Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

2-я авиационная дивизия особого назначения



2nd especial purpose aviation division

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       2 авиационная дивизия особого назначения сформирована на основании директивы Заместителя Народного комиссара обороны СССР в октябре 1942 года на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве. Большая часть сил авиадивизии базировалась на аэродроме Монино. Соединение отвечало за перевозку руководящего и личного состава Вооруженных Сил, а также выполняло ряд других задач. Дивизия выполняла задания Ставки Верховного Главнокомандования и командования ВВС КА по перевозке руководителей партии, правительства и Красной Армии, по перебазированию частей и соединений ВВС, по выброске парашютных десантов, парашютистов в глубокий тыл противника, по доставке боеприпасов партизанам, перевозке грузов различного назначения.
       18 августа 1945 года Указом Президиума верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах в годы войны дивизия награждена орденом Красного Знамени.
       В 1950 году переименована во 2 Краснознаменную авиадивизию осназ. С конца 1957 года управление дивизии дислоцировалось в аэропорту Шереметьево.
       В 1960 году дивизия была свернута в 10 отдельную Краснознаменную авиационную бригаду особого назначения (ОКАБОН) и перебазирована на аэродром Чкаловский.
       31 декабря 1981 года бригада переформирована в 8 авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения (АКДОН).
       В 1992 году дивизии присвоено имя Верховного Совета Российской Федерации.
       В 2000 году в состав дивизии вошла 206 авиационная база особого назначения.
       1 декабря 2009 года авиадивизия была переформирована в 6991 авиационную базу 1 разряда.
       1 декабря 2010 года переформирована в 800 Краснознаменную авиационную базу 2 разряда.
       С 1 декабря 2014 года соединение именовалось 800 авиабазой осназ.
       27 февраля 2017 года 800 авиабаза ВКС вновь переформирована в 8 авиационную дивизию особого назначения.

       Состав и участие на фронтах

Основной состав - три транспортных авиаполка: 1 трап ОН, 2 трап ОН, 3 трап ОН;
1 апс ? - 02.1943;
9 иап 04.06.1942 - 31.03.1943;
5 оаэ ОН 18.08.1943 - 09.05.1945;
105 огаэндр 04.05.1944 - 09.05.1945.

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       В период Великой Отечественной войны основными направлениями боевой работы дивизии являлись: обеспечение перебазирования соединений фронтовой и авиации резерва ВГК на передовые позиции линии фронта с тыловых аэродромов; выполнение особо важных и специальных заданий Центрального Комитета партии и Правительства; выполнение заданий, связанных с обороноспособностью нашей Родины; доставка медикаментов и срочных грузов армиям; доставка боеприпасов и оружия войскам и партизанам.
       Всего за время Великой Отечественной войны экипажами дивизии было выполнено 111048 самолетовылетов, среди которых 3408 особо важных. Перевезено членов Правительства, маршалов, генералов, офицеров и других пассажиров 404362 человека и 34019 тонн груза.
       Дивизия принимала участие в войне с Японией. Экипажи совершили 1809 самолётовылетов, в том числе 90 особых и 8 боевых, перевезли 5595 человек и 538 тонн грузов.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Использовались самолёты Ли-2 и Си-47. Отличительным признаком были "пилотка" в виде изогнутой стрелы, а также "кремлёвская" звезда на вертикальном оперении.


В центре - Маршал Советского Союза Жуков Г.К., справа от него - летчик-подполковник Смирнов А.Е.; у крыла самолета - бортмеханик Богатырев. (1 трап 2 авд ОСНАЗ), 1943 г. Другая фотография - по клику.
The Li-2 of 1st transport regiment of 2nd especial purpose aviation division. Click to view other picture.


ww2 foto russian warplane
Воздушный корабль Ли-2 "От колхозника А.М. Сарскова" (2 транспортный авиаполк). Увеличение фотоснимка - по клику.
The Li-2 of 2nd transport regiment of 2nd especial purpose aviation division. Click to enlarge the picture.

Фотоснимок 2 трап 2 авд ОСНАЗ
Член сельхозартели «Красный Луч» деревни Иваньково-Ленино Алатырского района Андрей Михайлович Сарсков и Герой Советского Союза майор Федот Никитич Орлов (2 трап 2 авд ОСНАЗ) возле самолета Ли-2, построенного на личные сбережения Сарскова. 10 июля 1944 г. Увеличение фотоснимка - по клику.
The Li-2 of 2nd transport regiment of 2nd especial purpose aviation division. Click to enlarge the picture.


3 транспортный авиационный полк 2 АДОН Си-47
Пётр Петрович Шокуров с сослуживцами у самолёта С-47 (3 транспортный авиаполк). Фото прислал Алексей Шокуров.

ww2 foto russian warplane
Командир корабля П.П. Шокуров (в центре) с сослуживцами на фоне Ли-2 (3 транспортный авиаполк). Фото прислал Алексей Шокуров.

3 транспортный авиационный полк Ли2
Пётр Петрович Шокуров в кабине транспортника Ли-2 (3 транспортный авиаполк). Увеличение - по клику. Фото прислал Алексей Шокуров.
Pilot P.P. Shokurov in the Li-2 cockpit. Click to enlarge the picture.


2nd especial purpose aviation division
П.П. Шокуров в кабине Ли-2 (3 транспортный авиаполк). На заднем плане - штурмовики Ил-2. Увеличение - по клику. Фото прислал Алексей Шокуров.
Pilot P.P. Shokurov in the Li-2 cockpit. 3rd transport regiment of 2nd especial purpose aviation division. Click to enlarge the picture.


477085
Транспортный самолёт C-47B-35DK (тактический № 002, серийный № 44-77085), 1945 г.

Ли-2 неизвестной части, 1й Украинский Фронт, Северная Буковина, весна 1944
Ли-2 № 7, 1 Украинский Фронт, Северная Буковина, весна 1944 г.

476866
Прибытие заместителя наркома обороны Н.А. Булганина на один из аэродромов на C-47B-35-DK (тактический номер 011, серийный номер 44-76866). Увеличение фото - по клику.
The C-47B-35-DK tactical number 011. Click to enlarge the photo.

профиль боковик С-47 СССР
The C-47B-35-DK № 44-76866 was received by the USSR in Spring 1945. The profile by Tapani Tuomanen.

476837 476782
Cамолёты Си-47 №№ 13 и 32.

фото ВОВ С-47В
Транспортный самолёт C-47B (тактический номер 26, серийный номер 44-76998)
профиль боковик С-47 СССР 476998 воздушный корабль
C-47B № 44-76998 was delivered to USSR on 2 June 1945. 2nd ADON (Detached Division of Special Purpose) – VIP transport unit. The profile by Tapani Tuomanen.

476469 На снимке выгрузка виллиса из транспортного самолета
Выгрузка легковых машин Виллис из транспортного самолета С-47 (серийный номер 44-76469). Дальневосточный фронт, август-сентябрь 1945 г. Другая фотография - по клику.
The C-47 plane number 476469. Click to view other photo.


Фотоснимок тап 2 ад ОН
Транспортный самолёт Си-47 № 085.
The C-47 number 085.


Фотоснимок тап 2 ад ОН
Самолёт Ли-2ВП.
The Li-2VP transport warplane.


       Послевоенная матчасть

4340306
Хрущёв, Булганин и другие на фоне Ил-14п (тактический № 001, серийный № 4340306) с ЭБО 2 АДОН. Другая фотография - по клику.
The Il-14p plane number 001. Click to view other photo.



Лидеры соцлагеря у Ил-14п (тактический № 002, серийный № 4340305). Варшава, 1955 г.
The leaders of communist countries meeting in Poland to sign the mutual defence treaty commonly known as Warsaw Pact.



Посадка Ил-14п (тактический № 004, серийный № 4340306) с ЭБО 2 АДОН на аэродром г. Рубцовск. 17 июня 1955 года. Увеличение фото - по клику.
The Il-14p plane number 004. Click to enlarge the picture.



Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и Индира Ганди на Алтае, 1955 год. Ил-14п (тактический № 004, серийный № 4340306). Увеличение фото - по клику.
The Il-14p plane number 004. Click to enlarge the picture.


СССР
Приезд маршала Жукова в Армавирское летное училище 10 ноября 1955 г. Ил-14п (тактический № 007, серийный № 4340304) с ЭБО 2 АДОН.

Ил14п Лондон-Хитроу, 13 августа 1956 (перед визитом Хрущёва?) и 29 августа 1956
Лондон-Хитроу, август 1956 г. Ил-14п (тактический № 018, серийный № 4340403) с ЭБО 2 АДОН.

Ил-14п (тактический № 018, серийный № 4340403) с ЭБО 2 АДОН. Лондон-Хитроу, август 1956 г. Увеличение фото - по клику.
The Il-14p plane number 018. Click to enlarge the picture.


борт 021 заводской 4350305 либо 4340406
Самолёт Ил-14п б/н 021 с ЭБО 2 АДОН.

СССР фото
Самолет Ил-14п № 01.



Встреча Юрия Алексеевича Гагарина на Оренбургском аэродроме в апреле 1961 года.
Ил-14п № 26.
ЭБО 2АДОН СССР Оренбург аэродром 26

Самолет, на котором прилетел из Москвы на Родину после космического полета Космонавт-3
Самолет Ил-14п № 29, на котором прилетел из Москвы на Родину после космического полета Космонавт-3.

Самолет из 46-го ОТАП авиации ВМФ СССР. Аэродром Левашово, 1970-е гг
Самолет Ил-14п № 60.





Благодарность за информацию - Харин В.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.