Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

6 истребительный авиационный полк ВВС РККА

18 гвардейский истребительный дважды Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк ВВС КА

18 Гвардейский авиаполк истребителей-бомбардировщиков ВВС СССР

18 Гвардейский штурмовой авиаполк «Нормандия-Неман» ВКС РФ

legion honneur

18th guards fighter regiment (6th fighter aviation regiment) VVS

Normandie-Niemen

       История полка


       С 4 июня по 16 ноября 1938 г. на основании директивы ГШ №4/1/33025 от 07.01.1938 г., приказа по ВВС ОКДВА №00115 от 12.05 1938 г. и приказа войскам ОКДВА №0193 от 17.11.1938 г. на базе эскадрилий 33-й ИАБ ВВС 2-й ОКА (10-я, 11-я и 26-я ОИАЭ) на аэр. Гаровка под Хабаровском был сформирован 6-й истребительный авиационный полк четырехэскадрильного состава. На его вооружении стояли самолеты И-16, И-15бис.
       Формирование авиационного полка закончилось в ноябре 1938 г. (приказ по войскам ОКДВА №00193 от 17.11.1938 г.). Он вместе с 18-м ИАП и 8-м ТБАП вошел в состав вновь сформированной 20-й САБ, которая в 1940 г. была переформирована в 29-ю истребительную авиационную дивизию ВВС 2-й ОКА ДВФр.
       С 6 июля 1941 г. по приказу Ком. ВВС КА полк убыл на Северо-Западный фронт. 19-20.07.1941 г. 6-й ИАП прибыл в Борисоглебск Воронежской области, имея 64 самолета в четырех эскадрильях (штат 015/21).
       С 23.07.1941 г. полк вошел в состав действующей армии. В Борисоглебске на базе полка сформировали два новых полка трехэскадрильного состава по 32 самолета в каждом (штат 015/134), причем оба остались с прежним номером (6-й ИАП и 6-й «А» ИАП). Первый из них (6-й ИАП) в период с 21 по 24 июля перебазировался на аэродром Муры (район Великого Новгорода), где поступил в непосредственное подчинение командующего ВВС Северо-Западного фронта. Там с 24 июля 1941 г. он приступил к боевой работе. Второй (6-й «А» ИАП) полк убыл на Юго-западный фронт и начал вести боевые действия по прикрытию с воздуха г. Харьков. Впоследствии он был преобразован в 149-й гвардейский истребительный авиационный полк.
       С 25.07.1941 г. 6-й ИАП вооруженный истребителями И-16 вступил в бой с вражеской авиацией в районах Великого Новгорода и Старой Руссы.
       С 10 августа по 10 декабря 1941 г. полк сражался на дальних подступах к Ленинграду в составе 57-й САД ВВС Северо-Западного фронта, после чего был передан в состав 6-й САД того же фронта.
       С 27 декабря 1941 г. 6-й ИАП был переброшен на левый фланг Калининского фронта и участвовал в битве под Москвой в составе 7-й САД ВВС 3-й Ударной армии. За 7 месяцев боев полк совершил 4420 боевых самолетовылетов. Летчики провели 217 боев, сбили 61 вражеский самолет в воздухе и 6 уничтожили на земле.
       21.01.1942 На основании распоряжения командующего ВВС СЗФ в 6 иап был влит 728 иап.
       14.02.1942 728 истребительный авиаполк выведен из состава 6 иап.
       С 08.02.1942 г., сдав оставшуюся материальную часть в количестве 8 И-16 в 728-й ИАП, 6-й ИАП согласно распоряжению командующего ВВС Калининского фронта был отведен в тыл в г. Новосибирск. Там на базе 5-й ЗАБ Сибирского военного округа полк проходил переформирование и переучивание на истребители Як-7б.
       Уже находясь на переформировании в глубоком тылу «за образцовое выполнение боевых задач командования и проявленные при этом мужество и героизм в сражениях под Москвой» приказом НКО СССР №70 от 07.03.1942 г. 6-й ИАП был преобразован в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк.
       19.05.1942 г., завершив переформирование и перевооружение, 18-й гв. ИАП убыл на фронт. 1 июня 1942 г. полк прибыл на ст. Раменское под Москвой на аэродром им. П.И.Баранова. Там он поступил в распоряжение командира 2-й резервной авиабригады Резерва ВГК.
       С 23.06.1942 г. 18-й гв. ИАП вошел в состав 234 ИАД 1-й ВА Западного фронта. На вооружении полка стояли самолеты Як-7б.
       Базируясь на аэродромах Сухиничи, Можайск, Микулино, Городище, полк участвовал в боях на Козельском направлении, потом под Ржевом. За два месяца полк выполнил 1735 самолетовылетов, провел 251 воздушный бой. Летчики уничтожили 63 и подбили 14 вражеских самолетов.
       В августе 1942 г. после тяжелых потерь полк вторично был выведен в тыл на переформирование.
       В период с 24.08.1942 г. по 22.02.1943 г. полк непосредственного участия в боевых действиях не принимал, пополнялся материальной частью и летным составом. Кроме того, в этот период по заданию командующего ВВС КА личным составом полка производилась перегонка самолетов с завода на Воронежский и Ленинградский фронты. Всего было перегнано 64 самолета.
       24.08.1942–22.02.1943 — Переформирован по штату 015/284.
       В конце 1942 г. в состав полка была включена дополнительная (1-я «А») эскадрилья ВВС Свободной Франции «Нормандия», сформированная на авиабазе Раяк в Ливане (11 летчиков). На бортах ее самолетов была нарисована белая молния, на которую был наложен герб Нормандии (золотые львы на красном щите), и коки винтов окрашены в национальные цвета французского флага.
       С 22.02.1943 г. полк вошел в состав 303-й ИАД 1-й ВА Западного фронта. В это время в составе полка имелось 10 самолетов Як-7б построенных на средства трудящихся Латвии, которые несли на фюзеляже надпись «Латышский стрелок». Кроме того, на его вооружении полка стояли истребители Як-1.
       С увеличением числа французских летчиков в составе 303-й ИАД эскадрилья «Нормандия» директивой ГШ ВВС КА №1513619 от 05.07.1943 г. была переформирована в 1-й отдельный истребительный авиационный полк Сражающейся Франции (4-й полк в составе дивизии). Впоследствии за отличия в боях он получил почетное наименование «Неманский».
       В апреле и мае 1943 г. летчики полка выполняли задание по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, которые наносили удары по Брянскому аэродрому, где базировалась немецкая авиация.
       В июле-августе 1943 г. 18-й гв. ИАП участвовал в Орловской наступательной операции. В течение июля выполнял задачи по прикрытию наступающих войск, сопровождал штурмовики и бомбардировщики.
       С 07.08.1943 г. действовал на Спас-Деменском направлении.
       С 29 августа по 6 сентября 1943 г. действовал в районе Ельни, базируясь на аэродроме Филатье. За этот период летчики полка сбили 32 самолета противника.
       В сентябре 1943 г. 18-й гв. ИАП был перевооружен с Як-7б на истребители Як-9. На этих самолетах в начале августа он участвовал в боях в районе Орла.
       С 14.09.1943 г. участвовал в боях за освобождение Смоленска. Всего в ходе Смоленской операции летчики полка сбили 62 самолета противника.
       В конце сентября 1943 г. перебазировался на аэродром Шаталово и начал готовиться к боям за освобождение Белоруссии.
       В октябре 1943 г. 18-й гв. ИАП действовал на Оршанском направлении с аэродрома Доброселье. За четыре дня (с 12 по 15 октября) летчики полка участвовали в 14 воздушных боях и сбили 22 самолета.
       Указом ПВС СССР от 23.10.1943 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные доблесть и мужество в летних операциях» на Орловском, Брянском, Спас-Деменском, Ельнинском и Смоленском направлениях Западного фронта авиаполк награжден орденом Красного Знамени.
       С начала ноября 1943 г. действовал с полевого аэродрома у станции Литивля на Витебском и Оршанском направлениях.
       07.02.1944 г. после обстрела аэр. Литивля дальнобойной артиллерией противника полк перебазировался на аэродром Цикуновка. В период весенней распутицы действовал с аэродрома Шаталово. Активность боевой работы зимой и весной 1944 г. была низкой. Летом он участвовал в боях за освобождение Белоруссии.
       С 29 июня по 27 августа 1944 г. летный состав 18-го гв. ИАП был направлен в г. Саратов, где осваивал и одновременно получал новые истребители Як-3. .
       06.07.1944 — За проявленную храбрость, мужество и отвагу в боях по прорыву Витебского укрепленного района немцев южнее Витебска и на оршанском направлении севернее реки Днепр, а также за овладение городом Витебск приказом ВГК № 0175 18 гиап присвоено почетное наименование «Витебский».
       С конца августа 1944 г. на Гумбинненском и Гольдапском направлениях он выполнял задачи по ведению свободной охоты и воздушной разведке.
       К сентябрю 1944 г. полк завершил перевооружение на Як-3.
       С 05.10.1944 г. полк активно действовал на Тильзитском направлении в составе 303-й ИАД 1-й ВА 3-го Белорусского фронта.
       С середины октября 1944 г. вновь приступил к действиям на Гумбинненском направлении. За три дня наступательной операции (16-18 октября 1944 г.) летчики полка уничтожили 40 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.
       В ноябре и декабре 1944 г. летчики полка вели борьбу с воздушными разведчиками, летали на «свободную охоту», нарушали перевозки противника на дорогах.
       С 13.01.1945 г. личный состав полка участвовал в Восточно-Прусской операции. В ходе прорыва долговременной обороны противника и преследования его войск с 13 по 31 января летчики авиаполка произвели более 680 боевых самолетовылетов главным образом на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, а также на прикрытие войск. При этом в воздушных боях они сбили 26 и подбили 10 самолетов. Своих потерь не было.
       Июль 1944 г. — Переформирован по штату 015/364.
       23.07.1944 — За успешное выполнение заданий командования в боях за овладение столицей Белоруссии городом Минском и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 18 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       В феврале и марте 1945 г. участвовал в разгроме Хейльсбергской группировки врага. В ходе операции по разгрому этой группировки летчики авиаполка произвели 1737 самолетовылетов, в воздушных боях сбили 24, подбили 10 и уничтожили на земле 12 самолетов противника. Кроме того, при штурмовке войск противника на ледовых дорогах залива Фришес-Хафф сожгли 18 машин.
       С 6-го по 9-е апреля 1945 г. 18-й гв. ИАП участвовал в операции по разгрому Кенигсбергской группировки противника, а с 13-го по 17-е апреля - в операции по разгрому Земландской группировки немцев.
       Во второй половине апреля летчики полка прикрывали свои войска, сопровождали штурмовиков и бомбардировщиков в ходе штурма ВМБ и крепости Пиллау. Всего в ходе Восточно-Прусской наступательной операции летчики полка произвели более 3800 боевых самолетовылетов и сбили в воздушных боях 74 самолета. При штурмовке объектов на земле уничтожили большое число живой силы и техники врага, потеряв при этом двух своих летчиков.
       В конце апреля 1945 г. летчикам 18-го гв. ИАП довелось бок о бок действовать с летчиками ВВС Балтийского флота: он был перебазирован на восточнопрусский аэр. Эльбинг (ныне Эльблонг, Польша), где в это время базировалась 9-я ШАД ВВС БФ. Летчики полка вели наблюдение за блокированными в южной части косы Фрише-Нерунг и в устье Вислы остатками разбитых войск противника, которые отказывались сдаться в плен. Встреч с воздушным противником не было, но несколько самолетов полка были повреждены огнем с земли.
       05.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №091 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, при овладении городами Ландсберг и Бартенштайн и проявленные при этом доблесть и мужество 18-й гв. ИАП был награжден вторым орденом Красного Знамени.
       Всего за годы войны летчики полка совершили 12638 боевых самолетовылетов, провели 940 воздушных боев, сбили 427 самолетов в небе и свыше 30 уничтожили на земле. В результате штурмовых ударов летчики полка истребили много танков, машин, артбатарей. Свои потери составили 49 летчиков. При бомбардировках и артобстрелах аэродромов погибли 5 и были ранены 15 офицеров штаба, техников и младших авиаспециалистов. За период войны с фашисткой Германией шести летчикам присвоено звание Героя Советского Союза: подполковнику Голубову, майору Барсукову, капитанам Баландину (посмертно), Даниленко, ст. лейтенанту Сибирину, лейтенанту Пинчуку.
       С окончанием войны в Европе французские летчики на подаренных Советским Правительством истребителях Як-3 перелетели домой во Францию. Эскадрилья «Нормандия-Неман» сохраняется в составе ВВС Франции по сей день.
       В июле 1945 г. 18-й гв. ИАП в составе 303-й ИАД базировался на Кобринском аэроузле в Белоруссии. Оттуда личный состав полка убыл на Дальний Восток для участия в боевых действиях против Японии. На Дальнем Востоке личный состав 3-й АЭ полка под командованием капитана Барактаева, воюя в составе 245-й ИАД 12-й ВА Забайкальского фронта, принял участие в разгроме японских милитаристов, при взятии городов Харбин, Порт-Артур, Дайрен.
       Завершив войну на Тихом океане, полк вернулся в Белоруссию на аэр. Кобрин, оставаясь в составе 303-й ИАД 1-й ВА (с 1949 г. 26-я ВА).
       К декабрю 1945 г. 18-й гв. ИАП снова перевооружился на истребители Як-7 (самолеты Як-3 имели очень малый ресурс и выработали его к этому времени).
       В 1948 г. 18-й гв. ИАП получил истребители Як-9, но это было временной мерой, так как вскоре с 10 по 15 августа 1948 г. он перевооружился на самолеты МиГ-9.
       В сентябре 1948 г. полк в составе 303-й ИАД из 1-й ВА БелВО был перебазирован на аэр. Дятьково под Ярославлем. Там он вошел в состав 31-го ИАК ПВО (с 1949 г. - 56-й ИАК ПВО, а с 1960 г. 3-й корпус ПВО) Московского района ПВО (позднее Московский округ ПВО). Освоение самолета МиГ-9 продолжалось до середины 1949 г.
       В марте 1950 г. все полки 303-й ИАД, в том числе 18-й гв. ИАП, первыми среди ВВС получили новые истребители МиГ-15,
       В июне 1950 г. полк в составе дивизии был перебазирован на Дальний Восток. Там 303-я ИАД вошла в состав 54-й ВА (бывш. 9-й ВА) ПримВО. Местом дислокации 18-й гв. ИАП стал аэр. Галенки под Ворошиловом-Уссурийским.
       С 26.03.1951 г. полк в составе 303-й ИАД был направлен в командировку в Китай на аэр. Мукден. На новом месте полк разместился 4 апреля, но уже 8 мая 18-й гв. ИАП перелетел в Аньдун для усиления 324-й ИАД 64-го ИАК.
       20.05.1951 г. 10 летчиков 18-й гв. ИАП под командованием капитана П.Н.Антонова провели первый бой с летчиками ВВС США. Хотя по итогам боя сбитых самолетов противника не было, но и потерь авиаторы полка не понесли.
       Итоги боевой работы 18-го гв. ИАП в небе Кореи: - совершено боевых вылетов – 4304; - проведено воздушных боев – 1050; - сбито 96 самолетов противника (8 B-29, 44 F-86, 23 F-84, 10 F-80, 2 F-51, 1 F-6F5, 4 «Глостер Метеор»). - свои потери составили 18 МиГ-15 и 8 летчиков (старшие лейтенанты Е.М.Стельмах, Н.А.Агеев, С.Т.Колпиков, В.С.Акатов, А.И.Шулятьев, А.И.Батуров, В.Г.Степанов, Б.П.Сапожников). Трем летчикам полка было присвоено звание Героя Советского Союза: майору Щукину, капитану Сморчкову, ст. лейтенанту Е.М.Стельмаху (посмертно).
       24.02.1952 г. 18-й гв. ИАП убыл из Китая к своему месту дислокации на аэр. Галенки в Приморье. Там он базировался вплоть до 2009 г.
       В 1953 г. 18-й гв. ИАП перевооружился на истребители МиГ-17.
       С 11.11.1959 г. 18-й гв. ИАП был преобразован в 18-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
       Но уже 5 апреля 1960 г. 18-й гв. АПИБ на основании директивы ГК ВВС №321388 от 05.04.1960 г. был снова преобразован в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк.
       В 1966 г. на смену устаревшим МиГ-17 полк получает сверхзвуковые истребители: сначала это были МиГ-21с, потом их сменили МиГ-21см и МиГ-21смт.
       С 01.12.1981 г. 18-й гв. ИАП не меняя матчасти (МиГ-21см и МиГ-21смт) уже во второй раз стал именоваться 18-м гвардейским авиационным полком истребителей-бомбардировщиков.
       В мае 1989 г. летчики полка переучились на самолеты МиГ-27к (3-я АЭ), МиГ-27д и МиГ-27м (1-я и 2-я АЭ). Они состояли на вооружении до 1992 г. Самолеты 1-й АЭ как дань традициям несли на борту белую молнию и красный щит с золотыми львами - эмблему Нормандии.
       С 01.12.1992 г, после переучивания личного состава на самолеты Су-25 18-й гв. АПИБ был переформирован в 18-й гвардейский штурмовой авиационный полк двухэскадрильного состава (по штату 30 самолетов).
       С 1994 г. в рамках международного военного сотрудничества стали проводиться визиты делегаций братских полков «Нормандия-Неман» в Россию и Францию. Впервые французская делегация в составе 61 человек посетила 18-й гв. ШАП в июне 1994 г.
       09.05.1995 г. Указом Президента РФ полку «в целях сохранения боевых традиций и преемственности поколений» 18-му гв. ШАП 303-й САД 1-й ВА было присвоено почетное наименование «Нормандия – Неман».
       С 1998 г. полк стал отдельным, подчиняющимся командованию 11-й армии ВВС и ПВО в Хабаровске.
       14.02.2006 г. за проявленное мужество, героизм, стойкость в годы Великой Отечественной войны, верность традициям российско-французской дружбы полк был награжден правительством Франции орденом Почетного Легиона Французской Республики.
       11.11.2009 г. состоялось прощание с Боевым Знаменем 18-го отдельного гвардейского штурмового Витебского дважды Краснознаменного ордена Суворова ордена Почетного Легиона Республики Франция авиационного полка «Нормандия-Неман». Полк расформирован в ДВО в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации,
       С 01.12.2009 г. на аэр. Черниговка была сформирована 6983-я гвардейская авиационная база первого разряда в составе 3-го командования ВВС и ПВО РФ. Основу этой авиабазы составили авиационные подразделения расформированных частей ВВС: 18-го гв. ШАП, 187-го ШАП и 319-го ОВП БиУ. На вооружении летных подразделений базы стояли штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-8 и Ми-24. Личный состав и авиатехника 18-го гв. ШАП полка были перебазированы с аэр. Галенки на аэр. Черниговка.
       Новая авиабаза, получив регалии от 18-го гв. ШАП стала именоваться: 6983-я гвардейская Витебская дважды Краснознаменная, ордена Суворова и ордена Почетного Легиона авиационная база «Нормандия-Неман».
       01.12.2010 г. на аэр. Черниговка была сформирована авиационная группа штурмовой авиации 6983-й гв. АвБ 1-го разряда.
       С 1 декабря 2013 г. авиационная группа штурмовой авиации 6983-й гв. АвБ была переформирована в 18-й штурмовой авиационный полк двухэскадрильного состава, дислоцирующийся на аэр. Черниговка в Приморском крае.
       Восстановленный полк вошел в состав 303-й САД (также восстановленной) 3-го командования ВВС и ПВО (с 01.08.2015 г. – 11-я армия ВВС и ПВО) Восточного военного округа.
       Решением МО РФ от 28.12.2013 г. 18-му ШАП было возвращено почетное наименование «Нормандия - Неман».
       В 2015 г. в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 18-му ШАП возвращаются награды и почетные наименования: 18-й гвардейский штурмовой Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова и ордена Почетного Легиона Республики Франция авиационный полк «Нормандия-Неман».
       На вооружении части стояли самолеты И-5, И-16, Як-1, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-21с, МиГ-21см, МиГ-21смт, МиГ-27к, МиГ-27м, МиГ-27д, Су-25, Су-25см, Су-25уб. вертолеты (в составе авиабазы) Ми-8, Ми-24.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
25.07.194110.08.1941ВВС Северо-Западного фронта
10.08.194110.12.194157 садСеверо-Западный фронт
10.12.194127.12.19416 сад
27.12.194107.02.19427 садВВС 3 ударной армииКалининский фронт
23.06.194223.08.1942234 иад1 ВАЗападный фронт
22.02.194328.06.1944303 иадЗападный / 3 Белорусский фронт
27.08.194409.05.19453 Белорусский фронт
08.05.195124.02.1952303 иад64 ИАКвооруженный конфликт на территории Кореи

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 12704 боевых вылета. В воздушных боях уничтожено 407 самолетов противника и 3 аэростата. Уничтожено при штурмовках: самолёты – 20, автомашины – 37, паровозы – 1, вагоны – 15, склады ГСМ – 1, лодки – 3, прожекторы – 1.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на сопровождение ША21844433921150199
на сопровождение БА16955519545653756
на разведку839356545828487
на прикрытие войск47752115998975374313
на штурмовку890314335470
на перехват1452854197183198
на сопровождение РА и КА1357659
на бомбардировку противника226226
на блокировку и штурмовку аэродромов139242293
на отсечку сам-тов пр-ка от БА3636
на обеспечение работы ША и БА206206
на свободную охоту1271198
Итого1270444201736318820681292
В число 127 боевых вылетов на свободную охоту вошли 6 вылетов, выполненных ночью.
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях29333231026570
Истребители - уничтожено на аэродромах11146
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях942536321
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах972
Разведчики - сбито в воздушных боях2034742
Итого42768631447478
сбито в воздушных боях40761631417072
уничтожено на аэродромах2070346
Свои потери самолетовВсего19411942194319441945
сбито в воздушных боях439171331
сбито зенитной артиллерией207625
уничтожено на аэродромах11
не вернулось с боевого задания35781433
Итого боевые9924312789
авиакатастрофы6321
аварии143155
списано по износу413
Итого небоевые246369
ВСЕГО1233034271418

Собственные безвозвратные потери составили 123 самолета (из них 99 - боевые потери) и 73 летчика.

По типам самолетов потеряно: 30 И-16; 1 ЛаГГ-3; 6 Як-1; 39 Як-7; 21 Як-9; 23 Як-3.


       Результаты боевой работы на стороне КНДР: Совершено боевых вылетов – 4304, Проведено воздушных боев – 105, Сбито самолетов сип ООН – 96 (бомбардировщиков – 8, истребителей-бомбардировщиков – 39, истребителей – 49),
       Свои потери: летчиков – 8, самолетов – 18.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Знаком быстрого опознавания авиаполков 303 ИАД ( 9 гиап, 18 гиап, 139 гиап, 523 иап, «Нормандия» ) была большая белая молния на фюзеляже.

1. И-16 (25.07.1941 — 07.02.1942)
08.02.1942 - 8 И-16 передано в 728 иап.

6 иап СЗФ
Истребитель И-16 с номером 269 и полосой на вертикальном оперении, осень 1941 года.
2. Як-1 (23.06.1942 — 23.08.1942)
28.02.1942–15.05.1942 - освоены в 5 забр СибВО (г. Новосибирск).
18.08.1942 - принято 7 Як-1 от 91 иап.

3. Як-7б (23.06.1942 — сентябрь 1943 г.)
28.02.1942–15.05.1942 - освоены в 5 запасной авиабригаде Сибирского военного округа.

Фотоснимок ВМВ военные самолёты СССР
В начале февраля 1943 г. полку переданы 10 Як-7Б, построенных на средства, добровольно внесенные в фонд обороны трудящимися Советской Латвии, находившимися в эвакуации, а также воинами Латышской стрелковой дивизии.
очепятки.
К сожалению, при нанесении надписей на Яки сделаны ошибки. На одном из самолетов – неправильная (зеркальная) латинская буква «N» (LATVIESU STRELИIEKS). На другом - пропущена латинская буква «I» (LATVIESU STRELNEKS).

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Вручение истребителей Як-7Б "Латышский Стрелок", зима 1943 г.
В 1-й эскадрилье на именных машинах летали С. Сибирин, В. Запаскин, Д. Лобашев, В. Баландин и Н. Пинчук.
Soviet Yak-7 «Latviesu strelneks» aircraft of 6 iap Red army airforce.


Фото снимок ВОВ - Крылатый Стрелок.
Пинчук Николай Григорьевич у Як-7Б.
Soviet Pinchuk ace near his Yak-7B.

ww2 foto Yak7.
Командир звена 1-й эскадрильи лейтенант Д. Лобашев и его ведомый лейтенант Н. Пинчук. Аэродром Знаменка, фото августа 1943 г.
Lobashev and Pinchuk aces at Znamenka airdrome in august 1943.

боевая раскраска.
Реконструкция окраски истребителя Як-7Б «Latviesu strelnieks» с белым бортовым номером 12 и эмблемой молнии. Автор - М.Ю.Быков.
Yak-7B fighter of 18 giap Red army airforce.


18th GvIAP Jak-7B
Командир полка Голубов А.Е. на крыле своего Як-7Б. Хатенки. Весна 1943 г.
18th Gv IAP in combat
Комполка п/п-к Голубов Анатолий Емельянович рядом с Як-7Б.
18 GIAP commander Golubov and his Yak-7B aircraft.


История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Летчики 18-го Гв.ИАП играют в шахматы у истребителя Як-7Б б/н 22, лето 1943 г.
WWII photo jak-7.
Як-7Б «Латышский Стрелок» из состава 18-го Гв.ИАП на полевом аэродроме, лето 1943 г.
Soviet Yak-7B plane № 22.


окраска 18 ГвИАП.
Будущий комполка Герой Советского Союза Семен Сибирин у своего Як-7Б, лето 1943 г.
Russian ace Sibirin aside Yak-7B warplane. Great Patriotic war photo.



4. Як-9 (сентябрь 1943 г. — 28.06.1944)


5. Як-3 (27.08.1944 — 09.05.1945)
29.06.1944–27.08.1944 - освоены в Саратове на авиазаводе № 292.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Як-3 с тактическим номером 12 в Восточной Пруссии весной 1945 г.
18th guards fighter regiment (6th pursuit aviation unit) Jak-3 WW2 foto
The Yak-3 board number 12, drawing by 66misos.


Jak-3 18th GvIAP WWII photo in combat.
Истребитель Як-3 № 17. Восточная Пруссия, фото 1945 г.

Советский 18 ГвИАП Фотоснимок ВМВ.
Истребитель Як-3 из состава 18-го Гв.ИАП, Восточная Пруссия, зима-весна 1945 г.
Цветной боковик.
Реконструкция внешнего вида Як-3 б/н 19. Рисунок И. Злобина.
The Yak-3 board number 19 color drawing.


Yak3 ww2 foto pursuit squadron airplane 18 gviap
Soviet Yak-3 plane bort number 24. Picture of spring 1945.


18 гиап (6 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Истребители Як-3 №№ 24 и 47. Восточная Пруссия, весна 1945 г.

18 гв.иап ВВС РККА (ВВС РККА) - действующая армия
Летчик полка Нормандия-Неман Робер Марши возле Як-3 № 40 из состава 18 ГИАП, 1945 г.

18 гв.иап ВВС РККА (ВВС РККА) - действующая армия
Як-3 с тактическим номером 44. Восточная Пруссия, весна 1945 г.

18 GvIAP VVS Yak3 Stalin's falcons
Як-3 с тактическим номером 46. На переднем плане - разбитый немецкий истребитель Мессершмитт-109 (Bf.109).

18 GvIAP VVS USSR Jak-3
Як-3 с тактическим номером 49. Эльбинг, весна 1945 г.
Soviet Yak-3 warplane board number 49. Picture of spring 1945.


18 гвиап (6 иап) ВВС КА действующая армия
Як-3 с тактическим номером 17. Восточная Пруссия, весна 1945 г.

Фото ВОВ Наши ястребки - Сталинские соколы 18 ГИАП.
Истребители Як-3 на захваченном германском аэродроме. На переднем плане - десантный аппарат Gotha (планер Go.242 либо мотопланер Go.244). Фотография весны 1945 г. Увеличение - по клику.
Soviet Yak-3 planes at captured German airfield. Click to enlarge the photo.


       Послевоенная материальная часть

       12.1948–07.1949 полк переучился на реактивные истребители МиГ-9.
       В марте 1950 г. полк освоил самолеты МиГ-15.
       В дальнейшем матчасть составляли МиГ-21, МиГ-23УБ и модификации МиГ-27.
       В 1998 г. полк переучился на штурмовики Су-25.

       Символика — от традиций «Нормандия-Неман» и 303 ИАД.
       На МиГ-21: белая молния на фюзеляже над крылом. Все самолеты были в камуфляже с 1975 г.
       На Миг-27: короткая белая молния с красной звездой в носовой части. Молнии нанесли сначала в 1 аэ; а затем одинаковые молнии были у всех, по обеим сторонам фюзеляжа. В 1 аэ к ней вдобавок рисовали гвардейский знак на воздухозаборнике, в 3 аэ — авиационный флаг. На многих рисовали герб красного цвета со львами.


Полуразобранный МиГ-21 б/н 17 на площадке ТЭЧ № 18 гв. апиб. Галёнки, ноябрь 1991 г.
1992 11 13 ФС по малых Н ФКП
Фотострельба, 1992 г. Лётчик Леонид Беда (фотография предоставлена им же).

1992 03 12 День гвардии. Показательный полёт. Войцеховский, Беда. Хворостянский
Лётчики Войцеховский, Беда, Хворостянский у МиГ-27Д № 61 перед показательным полётом в день гвардии, 1992 г. Фото предоставил Леонид Беда. Увеличение - по клику.
The pilots aside the MiG-27 plane. Click to enlarge the photo.


фотография 18 гипаб
День гвардии в 1992 г. На пробеге - МиГ-27Д из 3 аэ 18 гапиб. Показной полёт перед ветеранами 18 гиап. Галёнки. Фото предоставил Леонид Беда.

Галенки
Лётчики рядом с МиГ-27Д № 61, Галенки, 1992 г. Хорошо видны герб Нормандии и флаг ВВС со знаком гвардии посередине. Фото предоставил Леонид Беда. Увеличение - по клику.
The MiG-27D warplane. Click to enlarge the picture.



Самолёт МиГ-27Д № 61. Рисунок Юрия Тепсуркаева.

Самолёт МиГ-27К Кайра № 01 на аэродроме
Самолёт МиГ-27К № 01 на аэродроме.

МиГ27к 18 гв. апиб во время перелета на аэродром перехватчиков в г. Братске
Самолёты МиГ-27К №№ 05 и 01 в г. Братске.

Самолёт МиГ-27К Кайра № 21 2 аэ знак гвардии изделие репер ФКП Ш5А
Самолёт МиГ-27К № 21 из состава 2 аэ 18 гапиб.

МиГ27М Самолёт СССР фото
Самолёт МиГ-27М № 30 на аэродроме Галенки.


Штурмовик Су-25 б/н 32. Рисунок Юрия Тепсуркаева.

Штурмовик Су25 с бортовым номером 22 и символикой 18 гшап
Штурмовик Су-25 с бортовым номером 22 и символикой полка и 303 ИАД.
The Su-25 plane of Russian airforce.



СУ-25СМ № 47 с рисунком грача на авиабазе "Черниговка", 30.05.2012. Фото pressa_tof.

Учебно-тренировочные полеты штурмовиков СУ-25СМ на авиабазе "Черниговка", 30.05.2012. Фото pressa_tof.

СУ-25СМ № 47 (с глазами и пастью) на 6983-й гв. авиабазе "Черниговка", 30.05.2012. Фото pressa_tof.


Су-25УБ с бортовым номером 98 и эмблемой молнии (молния - только на левом борту) садится во Владивостоке.

       Командиры полка


       Командиры части: М.П.Харитонов (в 1933-35 гг.), Симоненко (с июня 1938 г.), Борис Романович Аристов (с 1938 г. по июль 1941 г., погиб), Сергей Иванович Чертов (июль 1941 г. – ноябрь 1942 г.), ГСС Анатолий Емельянович Голубов (ноябрь 1942 г. – январь 1945 г.), Семен Алексеевич Сибирин (январь 1945 г. – май 1945 г.), А.Сморчков (до 1952 г.), А.Е.Белостоцкий (в 1952-53 гг.), П.К.Чайковский (1975-80 гг.), А.М. Телятников (1980-85 гг.), К.В.Рыбников (1985-89 гг.), И.И.Стадников (1989-90 гг.), В.Э.Якубовский (1990-95 гг.), А.А.Фитисов (1995-2000 гг.), А.В.Дуплинский (2000-2003 гг.), В.А.Ульянов (с 2003 г.), ГРФ И.М.Нерестюк (с 2009 г.).




18-й отдельный гвардейский штурмовой Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова ордена Почетного Легиона Французской республики авиационный полк «Нормандия-Неман»

6983-я гвардейская Витебская дважды Краснознаменная ордена Суворова ордена Почетного Легиона Французской республики Авиационная база ВВС и ПВО
18-й гвардейский Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк истребителей-бомбардировщиков
18-й гвардейский истребительно-бомбардировочный Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк
18-й гвардейский истребительный Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк
6-й истребительный авиаполк
10-я, 11-я и 26-я ОИАЭ
Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

18 гвардейский дважды Краснознаменный истребительный ордена Суворова авиационный полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.