Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

6 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ

4 ОИАЭ Шефское Знамя эскадрильи им. Ворошилова Знамя, врученное 11 февраля 1932 г. Центральным Исполнительным Комитетом СССР 9-й авиационной эскадрилье им. Ворошилова ТОФ 9 ОИАЭ 6 ИАП Знамя красное 6 Истребительного авиационного полка ВВС ТОФ боевое Знамя красное Гвардейское 22 Гвардейского истребительного авиационного полка 22 гвИАП ВВС ВМФ Знамя красное боевое 22 гв. КИАП ГКИАП ГИАКП Знамя 22 ИАП ВКС РФ 2014

6th navy fighter aviation regiment

       История части

       01.10.1922 г. на базе 1-й ИАГ (1-я истребительная авиационная группа) было объявлено о формировании 4-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи.
       На основании приказа РВС СССР №110 от 06.02.1926 г. 4-й ОИАЭ присваивается имя К.Е.Ворошилова.
       С 01.10.1926 г. 4-я ОИАЭ была переименована в 9-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью им. К.Е.Ворошилова.
       К 17.05.1938 г. на основании директивы Заместителя НГШ РККА №4/3/34302 от 05.02.1938 г. и приказа НК ВМФ №0062 от 20.05.1938 г. на базе 9-й ОИАЭ и 44-й ОИАЭ 42-й ИАБ ВВС ТОФ был сформирован 1-й истребительный авиационный полк.
       В полку имелось четыре эскадрильи (по 4 звена из 3 самолетов каждое), вооруженные самолетами И-16 и И-15. Он вошел в состав вновь формируемой 7-й истребительной авиационной бригады ВВС ТОФ. Местом дислокации нового полка был аэр. Южная Угловая.
       В июле-августе 1938 г. личный состав полка принимал участие в боях с японцами у озера Хасан.
       На 1 октября 1938 г. в 1-м ИАП имелось: 34/27 И-16, 25/25 И-15, 3/3 УТИ-4, 3/3 И-5, 1/1 УТ-1, 5/4 У-2, экипажей – 60.
       С 10.12.1938 г. в полку формируется 5-я АЭ - для обучения молодых летчиков.
       В 1939 г. 1-й ИАП получил на вооружение истребители И-16п (пушечный) и И-16 тип 24.
       На 01.04.1939 г. в составе полка числилось: cамолеты: 16 И-16п, 22 И-16, 32 И-15, 10 УТИ-4; экипажей всего укомплектовано - 70.
       К декабрю 1939 г. 1-й ИАП был переименован в 6-й истребительный авиационный полк 7-й авиабригады ВВС ТОФ.
       По состоянию на 01.01.1940 г. в боевом составе 6-го ИАП числилось:
Управление полка на аэр. Центральная Угловая 1/1 И-16, 1/1 И-15бис, 1/1 УТ-1
1-я АЭ (Центральная Угловая) – 15/10 И-16, 3/1 УТИ-4, 1/1 УТ-1, 1/1 У-2
2-я АЭ (Центральная Угловая) – 13/13 И-16п, 3/2 И-16, 2/1 УТИ-4, 1/1 УТ-1, 2/1 У-2
3-я АЭ (Южная Угловая) – 16/15 И-15бис, 8/3 И-15, 2/2 У-2
4-я АЭ (Южная Угловая) – 16/15 И-15бис, 7/1 И-15, 1/- УТ-1, 2/2 У-2
5-я АЭ (Центральная Угловая) – 8/7 И-16, 3/2 УТИ-4
Всего: 27/20 И-16, 13/13 И-16п, 33/31 И-15бис, 15/4 И-15, 4/3 УТ-1, 8/4 УТИ-4, 6/6 У-2.
       В середине 1940 г. в полк поступило 10 истребителей И-153, которые поступили в 3-ю и 4-ю АЭ полка, базирующиеся на аэр. Южная Угловая.
       К 01.06.1941 г. в боевом составе полка числилось 49/47 И-16, 33/33 И-153, 17/17 И-15бис, 6/6 УТИ-4, 3/3 УТ-2, 8/4 УТ-1, 6/6 У-2. К этому времени 3-я и 4-я АЭ полка полностью перевооружились на И-153.
       С началом Великой Отечественной войны ежедневно на боевое дежурство по ПВО стала заступать одна эскадрилья полка. При этом личный состав продолжал осваивать новую авиационную технику. Зоной ответственности для полка командованием флота был установлен участок от м. Сысоева Уссурийского залива до м. Козина залива Восток.
       Вскоре после начала войны на вооружение полка начали поступать новые истребители МиГ-3.
       С 15.03.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. и приказа Ком. ТОФ №0033 от 19.03.1942 г. 6-й ИАП был переформирован в трехэскадрильный. При этом 4-я и 5-я эскадрильи полка были обращены на формирование нового 12-го ИАП ВВС ТОФ, базирующегося на аэр. Южная Угловая и Седанка.
       23.03.1943 г. 3-я АЭ полка была перебазирована на аэр. Западные Кневичи, а 1-я АЭ – на аэр. Восточные Кневичи.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в боевом составе 6-го ИАП насчитывалось 30/25 МиГ-3, 5/5 И-16, 1/1 УТИ-4, 4/4 УТ-1, 1/1 У-2 и 48 летчиков, из которых 18 могли летать ночью.
       14.03.1944 г. 1-я АЭ полка с аэр. Восточные Кневичи перебазируется на аэр. Седанка в пригороде Владивостока.
       С 6-м ИАП связана история создания в Советском Союзе стратегических бомбардировщиков Ту-4: 29 июля 1944 г. истребители МиГ-3 полка посадили на свой аэродром Центральная Угловая самолет B-29-5-BW ВВС США, принадлежавший 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы с бортовым номером 42-6256 и личным обозначением «Ramp Tramp». Этот бомбардировщик был подбит японскими зенитчиками над Аньшанем в Манчжурии. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром базирования Пиардобу около Калькутты (Индия). Командиром экипажа был капитан Говард Р. Джарелл. Из-за поврежденного мотора командир решил не «тянуть» на свой аэродром, а приземлиться на ближайшем советском аэродроме. Дежурные истребители 1-й АЭ 6-го ИАП перехватили самолет и привели его на свой аэродром.
       Следующим американским самолетом, севшим на аэродром Центральная Угловая, стал B-29-15-BW № 42-6365. 11 ноября 1944 г. он при боевом вылете на Японию попал в тайфун и был поврежден молнией. Экипаж во главе с капитаном У.Прайсом потерял ориентировку, и на остатках горючего долетел до побережья советского Дальнего Востока. Этот самолет с надписью на борту «General Y. Arnold special» принадлежал 794-й эскадрилье 486-й бомбардировочной группы. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром в Кхаргпур около Калькутты (Индия).
       Спустя 10 дней 21 ноября еще один Боинг B-29-15-BW № 42-6358 с собственным именем «Ding Hao» пилотируемый лейтенантом Миклишем при бомбардировке авиационного завода в г. Омуру на о. Кюсю был поврежден в результате обстрела японскими истребителями. Над территорией Приморья самолет был встречен истребителями 6-го ИАП и приведен на аэродром Центральная Угловая. Он принадлежал 794-й эскадрилье 486-й бомбардировочной группы. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром Кхаргпур. Экипажи всех трех самолетов были интернированы и отправлены в сборный лагерь в Средней Азии. Оттуда через Иран они вернулись домой в США.
       К 01.01.1945 г. самолеты В-29 передали в специально сформированную на аэр. Романовка 35-ю отдельную дальнебомбардировочную авиационную эскадрилью ВВС ТОФ. В дальнейшем после изучения и облетов В-29 были перегнаны в Москву на аэр. Измайлово. Они послужили эталонными образцами при копировании американского бомбардировщика для советских ВВС.
       С января 1945 г. 6-й ИАП начал перевооружение на самолеты Ла-7.
       С июля 1945 г. полк приступил к боевому дежурству по ПВО всем составом на новых самолетах.
       На 10.08.1945 г. в боевом составе полка числилось 45/44 Ла-7 (на аэр. Центральная Угловая и Седанка) и 2/2 ЛаГГ-3 (на аэр. Вторая Речка) и 41 летчик.
       С началом войны с Японией основной задачей 6-го ИАП стало обеспечение противовоздушной обороны Главной базы флота - Владивосток.
       26.09.1945 г. «за проявленную отвагу в боях с Японскими империалистами, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 6-й ИАП 7-й ИАД ВВС ТОФ приказом НК ВМФ №0524 был преобразован в 22-й гвардейский истребительный авиационный полк.
       С 15.12.1947 г. полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава. В этом же году одна эскадрилья полка перевооружилась на самолеты Р-63 «Кингкобра». Остальные эскадрильи были вооружены самолетами Ла-7, но и они вскоре были перевооружены на «Кингкобры».
       В марте 1949 г. полк был переведен на штат трехэскадрильного состава.
       10.08.1951 г. в связи с предстоящим перевооружением 22-й гв. ИАП был переведен на штат реактивного полка (40 самолетов МиГ-15).
       19.09.1951 г. были получены 20 МиГ-15. К декабрю в полку имелось уже 30 МиГ-15 и 2 УТИ МиГ-15. Одна эскадрилья полка оставалась вооруженной самолетами Р-63 «Кингкобра».
       06.11.1952 Летчики полка к-н Лукашов И.Я. и ст. л-т Щукин М.К. на самолетах Ла-11 в р-не м. Валентин перехватили и сбили самолет-разведчик ВМС США P2V «Нептун», вторгшийся в воздушное пространство СССР.
       04.09.1954 Летчики полка к-н Серебряков Н.В. и м-р Касьянов П.Т. на самолетах МиГ-17 в р-не 35 км юж. м. Островной перехватили и сбили еще один самолет-разведчик ВМС P2V «Нептун».
       В марте 1953 г. полк получил на вооружение 20 самолетов МиГ-17.
       В сентябре 1954 г. 22-й гв. ИАП перевооружается на истребители-перехватчики МиГ-17пф.
       30.03.1956 г. 22-й гв. ИАП получил новые самолеты МиГ-19 и приступил к переучиванию на них. К 12 мая на МиГ-19 были перевооружены 2-я и 3-я АЭ полка.
       В начале 1957 г. на вооружении полка стояли самолеты МиГ-19, МиГ-19с и МиГ-19св.
       01.02.1957 г. в связи с реорганизацией ПВО страны 22-й гв. ИАП 7-й ИАД был передан из ВВС и ПВО ТОФ в состав Приморского корпуса Отдельной Дальневосточной армии ПВО.
       23.03.1960 г. в 22-й гв. ИАП из Новосибирска поступили 16 самолетов Су-9, а 1 октября в состав полка была включена эскадрилья самолетов Як-25м прибывшая из Шауляя. Кроме того, в полку сохранялось некоторое количество самолетов МиГ-17 и УТИ МиГ-15. В том же году в связи с расформированием 7-й ИАД полк был подчинен непосредственно командиру Приморского корпуса ПВО.
       23.02.1968 г. за большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в честь 50-летия СА и ВМФ 22-й гв. ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       В 1971 г. 3-я АЭ полка переучилась с Як-25м на Су-9.
       В 1973 г. 33 летчиков полка прошли переучивание на самолет Су-15, но уже в июне 1975 г. полк на аэр. Саваслейка приступил к переучиванию на истребители МиГ-23.
       28.09.1976 г. полк получил 5 учебно-боевых самолетов МиГ-23уб, а 5 октября - 6 боевых МиГ-23м.
       В 1977 г. на вооружении полка находилось уже 35 МиГ-23м и 5 МиГ-23уб (по штату 36 самолетов) и с декабря летчики полка несут боевое дежурство по ПВО.
       16.05.1980 г. 22-й гв. ИАП передается из 23-го корпуса ПВО в состав 20-й ИАД ВВС Дальневосточного военного округа на аэр. Центральная Угловая.
       15.05.1986 г. после расформирования управления 20-й ИАД 22-й гв. ИАП возвращается в состав 23-го корпуса 11-й ОА ПВО.
       04.10.1989 г. в полку числится по списку 27 МиГ-23млд и 6 МиГ-23ум при штате 32 и 5 истребителей соответственно.
       С 01.10.1994 г. полк начал переучивание на Су-27п.
       14.03.1994 г. 1-я АЭ перевооружилась на эти самолеты (12 Су-27п и 3 Су-27уб). Они были получены в основном из 47-го ИАП, расформируемого на аэр. Унаши.
       В декабре 1997 г. переучивание личного состава полка на самолеты Су-27 было завершено.
       На 01.01.1998 г. в боевом составе 22-го гв. ИАП состояло на вооружении 20 Су-27п и 3 Су-27уб.
       В конце 2009 г. 22-й гв. ИАП с частями обеспечения был переформирован в 6989-ю гвардейскую авиационную Краснознаменную базу 12-й бригады ВКО 3-го командования ВВС и ПВО. В составе авиабазы имелись две авиационные эскадрильи: 1-я АЭ самолетов Су-27см и 2-я АЭ самолетов МиГ-31 (была получена из расформированного в середине 2009 г. на аэр. Соколовка 530-го ИАП 93-й дивизии 11-й ОА ВВС и ПВО).
       К середине 2011 г. вместо 6989-й АвБ на аэр. Центральная Угловая осталась только авиационная группа 6983-й гвардейской авиационной Витебской дважды Краснознаменной ордена Суворова третьей степени, ордена Почетного Легиона базы "Нормандия-Неман". На ее вооружении стояли самолеты Су-27 и МиГ-31. Кроме них с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре было поставлено два самолета Су-30см.
       С 01.12.2013 г. директивой начальника ГШ ВС РФ на аэр. Центральная Угловая авиагруппа 6983-й АвБ была преобразована в 22-й истребительный авиационный полк, вошедший в состав 303-й САД.
       В течение 2015 г. летчики 22-го ИАП прошли переучивание на многоцелевые истребители Су-30см и Су-35с поколения «4++». Также завершилось и переучивание летно-технического состава на модернизированные самолеты-перехватчики МиГ-31бм.

       Материальная часть

       На вооружении полка стояли самолеты: И-5, И-15, И-15бис, И-153, И-16, И-16п, УТ-1, УТИ-4, У-2, МиГ-3, Ла-5УТИ, Ла-7, Р-63 и УР-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-15бис, УТИ МиГ-15, МиГ-17, МиГ-17пф, МиГ-19, МиГ-19с, МиГ-19св, МиГ-23м, МиГ-23млд, МиГ-23у, МиГ-31, МиГ-31бм, Як-11, Як-18, Як-25м, Су-9, Су-15тм, Су-27п, Су-27см, Су-27уб, Су-30см, Су-30м2, Су-35с.

СССР фото авиа
Лётчики у И-5, ТОФ. Наиболее вероятно - 9 ОИАЭ на аэр. Угловая, 1934-35 гг. Увеличение фото - по клику.
The I-5 fighter of USSR. Click to enlarge the picture.



Истребители И-153 № 2, 3, 4 на аэродроме Южная Угловая.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР
Самолёты И-153 4-й эскадрильи на аэр. Южная Угловая. Увеличение фото - по клику.
The I-153 planes of 6th IAP TOF. Click to enlarge the picture.



Авария И-16 тип 5 (хвостовой № 13, бортовой № 24) на аэр. Озёрные Ключи, пилот л-т Мулюкин. Увеличение фото - по клику.
The ditched I-16 type 5 fighter. Click to enlarge the picture.


Летчики 6-го ИАП ТОФ 1941 Ободников МН Малышев ВП Рогожкин ИП Петрушин ПН Забучин ФМ Замазнев СС 1942
Летчики (Ободников М.Н., Малышев В.П.. Рогожкин И.П., Петрушин П.Н., Забучин Ф.М., Замазнев С.С.) рядом с И-16 поздних модификаций, 1941 г. Увеличение фото - по клику.
The pilots aside the late type I-16 plane. Click to enlarge the picture.



Истребитель МиГ-3 (предположительно - 6 ИАП ВВС ТОФ). Увеличение фото - по клику.
The MiG-3 warplane probably of 6 IAP VVS TOF. Click to enlarge the picture.


early type MiG-3 board number
The early type MiG-3 (bort number 37), drawing by M.Tessitori.



The late type MiG-3 (bort number 54), drawing by M.Tessitori.



Занятия ИТС у МиГ-3 №54, 18.08.1943, Угловая. Увеличение фото - по клику.
The technicians near the MiG-3 (number 54). Click to enlarge the picture.



Занятия ИТС на аэродроме Угловая, 18.08.1943. Увеличение фото - по клику.
The technicians of 6th navy fighter aviation regiment. Click to enlarge the picture.


ГСС Львов (слева) возле МиГ-3 6-го ИАП, 1944 г.
Герой Советского Союза Львов (слева) возле МиГ-3 со звездой на коке воздушного винта, 1944 г. Увеличение фото - по клику.
The MiG-3 plane of 6th IAP TOF. Click to enlarge the picture.


6-й ИАП Азевич со знаменем зачитывает гвардейскую клятву сентябрь 1945 г.
А.И. Азевич со знаменем зачитывает гвардейскую клятву, сентябрь 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The MiG-3 plane of 6th IAP TOF. Click to enlarge the picture.


МиГ3 6 ИАП ТОФ из архива Пономарева Л М
Истребитель МиГ-3 (с ФКП) в характерном камуфляже. Увеличение фото - по клику.
The MiG-3 plane of 6th IAP TOF. Click to enlarge the picture.


K-59, 26256, 32
В-29 «Рамп Трамп» на Центральной Угловой. Видны номера К-59, 26256, 32. Увеличение фото - по клику. Бомбардировщик был передан в состав 35 ОДБАЭ.
The B-29-5-BW "Ramp Tramp" bomber forced to land. Click to enlarge the picture.


Ла-7 6-го ИАП 7-й ИАД ВВС ТОФ на аэродроме Южная Угловая Владивосток август 1945
Тревога на аэр. Седанка, 09.08.1945 г. Истребитель Ла-7 № 28. Другое кадрирование - по клику.
The La-7 planes of 6th IAP TOF. Click to enlarge the picture.


Дальневосточный фронт 6 иап ВВС ТФ - самолеты и эмблемы
Самолёт Ла-7 № 28, рисунок M.Tessitori.

La7 № 58 6th navy fighter aviation regiment USSR
Самолёт Ла-7 № 58, август 1945 г., рисунок M.Tessitori.

Летчики 22-го гв. ИАП ТОФ 1945 г
Летчики у истребителя Ла-7 с гвардейским знаком, 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The pilots near the La-7 plane. Click to enlarge the picture.


Кобра в 6 иап ТОФ по всей видимости не Р-39, а Кингкобра, причем, судя по форме воздухозаборника, Р-63С
Лётчик ст. л-т Горячев Николай Александрович (слева) возле самолёта Р-63С Кингкобра с изображением ордена Красного знамени. Увеличение фото - по клику.
The P-63C Kingcobra plane of 22 GvIAP VVS TOF. Click to enlarge the picture.


       Командиры части

       Г.Г.Дзюба (май 1938 г. – сентябрь 1939 г.), А.Г.Мохирев (ноябрь 1938 г. – ноябрь 1940 г.), Н.В.Куценко (ноябрь 1940 г. – сентябрь 1941 г.), М.В.Семенихин (сентябрь 1941 г. – январь 1943 г.), А.И.Азевич (январь 1943 г. - 1946 г.), Ф.Ф.Кулик (1946-47 гг.), Н.И.Хряшков (ноябрь 1947 г. – декабрь 1949 г.), Н.С.Толстиков (1950 г.), М.И.Плешков (1951-53 гг.), ГСС П.Ил.Павлов (апрель-декабрь 1953 г.), Д.А.Кириллов (октябрь-ноябрь 1953 г., ВрИД), А.В.Мартынов (в декабре 1953 г.), Е.М.Михайлов (1954-56 гг.), А.Н.Рыбаков (1956 г.), М.И.Романов (1956-58 гг.), А.Х.Распопов (1958-63 гг.), Н.Ф.Караулов (1963-64 гг.), Д.А.Вознесенский (1964 г.), Н.Л.Полтавцев (1964-69 гг.), Н.И.Хижняк (1969-72 гг.), Н.В.Гроховский (1972-74 гг.), Р.С.Сизов (1974-77 гг.), Г.И.Иванов (1977-80 гг.), Н.И.Пономаренко (1980-86 гг.), А.М.Хило (1986-89 гг.), В.Д.Квасин (1989-92 гг.), С.В.Юдин (1992-96 гг.), Е.Д.Чернусский (1996-2000 гг.), Р.Р.Ибатуллин (с 2000 г.), А.В.Золотухин (был после 2006 г.), А.В.Адуев (был в 2011-2015 гг.).





22-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный (гв.КИАП, гв.ИАКП, ГКИАП, ГИАКП, ГвКИАП, ГвИАКП) (6983-я гвардейская штурмовая авиационная Витебская дважды Краснознаменная, ордена Суворова третьей степени ордена Почетного Легиона база "Нормандия-Неман", 6989-я гвардейская авиабаза, 6-й истребительный авиаполк, 1-й истребительный авиаполк, 9-я и 44-я отдельные истребительные авиационные эскадрильи)
Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.