Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

211 гвардейский истребительный авиационный Ярославский орденов Суворова и Кутузова полк ВВС КА

[9 истребительный авиационный полк]


211 guards fighter «Yaroslavl» regiment (9 fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       10.10.1939–20.10.1939: сформирован в Забайкальском военном округе (г. Чита) в составе 4 эскадрилий.
       12.07.1941–13.07.1941: переформирован по штату 015/134 и разделен на два авиаполка – 9 иап и 9 «А» иап.
       26.10.1941–20.01.1942: В 17 зиап УрВО (г. Молотов) переформирован по штату 015/174.
       20.06.1943–12.08.1943: В 22 зиап МВО (г. Иваново) переформирован по штату 015/364.
       10.08.1944: За отличие в боях за овладение городами Перемышль и Ярослав приказом ВГК № 0257 9 иап присвоено почетное наименование «Ярославский».
       27.10.1944: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 0341 9 иап преобразован в 211 гвардейский истребительный авиационный полк.
       19.02.1945: За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками за овладение городами Оппельн, Равич, Трахенберг и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 211 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       04.06.1945: За образцовое выполнение боевых заданий командования при овладении столицей Германии городом Берлин и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 211 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       16.03.1947: 211 гиап расформирован в составе 23 гиад 2 ВА ЦГВ (Австрия) (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
17.07.194115.08.1941ВВС 21 армииЦентральный фронт вступил в боевые действия одной эскадрильей
15.08.194115.10.1941Брянский фронт
28.03.194212.04.1942уаг-2 РСВГКСеверо-Западный фронт
01.06.194220.06.1943АДОН 2сопровождение правительственных самолетов, полк боевых действий не вёл
04.10.194308.07.1944304 иад7 иак5 ВАСтепной / 2 Украинский фронт
08.07.194431.07.19448 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.1945304 иад / 23 гиад7 иак / 6 гиак2 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 8387 боевых вылетов. В боях уничтожено: самолетов противника – 229, аэростатов заграждения – 3, зенитных точек – 6, автомашин – 35, повозок – 20, вагонов – 4. Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 38, самолетов – 73.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие152411811251371962
на сопровождение БА2895197351334372093
на разведку1939738526
на штурмовку4747
на перехват1851599152
на свободную охоту502444
на спецзадание30222113909
оперативных перелетов461461
Итого838710792261166412672167
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 12343247022
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях918-32483
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах11
Бомбардировщики - сбито пулеметным огнем11
Прочих типов - сбито в воздушных боях121641
Прочих типов - уничтожено на аэродромах11
Итого2291436212228
сбито в воздушных боях2261336212226
уничтожено на аэродромах200002
сбито пулеметным огнем110000
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях3038892
сбито зенитной артиллерией431
уничтожено на аэродромах44
не вернулось с боевого задания121434
Итого боевые5081211163
авиакатастрофы92142
аварии113431
списано по износу33
Итого небоевые2335573
Всего73111716236
Потери личного состава
Летчики38279173
ИТС21
Прочие11

По типам самолетов потеряно 11 И-16, 20 «Харрикейн», 42 «Аэрокобра».


       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

1. И-16 (22.06.1941 – 15.10.1941)

2. «Харрикейн» (28.03.1942 – 12.04.1942)
26.10.1941–20.01.1942: освоение в 17 запасном истребительном авиаполку Уральского военного округа (г. Молотов).

3. «Аэрокобра» (04.10.1943 – 11.05.1945)
20.06.1943–12.08.1943: освоение в 22 зиап Московского военного округа (г. Иваново).
12.08.43: полк имел на вооружении 32 самолета Р-39.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ
Знаки быстрого опознавания 23 ГИАД (21 ГИАП, 69 ГИАП, 211 ГИАП) ВВС РККА: горизонтальные белые полосы на половину ширины руля направления, a также - цветные коки винтов. Серийные номера на вертикальном оперении закрашены. У самолёта с номером 111 усилена хвостовая часть фюзеляжа.
Красная авиация в ВОВ
Marks of the farst recognition in 23 giad VVS (21, 69 and 211 giap) - short wide horizontal white lines on the rudder, color propeller spinners and overpainted serial numbers on the tail. Reinforcement of the rear fuselage unpainted at Aracobra № 111.


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части. Фотоснимок ВОВ.
Заместитель командира эскадрильи (он же штурман 9 иап) лейтенант Ферес Захарович Лепеленко на фоне самолётов P-39 с номерами 10(?) и 77.
Soviet ace F.Z. Lepelenko. Great Patriotic war photos.

WWII photo cobras in combat.
Механики у истребителя «Аэрокобра» б/н 24 Ивана Фанина. Победные звездочки частично перекрывают молнию и номер, на коке винта - белая спираль.
Soviet aviators near the Airacobra board number 24.


камуфляжная окраска 21 ГвИАП.
Bell P39 Airacobra fighter of 211 GIAP Red army airforce.


военный самолёт СССР.
Газетный снимок от 22.08.1944. Летчики, отличившиеся в бою над Карпатами: мл.л-т Х. Джалилов, л-т М.Кашников, мл.л-т Н.Королев, л-т Н.Васильев, л-т П.Короптюх, л-т В.Западинский.
Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину
P39 с белым тактическим номером 67. Серийный номер закрашен, звезда позднего образца нанесена также и на нетипичную позицию - вертикальное оперение.

211й гвардейский истребительный авиационный Ярославский орденов Суворова и Кутузова полк
Истребитель P39 № 67 с усиленной хвостовой частью фюзеляжа.
The P-39Q aircraft number 67, drawing by 66misos.


ЭБО действующая армия
Истребитель P-39 с белым бортовым номером 86. Снимок предоставил Тимофеев С.С.

ww2 foto USSR pursuit squadron airplane.
Истребитель P-39 с белым бортовым номером 93 и 8 отметками побед.
211 гиап (9 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Фото 11.05.1945: Г. Меркушев, В. Рассветаев, А. Клюшин, А. Несонов, В. Подскребаев, А.Ф. Мамаев, И.М. Фанин, Л. Пригонников, М. Кирилин, П. Полуянов, А. Маркович.
там весь полк поэскадрильно снимался на фоне одной кобры 10.5.45
The P-39 aircraft number 93, photo of 11.05.1945.


211 ГвИАП элементы быстрого опознавания в воздухе
Авария «Аэрокобры» № 432552 с мотором № 042098 (тактический номер 96) мл.л-та Несонова Алексея Кузьмича 08.04.1945 восточнее аэродрома Ельс.


       Командиры полка

19.10.1940 – _.12.1941 м-р Пантелеев Всеволод Иванович
_.12.1941 – 28.03.1942 м-р Боровченко Григорий Трофимович
_.04.1942 – 27.11.1944 м-р, п/п Тимофеев Сергей Иванович
27.11.1944 – 31.12.1945 м-р Захарьев Василий Георгиевич






Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.



Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru

211 гвардейский истребительный авиационный Ярославский орденов Суворова и Кутузова полк ВВС КА



История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.