Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

28 гвардейский истребительный авиационный Ленинградский ордена Кутузова полк ВВС КА

[153 истребительный авиационный полк]


28 guards fighter «Leningrad» regiment (153 fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       23.01.1940–26.01.1940: 153 истребительный авиаполк сформирован в Московском военном округе (аэр. Кубинка) из состава 11 и 24 иап 2 авиабригады ВВС МВО.
       22.03.1942–12.06.1942 В 22 запасном истребительном авиаполку МВО (г. Иваново) переформирован по штату 015/174.
       29.09.1942–29.10.1942 В 22 зиап МВО (г. Иваново) переформирован по штату 015/284 и доукомплектован (3 эскадрилья создана за счет расформированного 185 иап).
       22.11.1942: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 153 иап преобразован в 28 гвардейский истребительный авиационный полк.
       04.05.1943: За показанные образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков и в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах сталинских соколов приказом НКО № 207 28 гиап присвоено почетное наименование «Ленинградский».
       01.10.1943–28.10.1943 Переформирован по штату 015/364.
       22.10.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника юго-восточнее города Рига и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 28 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       Осенью 2009 года 28 гиап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
23.02.194013.03.1940ВВС 15 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194123.08.19415 садВВС ЛВО / Северного фронта
23.08.194122.02.1942ВВС Ленинградского фронта
22.02.194211.03.1942ВВС 23 армииЛенинградский фронт
11.03.194210.06.1942 3 эскадрилья 153 иап числилась входящей в состав Действующей армии
29.06.194207.07.1942244 бад2 ВАБрянский фронтполк сопровождения
07.07.194225.09.1942Воронежский фронт07.08.1942 Специальным распоряжением Командования ВВС КА из состава полка выделена особая группа в составе 8 летчиков и 28 техников для действий в полосе Западного фронта, вошедшая в оперативное подчинение штаба 202 иад 1 Воздушной армии.
30.10.194211.12.1943239 иад / 5 гиад6 ВАСеверо-Западный фронт28.09.1943 Передан в оперативное подчинение командованию 3 ВА Калининского фронта.
11.12.194313.01.19445 гиад15 ВА2 Прибалтийский фронт
03.06.194425.02.194511 ИАК3 ВА1 Прибалтийский фронт
25.02.194505.05.19453емландская группа войск 3 Белорусского фронта
05.05.194509.05.194515 ВАЛенинградский фронт
01.11.195002.04.1951151 гиад64 ИАКвооруженный конфликт на территории Кореи

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Финской войне совершено боевых вылетов – 1064, своих потерь нет.

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 14303 боевых вылета. В воздушных боях уничтожено 406 самолетов и 12 аэростатов противника, и 105 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также уничтожено: танки – 19, орудия – 54, орудия ЗА – 130, зенитно-пулеметные точки – 170, минометы – 35, БРМ – 1, автомашины – 885, цистерны – 15, автобусы – 7, легковые автомобили – 20, мотоциклы – 40, повозки – 316, бронепоезда – 2, паровозы – 5, вагоны – 330, лодки и катера – 17, баржи – 2, склады – 4.
       Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 64, самолетов – 127.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на штурмовку аэродромов83610726703
на штурмовку войск171911553942483
на разведку11417441215493138
на сопровождение513010109059801542693
на прикрытие войск389512502407161529160
на свободную охоту844836
на перехват14989048034613038
Итого1430351701237223534102251
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях3072247958657
Истребители - уничтожено на аэродромах10327472
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях7412282932
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах22
Прочих типов - сбито в воздушных боях2512211
Итого511627714594133
сбито в воздушных боях40635771459059
уничтожено на аэродромах1052700474
Аэростаты - уничтожено в воздушных боях12381
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях6127613141
сбито зенитной артиллерией835
уничтожено на аэродромах514
не вернулось с боевого задания20677
Итого боевые94371020216
авиакатастрофы1142131
аварии224198
Итого небоевые338310111
ВСЕГО127451330327
Потери летного состава
Летчики64271111123

По типам самолетов потеряно:
28 И-153; 7 И-16; 10 МиГ-3; 80 «Аэрокобра»; 1 УТИ-4; 1 У-2


       Результаты боевой работы в Корейской войне на стороне КНДР:
       Совершено боевых вылетов – более 700; проведено воздушных боев – более 30.
       Сбито самолетов противника – 36 (бомбардировщиков – 13, истребителей и штурмовиков – 23); сбито самолетов предположительно – 11.
       Свои потери: летчиков – 3, самолетов – 4.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
13.02.1940: 65 И-153 "Чайка". 22.06.1941: 61 И-153 (из них 7 неисправных), 3 И-16 (0), 2 И-15бис (0) и 35 МиГ-3.
01.12.1941: 5 И-16 (из них 3 неисправных), 6 И-153 (3) и 4 МиГ-3 (0).
31.12.1941: 5 И-16 (из них 2 неисправных), 1 И-153 (0) и 9 МиГ-3 (9).
29.06.1942: самолеты «Аэрокобра».



1. И-153 (23.01.1940 – 11.03.1942)
который 25 июня 1941 года из-за ранения произвёл вынужденную посадку на финской территории в районе Керимяки.
И-153 серебристого цвета с номером «12» на руле поворота из 153 ИАП, 5 ИАД, (пилот мл.лт. Поздняков Владимир Иванович), сел на вынужденную в районе местечка Керимяки
И-153 с тактическим номером 12 младшего лейтенанта В.И. Позднякова, район местечка Керимяки, июнь 1941 г. Другой ракурс фото - по клику.
Warplane I-153 of 153 IAP Read army airforces in Kerimaki area. Click to view other picture.


профиль боковик И153
И-153 № 9 (3 АЭ), зима 1940 г. Рисунок И.Злобина.


И-153 № 12, июнь 1941 г. Рисунок И.Злобина.

Боевое использование чаек. 28 гиап (153 иап) ВВС КА
Смирнов Алексей Семёнович и Углянский Пётр Дмитриевич.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Углянский Пётр Дмитриевич у хвоста «Чайки».



2. И-16 (22.06.1941 – 11.03.1942)
28th GvIAP photo in WWII.
Авдеев Александр Фёдорович у самолёта И-16.
Avdeev A.F. near the I-16 of 153 IAP Read army airforces.


Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Летчики 153 ИАП у И-16 на Ленинградском фронте, фото сентября-октября 1941 г.
Soviet pilots aside the I-16 aircraft near Leningrad.


Фото ВОВ 28 гиап (153 иап) ВВС КА В боях за Родину.
Миронов Сергей Иванович на фоне истребителя И-16.
Russian pilot Mironov S.I. near the I-16 plane.


28 ГвИАП исторический формуляр авиачасти
Комэск Миронов С.И. (слева).



3. МиГ-3 (22.06.1941 – 11.03.1942)
04.10.1941 принята эскадрилья (9 самолетов МиГ-3) из состава 7 иап.

Russian profile
Early version of MiG-3 fighter (tactical number 11). Drawing by M.Tessitori.


Regimental markings WWII photo 83 GvIAP in combat.
Лётчики 1 эскадрильи у МиГ-3: младший лейтенант Милехин Борис Дмитриевич, заместитель командира эскадрильи лейтенант Кирсанов Пётр Семёнович, лейтенант Барабанов Александр Николаевич, командир звена лейтенант Никитин Алексей Иванович, младший лейтенант Петрин Алексей Васильевич, заместитель командира эскадрильи лейтенант Трубицын Иван Тимофеевич, лейтенант Карпухин Виктор Григорьевич, командир звена старший лейтенант Лобанов Михаил Борисович. Ленинградский фронт. Осень 1941 г.
Увеличение фотографии - по клику. Фотографию из Андреапольского краеведческого музея прислал Андрей Албул.
The pilots near the MiG-3 fighter. Click to enlarge the photo.




4. «Аэрокобра» (29.06.1942 – 09.05.1945)
22.03.1942–12.06.1942 освоены в 22 запасном истребительном авиаполку МВО (г. Иваново)
03.08.1942 приняты самолеты от 185 иап (по документам 185 иап).

       В 1944-45 годах отличительным признаком истребителей 5 ГИАД были цветные коки винтов и вертикальные полосы. Полковой цвет 28 гиап - белый, 68 гиап - голубой , 72 гиап - красный.

Тактические номера белого цвета, двухзначные и трёхзначные. Из боевых документов известны номера 09, 19, 29, 029, 59, 529, 18, 018, 118, 03, 63, 063, 163, 03, 43, 043, 90, 090, 990, 98, 098, 09, 49, 149, 930, 74, 56...

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
The P-400 warplanes №№ 95, 60, 79. Great Patriotic war photo.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
Истребитель Airacobra-I б/н 60, реконструкция внешнего вида выполнена М. Быковым.


Лётчики 2-й АЭ: ст. л-т В. Безродный, старшина Р. Лоренц, л-т В. Поддубный, м-р Н. Кирсанов, к-н А. Кисляков, мл. л-т Н. Пасько, мл. л-т Ф. Мазурин на аэродромe Выползово, СЗФ.

28 гиап (153 иап) ВВС РККА
Гв. ст. л-т Мазурин Фёдор Макарович, фото 20 июня 1944 г. Увеличение фотографии - по клику.
F.M. Masurin near the P-39 tactical number 21, 20 June 1944. Click to enlarge the picture.


Летчик-истребитель Кисляков А. В. действующая армия СССР
Летчик-истребитель Кисляков А.В., фото 1944 г.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
У 5 гиад в разное время были разные обозначения. Полоса на руле поворота это более ранние, чем кольцо на фюзеляже
Истребитель P-39Q № 28 Георгия Баранова, 1945 год.

Р39 ЭБО СССР
У Р-39 № 29. Справа - командир АЭ Углянский П.Д. Последний день на аэродроме Гроссе-Диршкайме, 1947 г.

Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО Фотография
А.В. Кисляков на фоне Аэрокобр №№ 83 и 81 на аэродроме в районе Кенигсберга, 1945 г.
«воздушные рабочие войны»
военный самолёт СССР схема боевой окраски 28 гиап (153 иап) ВВС РККА
Истребитель P-39Q-30 с тактическим номером 81 С.И. Коробова, 1945 год.

WWII photo in combat. 28 guards fighter «Leningrad» air regiment (153 fighter aviation regiment) VVS
Овсянников Порфирий Борисович с сослуживцами у самолёта P-39Q № 42 весной 1945 года.
Ovsyannikov P.B. (second from left) with his comrades and the plane.

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Красной армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
ЭБР бортовая живопись и окраска фото ВМВ
Soviet P-39Q (bort number 42), color drawings by 66misos.




5. МиГ-15 (01.11.1950 - 02.04.1951)


       Командиры полка

_.06.1941 – _.10.1941 к-н Черных Михаил Федорович
_.10.1941 – _.09.1942 м-р, п/п Миронов Сергей Иванович
15.09.1942 – 24.09.1944 м-р, п/п Родионов Олег Маркович
02.10.1944 – _._.1949 м-р, п/п Мелехин Борис Дмитриевич







Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

28 гвардейский истребительный авиационный Ленинградский ордена Кутузова полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.