Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

35 отдельная дальнебомбардировочная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ


35th navy aviation longrange (heavy) bomber squadron

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       С 23.01.1945 г. на основании циркуляра НГМШ ВМФ №01389 от 01.12.1944 г. в составе ВВС ТОФ на аэр. Южная Сергеевка была сформирована 35-я отдельная дальнебомбардировочная авиационная эскадрилья вооруженная (по штату) самолетами ДБ-3 и Ил-4. В составе ее кроме самолетов отечественной конструкции поступили три американских бомбардировщика B-29 «Суперфортресс» и один В-25 «Митчелл», которые в разное время совершили вынужденные посадки на аэродромах ВВС ТОФ Центральная Угловая и Унаши (B-29-5-BW № 42-6256 «Ramp Tramp», B-29-15-BW № 42-6365 «General Y.Arnold special», B-29-15-BW № 42-6358 «Ding Hao», В-25В № 40-2242). Новая авиационная часть была создана специально для изучения иностранной авиатехники.
       На основании приказания НК ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова на базе эскадрильи группа летчиков под руководством заместителя начальника летной инспекции ВВС ВМФ подполковника С.Б.Рейделя изучила и облетала американскую авиатехнику.
       Испытательные полеты самолетов В-29 начались проводиться с пробежек по ВПП на аэр. Центральная Угловая. Первый полет осуществлялся в течение 40–45 минут и завершился посадкой на аэродроме ВВС ТОФ Николаевка. С аэр. Николаевка испытательные и тренировочные полеты проводились по кругу и в зону на технику пилотирования, затем – по замкнутому маршруту на определение расхода горючего и определение промежуточных посадок для дальнейшего перелета. После выполнения этой программы был осуществлен перелет на самый большой из имевшихся в ВВС ТОФ аэродромов – Романовка, допускавший взлет самолета с максимальным полетным весом. В полете проводились также испытания оборонительного стрелкового вооружения. Отстрел оборонительных пулеметных установок проводился по конусу, буксируемому самолетом По-2.
       Испытания самолетов В-29 продолжались до 21.06.1945 г.
       В последующем две «Суперкрепости» пилотируемые летчиками С.Б.Рейделем (летчик-инспектор ВВС ВМФ) и В.П.Маруновым (помощник командира 35-й ОДБАЭ) перелетели в Москву на аэр. Измайлово. Предварительные расчеты на перегон самолета показывали, что перелет до Москвы можно осуществить без промежуточных посадок для дозаправки, однако было решено не рисковать, и садиться последовательно в Чите, Красноярске и Тайнче (Казахстан). Третий самолет был перегнан позднее. Причем, при его перегоне возник пожар в четвертом двигателе, и самолет садился в Тайнче горящим. Для дальнейшего перегона самолета туда срочно перебросили на самолете Дуглас C–47 аналогичный двигатель, снятый с первого перегнанного в Москву самолета, а поврежденный двигатель доставили самолетом для изучения в г. Молотов (Пермь) в конструкторское бюро авиамоторостроения Швецова.
       В Москве самолеты В-29 первоначально поступили в состав 65-го авиаполка СпН ВВС ВМФ. В последующем эти самолеты стали эталонными при копировании советской авиапромышленностью этого тяжелого бомбардировщик, запущенного в серию как Ту-4.
       К августу 1945 г. в боевом составе эскадрильи на аэр. Сергеевка Южная имелся только один самолет В-29 «Суперфортресс» и два экипажа.
       31.12.1945 г. в соответствии с циркуляром НГМШ ВМФ №0059 от 05.12.1945 г. 35-я ОДБАЭ, как выполнившая свое предназначение, была расформирована.
       К 19.01.1946 г. личный состав и авиационная техника эскадрильи были обращены на формирование 64-го дальнебомбардировочного авиационного полка трехэскадрильного состава включенного в состав формируемой 17-й САД Камчатской военной флотилии. Кроме 35-й ДБАЭ на формирование нового полка были также обращены 2-й УАП ВВС ТОФ и эскадрильи самолетов Пе-2, прибывшая из 13-й АДПБ ВВС ЧФ. Основным типом самолета, стоящего на вооружении полка был пикировщик Пе-2, но кроме них имелось также некоторое количество бомбардировщиков Ил-4. Местом дислокации полка был аэр. Унаши.
       В середине 1946 г. в полк поступили 6 самолетов Ту-2.
       С 15.12.1947 г. 17-я САД подлежала расформированию, а 64-й ДБАП переформировывался в 570-й минно-торпедный авиационный полк ВВС 5-го ВМФ. Тогда же полк получил из расформируемого 33-го АППБ 89-й МТАД ВВС 5-го ВМФ эскадрилью самолетов Пе-2. С этого времени до 1949 г. полк содержался по четырехэскадрильному штату, после чего перешел на трехэскадрильный штат.
       В период с 15.12.1947 г. по 24.09.1948 г. 570-й МТАП входил в состав 89-й МТАД (бывш. 10-я АДПБ) ВВС 5-го ВМФ, после чего был передан в 15-ю САД ВВС 7-го ВМФ и в сентябре 1948 г. перебазирован с аэр. Унаши на аэр. Майгатка. К этому времени две эскадрильи полка перевооружились на самолеты Ту-2 (всего 12 машин), а третья эскадрилья имела на вооружении 10 Пе-2. Кроме того, в полку имелось 3 По-2.
       С 18.01.1951 г. 570-й МТАП исключается из состава 15-й САД и становится 570-м отдельным минно-торпедным авиационным полком, подчиненным непосредственно командующему ВВС 7-го ВМФ.
       В 1952 г. 3-я АЭ переучилась с Пе-2 на торпедоносцы Ту-2.
       10.06.1953 г. 570-й ОМТАП был включен в состав 692-й МТАД (бывш. 16-й САД) 105-го АК ВВС СТОФ. С этого времени полк опять стал именоваться 570-м МТАП, базирующимся на аэр. Майгатка.
       В 1953 г. 570-й МТАП приступил к переучиванию на Ил-28. Переучивание происходило на базе 568-го МТАП на аэр. Каменный Ручей. К декабрю того же года полк завершил перевооружение и переучивание на торпедоносцы Ил-28 с передислоцированием с аэр. Майгатка на аэр. Каменный Ручей (Монгохто).
       С 01.01.1958 г. 570-й МТАП приступил к переучиванию на авиационный комплекс Ту-16к-10.
       С 30.03.1958 г. полк переименуется в 570-й минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия в составе 143-й МТАД ДД (бывш. 692-я МТАД).
       С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. 570-й МТАП ДД переименуется в 570-й морской ракетоносный авиационный полк 143-й МРАД Авиации ТОФ.
       В 1968 г. в составе 570-го МРАП числилось:
- 1-я МРАЭ - 10 Ту-16к-10;
- 2-я МРАЭ - 10 Ту-16к-10;
- 3-я АЭ - 3 Ту-16п, 5 Ту-16з, 2 Ту-16т.
       В 1973 г. самолеты 1-й и 2-й АЭ 570-го МРАП прошли переоборудование под ракетную систему Ту-16к-10-26. В 3-й эскадрилье полка продолжалось переоборудование заправщиков в самолеты РЭБ, которых теперь имелось 9 Ту-16п и 4 Ту-16з.
       В 1982 г. началось перевооружение 1-й и 2-й АЭ 570-го МРАП на самолеты Ту-22м2 (15 ед.), а 3-я АЭ сохранила на вооружении самолеты Ту-16п. Переучивание летного и технического состава полка проходило в г. Николаев.
       16.10.1982 г. 570-й МРАП прибыл на аэр. Каменный Ручей из Николаева на новых самолетах Ту-22м2.
       В 1992 г. в связи со списанием Ту-16п в полку расформируется 3-я АЭ самолетов РЭБ. Все самолеты Ту-16п и Ту-16з были поставлены на хранение, с последующей разделкой на металлолом там же на аэродроме.
       01.12.1993 г. 570-й МРАП 143-й МРАД и 183-й МРАП 25-й МРАД были переформированы в новый 570-й МРАП с подчинением командиру новой 25-й МРАД (до 1993 г. 143-я МРАД).
       01.12.1994 г. при расформировании управления 25-й МРАД оба ее полка (570-й МРАП и 568-й гв. МРАП) переформируются в 568-й отдельный гвардейский морской ракетоносный авиационный полк двухэскадрильного состава. Место базирования полка осталось без изменения - аэр. Каменный Ручей.

       В действующей армии

       В составе действующей армии: 09.08.1945 - 03.09.1945

       Материальная часть

       На вооружении эскадрильи стояли: ДБ-3, Ил-4, Б-29 (B-29 Superfortress), Б-25 (B-25 Mitchell).
       На вооружении полка стояли: Пе-2, Ту-2, Ил-28, Ту-16т, Ту-16к, Ту-16пл, Ту-16п, Ту-16з, Ту-22м2, По-2.

02242 WWII photo B.25 in action USSR WW2
Б-25Б Митчелл (из рейда Дулиттла, сериный № 40-2242), посаженный истребителями 39 ИАП на Унаши 18 апреля 1942 г. Бомбардировщик был передан в состав 52 ОДБАП, затем в 35 ОДБАЭ.
The В-25В bomber (of famous subcolonel Doolittle raid) forced to land to Unashi airfield.


Личный состав 35 отдельной эскадрильи тяжелых бомбардировщиков Б-29
Личный состав эскадрильи у тяжелого бомбардировщика Б-29 Суперкрепость в 1944 г.
The Soviet aviators near the B29 Superfortress in 1944.


K-59, 26256, 32
В-29 «Рамп Трамп», приведенный истребителями 6 ИАП на Центральную Угловую. Видны номера К-59, 26256, 32. Увеличение фото - по клику.
The B-29-5-BW «Ramp Tramp» forced to land to Uglovaya airfield. Click to enlarge the picture.


B29 Суперфортресс Рамп Трамп на аэр. Угловая СССР фото ВОВ
B-29 (serial number 42-6256, tactical number 32, code K-59) heavy bomber at Uglovaya airfield.


В29 Рамп Трамп с советскими ОЗ.
Суперкрепость уже с советскими опознавательными знаками. Код K-59 сохранен.

26358 В-29 на аэр. Измайлово.
B-29 «Динг Хао» с красными звёздами на аэр. Измайлово. Серийный номер сохранён.
B-29-15-BW № 42-6358 «Ding Hao» at Izmaylovo airfield.


В-29 Рамп Трамп на аэр. Николаевка.
Самолёт B-29 «Динг Хао» на аэродроме Николаевка.
B-29-15-BW № 42-6358 «Ding Hao» at Nikolaevka airfield.


       Командиры

       Командир эскадрильи: капитан Пронин (в июле 1945 г., ВрИД).
       Полком командовали: А.И.Чепов (январь-август 1946 г.), В.Жуков (август 1946 г. – ноябрь 1947 г.), В.И.Жданов (ноябрь 1947 г. – май 1949 г.), Б.И.Лисовенко (май 1949 г. - 1952 г.), А.С.Туганов (1952-57 гг.), Г.С.Липко (1957 г. – октябрь 1958 г.), А.Я.Горохов (октябрь 1958 г. – ноябрь 1961 г.), В.Е.Ручков (ноябрь 1961 г. – октябрь 1968 г.), В.С.Бадеев (1969 г. – январь 1971 г.), В.П.Житенев (январь 1971 г. – август 1975 г.), А.Н.Заякин (август 1975 г. – сентябрь 1977 г.), Н.Л.Солдатов (1977-80 гг.), Л.С.Ушаков (1980-84 гг.), А.Н.Лепаловский (1984-85 гг.), Г.Н.Добровольский (1985-89 гг.), В.В.Марков (1989-92 гг.), А.И.Сердюк (1992-94 гг.).





35-я отдельная дальне-бомбардировочная авиационная эскадрилья / 35-я отдельная авиаэскадрилья тяжелых бомбардировщиков / отбаэ тф / 35-я отдельная тяжело-бомбардировочная авиаэскадрилья / оаэтб тоф (568-й отдельный гвардейский морской ракетоносный авиационный полк, 570-й морской ракетоносный авиационный полк 570-й минно-торпедный авиационный полк дальнего действия, 570-й отдельный минно-торпедный авиационный полк, 570-й минно-торпедный авиационный полк, 64-й дальнебомбардировочный авиаполк)

Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.