде большой латинской буквы “W”, а также 15 звездочек воздушных побед.
Russian ace Zuzin in cockpit of his P-39 warplane marked with big W sign.


Оружейники авиачасти офицера Нихонина готовят к боевому вылету самолет
Технический персонал готовит «Аэрокобру» б/н 19 к боевому вылету, август 1944 г. Другая фотография - по клику.
Click to view other picture.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО 11 гв. ап ЧФ.
Реконструкция внешнего вида самолета Р39 № 19, автор - М.Быков.

Американскими истребителями Bell P39 Airacobra авиаполк бы вооружен с 20.05.1943 до окончания войны.
Летчики на фоне «Аэрокобры» с непросматриваемой индивидуальной эмблемой и пятью звездочками воздушных побед, 1944 г.
The P-39 warplane, Great Patriotic war photo.


11 ГвИАП ЧФ Вручение самолетов. (Зюзин с колхозниками)
Вручение самолетов «Майкопский комсомолец», 1945 г. Лётчик Зюзин с колхозниками.
11 ГвИАП ЧФ Вручение самолетов. (Зюзин с колхозниками) см. Адлерский патриот
Вручение самолетов «Майкопский комсомолец».
Одновременно вручались самолеты «Адлерский патриот» в 43 иап.

история и боевой путь авиаполка 11-го Гв.ИАП ЧФ
Истребители Bell P39 Airacobra (тактические №№ 24 и 25) на полевом аэродроме

черви козыри
Истребитель Р-39 с бортовым номером 21 и эмблемой сердца. Увеличение фото - по клику.
The MiG-3 aircraft of 32 iap Black sea fleet. Click to enlarge the picture.


       История полка

              02.05.1938 на основании приказа Ком. ЧФ №0021 от 27.04.1938 в составе ВВС ЧФ на базе 24 ОИАЭ на аэр. Евпатория был сформирован 32-й истребительный авиационный полк (приказ НК ВМФ СССР №0036 от 20.08.1938). Новый полк формировался составом четырех эскадрилий из 4-х авиазвеньев каждая и получил на вооружение истребители И-16 (1 и 2 АЭ) и И-15бис (3 и 4 АЭ).
              В середине 1939 г. 32 ИАП вместе с 9 ИАП на аэр. Очаков вошел в состав вновь сформированной 62-й истребительной авиационной бригады ВВС ЧФ, штаб которой разместился на аэр. Евпатория.
              В июле 1939 г. группа летчиков полка (К.П.Бухтияров, И.Е.Собкин, С.Ф.Гладышев, Ф.И.Кожевников, К.И.Липовецкий) убыла в Монголию в Тамцаг-Булак. В августе 1939 г. эти летчики принимали участие в боевых действиях на Халхин-Голе.
              Накануне Советско-финской войны с 10 по 15 октября 1939 г. 10 летчиков полка были прикомандированы к 5-му ИАП ВВС БФ. Они составили ночную авиационную эскадрилью на И-15бис. Летчики эскадрильи осуществляли ночное патрулирование над Главной базой БФ Кронштадт.
              С начала 1940 г. 3 и 4 АЭ полка перевооружились с И-15бис на истребители И-153, а 2 АЭ – на более новую модификацию самолета И-16 с мотором М-63. В это время в полку начала формироваться 5 АЭ.
              В мае 1940 г. 2-я эскадрилья полка под командованием капитана А.В.Шубикова, вооруженная истребителями И-16 на аэр. Евпатория, была определена в качестве эскадрильи специального назначения для системы «Звено СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) конструкции В.С.Вахмистрова.
              На 25.05.1941 32 ИАП базировался на аэр. Евпатория, Кача и Бельбек. В нем насчитывалось 33 И-16, 29 И-153, 3 И-15бис и 87 боеготовых экипажей.
              Накануне войны в 1 АЭ поступили 12 новых самолетов МиГ-1 и МиГ-3.
              На 22.06.1941 в боевом составе 32 ИАП имелось 12 МиГ-1 и МиГ-3, 42 И-16, 29 И-153 и 3 И-15бис.
              В конце июля 1941 г. в 5 АЭ полк поступили новые самолеты Як-1.
              По состоянию на 01.08.1941 32 ИАП составом 11/9 МиГ-3, 13/10 Як-1, 20/20 И-153 29/23 И-16 базировался на аэр. Бельбек, Кача, Херсонес, Сарабуз.
              В августе 3 АЭ полка частично перевооружилась на ЛаГГ-3 и была перебазирована на аэр. Кунань. Впоследствии туда же перебазировались 4 и 5 АЭ.
              В период обороны Одессы для прикрытия этой ВМБ из состава полка на аэр. Школьный была перебазирована эскадрилья в составе 7 Як-1. Ее оперативно подчинили командиру 69 ИАП ВВС КА.
              15.09.1941 5 АЭ 32 ИАП на истребителях Як-1 перебазировалась на аэр. Фрайдорф. В сентябре-октябре 1941 г. она действовала в составе созданной на базе ряда частей ВВС ЧФ Фрайдоровской авиагруппы, а с 3 октября в состав авиагруппы была включена и 2 АЭ полка на аэр. Тереклы-Конрад, в которую входили И-16 «Звена-СПБ».
              К 30.10.1941 32 ИАП всем составом был перебазирован на аэр. Херсонесский маяк (м. Херсонес).
              11.11.1941 полк перебазировался на Северный Кавказ под Туапсе для выполнения боевой задачи по прикрытию военно-морских баз Новороссийск, Туапсе, Тамань. При этом 1 АЭ на ЛаГГ-3 разместилась на аэр. Анапа, штаб полка, 2 и 3 АЭ на И-15 и И-16 стали базироваться на аэр. Лазаревская. Он был переведен на 3-х эскадрильный штат.
              Тогда же в 32 ИАП из 8 ИАП влилась эскадрилья капитана Н.Т.Щербакова (стала 1 АЭ), а из бывшей 1 АЭ 32 ИАП более половины личного состава было переведено в другие части ВВС ЧФ. Кроме того, 5 АЭ 32 ИАП на аэр. Херсонес была включена в состав 8 ИАП ВВС ЧФ (став 1 АЭ этого полка),
              Решением Военного Совета ЧФ от 12.11.1941 2 АЭ 32 ИАП было присвоено имя капитана Арсения Васильевича Шубикова, погибшего в боевом вылете в октябре 1941 г.
              По состоянию на 03.07.1942 полк базировался: штаб полка на аэр. Лазаревская (район Туапсе), 1 АЭ на аэр. Анапа (4/0 МиГ-3, 2/2 И-15бис), 2 АЭ на аэр. Мысхако (1/0 ЛаГГ-3) и аэр. Лазаревская (13/11 ЛаГГ-3, 1/1 И-16, 1/1 Як-1), 3 АЭ аэр. Агой (10/9 И-15бис).
              Приказом НК ВМФ №01092 от 30.11.1942 32 ИАП был вновь переведен на пятиэскадрильный штат.
              В конце 1942 г. 32 ИАП перебазировался в Грузию на аэр. Абаша для отдыха и доукомплектования личным составом и самолетами.
              По состоянию на 25.03.1943 в составе 32 ИАП на аэр. Абаша числилось 4/3 МиГ-3, 1/1 Ла-5, 2/1 Як-1, 3/1 УТ-1, 1/1 УТИ-4, 2/2 И-15бис (на аэр. Миха-Цхакая) и 39 пилотов.
              С конца апреля 1943 г. полк начал изучение ленд-лизовских P-39 «Аэрокобра».
              20.05.1943 32 ИАП перелетел на аэр. Геленджик. С этого времени самолеты Р-39 «Аэрокобра» стали принимать участие в боевых вылетах полка.
              Приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм» 32 ИАП был преобразован в 11-й гвардейский истребительный авиаполк ВВС ЧФ. В это же время полк передали из 62 ИАБ в состав 63 БАБ ВВС ЧФ.
              12.10.1943 11 гв.ИАП перебазировался с аэр. Геленджик на аэр. Витязевская в районе Анапы. Управление полка оставалось на аэр. Геленджик.
              15.11.1943 1 АЭ (9 Р-39 «Аэрокобра») перебазировалась в район Скадовска.
              19.11.1943 в Скадовск из Витязевской перелетели 6 Р-39 «Аэрокобра» 2 АЭ.
              05.02.1944 управление 11 гв. ИАП перебазировалось из Геленджика в Скадовск.
              К 06.02.1944 оставшаяся часть 2 АЭ и 3 АЭ полка перебазировались из Геленджика в Скадовск. Таким образом, в составе Скадовской авиагруппы сосредоточился весь полк.
              По состоянию на 01.03.1944 в боевом составе полка числилось: 29/26 Р-39 «Аэрокобра», 1 И-16, 1 Ут-1 на аэродромах Скадовска, 2 Р-39 «Аэрокобра» в Ейске, 1 Р-39 «Аэрокобра» в Сухуми.
              12.04.1944 приказом ВГК №088 за отличия «в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Николаев» 11-му гв. ИАП было присвоено почетное наименование «Николаевский».
              18.04.1944 11 гв.ИАП всем составом перебазировался из-под Скадовска в Одессу на аэр. Центральный.
              22.07.1944 Указом ПВС СССР №218/50 «за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» 11 гв.ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
              31.08.1944 11 гв.ИАП частью сил (27 Р-39) «Аэрокобра» перебазировался на румынский аэродром Мамайя вблизи ВМБ Констанца.
              03.09.1944 13 Р-39 «Аэрокобра» полка перелетели из Одессы на аэр. Де-Жос Палас в 4 км западнее Констанцы.
              16.09.1944 полк перелетел на болгарский аэр. Сарафово в районе порта Бургас.
              К началу октября 1944 г. 11 гв.ИАП перебазировался на болгарский аэр. Черная Гора в 8 км от г. Чирпан.
              25.09.1944 Указом ПВС СССР №218/411 «за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульча и Сулина и проявленные доблесть и мужество» 11 гв.ИАП был награжден вторым орденом Красного Знамени.
              По состоянию на 01.10.1944 в боевом составе 11 гв. ИАП на аэр. Чирпан (Болгария) числилось 43/41 Р-39 «Аэрокобра», 1/1 УТИ-4, 1/1 УТ-1, 2/2 По-2 и 46 летчиков.
              13.10.1944 полк вновь вернулся в Сарафово.
              26.10.1944 11 гв.ИАП перебазировался из Болгарии в Крым на аэр. Саки.
              В период с 4 по 11 февраля 1945 г. самолеты 3 АЭ полка под командованием К.А.Питерцева осуществляли воздушное прикрытие г. Ялта, в котором проходила конференция руководителей трех держав антигитлеровской коалиции.
       Послевоенная судьба:
              Во второй половине 40-х годов 11 гв.ИАП перевооружился на истребители Р-63 «Кингкобра».
              В апреле 1948 г. 11 гв.ИАП был переименован в 241-й гв. истребительный авиационный полк.
              В январе 1951 г. на аэр. Саки началось теоретическое переучивание личного состава 241 гв. ИАП на самолеты МиГ-15, которое было завершено в апреле.
              До сентября 1952 г. полк входил в состав 2 гв. МТАД ВВС ЧФ, после чего он был передан в 4 ИАД с перебазированием на аэр. Кача. Вместе с этой дивизией полк был передан в 52 ИАК ВВС Таврического военного округа.
              В июле 1953 г. полк вместе дивизией возвратился в подчинение флоту.
              27.03.1960 в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 241 гв. ИАП, вооруженный самолетами МиГ-17 на аэр. Кача вместе с управлением 4 ИАД, был расформирован.
       Полком командовали:
              К.С.Стукалов (март 1938 г. - сентябрь 1939 г.),
              Н.З.Павлов (в июле 1939 г., ВрИД, с сентября 1939 г. - до сентября 1942 г., погиб),
              Н.Т.Щербаков (в сентябре-октябре 1942 г., ВрИД),
              (ГСС) И.С.Любимов (октябрь 1942 г. – октябрь 1943 г.),
              ГСС К.Д.Денисов (октябрь 1943 г.- октябрь 1944 г.),
              Н.В.Васильев (октябрь 1944 г. – в декабре 1945 г.),
              Д.Я.Игнатенко (декабрь 1946 г. – декабрь 1948 г.),
              А.И.Леонов (апрель 1950 г. – март 1951 г.),
              Г.И.Юрченко (1954-58 гг.).
      







Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

11 гвардейский дважды Краснознаменный истребительный авиационный Николаевский полк ВВС ВМФ

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.