Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

494 истребительный авиационный ордена Суворова полк ВВС КА

[10 истребительный авиационный полк]

Боевое Красное Знамя 494-го истребительного авиационного полка

494th (10th) fighter aviation regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       25.04.1938–01.05.1938 10 истребительный авиаполк сформирован в Белорусском Особом военном округе (г. Бобруйск) на основе 17, 30 и 33 истребительных авиаэскадрилий 56 истребительной авиабригады ВВС БОВО по штату 15/806.
       17.07.1941–01.08.1941 При 1 Высшей школе штурманов ВВС КА (г. Рязань, Московский ВО) переформирован по штату 015/134.
       10.12.1941 Переименован в 494 истребительный авиационный полк.
       16.12.1941 Закончил переформирование по штату 015/174.
       01.01.1943 в 6 отдельном учебно-тренировочном авиаполку 4 ВА переформирован по штату 015/284.
       20.11.1943-31.01.1944 В 22 зиап Московского ВО (г. Иваново) переформирован по штату 015/364.
       31.10.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шяуляй (Шавли) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 494 иап награжден орденом Суворова III степени.
       В сентябре 1960 г. 494 иап расформирован вместе со 147 иад ВВС ТОФ (аэр. Барановский, Уссурийск).

       Подчиненность и участие на фронтах

       17.09.1939–28.09.1939 В составе ВВС Белорусского фронта принимал участие в освобождении Западной Белоруссии на самолетах И-16 и И-15бис.

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194126.06.19417 садВВС ПрибОВО / Северо-Западного фронта
02.08.194121.10.1941ВВС 24 армииЗападный фронт
15.01.194222.05.194221 садВВС Южного фронта
05.09.194312.11.1943303 иад1 ВАЗападный фронт
03.06.194425.02.1945190 иад11 ИАК3 ВА1 Прибалтийский фронт
25.02.194505.05.1945190 иад11 ИАК3 ВАЗемландская группа войск 3 Белорусского фронта
05.05.194509.05.1945190 иад11 ИАК15 ВАЛенинградский фронт
09.08.194503.09.1945190 иад12 ВА3абайкальский фронтСоветско-японская война
14.02.195210.08.1952190 иад64 ИАККорейская война

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 6808 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожен 122 самолета противника, и 11 самолетов - при штурмовках аэродромов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 9, БРМ - 2, орудия ЗА – 13, ж/д эшелоны – 4, паровозы – 8, склады ГСМ – 1, склады боеприпасов – 3, мосты – 1, баржи – 1), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
на сопровождение БА190141927322534653
на сопровождение ША806524282
на разведку239692371957310
на сопровождение разв. Пе-21238115
на сопровождение разв. Ил-21818
на прикрытие войск8172382414028612
бомбо-штурмовые действия115115
на штурмовку2187810634
на блокировку аэродромов2222
на перехват7049192
на прикрытие аэродромов1033469
боевые перелеты21918336
Итого680810597466233801561
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздухе10471146418
Истребители - уничтожено на аэродромах1010
Бомбардировщики - сбито в воздухе1284
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах11
Прочих типов - сбито в воздухе624
Итого133151147132
сбито в воздушных боях122151147022
уничтожено на аэродромах11000110
Свои потери самолетовЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях37146125
сбито ЗА752
уничтожено на аэродромах3333
не вернулось с боевого задания1943111
Итого боевые965191287
авиакатастрофы731111
аварии24121272
списано по износу321
Итого небоевые34173383
ВСЕГО130681243610
Потери летного состава
Летчики521583183


По типам самолетов потеряно:
18/9 И-16; 33/8 МиГ-3; 9/3 Як-1; 36/14 «Аэрокобра» (в знаменателе – небоевые потери).

       В советско-японской войне боевых вылетов не выполнял.

       Результаты боевой работы в воруженном конфликте на территории Кореи (на стороне КНДР). Сбито самолетов противника – 25 (истребителей-бомбардировщиков – 8, истребителей – 17). Свои потери: летчиков – 5, самолетов МиГ-15 – 30.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях


       На вооружении полка в разное время стояли самолеты И-15бис, И-16, МиГ-3, Як-1, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-15бис, УТИ МиГ-15, МиГ-17.

И-16 (июнь 1941 г.)
На момент начала боевой работы имел в составе 36 И-16 (из них 10 неисправных) и 23 МиГ-З.

И-16-5, 10 истребительный авиаполк СССР действующая армия Шяуляй
Самолет И-16 тип 5 с тактическим номером 10 на аэродроме Шауляй, фото 1941 г.
WW2 foto Russian ftr in action
Самолет И-16 тип 5 с тактическим номером 7, фото 1941 г.
i16 494th (10th) fighter aviation regiment USSR
Истребители И-16 тип 5 из разных эскадрилий полка, 1941 год (художник - И. Злобин).
The I-16 type 5 fighters of 10 IAP Red army airforce.



МиГ-З (июнь — октябрь 1941 г.)
На момент начала боевой работы имел в составе 23 МиГ-З и 36 И-16.



Самолет МиГ-3 № 1 на аэродроме Шауляй, фото 1941 г. Передан в 10 иап из 42 иап.
The early type MiG-3 transferred from 42 IAP to 10 IAP on 22 June 1941 on Siaulai airfield.


МиГ-3 ранней модификации, тактический номер 1 (художник - М. Тесситори).


Самолет МиГ-3 № 2 на аэродроме Шауляй, фото 1941 г. Передан в 10 иап из 42 иап.
The early type MiG-3 transferred from 42 IAP to 10 IAP on 22 June 1941 on Siaulai airfield.


МиГ-3 ранней модификации, тактический номер 2 (художник - М. Тесситори).


Як-1 (15.01.1942 — 22.05.1942)
21.10.1941–16.12.1941 освоены в 8 зиап ПриВО (пос. Багай-Барановка Саратовской обл.).


«Аэрокобра» (август 1942 г. — май 1945 г.)
19.03.1943–13.08.1943 в 25 зиап Закавказского фронта (г. Аджи-Кабул, АзССР) авиаполк переучился на американские истребители «Аэрокобра».

Аэро-кобра фото 1447
Техник Скворцов Федор Николаевич у истребителя «Аэрокобра» № 07.

Аэро кобра фото 494 (10) иап ВВС КА в ВОВ - самолеты и эмблемы
Комэск-2 капитан Илюшин Иван Лазаревич с сослуживцами у истребителя «Аэрокобра» № 11.
Squadron commander Iliushin near the P-39 Airacobra fighter.



«Кингкобра» (в боевых вылетах не применялся)
06.1945–07.1945 перевооружение на американские истребители «Кингкобра» в 45 запасном авиаполку Сибирского ВО (г. Красноярск).

494 иап ВВС РККА фото СЯВ Королевская кобра
Авиаторы полка у самолета P-63 «Кингкобра» с тактическим номером 91.

494-й истребительный авиационный ордена Суворова полк военно-воздушных сил Красной армии. Фотографии и история.
P-63 «Кингкобра» с номером 4 и отметками побед, вероятно - 494 иап.
The aviators (probably of 494 IAP VVS) near the Kingcobra plane № 4.


ЖБД - журнал боевых действий 494 иап, история и боевой путь части в ВОВ. 311336
Истребитель P-63 «Кингкобра» с тактическим номером 36 (серийный номер 4311336). Рисунок М. Быкова.


МиГ-15 (14.02.1952 — 10.08.1952)


Истребители МиГ СССР
Личный состав полка на фоне МиГов №№ 20 и 16, аэродром Барановский. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet pilots near Airacobra. Click to enlarge the picture.


       История полка

       25.04.1938 г. на базе 17-й, 30-й и 33-й отдельных истребительных авиационных эскадрилий 56-й авиабригады Белорусского Особого военного округа был сформирован 10-й отдельный истребительный авиационный полк, вооруженный самолетами И-16. Местом дислокации полка был г. Бобруйск.
       В марте 1939 г. одну АЭ полка перевооружили на И-15бис.
       С 08.09.1939 г. 10-й ОИАП вошел в состав 16-го Особого стрелкового корпуса с базированием на аэр. Вильнюс.
       Во второй половине сентября 1939 г. 10-й ОИАП принял участие в Польском походе Красной армии.
       С 15.06.1940 г. полк вошел в состав 7-й САД вновь сформированного Прибалтийского военного округа и перебазировался на аэр. Шавли (Шяуляй).
       25.05.1941 г. полк получил 19 новых истребителей МиГ-3, к освоению которых приступил личный состав. Перед войной управление и основная часть полка базировалась на аэр. Шавли.
       По состоянию на 22.06.1941 г. в полку числилось 36/26 И-16, а также 23/23 МиГ-3, еще не освоенных летчиками. Часть самолетов МиГ-3 находились на аэр. Митава.
       С начала войны полк действовал в составе 7-й САД на Северо-Западном фронте.
       За 22 июня летчики полка доложили об уничтожении 7 самолетов противника, потеряв одного пилота, но к исходу дня в полку осталось только около 12 исправных самолетов (часть самолетов была потеряна при бомбардировке аэр. Шавли).
       23 июня полк перелетел в Ригу, откуда сделал несколько вылетов на разведку, и один на сопровождение бомбардировщиков. В Риге в составе полка осталось только 5-7 исправных самолетов.
       Перед оккупацией Риги немецкими войсками (1 июля 1941 г.) личный состав полка наземным транспортом эвакуировался в Смоленск, откуда транспортными самолетами был переброшен в Москву, и далее в Рязань на аэр. Дягилево.
       С 17 июля по 1 августа 1941 г. на базе 1-й военной школы штурманов МВО 10-й ИАП перевооружился на самолеты МиГ-3.
       В августе полк, трехэскадрильным составом (32 МиГ-3) вылетел под Ельню на аэр. Спас-Деменск. Оттуда он выполнял боевые задания по разведке, прикрытию наземных войск, сопровождению штурмовиков, бомбардировщиков, штурмовал войска противника, выполнял корректировку артиллерийского огня.
       С августа по октябрь 1941 г. 10-й ИАП воевал в составе 38-й САД ВВС 24-й армии Западного фронта.
       В октябре 1941 г. часть самолетов и летчиков полка были переданы в 29-й истребительный авиационный полк, а сам он вошел в состав ВВС Калининского фронта, имея в составе 17 МиГ-3.
       21.10.1941 г. 10-й ИАП снова был выведен на переформирование и перевооружение в тыловой Приволжский военный округ. Перевооружение происходило на базе 8-го запасного авиаполка 3-й ЗАБ на аэр. Багай-Барановка.
       В ноябре-декабре 1941 г. полк перевооружился на истребители Як-1. После этого до мая он входил в состав 21-й САД, воюя на Южном фронте.
       10.12.1941 г. 10-й ИАП был переименован в 494-й истребительный авиационный полк. В это же время в составе ВВС КА был сформирован новый 10-й ИАП.
       16.12.1941 г. полк завершил переучивание на Як-1, после чего убыл в состав 21-й САД ВВС Южного фронта. Он оставался в составе дивизии до мая 1942 г.
       С 22.05.1942 г. 494-й ИАП передается в 229-ю ИАД 4-й ВА Южного фронта, а с 29 июля вместе с дивизией передается на Северо-Кавказский фронт.
       До января 1943 г. 494-й ИАП боевой работы не вел. На базе 6-го ОУТАП 4-й ВА полк проходил доукомплектование личным составом и матчастью.
       С 19 марта по 13 августа 1943 г. полк базировался на аэр. Аджикабул. Там на базе 25-го ЗАП Закавказского фронта проходило переучивание личного состава на истребители Р-39 «Аэрокобра».
       13.08.1943 г., завершив переучивание на «Аэрокобры» (32 ед.), полк убыл в действующую армию.
       С 1 сентября по 13 ноября 1943 г. 494-й ИАП воевал в составе 303-й ИАД 3-й ВА Западного фронта, вместе с 1-м ИАП ВВС Свободной Франции «Нормандия» (развернут на базе 1-й «А» эскадрильи 18-го гв. ИАП). Однако активных боевых действий 494-й ИАП не вел: летчики выполнили всего 62 боевых вылета и сбили 3 самолета противника при потере одной «Аэрокобры» и одного летчика.
       20.11.1943 г. 494-й ИАП убыл из 1-й ВА на аэр. Иваново в 22-й запасный ИАП 6-й ЗАБ Московского военного округа для доукомплектования.
       01.02.1944 г. по завершению укомплектования полк включили в состав 190-й ИАД 11-го ИАК РГК с перебазированием на аэр. Макарово.
       03.06.1944 г. полк направляется на Западный фронт (переименованный в том же месяце в 1-й Прибалтийский фронт) и воюет там до конца февраля 1945 г.
       31.10.1944 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шавли (Шауляй) и проявленные при этом доблесть и мужество, 494-й ИАП был награжден орденом Суворова III-й степени (объявлен приказом Зам. НКО СССР №0391 от 25.11.1944 г.).
       С 25.02.1945 г. полк вместе с дивизией перешел в состав Земландской группы войск 3-го Белорусского фронта.
       В мае 1945 г. 494-й ИАП завершил боевые действия под Кенигсбергом в составе 190-й ИАД 11-го ИАК 3-й ВА 3-го Белорусского фронта. День Победы - 9 мая 1945 г. полк встретил на аэр. Шяуляй в Литве.
       Всего за время боев на советско-германском фронте летчиками полка было уничтожено 133 самолета противника, в том числе в воздухе - 122 и на земле - 11. Собственные потери полка составили 130 самолетов и 47 летчиков.
       В июне-июле 1945 г. 494-й ИАП в составе 190-й ИАД перебазировался из 3-й ВА в состав 12-й ВА Забайкальского фронта. В это же время на базе 45-го ЗАП СибВО в Красноярске он перевооружился на самолеты Р-63 «Кингкобра». Оттуда полк был направлен в Монголию.
       Полк разместился в районе г. Чойбалсан (Монголия). Оттуда 494-й ИАП в августе-сентябре 1945 г. принял участие в боевых действиях против Японии.
       Окончание Второй Мировой войны 494-й ИАП встретил под Порт-Артуром, а в середине сентября 1945 г. он вместе с другими полками 190-й ИАД перебазировался в Приморье.
       В апреле 1946 г. 494-й ИАП 190-й ИАД числился в составе 2-го САК 9-й ВА Приморского военного округа. Местами дислокации полка были аэродромы Камень-Рыболов и Хороль возле оз. Ханка.
       В январе 1951 г. личный состав полка срочно прошел переучивание на реактивные истребители МиГ-15, а уже в феврале 494-й ИАП без матчасти вместе с дивизией был направлен в Китай. Там он вошел в состав 64-го ОИАК, участвуя в Корейской войне до июля 1952 г.
       По прибытию в начале февраля 1951 г. на аэр. Аньдун (КНР) личный состав полка принял самолеты МиГ-15 от полка убывающей в Советский Союз 303-й ИАД.
       До середины февраля летчики полка изучали район базирования и предстоящих боевых действий, а уже с 17 февраля приступили к воздушному патрулированию объектов в районе р. Ялу над Северной Кореей.
       18.02.1952 г. летчик ст. лейтенант Крючков одержал первую воздушную победу над американским «Сейбром», открыв боевой счет полка. Но уже через два дня был сбит МиГ-15 ст. лейтенанта В.Ф.Таркана, пилот катапультировался.
       В марте 1952 г. полк перевооружился на самолеты МиГ-15бис, а старые МиГ-15 передал истребительным полкам 83-го САК 54-й ВА ВВС ПримВО базирующимся в районе Порт-Артура.
       04.07.1952 г. для полка и для всей дивизии стал «черным днем». В этот день дивизия потеряла сбитыми 10 самолетов, из которых 7 МиГ-15 приходились на долю 494-го ИАП. К счастью ни один пилот не погиб. Летчики полка смогли уничтожить только один «Сейбр» противника.
       До середины августа 1952 г. полк принимал участие в ожесточенных воздушных схватках с американскими самолетами над Северной Кореей, после чего был выведен в составе дивизии в Приморье.
       Известно о 19 победах в воздухе при 30 потерянных своих самолетах. В боях с американцами 494-й ИАП потерял пятерых летчиков: 11.03.1952 г. был сбит в бою с «Сейбрами» ст. лейтенант Зенаков Николай Иванович; 02.04.1952 г. погиб в бою ст. лейтенант Воронов Александр Яковлевич; 13.04.1952 г. был сбит ст. лейтенант Шебеко Владимир Михайлович; 03.05.1952 г. в воздушном бою погиб ст. лейтенант Ефимов Михаил Иванович; 04.08.1952 г. полк понес последнюю боевую потерю в небе Кореи. В этот день в воздушном бою погиб капитан Крутских Василий Романович;
       По окончании спецкомандировки полк разместился на аэр. Барановский в районе г. Ворошилов-Уссурийский (ныне г. Уссурийск).
       01.12.1952 г. полк из 190-й ИАД передали в 147-ю ИАД 65-го ИАК 15-го Приморского района ПВО ПримВО.
       С 25.05.1953 г. на основании приказа МО СССР №0084 от 25.04.1953 г. 494-й ИАП, вооруженный самолетами МиГ-15бис, был передан в состав ВВС 5-го ВМФ.
       В середине 1950-х годов полк перевооружился на истребители МиГ-17.
       01.09.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 494-й ИАП 147-й ИАД ВВС ТОФ, вооруженный МиГ-17, на аэр. Барановский был расформирован.

       Командиры полка

       Константин Павлович Деревнин (май 1938 г. - июнь 1941 г.), Работкин Николай Работкин (июль-сентябрь 1941 г.), Иван Васильевич Белов (октябрь 1941 г. - декабрь 1945 г.), А.Ф.Маньковский (в 1952-56 гг.), Одинцов (в 1954 г., ВрИО), Пасечник (был в 1957 г.), Г.А.Ермилов (1958-60 гг.)






494-й истребительный ордена Суворова авиационный полк ВВС СА / ВВС ТОФ
(10-й отдельный истребительный авиаполк, 17-я, 30-я, 33-я отдельные истребительные авиационные эскадрильи ВВС КА)

Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
М. Тимин - Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов».
М. Тимин - Воздушное сражение за сталинскую Прибалтику.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.