95 истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ
95 (96) бомбардировочный авиаполк ВВС КА
|
95th navy fighter aviation regiment (95th bomber regiment, 96th bomber regiment)
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
|
19.04.1940 г. на аэр. Мигалово (г. Калинин) в составе 43-й САБ ВВС Московского военного округа
был сформирован 95-й скоростной бомбардировочный авиационный полк.
На момент формирования полк насчитывал 25 самолетов СБ-2М-103 и 100 человек личного состава.
Вскоре полк был перевооружен с СБ на пикирующие бомбардировщики Ар-2.
В феврале-марте 1941 г. 95-й СБАП МВО начал перевооружаться на пикирующий бомбардировщик Пе-2.
К 22.06.1941 г. полк всем составом базировался на аэродроме Мигалово. В первые дни войны он находился в резерве ВВС КА.
На 05.07.1941 г. в 95-м СБАП насчитывалось 47 самолетов Пе-2 и 49 экипажей, летающих на них, остальные 19 экипажей требовали переучивания с СБ на Пе-2.
В документах встречаются обозначения: 95 авп 14 сад ВВС СФ, 95 ббап, сбп, сбап, авбп ВВС ВМФ.
В июле 1941 года на короткое время полк был разделен на 95 бап и 96 бап (по 30 Пе-2 в каждом).
С 06.07.1941 г. полк был включен в состав 47-й САД ВВС Западного фронта и приступил к нанесению бомбовых ударов по мотомеханизированным войскам противника движущимися в направлении Минск-Смоленск, а также по аэродромам, занятым немцами.
01.08.1941 г. полк был отправлен в тыл на переформирование. На этот момент в нем оставалось только 5 Пе-2.
С 05.08.1941 г. до конца сентября полк переучивался на истребители Пе-3. В это время 95-й БАП в составе 23-й САД находился в резерве командования ВВС ЗапФр, базируясь на аэродромах Медынь и Мосальск.
По окончанию переучивания на основании приказа Ком. ВВС КА от 25.09.1941 г. полк был преобразован в
95-й истребительный авиационный полк двухэскадрильного состава, имевший в своем составе 40 самолетов, и включен в состав 6-го ИАК ПВО г. Москвы.
30.09.1941 г. полк перебазировался под Наро-Фоминск на аэр. Инютино (ныне Ермолино) составом 20 Пе-3 и 20 летчиков, откуда стал осуществлять прикрытие воздушных подступов к Москве с юго-запада.
По состоянию на 30.11.1941 г. 95-й АП базировался на аэр. Монино и Чкаловское составом 16/15 Пе-3 и 12 летчиков.
На 01.01.1942 г. полк составом 16/12 Пе-3 и 13 летчиков базировался на аэр. Чкаловское.
В середине января 1942 г. в состав 95-го ИАП влились остатки 208-го СБАП (12 Пе-3), который подлежал переформированию в штурмовой полк.
На основании приказа НКО №0160 от 01.03.1942 г. и приказа НК ВМФ №0060 от 05.03.1942 г. 95-й ИАП подлежал передаче в состав Ударной авиационной группы Резерва Ставки ВГК (УАГ РСВГК).
С 7 по 9 марта 1942 г. 14 Пе-3 перелетели с аэр. Чкаловское (Москва) на аэр. Ягодник (Архангельск).
15.03.1942 г. на аэр. Ваенга-1 с аэр. Ягодник перелетели 7 самолетов Пе-3 95-го ИАП в сопровождении одного самолета Пе-2. В последующие дни туда перелетели еще 8 Пе-3.
19.03.1942 г. оставшиеся 5 Пе-3 в сопровождении ТБ-3 с техсоставом перелетели с аэр. Чкаловский через аэр. Ягодник, на аэр. Ваенга-1 (ныне Североморск-1). Здесь в течение месяца параллельно с боевой работой полк обучался полетам над безориентирной местностью.
C 21.03.1942 г. приказом Ком. СФ №00139 95-й ИАП был принят в состав ВВС СФ с дислокацией на аэр. Ваенга-1.
01.04.1942 г. в составе 95-го ИАП числилось на Ваенга-1: 11/9 Пе-3 и на аэр. Ягодник: 7/7 Пе-3.
02.04.1942 г. с аэр. Ягодник на аэр. Ваенга-1 перелетели 6 из 7 самолетов Пе-3.
Завершив подготовку к полетам в условиях крайнего Севера, с середины апреля 1942 г. 95-й ИАП начал выполнять полеты на прикрытие конвоев и нанесение бомбоштурмовых ударов по кораблям и береговым объектам врага.
01.05.1942 г. 95-й ИАП получил пополнение - бомбардировочную эскадрилью, на самолетах Пе-2 (8 экипажей из состава 2-го гв. САП).
С этого времени он стал именоваться 95-м авиационным полком.
По состоянию на 01.07.1942 г. в 95-м АП числилось 12/7 Пе-3бис и 3/2 Пе-2, базирующихся на аэр. Ваенга-1.
К 08.07.1942 г. 95-й АП основным составом (10 самолетов Пе-3 из 12) перебазировался на оперативном аэродроме Поной.
По состоянию на 30.07.1942 г. в составе 95-го АП имелось на аэр. Ваенга-1: 1/1 Пе-3 и 1/0 Пе-2, на аэр. Поной 8/6 Пе-3, 2/2 Пе-2 и аэр. Ягодник 1/0 Пе-3.
В начале августа 1942 г. полк основным составом перебазировался на аэр. Ягодник.
В начале сентября полк основным составом вновь базировался на аэр. Поной.
19.09.1942 г. самолеты полка перелетели с аэр. Поной на тыловой аэр. Ягодник. Всего за время активных боев полк участвовал в охранении девяти союзных конвоев PQ-14, PQ-15, PQ-16, PQ-17, PQ-18, ЭОН-18, YW-51, YW-52, YW-53.
По состоянию на 1 октября 1942 г. 95-й АП базировался на аэродромы: аэр. Поной: 4/3 Пе-3, 2/2 Пе-2; аэр. Ягодник: 2/0 Пе-3; аэр. Ваенга-1: 1/1 Пе-3, 1/0 Пе-2.
С 14.10.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0871 от 09.10.1942 г. о реорганизации ВВС СФ 95-й АП подлежал расформированию, а его личный состав и авиатехника должны были быть обращены на формирование 28-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ВВС СФ. Срок выполнения мероприятия, назначенный командованием - 25 октября.
Однако уже 30.10.1942 г. на основании приказа НК ВМФ СССР №00373 от 23.10.1942 г. 95-й АП был восстановлен, и с 5 ноября в состав полка были переданы несколько уцелевших самолетов Пе-3 с экипажами выведенного в тыл на переформирование 13-го АП ОМАГ ВВС ВМФ.
По состоянию на 01.12.1942 г. в составе 95-го АП имелось на аэр. Ваенга-1: 4/4 Пе-3, 1/0 Пе-2, на аэр. Поной: 16/15 Пе-3, на аэр. Ягодник: 2/2 Пе-3.
С начала 1943 г. 2-я АЭ полка была направлена в тыл для получения самолетов, взамен потерянных в весенних боях. В это время в полку имелось 20/16 Пе-3. К этому времени самолет Пе-2 полка в боевых вылетах уже не участвовал.
В феврале 1943 г. полк был оперативно подчинен командиру 5-й бомбардировочной авиабригады ВВС Северного флота и полностью переключился на сопровождение торпедоносцев 9-го гв. МТАП ВВС СФ.
В июле 1943 г. в полк передали самолеты Пе-3 из 121-го АП ВВС СФ, который подлежал расформированию, а в конце лета 1943 г. возвратились экипажи 2-й эскадрильи, получившие в тылу новые самолеты.
По состоянию на 01.01.1944 г. в составе полка имелось 11/8 Пе-3 (на аэр. Поной 5/2 Пе-3, на аэр. Ягодник 5/5 Пе-3; на аэр. Ваенга-1 – 1/1 Пе-3.
С мая 1944 г. 95-й АП (в/ч 26840) был включен в состав вновь сформированной 14-й САД ВВС СФ.
21.06.1944 г. самолеты Пе-3 95-го ИАП перебазировались с аэр. Поной на аэр. Териберка.
К 27.06.1944 г. полк частью сил перебазировался на аэр. Ваенга-2 и стал действовать по планам командования 14-й САД ВВС. Однако часть сил полка осталась на аэр. Териберка и Поной и выполняла с этих аэродромов вылеты в Баренцево море.
С 7 по 29 октября 1944 г. 95-й АП в составе 14-й САД принял участие в Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск.
09.11.1944 г. с аэр. Териберка на аэр. Поной перебазировались 7 самолетов Пе-3 95-го АП.
По состоянию на 09.05.1945 г. в боевом составе полка числилось 16/11 Пе-3бис; 1/1 Пе-2. За время боев на Севере летчиками полка от воздушного и надводного противника было прикрыто 103 союзных каравана. За время боев в Заполярье полк потерял сбитыми и в катастрофах 18 самолетов.
К началу июля 1945 г. 95-й АП был переведен на штаты смешанного полка трехэскадрильного состава.
Он по штату получил две эскадрильи истребителей и одну бомбардировочную эскадрилью. Тогда же он получил на вооружение 1-й и 2-й АЭ самолеты Як-9 и Р-40 «Киттихок», а 3-я АЭ – бомбардировщики Ил-4.
08.07.1945 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и
проявленные при этом доблесть и мужество 95-й САП ВВС Северного флота был награжден орденом Красного Знамени.
Летом 1945 г. 95-й САП вместе с управлением 14-й САД с Кольского полуострова перебазировался на аэр. Ягодник.
С 06.03.1946 г. 95-й САП перешел на штаты мирного времени
В 1946-47 гг. местами базирования полка были аэродромы Ягодник и Талаги под Архангельском.
С 24.05.1946 г. 95-й САП 14-й САД приступил к переучиванию на самолеты Р-39 «Аэрокобра».
В полку имелось 20 Р-39 «Аэрокобра», которые сменили истребители Як-9 и Р-40 «Киттихок».
С 06.07.1946 г. 3-я АЭ полка начала переучивание с Ил-4 на самолеты А-20G «Бостон». Переучивание было закончено 6 августа.
13.05.1947 г. 95-й САП был переформирован в 95-й бомбардировочный авиационный полк.
Истребительные эскадрильи самолетов Р-39 «Аэрокобра» были исключены из его состава.
В середине октября 1947 г. 95-й БАП был переформирован в 574-й отдельный минно-торпедный авиационный полк
(в связи с расформированием 14-й САД)
(циркуляр НГШ ВМС № 0036 от 07.10.1947).
На вооружении полка, базирующегося на аэр. Ягодник, стояли самолеты Ил-4 (их пришлось вернуть в полк
по условиям возврата авиатехники, полученной по ленд-лизу). В его составе была сформирована 4-я эскадрилья.
10.11.1947 г. 574-й ОМТАП был включен в состав дивизии 5-й МТАД ВВС СФ.
В 1951 г. на вооружении 574-го МТАП стояли самолеты ДБ-3ф (до 30 ед.) и 5-7 По-2.
С 01.08.1953 г. летный и технический состав полка приступил к теоритическому изучению реактивного самолета-бомбардировщика Ил-28.
В июле 1954 г. 574-й МТАП вошел в состав 599-й САД (с апреля 1955 г. – 136-я САД) Беломорской флотилии.
Летом 1956 г. полк вошел в состав 11-й авиационной группы ВВС БелФл. Но уже в январе 1957 г. в связи с расформированием этой авиагруппы и самих ВВС флотилии он был включен в состав вновь образованной на их основе 12-й авиационной группы ВВС СФ (с середины 1958 г. 380-я САД ВВС СФ).
Весной 1957 г. полк перебазировался с аэр. Ягодник на аэр. Лахта (гарнизон Катунино) в районе оз. Холмовское.
С ноября 1957 г. по апрель 1958 г. экипажи полка осваивали реактивный самолет-бомбардировщик и торпедоносец Ту-16.
К 19.06.1958 г. переучивание и перевооружение на Ту-16 завершилось (но в полку еще оставалось некоторое количество Ил-28). Переучивание проходило на аэродромах Североморск-1, Быхов и в Крыму. С этого времени полк получил в своем названии приставку «Дальнего Действия».
В марте 1961 г. в связи с расформированием 380-й САД полк стал именоваться
574-м отдельным минно-торпедным авиационным полком Дальнего Действия.
С 08.03.1961 г. полк начал переучиваться на авиационный комплекс Ту-16к-10 с АКР К-10.
С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г.
574-й ОМТАП ДД был переименован в 574-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк.
07.05.1961 г. в полк прибыл первый самолет-ракетоносец Ту-16к-10.
Указом Президиума ВС СССР, объявленным приказом МО СССР №0037 от 22.02.1968 г., «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке, безаварийную работу
и в связи с 50-летием Советской армии и Военно-морского флота» 574-й ОМРАП был удостоен ордена Ленина.
Он стал единственным из частей ВВС ВМФ (и всего ВМФ), получившим высшую награду страны в послевоенное время.
С 20 апреля по 4 мая 1970 г. полк участвовал в крупномасштабных маневрах ВМФ СССР «Океан-70».
К июню 1970 г. в полку был освоен новый ракетный комплекс Ту-16к-10-26.
Согласно директиве ГШ ВМФ №730/1/001299 от 03.12.1982 г. и директиве Ком. СФ от 02.02.1983 г. 574-й ОМРАП, базирующийся на аэр. Лахта, был
включен в состав 5-й МРАД ВВС СФ и стал именоваться 574-м МРАП.
С 15.01.1991 г. личный состав полка начал переучиваться на самолет ракетоносец Ту-22м3, получив на вооружение 25 самолетов этого типа из 170-го гв. МРАП ВВС БФ.
На 01.01.2000 г. на вооружении полка имелось 20 самолетов Ту-22м3. Еще два самолета полка находились на АРЗ
в Чкаловском (г. Калининград).
На основании директивы ГШ ВМФ №730/1/091 от 01.11.2001 г. к 01.06.2002 г. 574-й МРАП вместе с управлением 5-й МРАД подлежал расформированию. Этот процесс растянулся почти на два года. Только в 2004 г. после полной передачи авиатехники в 924-й гв. ОМРАП завершилось окончательное расформирование полка произошло МА СФ. Боевое Знамя и награды 574-го МРАП – ордена Ленина и Красного Знамени были переданы в
73-ю ОПЛАЭ, которая стала именоваться 73-й отдельной противолодочной Краснознаменной ордена Ленина авиационной эскадрильей ВВС СФ.
Подчиненность и участие на фронтах
|
Даты | Подчиненность | Примечания
|
22.06.1941 | 05.09.1941 | — | ВВС Западного фронта | с 23.06.1941 некоторое время входил в 46 авд
|
10.10.1941 | 10.03.1942 | 6 ИАК ПВО | Московская зона ПВО |
|
15.04.1942 | февраль 1943 | 5 мтарб / 5 мтад | ВВС Северного флота |
|
июль 1944 | ноябрь 1944 | 14 сад |
|
Итоги боевой работы авиачасти
|
Сбито самолетов противника – 12 (3 в 6 ИАК ПВО; 9 в ВВС СФ); сбито предположительно – 1; подбито – 7.
Нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника, собраны важные разведданые.
Свои потери (только в составе ВВС СФ): летчиков – 35 (боевые – 26, небоевые – 9); самолетов – 21 (боевые – 13, небоевые – 8).
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
|
Пе-2
В феврале 1941 г. первым в ВВС КА полк начал перевооружаться на самолеты Пе-2.
Первый период боевой эксплуатации бомбардировщиков: июнь - сентябрь 1941 года.
Второй период боевой эксплуатации: 01.05.1942 в состав полка вошла бомбардировочная эскадрилья на самолетах Пе-2.
Пе-3 являлся основой матчасти полка с сентября 1941 года до завершения войны.
05.11.1942 - пополнение самолетами Пе-3 и экипажами за счет расформированного 13 иап ВВС ВМФ.
06.1943–10.1943 - пополнение самолетами Пе-3бис и экипажами за счет расформированного 121 иап ВВС ВМФ.
Система тактических обозначений самолётов:
1 АЭ – красные номера, 2 АЭ – голубые, 3 АЭ – желтые, 4 АЭ – коричневые, 5 АЭ – чёрные. Автор - А. К.
Боевой состав:
22.06.1941: Пе-2 – 45
01.01.1942: Пе-3 – 15
19.03.1942: Пе-3 – 20
22.04.1942: Пе-3 – 15/4
22.05.1942: Пе-2 – 1/1, Пе-3 – 7/7
22.06.1942 - Пе-2 – 1/1, Пе-3 – 6/7
22.07.1942 - Пе-2 – 1/1, Пе-3 – 3/7
22.08.1942 - Пе-2 – 0/2, Пе-3 – 4/6
24.11.1942 - Пе-2 – 2, Пе-3 – 15
31.12.1942 - Пе-3 – 19/4 (11 Пе-3 и 12 Пе-3бис)
31.01.1943: Пе-3 – 16/4
28.02.1943: Пе-3 – 12/8
31.03.1943: Пе-3 – 8/9
30.04.1943: Пе-3 – 6/10
31.05.1943: Пе-3 – 13/1
30.06.1943: Пе-3 – 7/5
31.07.1943: Пе-3 – 6/5
31.08.1943: Пе-3 – 8/3, У-2 – 1/0
30.09.1943: Пе-3 – 12/0, У-2 – 1/0
31.10.1943: Пе-3 – 11/1, У-2 – 1/0
30.11.1943: Пе-3 – 10/0, У-2 – 1/0
31.12.1943: Пе-3 – 13/0, У-2 – 1/0
31.01.1944: Пе-3 – 8/4, У-2 – 0/1
28.02.1944: Пе-3 – 10/2, У-2 – 1/0
31.03.1944: Пе-3 – 9/3, У-2 – 1/0
30.06.1944: Пе-3 – 15/1, У-2 – 0/1, Бостон – 1/0
31.07.1944: Пе-3 – 11/7, У-2 – 0/1, Бостон – 1/0
31.08.1944: Пе-3 – 10/6, У-2 – 1/0, Бостон – 0/1
30.09.1944: Пе-2 – 1/0, Пе-3 – 11/3, У-2 – 0/1, УПе-2 – 0/1
31.10.1944: Пе-2 – 1/0, Пе-3 – 12/2, У-2 – 0/1, УПе-2 – 0/1
30.11.1944: Пе-3 – 13/1, У-2 – 1/0, УПе-2 – 1/0
31.12.1944: Пе-3 – 13/0, У-2 – 1/0, УПе-2 – 1/0, УСБ – 1/0
На вооружении полка в разное время стояли: СБ-2, Ар-2, Р-39 «Аэрокобра», Як-9, Р-40 «Киттихок», Пе-2, Пе-3, А-20G «Бостон», ДБ-3ф, Ил-28, Ту-16к, Ту-16п, Ту-22м3.
Воентехник 2 ранга И.М. Дробный, сержант Т.Ф. Коломбит, воентехник 2 ранга М.Р. Найгас и мл. воентехник М.Ф. Павырин, фото 1941 г.
Лётчик на фоне самолётов
Пе-3бис (предположительно - 95 иап ВВС СФ), УСБ (предположительно - 28 ораэ ВВС СФ),
Пе-2 (предположительно - 29 бап ВВС СФ).
The Pe-3bis, USB, Pe-2 planes. Great Patriotic war picture.
Личный состав и тяжелый истребитель Пе-3 95-го североморского авиаполка. Белые коки винтов были типичными для истребителей СФ.
Soviet Pe-3 heavy fighter with white spinners. Great Patriotic war photo.
Предположительно - Пе-3 из 95 иап ВВС СФ.
The Pe-3 of 95 IAP Red navy airforce (probably).
Предположительно - Пе-3 из 95 иап ВВС СФ.
Ту-16 №№ 96, 95, 94 (2 АЭ 574 МРАП) в воздухе. Увеличение фотоснимка - по клику.
The flight of the Tu-16. Click to enlarge the picture.
Командиры полка: Серафим Александрович Пестов (март 1940 г.- ноябрь 1941 г.),
Анатолий Владимирович Жатьков (ноябрь 1941 г. – апрель 1944 г.), Иван Антонович Ольбек (апрель 1944 г. - 1946 г.),
П.А.Панков (1946-47 гг.), Г.Я.Перехрист (октябрь 1947 г. - 1949 г.), И.Г.Сафонов (1949 г. – декабрь 1950 г.), В.Г.Акшаев (декабрь 1950 г. - декабрь 1952 г.), С.М.Рубан (декабрь 1952 г. – октябрь 1953 г.), П.А.Слабичев (октябрь 1953 г. – октябрь 1955 г.), ГСС В.А.Скугарь (октябрь 1955 г. – август 1957 г.), Б.Н.Трушинов (август 1957 г. – апрель 1958 г.), М.Г.Татьянин (апрель 1958 г. – апрель 1963 г.), Г.В.Павлов (апрель 1963 г. – декабрь 1966 г.), В.П.Полюшкин (декабрь 1966 г. – декабрь 1971 г.), А.И.Яковлев (декабрь 1971 г. – август 1975 г.), В.П.Жаботинский (август 1975 г. – июнь 1979 г.), Ю.Я.Жуков (июнь 1979 г. – сентябрь 1984 г.), Р.С.Амиров (сентябрь 1984 г. - 1986 г.),
А.В.Охотников (1986-89 гг.), А.Е.Тетюцкий (1989 г. – ноябрь 1992 г.), И.В.Сапрыкин (ноябрь 1992 г. – декабрь 1993 г.), В.А.Панов (декабрь 1993 г. – октябрь 1997 г.), Н.С.Вороненко (декабрь 1997 г. – февраль 2002 г.), А.Н.Буряк (февраль-декабрь 2002 г.).
95 КИАП (ИАКП) ВВС ВМФ
73-я отдельная противолодочная авиационная Краснознаменная ордена Ленина эскадрилья,
574-й морской ракетоносный авиационный Краснознаменный ордена Ленина полк,
574-й отдельный морской ракетоносный авиационный Краснознаменный полк,
574-й минно-торпедный авиационный Краснознаменный полк,
95-й бомбардировочный авиационный Краснознаменный полк,
95-й смешанный авиационный Краснознаменный полк,
95-й авиаполк ВВС СФ,
95-й истребительный авиационный полк ВВС КА / ОМАГ,
95-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ВВС КА
Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
"В Ваше распоряжение прибывает 95 полк". Архив: ЦАМО, Фонд: 20111, Опись: 0000001, Дело: 0001.
|
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.