Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

9 гвардейский истребительный авиационный Одесский Краснознаменный ордена Суворова полк ВВС КА

[69 истребительный авиационный полк]


9th guards fighter «Odessa» regiment (69th fighter aviation regiment) VVS - "the aces unit"

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Сентябрь 1939 г. — 69 истребительный авиаполк сформирован в Одесском Военном округе на ст. Мокрая (г. Запорожье) из истребительных авиаэскадрилий 3 и 7 авиабригад 3 Авиационной Армии особого назначения.
       10.02.1942 — За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 69 иап награжден орденом Красного Знамени.
       30.10.1941–10.06.1942 В 11 запасном истребительном авиаполку Закавказского фронта (г. Кировобад) переформирован по штату 015/174
       07.03.1942 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 70 69 иап преобразован в 9 гвардейский истребительный авиационный полк.
       Ноябрь 1942 года — По приказу Командующего 8 ВА переформирован в так называемый «полк асов», пополнен летным составом, имеющим боевой опыт, и переведен со штата 015/134 на штат 015/284.
       04.05.1943 — За показанные образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков и в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах сталинских соколов приказом НКО СССР № 207 9 гиап присвоено почетное наименование «Одесский».
       Январь 1944 года — Не прерывая боевой работы перешел на штат 015/364.
       19.02.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны в Восточной Пруссии и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 9 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       Май 1992 года — Передан Вооруженным Силам Узбекистана, переименован в 62 иап.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.1941июль 194121 садВВС Южного фронта
июль 1941август 1941ВВС Приморской армии
август 194114.10.1941Одесский оборонительный район С конца августа до начала октября в составе полка действовала группа прикомандированных летчиков ВВС Черноморского флота на самолетах И-16 и Як-1.
13.06.194212.07.1942268 иад8 ВАЮго-Западный фронт
12.07.194218.09.1942Сталинградский фронт
10.12.194203.01.1943 В ноябре 1942 г. по приказу Командующего 8 ВА переформирован в «полк асов» и пополнен летным составом, имеющим боевой опыт
03.01.194301.08.1943268 иад / 6 гиадЮжный фронт
17.08.194325.05.19446 гиадЮжный фронт / 4 Украинский фронт
25.10.194420.04.1945303 иад1 ВА3 Белорусский фронт
20.04.194509.05.194516 ВА1 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 15237 боевых вылетов. В воздушных боях сбито 507 самолетов противника, 51 самолет уничтожен на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (орудия – 50, паровозы – 31, вагоны – 43, цистерны – 15, баржи – 6, катера – 6, автомашины – 665, тягачи – 4, повозки – 430, склады боеприпасов – 2), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие войск 4060 164 588 1799 771 738
на штурмовку 3840 3241 70 152 147 50
на сопровождение 1508 45 573 239 408 243
на свободную охоту 1006 119 618 269
на перехват 1022 150 204 499 45 39
на блокировку аэродромов 453 12 441
на разведку 355 140 111 20 22 62
на отсечение самолетов противника 341 45 50 40 71 135
на уничтожение авиации противника 72 17 35 20
на спецзадачи 2580 560 493 580 842 105
Итого 15237 4525 2089 3465 2971 2102
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - в воздушных боях 285 64 30 78 38 75
Истребители - на аэродромах 24 19 2 3
Бомбардировщики - в воздушных боях 178 21 41 101 15
Бомбардировщики - на аэродромах 10 1 4 5
Транспортные - в воздушных боях 28 4 8 1 15
Транспортные - на аэродромах 5 1 2 2
Связные - в воздушных боях 11 5 1 3 2
Связные - на аэродромах 2 2
Прочие - в воздушных боях 5 3 2
Прочие - на аэродромах 10 4 6
Итого 558 115 82 183 85 93
сбито в воздушных боях 507 94 80 183 73 77
уничтожено на аэродромах 51 21 2 0 12 16

       Собственные безвозвратные потери составили 190 (из них 96 - боевые потери) самолетов и 72 (из них 66 - боевые потери) летчика.
По типам самолетов потеряно: 55 И-16; 65 ЛаГГ-3; 19 Як-1; 24 «Аэрокобра»; 27 Ла-7.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

ДатаИзвестный боевой состав (исправных / неисправных)
22.06.194170 И-16 (из них 20 неисправных) и 5 МиГ-3
13.06.1942Самолеты ЛаГГ-3
01.11.19423/2 ЛаГГ-3, 0/1 Ла-5, 8/0 Як-1, 1/0 УТИ-4, 1/0 УТ-1
05.11.19424/1 ЛаГГ-3, 0/1 Ла-5, 12/0 Як-1, 1/0 УТИ-4, 1/0 УТ-1
10.11.19424/1 ЛаГГ-3, 0/1 Ла-5, 11/1 Як-1, 1/0 УТИ-4, 1/0 УТ-1
15.11.19420/2 ЛаГГ-3, 0/1 Ла-5, 8/4 Як-1, 1/0 УТИ-4, 1/0 УТ-1
25.11.19420/2 ЛаГГ-3, 0/1 Ла-5, 8/4 Як-1, 1/0 УТИ-4, 1/0 УТ-1
10.12.1942Самолеты Як-1
17.08.1943Самолеты «Аэрокобра»
25.10.1944Самолеты Ла-7

       Знаком быстрого опознавания авиаполков 303 ИАД ( 9 гиап, 18 гиап, 139 гиап, 523 иап, «Нормандия» ) была большая белая молния на фюзеляже.


1. И-16 (22.06.1941 — 15.10.1941)
19.07.41 два УТИ-4 приняты из 299 шап.
По убытию в тыл истребители И-16 переданы в другие полки.


2. Як-1 (август — октябрь 1941 г. ; 10.12.1942 — 01.08.1943)
В первый период эксплуатации использовались прикомандированными летчиками ВВС ЧФ.

9th GvIAP WWII photo nose art yak1 in combat.
Асы полка Султан Амет-хан, Георгий Кузьмин и Иван Борисов у истребителя Як-1 с интересным оформлением носовой части.
Soviet aces near the Yak-1 warplane. Great Patriotic war photo.


9th GvIAP WWII photo nose art yak1 in combat.
Лётчики на фоне Як-1, июнь-июль 1943 года. В центре - старший лейтенант Евгений Дранищев.

В сети широко известен снимок Г.Кузьмина, где он выбирается из кабины Яка с леопардом и звездами.
Мне удалось найти фото чуть большего расширения. И там видна часть бортового номера (хотя один из коллег
написал, что это люк компаса РПК). Однако, я такого люка на Як-1Б не встречал, и тем более, люк должен располагаться сверху симметрично, а тут явно слева. Фото высылаю.
В статье автор писал, что он видит на фюзеляже 21 звездочку.
Мы же на фото можем видеть только 20. Следовательно, у автора было цельное фото… Было - ключевое слово
Кузьмин Георгий Павлович в кабине истребителя Як-1Б с победными звездочками. Прислал Роман Михальчик.

Эмблема крупным планом Хищник. бортовая живопись войны. пантера в сердце.сердце зверя У других эскадрилий 9 ГвИАП были гюрза и сокол.
Комэск Алексей Алелюхин в кабине Як-1Б. На фюзеляже истребителя - пантера, терзающая сердце. Фотографии, ориентировочно, весны 1943 г.
Aleхey Alelyuhin in the Yak-1B cockpit. Click to enlarge the photo.

board side art 9th GvIAP WW2 foto
Султан Амет-хан рядом с Як-1Б. Увеличение фото - по клику. Прислал Тефиде Мухтерем.
Amet-Han Sultan aside the same Yak-1B. Click to enlarge the photo.


Морозов на яке с пантерой. Но уже другом
Морозов Анатолий Афанасьевич.

В 1943, базируясь на аэродроме Зимовники (20.01 по 19.09), батальон провел одну из крупнейших работ по обслуживанию боевой и перелетной авиации реморганов и учебных полков 8 ВА, принимавших новую материальную часть - 206 ШАД, 74 ШАП и 9 ГООКЗИАТ
Красноармеец Клавдия Зотова - водитель спецмашины Б3 (699 бао), заправляет самолет Як-1 горючим. Фото 1943 г.


3. ЛаГГ-3 (13.06.1942 — 18.09.1942)
30.10.1941–10.06.1942 - Освоены в 11 зиап ЗКФ.
30.07.1942 - Принято 20 ЛаГГ-3 от 194 иап.
26.08.1942 - Принято 8 ЛаГГ-3 от 156 иап.


4. «Аэрокобра» (17.08.1943 — 25.05.1944)
01.08.1943 начато перевооружение на американские истребители «Аэрокобра» в тылу Южного фронта (пос. Зимовники).

Wartime picture identification mark P39.
Летный состав 9 ГИАП у истребителя Р39 «Аэрокобра». Слева направо: Александр Карасев, Владимир Лавриненков, Иван Королев, Аркадий Ковачевич, Анатолий Морозов (командир полка), Алексей Алелюхин, Султан Амет-хан, Иван Борисов, Павел Головачев. Из девяти летчиков пятеро – Герои Советского Союза, и четверо – Дважды Герои.
9 GIAP aces near Bell P-39 Airacobra fighter.


P39 VVS expert unit 9th guards fighter «Odessa» regiment (69th fighter air unit) VVS
Оборотная сторона фотоснимка со списоком - по клику.

минимум два летчика (в белых подшлемниках), один из ктороых (слева) — 2ГСС Алелюхин
Авиаторы полка (второй справа - А.В. Алелюхин) изучают орудие М-4 рядом с Аэрокоброй № 14. Увеличение фото - по клику.
The M-4 cannon of P-39 Airacobra. Click to enlarge the photo.



5. Ла-7 (25.10.1944 — 09.05.1945)
25.05.1944 начато перевооружение на истребители Ла-7 в МВО (аэр. Чкаловское).
На фюзеляжах истребителей Ла-7 рисовалась большая белая молния (зигзагом). Это - знак 303 иад. Эмблема отсутствовала на машине Алелюхина (на ее месте - дарственная надпись), была красной на "лавке" комполка Лавриненкова.

В 1944 году делегацией 381 Московского авиазавода полку были переданы несколько самолетов «Месть за Юрия Смирнова».

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО ВВС СССР.
Истребитель Ла-7 Султана Амет-Хана.
The La-7 fighters of 9 giap Red army airforce in hangar , 1945.

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Гвардии майор Султан Амет-Хан в кабине истребителя Ла-7. Орел в круге - эмблема эскадрильи. Востосная Пруссия, 1945 г.
Amet-Han Sultan ace in his La-7 aircraft featured the eagle emblem. 1945 г.

камуфляжная окраска. действующая армия
Борисов Иван Григорьевич и Амет-Хан Султан на фоне Ла-7, фото 1945 г.

VVS expert unit 9th guards fighter «Odessa» regiment (69th fighter aviation unit)
Летчики и техники на фоне истребителя Ла-7 с эмблемой орла.

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Подполковник В.Д. Лавриненков перед вылетом на боевое задание у самолета Ла-7 с бортовым номером «17». Аэродром Заалау, Восточная Пруссия, весна 1945 г.

Наши ястребки - Сталинские соколы. История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Павел Головачёв и Владимир Лавриненков в кабинах Ла-7. На фюзеляжах видны фрагменты белой и красной молний.
Pavel Golovochov and Vladimir Lavrinenkov in the La-7 cockpit.

цветной боковик стрела-молния 2ГСС
Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир эскадрильи Дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачёв.
Soviet fighter La-7 № 23, color profile by M.Bykov..

USSR air aces regiment 9th guards fighter «Odessa» regiment 69th fighter air VVS unit
Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал Владимир Лавриненков, зима–весна 1945 г.
The La-7 bort number 17, color profile by M.Bykov.


2 ГСС 9 гиап (69 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы фото ВОВ
Самолет Ла-7 с бортовым номером 14 командира эскадрильи Дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина.
военный самолёт фото ВМВ 9 ГвИАП
Ла-7 с надписью по обоим бортам «Алексею Алелюхину от коллектива треста №41 НКАП» (Народного комиссариата авиационной промышленности). Восточная Пруссия, 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The inscription 'To Aleхey Alelyuhin from the collective of factory no.41 N.K.A.P.' Click to enlarge the photo.

Russian nose art 9 GvIAP
А.В. Алелюхин на крыле своего Ла-7.
WW2 foto soviet la7 in combat.
Дарственная надпись с правой стороны - с белым кантом букв.
Russian ace Alelyuhin during the delivery ceremony of the gift plane, in East Prussia in December 1944.

9 ГООКЗИАП (9 гвардейский Одесский ордена Красного знамени истребительный авиационный полк)
Самолет Ла-7 б/н 14. Рисунок М.Быкова.
The La-7 fighter of Alexey Alelyuhin expert pilot.


Rus ftr 9 GIAP VVS USSR
Летчик Черненко перед посадкой в кабину своего Ла-7.
Chernenko pilot and his La-7 aircraft.


Ла7 № 70, 9 ГООКЗИАП фото ВОВ
И. Королев, В. Лавриненков, А. Султан, И. Борисов, П. Головачев.

Ла7 9 КГИАП фото ВОВ
Александр Яковлевич Чугуров (справа) с боевым товарищем.

Боевое использование Ла7, 9 КГИАП Победное фото. Тарасов
Личный состав полка на фоне истребителя Ла-7 с белым коком винта.

       Командиры полка

_.01.1941 – 10.08.1941 м-р Марьинский Алексей Николаевич
10.08.1941 – 04.04.1943 м-р, п/п Шестаков Лев Львович
_.08.1943 – 18.06.1944 п/п Морозов Анатолий Афанасьевич (погиб)
18.06.1944 – _.10.1944 м-р Ковачевич Аркадий Федорович (ВрИД)
_.10.1944 – 25.08.1945 м-р Лавриненков Владимир Дмитриевич








Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
И. Лавриненко - «Эксперт за сотню» в обмен на двух Героев.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

9 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Одесский ордена Суворова полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.