Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах Авиация СССР межвоенного периода

13 гвардейский Краснознаменный минно-торпедный авиационный Констанцский полк ВВС ВМФ

13 Краснознаменный гвардейский дальнебомбардировочный авиаполк
119 Краснознаменный дальнебомбардировочный авиаполк
119 отдельный морской разведывательный авиаполк
106 морская тяжелая бомбардировочная авиационная бригада
506 смешанная авиабригада
9 авиационная бригада


Боевое Знамя красное Гвардейское 13 Гвардейского Константиновского Краснознаменного дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС ЧФ
13th Guards air reconnaissance "Constanta" regiment (former 119th recon regiment) of Soviet navy
106th (506th, 9th) aviation brigade of Red navy

       История

       С октября 1929 г. на основании приказа по ВВС ЧМ №132/43с от 28.09.1929 г. черноморская авиация перешла на новую организацию.
       07.10.1929 г. приказом по ВВС ЧМ №135/45с от 04.10.1929 г. в составе ВВС Черного моря начала формироваться 9-я авиационная бригада:
управление АБ (штат №39/4); 60-й и 63-й ОАЭ (штат №39/8); 88-й ОТРЕНАО (штат №39/10); 77-го авиапарка (штат №39/18); 9-й ШМАС (штат №39/12).
       Эскадрильи бригады базировались в севастопольских бухтах Нахимова (60-я ОАЭ) и Голландия (63-я ОАЭ). Они были вооружены самолетами «Савойя» S-62 и «Дорнье Валь». При 77-м авиапарке были созданы авиамастерские на базе авиамастерских 63-й ОАЭ. Бригада стала первым авиационным соединением, сформированным на Черном море после Гражданской войны.
       Приказом по ВВС ЧМ №20/9 от 28.01.1930 г. определялось количество самолетов «Дорнье Валь» в частях 9-й авиабригады:
Управление 9-й АБ – 1 «Дорнье Валь»; 63-я ОМРАЭ – 6 «Дорнье Валь» (+2 запасных на складе) по мирному времени; 60-я ОМРАЭ – 6 «Дорнье Валь» (+2 запасных на складе) по мирному времени.
       С 01.10.1931 г. на основании приказа по ВВС ЧМ №115/55с от 30.10.1931 г. управление 9-й АБ было переведено на штат №39/102-А, а 60-я и 63-я ОАЭ - на штат №39/107.
       По состоянию на 15.11.1931 г. в боевом составе 9-й АБ числилось:
Управление АБ - 1 «Дорнье Валь»; 60-я ОАЭ - 8 «Дорнье Валь»; 63-я ОАЭ - 8 «Дорнье Валь»; 88-й ОТРЕНАО - 2 МР-1.
       В мае 1932 г. в составе авиабригады сформировали специальный авиационный отряд (как тогда называлось подразделение - торпедная ячейка), вооруженный двумя самолетами ТБ-1а на базе которого проводились испытания морских мин ВОМИЗА-250 (МАВ-2).
       С 01.05.1933 г. на основании приказа по ВВС ЧМ №59/59 от 27.07.1933 г. 88-й ОТРЕНАО в б. Голландия был расформирован.
       В мае 1933 г. на основании приказа по ВВС ЧМ №46/46 от 05.05.1933 г. и приказа РВС МС ЧМ №0108 от 19.05.1933 г. 9-я авиабригада была переименована в 506-ю авиационную бригаду с переходом на штат №39/102. 60-я ОМРАЭ стала именоваться 123-й морской тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильей, а 63-я ОМРАЭ – 124-й МТБАЭ. На вооружении этих эскадрилий имелось 7 и 6 летающих лодок «Дорнье Валь» соответственно. Вскоре все эти лодки сосредоточили в 123-й МТБАЭ, а в 124-ю МТБАЭ передали самолеты «Савойя» S-62. Обслуживающий бригаду 77-й авиапарк стал именоваться 506-м авиапарком.
       С 01.01.1934 г., на основании приказа Пом. Командующего МС ЧМ по ВВС №2/954 от 31.12.1933 г. бригада в очередной раз сменила номер и стала именоваться 106-й авиационной бригадой ВВС ЧМ (в документах того времени именуется также 106-й морской тяжелой авиационной бригадой).
       В 1935 г. в состав бригады включили 11-ю и 14-ю МДРАЭ из расформированной 107-й АБ (бывш. 34-я АГ) ВВС ЧФ, вооруженные летающими лодками МБР-2, МБР-4 и «Савойя» S-62 и базирующиеся в б. Матюшенко.
По состоянию на 15.08.1935 г. в составе 106-й МТБАБ числилось 68/64 самолета, в т.ч.:
Управление АБ (Севастополь): 1/1 «Савойя» S-62, 1/1 Р-6а;
123-я МТБАЭ: 10/10 «Дорнье Валь», 4/4 МБР-2, 2/2 Ш-2;
124-я МТБАЭ: 12/12 КР-6а, 3/3 Ш-2;
11-я МДРАЭ: 17/14 МБР-2;
14-я МДРАЭ: 9/9 МБР-4, 4/4 «Савойя» S-62, 1/1 Ш-2;
105-й авиапарк: 4/3 МБР-2.
       В августе 1935 г. флагманский штурман 106-й АБ В.И.Левченко в составе экипажа С.А.Леваневского и Г.Ф.Байдукова на самолете АНТ-25 принял участие в попытке перелета по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, но полет был прерван из-за неисправности.
       На 01.11.1935 г. в составе 106-й МТБАБ в б. Голландия (123-я и 124-я МТБАЭ) имелось 53 самолета, в т.ч. 6 ТБ-1а, 11 «Дорнье Валь», 17 КР-6а, 12 МБР-2, 1 МБР-4, 1 «Савойя» S-62, 5 Ш-2. Еще 36 самолетов, в т.ч. 22 МБР-2, 8 МБР-4 и 6 «Савойя» S-62 находилось в б. Матюшенко в составе 11-й и 14-й МДРАЭ.
       По состоянию на 01.01.1936 г. в состав 106-й АБ, содержащейся по штату управления №15/128, входили 123-я МТБАЭ, 124-я МТБАЭ, 11-я МДРАЭ, 14-я МДРАЭ и 106-й ОТРЕНАО (сформирован в январе). Вскоре 11-я МДРАЭ в связи с переформированием ее в 22-ю МДРАЭ и предстоящим перебазированием в Поти была выведена из состава авиабригады, а 14-я МДРАЭ планировалась к передаче в состав ВВС ТОФ. Вместо них были сформированы в Севастополе (б. Матюшенко) новые эскадрильи с теми же номерами – 11-я МДРАЭ (в июле) и 14-я МДРАЭ (в октябре), вооруженная самолетами МБР-2.
       Всего на 01.04.1936 г. в частях бригады насчитывалось 63 самолета, в т.ч. 1 ТБ-1а, 9 «Дорнье Валь», 14 КР-6а, 19 МБР-2М-17, 8 МБР-4, 8 «Савойя» S-62, 4 Ш-2.
       К январю 1938 г. 11-я МДРАЭ вышла из состава бригады и стала отдельной частью, подчиняющейся непосредственно командующему ВВС ЧФ.
       По состоянию на 01.01.1938 г. в составе 106-й АБ числилось:
       Часть			Дислокация	   Кол-во и тип ЛА		Кол-во экипажей	
       Упр. 106-й АБ		б. Голландия		1/1 МБР-2М-34
       							1/1 МП-1			 1
       123-я МТБАЭ		б. Голландия		9/5 «Дорнье Валь»
       							5/4 МБР-2М-34			12
       							1/1 МП-1
       124-я МТБАЭ		б. Голландия		2/- МТБ-1
       							13/6 МБР-2М-34			10
       							2/- КР-6а
       14-я МДРАЭ		б. Голландия		19/17 МБР-2М-34			14
       106-й ОТЕНАО		б. Голландия		6/5 МБР-2, 7/2 У-2		 6

       В феврале 1938 г. из состава 106-й АБ в Полярную Авиацию были переданы все 9 летающих лодок «Дорнье Валь», которые ранее состояли на вооружении 123-й МТБАЭ. Там эти самолеты пролетали до середины 40-х годов, после чего были списаны.
       К маю 1938 г. 106-й ОТРЕНАО был расформирован, как выполнивший свое предназначение, а его личный состав обращен на укомплектование частей ВВС ЧФ.
       В мае 1938 г. на основании приказа Ком. ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. 106-я МТБАБ в г. Севастополе (123-я МТБАЭ, 124-я МТБАЭ и 14-я ОМРАЭ) была расформирована. Эскадрильи, входившие в ее состав, были обращены на формирование 119-го морского разведывательного авиационного полка ВВС Черноморского флота.
       В различное время состав бригады входили: - 60-я МРАЭ (с 1933 г. 123-я МТБАЭ) с ноября 1929 г. по май 1938 г. - 63-я МРАЭ (с 1933 г. 124-я МТБАЭ) с ноября 1929 г. по май 1938 г. - 11-я МДРАЭ с января 1935 г. по январь 1936 г., переформирована в 22-ю МДРАЭ и стала отдельной; - 11-я МДРАЭ (II) с июля 1936 г. по январь 1938 г. - 14-я МДРАЭ с января 1935 г. по май 1938 г.; - МТАО с мая 1931 г. по 1934 г.; - 88-й ОТРЕНАО с ноября 1929 г. по май 1933 г.; - 106-й ОТРЕНАО с января 1936 г. по май 1938 г.

       В мае 1938 г. на основании приказа командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. в г. Севастополь был сформирован 119-й морской разведывательный авиационный полк (приказ НК ВМФ СССР №0036 от 28.08.1938 г.). На формирование полка были обращены отдельные морские разведывательные эскадрильи ВВС ЧФ, ранее входившие в 106-ю авиационную бригаду ВВС ЧФ (14-я ОМДРАЭ, 123-я и 124-я МТБАЭ). В составе полка имелось пять морских разведывательных авиационных эскадрилий, вооруженных самолетами МБР-2.
       Осенью 1939 г. 119-й МРАП перебазируется из б. Голландия в Севастополе к новому месту дислокации в д. Каборга около Очакова. На вооружении полка стояли самолеты МБР-2 и ГСТ.
       В начале июля 1940 г. из состава полка была выделена 3-я авиационная эскадрилья (10 МБР-2) и перебазирована на Гаджибеевский лиман под Одессу. Там эта эскадрилья вошла в состав вновь сформированной Дунайской военной флотилии и получила собственный номер - 82-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья. Одновременно часть самолетов и личного состава полка были выделены на формирование еще двух отдельных разведывательных частей: 80-й ОМРАЭ (ГСТ) в Севастополе и 83-й ОМРАЭ (МБР-2) ВВС ЧФ в Геленджике. С этого времени сам 119-й МРАП перешел на трехэскадрильный состав.
       По состоянию на 01.06.1941 г. в 119-м МРАП насчитывалось 30/29 МБР-2, 5/3 У-2, 1/1 С-2, 1/1 УТ-2, 1/1 МП-1.
       К утру 22 июня авиаполк был переведен в оперативную готовность №1, а его эскадрильи рассредоточены по аэродромам: оз. Донузлав – две АЭ, Каборга – одна АЭ.
       С началом Великой Отечественной войны 119-й МРАП активно включается в боевую работу. Кроме задач воздушной разведки летчикам полка пришлось наносить бомбовые удары по кораблям и судам противника в Сулинском гирле Дуная, для нарушения каботажных перевозок противника.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Донузлав и Каборга имелось 25/16 МБР-2 и 24 летчика.
       В середине августа 1941 г. перед оставлением Очакова АЭ полка из Каборги перелетела в Крым на оз. Донузлав.
       По состоянию на 01.09.1941 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Донузлав числилось 21/12 МБР-2 и 27 летчиков.
       С 01.10.1941 г. командиру 119-го МРАП была оперативно подчинена 18-я ОМРАЭ под командованием капитана Н.А.Мусатова (приказ НК ВМФ №01051 от 08.11.1941 г.), ранее воевавшая на Балтике. К этому времени она получила самолеты МБР-2 в Ейском ВМАУ и перелетела на оз. Донузлав. В последующем данная эскадрилья вошла в состав полка с сохранением собственного номера вместо 3-й МРАЭ, которая подлежала расформированию.
       29.10.1941 г. в связи с прорывом накануне немецко-румынскими войсками Ишуньских позиций 119-й МРАП вынужден был срочно перебазироваться с оз. Донузлав в б. Матюшенко в Севастополе.
       02.11.1941 г. основные силы полка из бухты Матюшенко перебазировались в Поти на оз. Палеостоми для отдыха и переформирования.
       К 31.03.1942 г. 119-й МРАП завершил доукомплектование и перебазировался на Тобечикское озеро в 25 километрах от Керчи. При этом штаб полка находился в Геленджике. В тот период полк полностью переключился на ночные вылеты.
       В первой декаде мая 1942 г. немецкие войска прорвали Керченско-Феодосийский фронт, и 119-й МРАП был вынужден с Тобечикского озера перелететь непосредственно в Керчь, а оттуда накануне оставления города - в Геленджик.
       До 06.06.1942 г. воздушная разведка морских секторов самолетами полка велась из бухт Севастополя, а с 7 июня две эскадрильи полка перебазировались на Чикском водохранилище (п-ов Тамань), с 16 июня – на гидроаэродроме в Ейске.
       По состоянию на 03.07.1942 г. полк базировался на гидроаэродромы Ейская Коса (6/5 МБР-2) и ст. Николаевская-на-Дону (15/8 МБР-2).
       К 22.07.1942 г. в 119-м ОМРАП на аэр. Ейск и ст. Николаевская-на-Дону числилось 29/25 самолетов, в т.ч.: 28/24 МБР-2, 1/1 У-2.
       В июле-сентябре 1942 г. несколько МБР-2 получены из 116 МРАП ВВС ЧФ.
       Накануне оставления советскими войсками Ейска 09.08.1942 г. 119-й ОМРАП перебазировался на гидроаэродром Геленджик.
       В августе 1942 г. 119-й МРАП был включен в состав Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР), где и оставался до мая 1943 г.
       К 30.10.1942 г. в составе полка, базирующегося на аэродромы Геленджик и Поти, имелось 28 самолетов МБР-2.
       По состоянию на 22.12.1942 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Геленджик и Поти имелось 23/20 самолетов: 22/19 МБР-2 и 1/1 У-2.
       27.02.1943 г. за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 119-й МРАП был награжден орденом Красного Знамени.
       По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 119-го МРАП, управление которого базировалось на аэр. Геленджик числилось 25/18 МБР-2, 1/1 У-2 и 28 летчиков. Эскадрильи полка базировались на аэродромах Геленджик и Поти.
       В январе 1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0934 от 03.12.1943 г. 119-й МРАП был переформирован в 119-й дальнебомбардировочный авиационный полк. При этом полк, по сути, формировался заново. Входившие в него 18-я и 60-я морские разведывательные эскадрильи на МБР-2 (18 МРАЭ и 60 МРАЭ), стали самостоятельными авиационными частями. На базе двух оставшихся эскадрилий формировались три новые авиационные эскадрильи на самолетах A-20G «Бостон», которые поступили в полк в конце января 1944 г.
       Приказом НК ВМФ №28 от 22.01.1944 г. 119-й ДБАП был преобразован в 13-й гвардейский дальнебомбардировочный авиационный полк. В период с конца января по март 1944 г. 13-й гв. ДБАП осваивал новую матчасть - самолеты А-20 на базе 4-го ВМАУ в Гудаута, для чего перебазировался на аэр. Геническ. Торпедных мостов эти самолеты «Бостон» не имели. Главной задачей полка было топмачтовое бомбометание по кораблям противника. Кроме того, часть самолетов использовалась в штурмовом варианте благодаря наличию в их носовой части батареи из 8 крупнокалиберных пулеметов.
       С 01.04.1944 г. на основании приказа Ком. ЧФ №0247 13-й гв. ДБАП подлежал передаче в состав 1-й МТАД ВВС ЧФ (фактически полк вошел в состав дивизии только с 26 апреля вместо 36-го МТАП, убывшего на Север). В составе 13-го гв. ДБАП, управление которого базировалось на аэр. Адлер, имелось 37/29 самолетов А-20 «Бостон», 1/1 У-2 и 24 летчика. Эскадрильи полка базировались на аэр. Адлер. Еще один неисправный А-20 1-й АЭ находился на аэр. Миха-Цхакая
       07.04.1944 г. полк перебазировался на аэр. Геленджик, откуда начал выполнять вылеты по конвоям противника, идущим в Севастополь, Первый боевой вылет полка состоялся в ночь на 8 апреля, когда 6 А-20G бомбардировала плавсредства противника в Феодосии. 26.04.1944 г. полк перебазировался на аэр. Сокологорное, где находился до середины мая. Часть самолетов полка была направлена на аэр. Скадовск, где действовала в составе Скадовской авиагруппы. На заключительном этапе борьбы за освобождение Крыма до 12 мая 1944 г. 13-й гв. ДБАП выполнял вылеты на бомбардировку плавсредств противника с войсками, эвакуируемым из Севастополя. После освобождения Крымского полуострова в мае 1944 г. полк перебазировался на аэр. Саки.
       Летом 1944 г. самолеты 3-й АЭ полка были оснащены торпедными мостами и стали применяться в роли низковысотных торпедоносцев.
       07.09.1944 г. за участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце полку было присвоено почетное наименование «Констанцский».
       По состоянию на 01.10.1944 г. 13-й гв. ДБАП составом 37/36 А-20 «Бостон», 1/1 «Бостон»-III, 1/1 По-2 и 29 летчиков базировался на аэродромах Бургас (Болгария) и Сарабуз (Крым).
       По состоянию на 01.01.1945 г. в составе 13-го гв. ДБАП на аэр. Саки имелось 27 А-20G «Бостон».
       В марте 1945 г. 13-й гв. ДБАП был переименован в 13-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк. В конце этого месяца 6 экипажей были переданы в состав 1-го гв. МТАП ВВС БФ.
       Вскоре после войны 13-й гв. МТАП, базирующийся на аэр. Саки, был перевооружен на самолеты Ту-2т.
       В 1953 г. 13-й гв. МТАП получил на вооружение Ил-28т. Кроме них в полку были также самолеты Ту-14т.
       В марте 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 13-й гв. МТАП вместе с управлением 2-й гв. МТАД ВВС ЧФ на аэр. Саки был расформирован.
       В декабре 1961 г. его знамя, орден и почетные наименования были переданы вновь сформированному полку, который стал именоваться 855-м отдельным гвардейским минно-торпедным авиационным Констанцским Краснознаменным полком.
       В документах встречаются сокращения 119 авп (ап, рап, мрап, дбап), 13 гмтап (КГАП, гдбап, гмрап, гвдбап, гвмрап, гвмтап).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении частей бригады стояли самолеты «Савойя» S-62, «Дорнье Валь» Do.J, ТБ-1а, МБР-2, МБР-4, Р-6а, МТБ-1, МП-1, МР-1, МУ-1, Ш-2, У-2.

       На вооружении полка стояли самолеты МБР-2, МП-1, По-2, С-2, УТ-2, ГСТ, А-20 «Бостон», Ту-2т, Ил-28т, Ту-14.
       В начале 1942 г. матчасть составляли 20 МБР-2, 1 У-2, 1 С-2 (боеприпасы авиавооружения: 48 ФАБ-250, 2000 ФАБ-50, 60 ПЛАБ-100, 159ЗАБ-50, 326ЗАБ-10, 2650 ЗАБ-2,5, 160 АО-25, 172 АО-15, 274 АО-10, 2700 АО-2,5, 25 РРАБ, 128 САБ-25, 50 ФОТАБ-35, 24 тыс. ШКАС).


У самолетов 60 ОМРАЭ были белые рули направления с красным номером, а у 63 ОМРАЭ - темные с белым номером.

Летающая лодка Дорнье Валь (№ 1 красный) из состава 60 ОМРАЭ.
Дорнье Валь №1 красный 60 ОМРАЭ ВВС ЧФ 1930-е годы
Dornier Wal (Do.J), tactical number red 1.

Дорнье Валь нр 3 123-й МТБАЭ в Севастополе середина 1930-х годов
Летающие лодки ДВ (№№ 3, 2, 1 красные) 123 МТБАЭ в Севастополе, середина 1930-х годов. Увеличение фотографии - по клику.

Гидросамолеты в учебном практическом полете. якобы 1938. Дорнье Валь в полете №№ 6, 2, 7 атрибутируются обычно, как самолеты 60-й ОМРАЭ ВВС ЧФ (Севастополь)
Гидросамолеты ДВ №№ 6, 2, 7 в учебном практическом полете.

Лл Дорнье Валь №6 60-й ОМРАЭ ВВС ЧМ 1930-е годы
Дорнье Валь (№ 6 красный) из состава 60 ОМРАЭ.
Дорнье-Валь 123-й МТБАЭ ВВС ЧМ над КРЛ Профинтерн.
Dornier Wal (№ 6 красный) 123-й МТБАЭ ВВС ЧМ над КРЛ Профинтерн.

Подвод самолета ДВ к спуску после полета тоже из Севастополя ВВС ЧФ 60-я или 63-я ОМРАЭ 1930-е годы
Подвод самолета ДВ к спуску после полета, Севастополь. Возможно (судя по звезде на месте эскадрильного номера) - управление авиабригады.

Летающие лодки Дорнье-Валь 63-й ОМРАЭ ВВС ЧМ
Дорнье Валь (№ 3 белый) из состава 63 ОМРАЭ.
Дорнье Валь 63-й ОМРАЭ с подвесками 32 кг бомбами в бухте Севастополя
ДВ (№ 3 белый) 63 ОМРАЭ с подвесками 32-кг бомб в бухте Севастополя. Увеличение фотографии - по клику.

Дорнье Валь №1 белый 9-я АБ ВВС ЧМ 1930-е годы
Дорнье Валь (№ 1 белый). Увеличение фотографии - по клику.

Уборка выкатного шасси на Дорнье Валь 106-й МТБАБ ВВС ЧМ 1930-е годы
Уборка выкатного шасси на Дорнье Валь 106-й МТБАБ ВВС ЧМ. Увеличение фотографии - по клику.

Осмотр и подготовка  Дорнье Валь 106-й МТБАБ ВВС ЧМ 1930-е годы
Осмотр и подготовка Дорнье Валь 106-й МТБАБ ВВС ЧМ. Увеличение фотографии - по клику.



119 мрап ВВС ЧФ в ВОВ МБР2
Летающая лодка МБР-2.

Ночью на морском аэродроме 119 Краснознаменного авиаполка
МБР-2 ночью на морском аэродроме, 1943 г.

ЛЛ 119 оМРАП Поти
Летающая лодка в Поти, 1943 г.

119 МРАП амбар Поти
МБР-2 в Поти, 1943 г.

Виноградов М.Я. капитан, командир эскадрильи, дает указания перед вылетом командиру экипажа лейтенанту Акимову, Часть майора Нехаева. Защитники Севасополя.
Комэск капитан Виноградов М.Я. дает указания перед вылетом командиру экипажа лейтенанту Акимову, 1942 г.

Рожков А.Е. ст. лейтенант, командир эскадрильи части майора Нехаева, объясняет задачу вылета своему экипажу
Комэск ст. лейтенант Рожков А.Е. объясняет задачу вылета своему экипажу, 1942 г.

Эпизод из боевой деятельности 119-го Краснознаменного авиаполка ВВС ЧФ. Спуск самолета на воду.
Спуск летающей лодки МБР-2 № 5 на воду, 1943 г.

Эпизод из боевой деятельности 119-го Краснознаменного полка ВВС ЧФ. Подвеска бомб перед боевым вылетом
Подвеска бомб перед боевым вылетом, 1943 г.

Капитан Ильин Илья Иванович, командир эскадрильи 119 (13 гв.) авиаполка ВВС ЧФ.
Командир эскадрильи капитан Ильин Илья Иванович, 1943 г.
119-й Краснознаменный авиаполк. Штурман авиаполка капитан Телегов Ф.И.
Штурман полка капитан Телегов Ф.И., 1943 г.

Бригада артистов Ленинградского театра миниатюр во главе с Райкиным перед личным составом 119-го Краснознаменного авиаполка ВВС ЧФ на прифронтовом аэродроме.
Бригада артистов Ленинградского театра миниатюр у летчиков полка на фоне МБР-2, 1943 г.

Фотоснимок ВОВ гидроплан 119 омрап Амбар
Артисты Ленинградского театра миниатюр во главе с Райкиным перед личным составом полка на прифронтовом аэродроме, 1943 г.

Фото ВМВ гидросамолет Амбар 119 омрап ВВС СФ в ВОВ
Аркадий Райкин на аэродроме полка на фоне МБР-2. Фотография 1943 г.

МБР2 Морской ближний разведчик 119 авп ВВС ВМФ.
Артисты выступают перед личным составом у летающей лодки МБР-2, 1943 г.

МБР-2 с экипажем 119-го Краснознаменного полка ВВС ЧФ летчик старший лейтенант Гоголев, дважды орденоносец штурман капитан Эктов, дважды орденоносец стрелок-радист Федоров 1943.
МБР-2 с экипажем (летчик старший лейтенант Гоголев, штурман капитан Эктов, стрелок-радист Федоров), фото 1943 г.

действующий флот СССР фото ВОВ ДБ-3 119-го ДБАП
Бомбардировщик Ил-4 № 4, июнь 1943 г.

действующий флот СССР фото ВОВ ДБ-3 над Кавказом
Бомбардировщик Ил-4 № 7 над Кавказом.

А-20 Бостон 13-го гв. ДБАП
Самолёт А-20 Бостон № 565.

navy A20G USSR GPW
A-20G с разными типами ЭБО на вертикальном оперении.

действующая армия СССР фото ВОВ
Самолёты A-20B №№ 4 и 8 в полете над Крымом, весна 1944 г.

12873
А-20В (тактический № 8, серийный № 41-2873, заводской № 203) над Крымом, весна 1944 г. На заднем плане - самолёты №№ 4 и 1.

12705
A-20B (тактический № 4, серийный № 41-2705, заводской № 95). Рисунок Т.Туоманен.

Личный состав 13-го гв. МТАП на фоне A-20 № 11
Личный состав 13 ГМТАП на фоне A-20 № 11. Увеличение фотоснимка - по клику.

       Командиры

       Командиры бригады: В.К.Бергстрем (октябрь 1929 г. - декабрь 1931 г.), С.Г.Красев (в 1930 г. ВрИД), П.А.Санчук (до июля 1932 г., ВрИД), А.М.Шугинин (июль-сентябрь 1932 г., ВрИД), Б.И.Базенков (сентябрь 1932 г. – июль 1934 г., репрессирован в 1937 г.), С.Ф.Жаворонков (январь 1935 г. - январь 1936 г.), А.С.Петров (июль 1936 г. – апрель 1938 г.).

       Командиры полка: А.С.Петров (апрель–июль 1938 г., репрессирован), В.Ф.Злыгарев (июль 1938 г. – январь 1940 г.), Л.Т.Коваленко (в 1939 г. ВрИД), Н.К.Логинов (ноябрь 1939 г. - февраль 1941 г.), Виктор Павлович Канарев (февраль 1941 г. – сентябрь 1942 г., Назначен командиром 5 гмтап), Иван Григорьевич Нехаев (сентябрь-декабрь 1942 г.), (ГСС) Николай Алексеевич Мусатов (июль 1943 г. - октябрь 1946 г.), Н.Д.Саликов (июнь 1947 г. – январь 1948 г.; декабрь 1948 г. – июль 1950 г.), И.М.Войцицкий (декабрь 1958 г. – май 1960 г.).




13-й гвардейский минно-торпедный/дальнебомбардировочный авиационный Констанцский Краснознаменный полк ВВС ВМФ

13 гвардейский морской разведывательный авиационный полк разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк. разведчики, дальние бомбардровщики, топмачтовики и торпедоносцы.

Благодарности - Левшов П., Петров Г., Заика П., Ткаченко С.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.