39-й отдельный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ
|
39th navy detatched fighter aviation regiment<>
С 14.05.1938 г. на основании приказа Ком. ТОФ №0047 от 20.06.1938 г. и приказа Ком. ВВС ТОФ №0036 от 14.05.1938 г.
108-я ОИАЭ ВВС ТОФ на аэр. Унаши была обращена на формирование 39-го истребительного авиационного полка четырехэскадрильного состава (приказ Ком ТОФ №0047 от 20.47.06.1938 г.). Полк вошел в состав 7-й ИАБ ВВС ТОФ.
На 01.10.1938 г. в имелось:
управление полка (всего/исправно): И-16 – 3/3, экипажей всего - 3;
1-я АЭ: И-15бис – 12/10, экипажей - 13;
2-я АЭ: И-16 – 12/11, экипажей - 14;
3-я АЭ: И-16 – 11/10, экипажей - 11;
4-я АЭ: И-16 – 12/12, экипажей - 13;
В каждой эскадрилье было по 4 авиазвена по 3 самолета.
С 10.12.1938 г. в полку формируется 5-я истребительная авиационная эскадрилья.
По состоянию на 01.01.1940 г. в боевом составе полка 50/47 И-16, 26/23 И-15бис, 5/3 И-15, 7/5 УТИ-4, 4/3 УТ-1, 8/3 У-2.
В июне 1940 г. в полку числилось 48/45 И-16, 26/24 И-15бис, 6/6 И-15, 7/7 УТИ-4, 9/7 У-2, 3/3 УТ-1. Летом этого же года полк получил один истребитель И-153, который стал числиться за звеном управления.
К 1 июня 1941 г. 39-й ИАП располагал 43/41 И-16, 29/27 И-15бис, 6/5 УТИ-4, 2/2 УТ-2, 4/3 УТ-1, 5/4 У-2, 1/1 С-2 и 88/27 боеготовыми экипажами.
Уже после начала войны в полк поступило несколько новых истребителей МиГ-3.
С марта 1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. и приказа Ком. ТОФ №0033 от 19.03.1942 г. полк был переведен на трехэскадрильный штат. Из двух эскадрилий полка был сформирован новый 19-й ИАП ВВС ТОФ, базирующийся на том же аэродроме Унаши.
В марте 1942 г. 39-й ИАП вышел из состава 7-й ИАБ и стал 39-м отдельным истребительным авиационным полком.
18.04.1942 г. летчики полка лейтенант А.В.Луговой и сержант Зиновьев на истребителях И-15бис перехватили,
и принудили к посадке на аэр. Унаши самолет ВВС США В-25В «Митчелл» бортовой №40-2242 пилотируемый капитаном Эдвардом Йорком.
Этот самолет участвовал в рейде подполковника Д.Дулиттла с борта авианосца «Хорнет» на города Японии.
В 1943 г. полку было вручено Боевое Знамя части.
По состоянию на 01.01.1944 г. в боевом составе 39-го ОИАП насчитывалось 22/18 МиГ-3, 17/17 И-16, 2/2 И-15бис,1/1 УТИ-4, 1/1 УТ-2, 1/1 УТ-1, 1/- У-2, 1/1 С-2 и 41 летчика.
В течение 1944 г. полк получил на вооружение истребители Як-9.
К началу войны с Японией 09.08.1945 г. 39-й ОИАП базировался на аэродроме Унаши, оперативно подчиняясь командиру корпуса ПВО Владивостокского оборонительного района.
На вооружении полка стояло 35/32 Як-9у, 10/9 ЛаГГ-3 и 3/3 И-16. Всего в полку имелось 40 летчиков.
За время боев с японцами самолеты полка выполнили 120 боевых вылетов с налетом 118 часов на прикрытие своего аэродрома, базы и порта Находка, транспортов на переходе морем.
Боевых столкновений с авиацией противника, потерь в личном составе и самолетах полк не имел.
25.07.1946 г. 39-й ОИАП, вооруженный самолетами Як-9, был включен в состав вновь формируемой 17-й САД Камчатской военной флотилии, но оставался в Приморье до постройки аэродромов на Камчатке и северных Курильских островах.
15.12.1947 г. одновременно с расформированием 17-й САД КамВФ на основании циркуляра НГШ ВМС №0035 от 02.10.1947 г. 39-й ИАП, вооруженный Як-9у, был расформирован на аэр. Унаши.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
|
На вооружении полка стояли самолеты И-15, И-15бис, И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-9, УТ-1, УТ-2, УТИ-4, У-2, С-2.
Бипланы И-15бис. Аэродром Унаши, 1940 г.
Ст. л-т В.Верянов на И-16, 1942-43 гг. Увеличение фотографии - по клику.
Истребитель МиГ-3 в укрытии на аэр. Унаши. Увеличение фотографии - по клику.
The MiG-3 warplane of 39 IAP TOF, Unashi airfield. Click to enlarge the picture.
Поломка истребителя МиГ-3. Увеличение фотографии - по клику.
The ditched MiG-3 plane. Click to enlarge the photo.
Истребители МиГ-3 (видны бортовые номера 12, 15, 20) на Унашах. Дата - не ранее осени 1943 г. Увеличение фотографии - по клику.
The MiG-3 fighters of 39 IAP TOF, Unashi airfield. Click to enlarge the picture.
Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 с номером 12. Автор изображения - М.Тесситори.
Б-25Б «Митчелл» (из рейда Дулиттла, сериный № 40-2242), посаженный истребителями полка (и затем числившийся в составе полка) на Унаши 18 апреля 1942 г.
Бомбардировщик был передан в состав 52 ОДБАП, затем - в 35 ОДБАЭ.
The В-25В bomber (of famous subcolonel Doolittle raid) forced to land to Unashi airfield.
Авария ЛаГГ-3 № 18 ст. лейтенанта Варяник Владимира Васильевича, 04.06.1945.
Командиры части: В.И.Катков (май 1938 г. – ноябрь 1939 г.), В.В.Волочнев (ноябрь 1939 г. - апрель 1943 г.), ГСС И.Г.Романенко (апрель 1943 г. – ноябрь 1944 г.), А.П.Волчок (ноябрь 1944 г. - декабрь 1947 г.).
39-й отдельный истребительный авиационный полк (39 иап, 39 оиап, 108 оиаэ) 108-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья ПВО.
Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
|
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.
|