Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

95 истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ

95 (96) бомбардировочный авиаполк ВВС КА



боевое Знамя красное 95 истребительного авиационного полка ВВС СФ

95th navy fighter aviation regiment (95th bomber regiment, 96th bomber regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       19.04.1940 г. на аэр. Мигалово (г. Калинин) в составе 43-й САБ ВВС Московского военного округа был сформирован 95-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. На момент формирования полк насчитывал 25 самолетов СБ-2М-103 и 100 человек личного состава. Вскоре полк был перевооружен с СБ на пикирующие бомбардировщики Ар-2.
       В феврале-марте 1941 г. 95-й СБАП МВО начал перевооружаться на пикирующий бомбардировщик Пе-2.
       К 22.06.1941 г. полк всем составом базировался на аэродроме Мигалово. В первые дни войны он находился в резерве ВВС КА.
       На 05.07.1941 г. в 95-м СБАП насчитывалось 47 самолетов Пе-2 и 49 экипажей, летающих на них, остальные 19 экипажей требовали переучивания с СБ на Пе-2.
       В документах встречаются обозначения: 95 авп 14 сад ВВС СФ, 95 ббап, сбп, сбап, авбп ВВС ВМФ.
       В июле 1941 года на короткое время полк был разделен на 95 бап и 96 бап (по 30 Пе-2 в каждом).
       С 06.07.1941 г. полк был включен в состав 47-й САД ВВС Западного фронта и приступил к нанесению бомбовых ударов по мотомеханизированным войскам противника движущимися в направлении Минск-Смоленск, а также по аэродромам, занятым немцами.
       01.08.1941 г. полк был отправлен в тыл на переформирование. На этот момент в нем оставалось только 5 Пе-2.
       С 05.08.1941 г. до конца сентября полк переучивался на истребители Пе-3. В это время 95-й БАП в составе 23-й САД находился в резерве командования ВВС ЗапФр, базируясь на аэродромах Медынь и Мосальск. По окончанию переучивания на основании приказа Ком. ВВС КА от 25.09.1941 г. полк был преобразован в 95-й истребительный авиационный полк двухэскадрильного состава, имевший в своем составе 40 самолетов, и включен в состав 6-го ИАК ПВО г. Москвы.
       30.09.1941 г. полк перебазировался под Наро-Фоминск на аэр. Инютино (ныне Ермолино) составом 20 Пе-3 и 20 летчиков, откуда стал осуществлять прикрытие воздушных подступов к Москве с юго-запада.
       По состоянию на 30.11.1941 г. 95-й АП базировался на аэр. Монино и Чкаловское составом 16/15 Пе-3 и 12 летчиков.
       На 01.01.1942 г. полк составом 16/12 Пе-3 и 13 летчиков базировался на аэр. Чкаловское.
       В середине января 1942 г. в состав 95-го ИАП влились остатки 208-го СБАП (12 Пе-3), который подлежал переформированию в штурмовой полк.
       На основании приказа НКО №0160 от 01.03.1942 г. и приказа НК ВМФ №0060 от 05.03.1942 г. 95-й ИАП подлежал передаче в состав Ударной авиационной группы Резерва Ставки ВГК (УАГ РСВГК).
       С 7 по 9 марта 1942 г. 14 Пе-3 перелетели с аэр. Чкаловское (Москва) на аэр. Ягодник (Архангельск).
       15.03.1942 г. на аэр. Ваенга-1 с аэр. Ягодник перелетели 7 самолетов Пе-3 95-го ИАП в сопровождении одного самолета Пе-2. В последующие дни туда перелетели еще 8 Пе-3.
       19.03.1942 г. оставшиеся 5 Пе-3 в сопровождении ТБ-3 с техсоставом перелетели с аэр. Чкаловский через аэр. Ягодник, на аэр. Ваенга-1 (ныне Североморск-1). Здесь в течение месяца параллельно с боевой работой полк обучался полетам над безориентирной местностью.
       C 21.03.1942 г. приказом Ком. СФ №00139 95-й ИАП был принят в состав ВВС СФ с дислокацией на аэр. Ваенга-1.
       01.04.1942 г. в составе 95-го ИАП числилось на Ваенга-1: 11/9 Пе-3 и на аэр. Ягодник: 7/7 Пе-3.
       02.04.1942 г. с аэр. Ягодник на аэр. Ваенга-1 перелетели 6 из 7 самолетов Пе-3.
       Завершив подготовку к полетам в условиях крайнего Севера, с середины апреля 1942 г. 95-й ИАП начал выполнять полеты на прикрытие конвоев и нанесение бомбоштурмовых ударов по кораблям и береговым объектам врага.
       01.05.1942 г. 95-й ИАП получил пополнение - бомбардировочную эскадрилью, на самолетах Пе-2 (8 экипажей из состава 2-го гв. САП). С этого времени он стал именоваться 95-м авиационным полком.
       По состоянию на 01.07.1942 г. в 95-м АП числилось 12/7 Пе-3бис и 3/2 Пе-2, базирующихся на аэр. Ваенга-1.
       К 08.07.1942 г. 95-й АП основным составом (10 самолетов Пе-3 из 12) перебазировался на оперативном аэродроме Поной.
       По состоянию на 30.07.1942 г. в составе 95-го АП имелось на аэр. Ваенга-1: 1/1 Пе-3 и 1/0 Пе-2, на аэр. Поной 8/6 Пе-3, 2/2 Пе-2 и аэр. Ягодник 1/0 Пе-3.
       В начале августа 1942 г. полк основным составом перебазировался на аэр. Ягодник.
       В начале сентября полк основным составом вновь базировался на аэр. Поной.
       19.09.1942 г. самолеты полка перелетели с аэр. Поной на тыловой аэр. Ягодник. Всего за время активных боев полк участвовал в охранении девяти союзных конвоев PQ-14, PQ-15, PQ-16, PQ-17, PQ-18, ЭОН-18, YW-51, YW-52, YW-53.
       По состоянию на 1 октября 1942 г. 95-й АП базировался на аэродромы: аэр. Поной: 4/3 Пе-3, 2/2 Пе-2; аэр. Ягодник: 2/0 Пе-3; аэр. Ваенга-1: 1/1 Пе-3, 1/0 Пе-2.
       С 14.10.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0871 от 09.10.1942 г. о реорганизации ВВС СФ 95-й АП подлежал расформированию, а его личный состав и авиатехника должны были быть обращены на формирование 28-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ВВС СФ. Срок выполнения мероприятия, назначенный командованием - 25 октября.
       Однако уже 30.10.1942 г. на основании приказа НК ВМФ СССР №00373 от 23.10.1942 г. 95-й АП был восстановлен, и с 5 ноября в состав полка были переданы несколько уцелевших самолетов Пе-3 с экипажами выведенного в тыл на переформирование 13-го АП ОМАГ ВВС ВМФ.
       По состоянию на 01.12.1942 г. в составе 95-го АП имелось на аэр. Ваенга-1: 4/4 Пе-3, 1/0 Пе-2, на аэр. Поной: 16/15 Пе-3, на аэр. Ягодник: 2/2 Пе-3.
       С начала 1943 г. 2-я АЭ полка была направлена в тыл для получения самолетов, взамен потерянных в весенних боях. В это время в полку имелось 20/16 Пе-3. К этому времени самолет Пе-2 полка в боевых вылетах уже не участвовал.
       В феврале 1943 г. полк был оперативно подчинен командиру 5-й бомбардировочной авиабригады ВВС Северного флота и полностью переключился на сопровождение торпедоносцев 9-го гв. МТАП ВВС СФ.
       В июле 1943 г. в полк передали самолеты Пе-3 из 121-го АП ВВС СФ, который подлежал расформированию, а в конце лета 1943 г. возвратились экипажи 2-й эскадрильи, получившие в тылу новые самолеты.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в составе полка имелось 11/8 Пе-3 (на аэр. Поной 5/2 Пе-3, на аэр. Ягодник 5/5 Пе-3; на аэр. Ваенга-1 – 1/1 Пе-3.
       С мая 1944 г. 95-й АП (в/ч 26840) был включен в состав вновь сформированной 14-й САД ВВС СФ.
       21.06.1944 г. самолеты Пе-3 95-го ИАП перебазировались с аэр. Поной на аэр. Териберка.
       К 27.06.1944 г. полк частью сил перебазировался на аэр. Ваенга-2 и стал действовать по планам командования 14-й САД ВВС. Однако часть сил полка осталась на аэр. Териберка и Поной и выполняла с этих аэродромов вылеты в Баренцево море.
       С 7 по 29 октября 1944 г. 95-й АП в составе 14-й САД принял участие в Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск.
       09.11.1944 г. с аэр. Териберка на аэр. Поной перебазировались 7 самолетов Пе-3 95-го АП.
       По состоянию на 09.05.1945 г. в боевом составе полка числилось 16/11 Пе-3бис; 1/1 Пе-2. За время боев на Севере летчиками полка от воздушного и надводного противника было прикрыто 103 союзных каравана. За время боев в Заполярье полк потерял сбитыми и в катастрофах 18 самолетов.
       К началу июля 1945 г. 95-й АП был переведен на штаты смешанного полка трехэскадрильного состава. Он по штату получил две эскадрильи истребителей и одну бомбардировочную эскадрилью. Тогда же он получил на вооружение 1-й и 2-й АЭ самолеты Як-9 и Р-40 «Киттихок», а 3-я АЭ – бомбардировщики Ил-4.
       08.07.1945 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 95-й САП ВВС Северного флота был награжден орденом Красного Знамени.
       Летом 1945 г. 95-й САП вместе с управлением 14-й САД с Кольского полуострова перебазировался на аэр. Ягодник.
       С 06.03.1946 г. 95-й САП перешел на штаты мирного времени
       В 1946-47 гг. местами базирования полка были аэродромы Ягодник и Талаги под Архангельском.
       С 24.05.1946 г. 95-й САП 14-й САД приступил к переучиванию на самолеты Р-39 «Аэрокобра». В полку имелось 20 Р-39 «Аэрокобра», которые сменили истребители Як-9 и Р-40 «Киттихок».
       С 06.07.1946 г. 3-я АЭ полка начала переучивание с Ил-4 на самолеты А-20G «Бостон». Переучивание было закончено 6 августа.
       13.05.1947 г. 95-й САП был переформирован в 95-й бомбардировочный авиационный полк. Истребительные эскадрильи самолетов Р-39 «Аэрокобра» были исключены из его состава.
       В середине октября 1947 г. 95-й БАП был переформирован в 574-й отдельный минно-торпедный авиационный полк (в связи с расформированием 14-й САД) (циркуляр НГШ ВМС № 0036 от 07.10.1947). На вооружении полка, базирующегося на аэр. Ягодник, стояли самолеты Ил-4 (их пришлось вернуть в полк по условиям возврата авиатехники, полученной по ленд-лизу). В его составе была сформирована 4-я эскадрилья.
       10.11.1947 г. 574-й ОМТАП был включен в состав дивизии 5-й МТАД ВВС СФ.
       В 1951 г. на вооружении 574-го МТАП стояли самолеты ДБ-3ф (до 30 ед.) и 5-7 По-2.
       С 01.08.1953 г. летный и технический состав полка приступил к теоритическому изучению реактивного самолета-бомбардировщика Ил-28.
       В июле 1954 г. 574-й МТАП вошел в состав 599-й САД (с апреля 1955 г. – 136-я САД) Беломорской флотилии.
       Летом 1956 г. полк вошел в состав 11-й авиационной группы ВВС БелФл. Но уже в январе 1957 г. в связи с расформированием этой авиагруппы и самих ВВС флотилии он был включен в состав вновь образованной на их основе 12-й авиационной группы ВВС СФ (с середины 1958 г. 380-я САД ВВС СФ).
       Весной 1957 г. полк перебазировался с аэр. Ягодник на аэр. Лахта (гарнизон Катунино) в районе оз. Холмовское.
       С ноября 1957 г. по апрель 1958 г. экипажи полка осваивали реактивный самолет-бомбардировщик и торпедоносец Ту-16.
       К 19.06.1958 г. переучивание и перевооружение на Ту-16 завершилось (но в полку еще оставалось некоторое количество Ил-28). Переучивание проходило на аэродромах Североморск-1, Быхов и в Крыму. С этого времени полк получил в своем названии приставку «Дальнего Действия».
       В марте 1961 г. в связи с расформированием 380-й САД полк стал именоваться 574-м отдельным минно-торпедным авиационным полком Дальнего Действия.
       С 08.03.1961 г. полк начал переучиваться на авиационный комплекс Ту-16к-10 с АКР К-10.
       С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. 574-й ОМТАП ДД был переименован в 574-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк.
       07.05.1961 г. в полк прибыл первый самолет-ракетоносец Ту-16к-10.
       Указом Президиума ВС СССР, объявленным приказом МО СССР №0037 от 22.02.1968 г., «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке, безаварийную работу и в связи с 50-летием Советской армии и Военно-морского флота» 574-й ОМРАП был удостоен ордена Ленина. Он стал единственным из частей ВВС ВМФ (и всего ВМФ), получившим высшую награду страны в послевоенное время.
       С 20 апреля по 4 мая 1970 г. полк участвовал в крупномасштабных маневрах ВМФ СССР «Океан-70».
       К июню 1970 г. в полку был освоен новый ракетный комплекс Ту-16к-10-26.
       Согласно директиве ГШ ВМФ №730/1/001299 от 03.12.1982 г. и директиве Ком. СФ от 02.02.1983 г. 574-й ОМРАП, базирующийся на аэр. Лахта, был включен в состав 5-й МРАД ВВС СФ и стал именоваться 574-м МРАП.
       С 15.01.1991 г. личный состав полка начал переучиваться на самолет ракетоносец Ту-22м3, получив на вооружение 25 самолетов этого типа из 170-го гв. МРАП ВВС БФ.
       На 01.01.2000 г. на вооружении полка имелось 20 самолетов Ту-22м3. Еще два самолета полка находились на АРЗ в Чкаловском (г. Калининград).
       На основании директивы ГШ ВМФ №730/1/091 от 01.11.2001 г. к 01.06.2002 г. 574-й МРАП вместе с управлением 5-й МРАД подлежал расформированию. Этот процесс растянулся почти на два года. Только в 2004 г. после полной передачи авиатехники в 924-й гв. ОМРАП завершилось окончательное расформирование полка произошло МА СФ. Боевое Знамя и награды 574-го МРАП – ордена Ленина и Красного Знамени были переданы в 73-ю ОПЛАЭ, которая стала именоваться 73-й отдельной противолодочной Краснознаменной ордена Ленина авиационной эскадрильей ВВС СФ.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
22.06.194105.09.1941ВВС Западного фронтас 23.06.1941 некоторое время входил в 46 авд
10.10.194110.03.19426 ИАК ПВОМосковская зона ПВО
15.04.1942февраль 19435 мтарб / 5 мтадВВС Северного флота
июль 1944ноябрь 194414 сад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Сбито самолетов противника – 12 (3 в 6 ИАК ПВО; 9 в ВВС СФ); сбито предположительно – 1; подбито – 7. Нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника, собраны важные разведданые.
       Свои потери (только в составе ВВС СФ): летчиков – 35 (боевые – 26, небоевые – 9); самолетов – 21 (боевые – 13, небоевые – 8).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Пе-2
В феврале 1941 г. первым в ВВС КА полк начал перевооружаться на самолеты Пе-2.
Первый период боевой эксплуатации бомбардировщиков: июнь - сентябрь 1941 года.
Второй период боевой эксплуатации: 01.05.1942 в состав полка вошла бомбардировочная эскадрилья на самолетах Пе-2.

       Пе-3 являлся основой матчасти полка с сентября 1941 года до завершения войны.
05.11.1942 - пополнение самолетами Пе-3 и экипажами за счет расформированного 13 иап ВВС ВМФ.
06.1943–10.1943 - пополнение самолетами Пе-3бис и экипажами за счет расформированного 121 иап ВВС ВМФ.

       Система тактических обозначений самолётов: 1 АЭ – красные номера, 2 АЭ – голубые, 3 АЭ – желтые, 4 АЭ – коричневые, 5 АЭ – чёрные. Автор - А. К.
   Боевой состав:
22.06.1941: Пе-2 – 45
01.01.1942: Пе-3 – 15
19.03.1942: Пе-3 – 20
22.04.1942: Пе-3 – 15/4
22.05.1942: Пе-2 – 1/1, Пе-3 – 7/7
22.06.1942 - Пе-2 – 1/1, Пе-3 – 6/7
22.07.1942 - Пе-2 – 1/1, Пе-3 – 3/7
22.08.1942 - Пе-2 – 0/2, Пе-3 – 4/6
24.11.1942 - Пе-2 – 2, Пе-3 – 15
31.12.1942 - Пе-3 – 19/4 (11 Пе-3 и 12 Пе-3бис)
31.01.1943: Пе-3 – 16/4
28.02.1943: Пе-3 – 12/8
31.03.1943: Пе-3 – 8/9
30.04.1943: Пе-3 – 6/10
31.05.1943: Пе-3 – 13/1
30.06.1943: Пе-3 – 7/5
31.07.1943: Пе-3 – 6/5
31.08.1943: Пе-3 – 8/3, У-2 – 1/0
30.09.1943: Пе-3 – 12/0, У-2 – 1/0
31.10.1943: Пе-3 – 11/1, У-2 – 1/0
30.11.1943: Пе-3 – 10/0, У-2 – 1/0
31.12.1943: Пе-3 – 13/0, У-2 – 1/0
31.01.1944: Пе-3 – 8/4, У-2 – 0/1
28.02.1944: Пе-3 – 10/2, У-2 – 1/0
31.03.1944: Пе-3 – 9/3, У-2 – 1/0
30.06.1944: Пе-3 – 15/1, У-2 – 0/1, Бостон – 1/0
31.07.1944: Пе-3 – 11/7, У-2 – 0/1, Бостон – 1/0
31.08.1944: Пе-3 – 10/6, У-2 – 1/0, Бостон – 0/1
30.09.1944: Пе-2 – 1/0, Пе-3 – 11/3, У-2 – 0/1, УПе-2 – 0/1
31.10.1944: Пе-2 – 1/0, Пе-3 – 12/2, У-2 – 0/1, УПе-2 – 0/1
30.11.1944: Пе-3 – 13/1, У-2 – 1/0, УПе-2 – 1/0
31.12.1944: Пе-3 – 13/0, У-2 – 1/0, УПе-2 – 1/0, УСБ – 1/0

       На вооружении полка в разное время стояли: СБ-2, Ар-2, Р-39 «Аэрокобра», Як-9, Р-40 «Киттихок», Пе-2, Пе-3, А-20G «Бостон», ДБ-3ф, Ил-28, Ту-16к, Ту-16п, Ту-22м3.

95-й Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС Северного флота. Фотографии и история
Воентехник 2 ранга И.М. Дробный, сержант Т.Ф. Коломбит, воентехник 2 ранга М.Р. Найгас и мл. воентехник М.Ф. Павырин, фото 1941 г.

foto WW2 Russian pe3 identification mark.
Лётчик на фоне самолётов Пе-3бис (предположительно - 95 иап ВВС СФ), УСБ (предположительно - 28 ораэ ВВС СФ), Пе-2 (предположительно - 29 бап ВВС СФ).
The Pe-3bis, USB, Pe-2 planes. Great Patriotic war picture.


североморский 95 бап ВОВ фото, журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Личный состав и тяжелый истребитель Пе-3 95-го североморского авиаполка. Белые коки винтов были типичными для истребителей СФ.
Soviet Pe-3 heavy fighter with white spinners. Great Patriotic war photo.


17 Сталинские соколы в боях за Родину
Предположительно - Пе-3 из 95 иап ВВС СФ.
21 действующий флот СССР фото ВОВ
The Pe-3 of 95 IAP Red navy airforce (probably).

Пе3 27
Предположительно - Пе-3 из 95 иап ВВС СФ.


2-я АЭ 574-го МРАП в воздухе
Ту-16 №№ 96, 95, 94 (2 АЭ 574 МРАП) в воздухе. Увеличение фотоснимка - по клику.
The flight of the Tu-16. Click to enlarge the picture.


       Командиры полка

       Командиры полка: Серафим Александрович Пестов (март 1940 г.- ноябрь 1941 г.), Анатолий Владимирович Жатьков (ноябрь 1941 г. – апрель 1944 г.), Иван Антонович Ольбек (апрель 1944 г. - 1946 г.), П.А.Панков (1946-47 гг.), Г.Я.Перехрист (октябрь 1947 г. - 1949 г.), И.Г.Сафонов (1949 г. – декабрь 1950 г.), В.Г.Акшаев (декабрь 1950 г. - декабрь 1952 г.), С.М.Рубан (декабрь 1952 г. – октябрь 1953 г.), П.А.Слабичев (октябрь 1953 г. – октябрь 1955 г.), ГСС В.А.Скугарь (октябрь 1955 г. – август 1957 г.), Б.Н.Трушинов (август 1957 г. – апрель 1958 г.), М.Г.Татьянин (апрель 1958 г. – апрель 1963 г.), Г.В.Павлов (апрель 1963 г. – декабрь 1966 г.), В.П.Полюшкин (декабрь 1966 г. – декабрь 1971 г.), А.И.Яковлев (декабрь 1971 г. – август 1975 г.), В.П.Жаботинский (август 1975 г. – июнь 1979 г.), Ю.Я.Жуков (июнь 1979 г. – сентябрь 1984 г.), Р.С.Амиров (сентябрь 1984 г. - 1986 г.), А.В.Охотников (1986-89 гг.), А.Е.Тетюцкий (1989 г. – ноябрь 1992 г.), И.В.Сапрыкин (ноябрь 1992 г. – декабрь 1993 г.), В.А.Панов (декабрь 1993 г. – октябрь 1997 г.), Н.С.Вороненко (декабрь 1997 г. – февраль 2002 г.), А.Н.Буряк (февраль-декабрь 2002 г.).





95 КИАП (ИАКП) ВВС ВМФ
73-я отдельная противолодочная авиационная Краснознаменная ордена Ленина эскадрилья, 574-й морской ракетоносный авиационный Краснознаменный ордена Ленина полк, 574-й отдельный морской ракетоносный авиационный Краснознаменный полк, 574-й минно-торпедный авиационный Краснознаменный полк, 95-й бомбардировочный авиационный Краснознаменный полк, 95-й смешанный авиационный Краснознаменный полк, 95-й авиаполк ВВС СФ, 95-й истребительный авиационный полк ВВС КА / ОМАГ, 95-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ВВС КА

Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
"В Ваше распоряжение прибывает 95 полк". Архив: ЦАМО, Фонд: 20111, Опись: 0000001, Дело: 0001.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.