Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

13 гвардейский Краснознаменный минно-торпедный авиационный Констанцский полк ВВС ВМФ

13 Краснознаменный гвардейский дальнебомбардировочный авиаполк, 119 Краснознаменный дальнебомбардировочный авиаполк, 119 морской разведывательный авиаполк



Боевое Знамя красное Гвардейское 13 Гвардейского Константиновского Краснознаменного дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС ЧФ
13th Guards air reconnaissance "Constanta" regiment (former 119th recon regiment) of Soviet navy

       История полка

       В мае 1938 г. на основании приказа командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. в г. Севастополь был сформирован 119-й морской разведывательный авиационный полк (приказ НК ВМФ СССР №0036 от 28.08.1938 г.). На формирование полка были обращены отдельные морские разведывательные эскадрильи ВВС ЧФ, ранее входившие в 106-ю авиационную бригаду ВВС ЧФ (14-я ОМДРАЭ, 123-я и 124-я МТБАЭ). В составе полка имелось пять морских разведывательных авиационных эскадрилий, вооруженных самолетами МБР-2.
       Осенью 1939 г. 119-й МРАП перебазируется из б. Голландия в Севастополе к новому месту дислокации в д. Каборга около Очакова. На вооружении полка стояли самолеты МБР-2 и ГСТ.
       В начале июля 1940 г. из состава полка была выделена 3-я авиационная эскадрилья (10 МБР-2) и перебазирована на Гаджибеевский лиман под Одессу. Там эта эскадрилья вошла в состав вновь сформированной Дунайской военной флотилии и получила собственный номер - 82-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья. Одновременно часть самолетов и личного состава полка были выделены на формирование еще двух отдельных разведывательных частей: 80-й ОМРАЭ (ГСТ) в Севастополе и 83-й ОМРАЭ (МБР-2) ВВС ЧФ в Геленджике. С этого времени сам 119-й МРАП перешел на трехэскадрильный состав.
       По состоянию на 01.06.1941 г. в 119-м МРАП насчитывалось 30/29 МБР-2, 5/3 У-2, 1/1 С-2, 1/1 УТ-2, 1/1 МП-1.
       К утру 22 июня авиаполк был переведен в оперативную готовность №1, а его эскадрильи рассредоточены по аэродромам: оз. Донузлав – две АЭ, Каборга – одна АЭ.
       С началом Великой Отечественной войны 119-й МРАП активно включается в боевую работу. Кроме задач воздушной разведки летчикам полка пришлось наносить бомбовые удары по кораблям и судам противника в Сулинском гирле Дуная, для нарушения каботажных перевозок противника.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Донузлав и Каборга имелось 25/16 МБР-2 и 24 летчика.
       В середине августа 1941 г. перед оставлением Очакова АЭ полка из Каборги перелетела в Крым на оз. Донузлав.
       По состоянию на 01.09.1941 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Донузлав числилось 21/12 МБР-2 и 27 летчиков.
       С 01.10.1941 г. командиру 119-го МРАП была оперативно подчинена 18-я ОМРАЭ под командованием капитана Н.А.Мусатова (приказ НК ВМФ №01051 от 08.11.1941 г.), ранее воевавшая на Балтике. К этому времени она получила самолеты МБР-2 в Ейском ВМАУ и перелетела на оз. Донузлав. В последующем данная эскадрилья вошла в состав полка с сохранением собственного номера вместо 3-й МРАЭ, которая подлежала расформированию.
       29.10.1941 г. в связи с прорывом накануне немецко-румынскими войсками Ишуньских позиций 119-й МРАП вынужден был срочно перебазироваться с оз. Донузлав в б. Матюшенко в Севастополе.
       02.11.1941 г. основные силы полка из бухты Матюшенко перебазировались в Поти на оз. Палеостоми для отдыха и переформирования.
       К 31.03.1942 г. 119-й МРАП завершил доукомплектование и перебазировался на Тобечикское озеро в 25 километрах от Керчи. При этом штаб полка находился в Геленджике. В тот период полк полностью переключился на ночные вылеты.
       В первой декаде мая 1942 г. немецкие войска прорвали Керченско-Феодосийский фронт, и 119-й МРАП был вынужден с Тобечикского озера перелететь непосредственно в Керчь, а оттуда накануне оставления города - в Геленджик.
       До 06.06.1942 г. воздушная разведка морских секторов самолетами полка велась из бухт Севастополя, а с 7 июня две эскадрильи полка перебазировались на Чикском водохранилище (п-ов Тамань), с 16 июня – на гидроаэродроме в Ейске.
       По состоянию на 03.07.1942 г. полк базировался на гидроаэродромы Ейская Коса (6/5 МБР-2) и ст. Николаевская-на-Дону (15/8 МБР-2).
       К 22.07.1942 г. в 119-м ОМРАП на аэр. Ейск и ст. Николаевская-на-Дону числилось 29/25 самолетов, в т.ч.: 28/24 МБР-2, 1/1 У-2.
       В июле-сентябре 1942 г. несколько МБР-2 получены из 116 МРАП ВВС ЧФ.
       Накануне оставления советскими войсками Ейска 09.08.1942 г. 119-й ОМРАП перебазировался на гидроаэродром Геленджик.
       В августе 1942 г. 119-й МРАП был включен в состав Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР), где и оставался до мая 1943 г.
       К 30.10.1942 г. в составе полка, базирующегося на аэродромы Геленджик и Поти, имелось 28 самолетов МБР-2.
       По состоянию на 22.12.1942 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Геленджик и Поти имелось 23/20 самолетов: 22/19 МБР-2 и 1/1 У-2.
       27.02.1943 г. за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 119-й МРАП был награжден орденом Красного Знамени.
       По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 119-го МРАП, управление которого базировалось на аэр. Геленджик числилось 25/18 МБР-2, 1/1 У-2 и 28 летчиков. Эскадрильи полка базировались на аэродромах Геленджик и Поти.
       В январе 1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0934 от 03.12.1943 г. 119-й МРАП был переформирован в 119-й дальнебомбардировочный авиационный полк. При этом полк, по сути, формировался заново. Входившие в него 18-я и 60-я морские разведывательные эскадрильи на МБР-2 (18 МРАЭ и 60 МРАЭ), стали самостоятельными авиационными частями. На базе двух оставшихся эскадрилий формировались три новые авиационные эскадрильи на самолетах A-20G «Бостон», которые поступили в полк в конце января 1944 г.
       Приказом НК ВМФ №28 от 22.01.1944 г. 119-й ДБАП был преобразован в 13-й гвардейский дальнебомбардировочный авиационный полк. В период с конца января по март 1944 г. 13-й гв. ДБАП осваивал новую матчасть - самолеты А-20 на базе 4-го ВМАУ в Гудаута, для чего перебазировался на аэр. Геническ. Торпедных мостов эти самолеты «Бостон» не имели. Главной задачей полка было топмачтовое бомбометание по кораблям противника. Кроме того, часть самолетов использовалась в штурмовом варианте благодаря наличию в их носовой части батареи из 8 крупнокалиберных пулеметов.
       С 01.04.1944 г. на основании приказа Ком. ЧФ №0247 13-й гв. ДБАП подлежал передаче в состав 1-й МТАД ВВС ЧФ (фактически полк вошел в состав дивизии только с 26 апреля вместо 36-го МТАП, убывшего на Север). В составе 13-го гв. ДБАП, управление которого базировалось на аэр. Адлер, имелось 37/29 самолетов А-20 «Бостон», 1/1 У-2 и 24 летчика. Эскадрильи полка базировались на аэр. Адлер. Еще один неисправный А-20 1-й АЭ находился на аэр. Миха-Цхакая
       07.04.1944 г. полк перебазировался на аэр. Геленджик, откуда начал выполнять вылеты по конвоям противника, идущим в Севастополь, Первый боевой вылет полка состоялся в ночь на 8 апреля, когда 6 А-20G бомбардировала плавсредства противника в Феодосии. 26.04.1944 г. полк перебазировался на аэр. Сокологорное, где находился до середины мая. Часть самолетов полка была направлена на аэр. Скадовск, где действовала в составе Скадовской авиагруппы. На заключительном этапе борьбы за освобождение Крыма до 12 мая 1944 г. 13-й гв. ДБАП выполнял вылеты на бомбардировку плавсредств противника с войсками, эвакуируемым из Севастополя. После освобождения Крымского полуострова в мае 1944 г. полк перебазировался на аэр. Саки.
       Летом 1944 г. самолеты 3-й АЭ полка были оснащены торпедными мостами и стали применяться в роли низковысотных торпедоносцев.
       07.09.1944 г. за участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце полку было присвоено почетное наименование «Констанцский».
       По состоянию на 01.10.1944 г. 13-й гв. ДБАП составом 37/36 А-20 «Бостон», 1/1 «Бостон»-III, 1/1 По-2 и 29 летчиков базировался на аэродромах Бургас (Болгария) и Сарабуз (Крым).
       По состоянию на 01.01.1945 г. в составе 13-го гв. ДБАП на аэр. Саки имелось 27 А-20G «Бостон».
       В марте 1945 г. 13-й гв. ДБАП был переименован в 13-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк. В конце этого месяца 6 экипажей были переданы в состав 1-го гв. МТАП ВВС БФ.
       Вскоре после войны 13-й гв. МТАП, базирующийся на аэр. Саки, был перевооружен на самолеты Ту-2т.
       В 1953 г. 13-й гв. МТАП получил на вооружение Ил-28т. Кроме них в полку были также самолеты Ту-14т.
       В марте 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 13-й гв. МТАП вместе с управлением 2-й гв. МТАД ВВС ЧФ на аэр. Саки был расформирован.
       В декабре 1961 г. его знамя, орден и почетные наименования были переданы вновь сформированному полку, который стал именоваться 855-м отдельным гвардейским минно-торпедным авиационным Констанцским Краснознаменным полком.
       В документах встречаются сокращения 119 авп (ап, рап, мрап, дбап), 13 гмтап (КГАП, гдбап, гмрап, гвдбап, гвмрап, гвмтап).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли самолеты МБР-2, МП-1, У-2, С-2, УТ-2, ГСТ, А-20 «Бостон», Ту-2т, Ил-28т, Ту-14.
       В начале 1942 г. матчасть составляли 20 МБР-2, 1 У-2, 1 С-2 (боеприпасы авиавооружения: 48 ФАБ-250, 2000 ФАБ-50, 60 ПЛАБ-100, 159ЗАБ-50, 326ЗАБ-10, 2650 ЗАБ-2,5, 160 АО-25, 172 АО-15, 274 АО-10, 2700 АО-2,5, 25 РРАБ, 128 САБ-25, 50 ФОТАБ-35, 24 тыс. ШКАС).

Виноградов М.Я. капитан, командир эскадрильи, дает указания перед вылетом командиру экипажа лейтенанту Акимову, Часть майора Нехаева. Защитники Севасополя.
Комэск капитан Виноградов М.Я. дает указания перед вылетом командиру экипажа лейтенанту Акимову, 1942 г.

Рожков А.Е. ст. лейтенант, командир эскадрильи части майора Нехаева, объясняет задачу вылета своему экипажу
Комэск ст. лейтенант Рожков А.Е. объясняет задачу вылета своему экипажу, 1942 г.

Эпизод из боевой деятельности 119-го Краснознаменного авиаполка ВВС ЧФ. Спуск самолета на воду.
Спуск летающей лодки МБР-2 № 5 на воду, 1943 г.

Эпизод из боевой деятельности 119-го Краснознаменного полка ВВС ЧФ. Подвеска бомб перед боевым вылетом
Подвеска бомб перед боевым вылетом, 1943 г.

Капитан Ильин Илья Иванович, командир эскадрильи 119 (13 гв.) авиаполка ВВС ЧФ.
Командир эскадрильи капитан Ильин Илья Иванович, 1943 г.
119-й Краснознаменный авиаполк. Штурман авиаполка капитан Телегов Ф.И.
Штурман полка капитан Телегов Ф.И., 1943 г.

Бригада артистов Ленинградского театра миниатюр во главе с Райкиным перед личным составом 119-го Краснознаменного авиаполка ВВС ЧФ на прифронтовом аэродроме.
Бригада артистов Ленинградского театра миниатюр у летчиков полка на фоне МБР-2, 1943 г.

Фотоснимок ВОВ гидроплан 119 омрап Амбар
Артисты Ленинградского театра миниатюр во главе с Райкиным перед личным составом полка на прифронтовом аэродроме, 1943 г.

Фото ВМВ гидросамолет Амбар 119 омрап ВВС СФ в ВОВ
Аркадий Райкин на аэродроме полка на фоне МБР-2. Фотография 1943 г.

Фотоснимок ВОВ МБР2 гидроплан 119 авп ВВС ВМФ.
Артисты выступают перед личным составом у летающей лодки МБР-2, 1943 г.

МБР-2 с экипажем 119-го Краснознаменного полка ВВС ЧФ летчик старший лейтенант Гоголев, дважды орденоносец штурман капитан Эктов, дважды орденоносец стрелок-радист Федоров 1943.
МБР-2 с экипажем (летчик старший лейтенант Гоголев, штурман капитан Эктов, стрелок-радист Федоров), фото 1943 г.

действующий флот СССР фото ВОВ ДБ-3 119-го ДБАП
Бомбардировщик Ил-4 № 4, июнь 1943 г.

действующий флот СССР фото ВОВ ДБ-3 над Кавказом
Бомбардировщик Ил-4 № 7 над Кавказом.

А-20 Бостон 13-го гв. ДБАП
Самолёт А-20 Бостон № 565.

navy A20G USSR GPW
A-20G с разными типами ЭБО на вертикальном оперении.

действующая армия СССР фото ВОВ
Самолёты A-20B №№ 4 и 8 в полете над Крымом, весна 1944 г.

12873
А-20В (тактический № 8, серийный № 41-2873, заводской № 203) над Крымом, весна 1944 г. На заднем плане - самолёты №№ 4 и 1.

12705
A-20B (тактический № 4, серийный № 41-2705, заводской № 95). Рисунок Т.Туоманен.

Личный состав 13-го гв. МТАП на фоне A-20 № 11
Личный состав 13 ГМТАП на фоне A-20 № 11. Увеличение фотоснимка - по клику.

       Командиры полка

       А.С.Петров (апрель–июль 1938 г., репрессирован), В.Ф.Злыгарев (июль 1938 г. – январь 1940 г.), Л.Т.Коваленко (в 1939 г. ВрИД), Н.К.Логинов (ноябрь 1939 г. - февраль 1941 г.), Виктор Павлович Канарев (февраль 1941 г. – сентябрь 1942 г., Назначен командиром 5 гмтап), Иван Григорьевич Нехаев (сентябрь-декабрь 1942 г.), (ГСС) Николай Алексеевич Мусатов (июль 1943 г. - октябрь 1946 г.), Н.Д.Саликов (июнь 1947 г. – январь 1948 г.; декабрь 1948 г. – июль 1950 г.), И.М.Войцицкий (декабрь 1958 г. – май 1960 г.).




13-й гвардейский минно-торпедный/дальнебомбардировочный авиационный Констанцский Краснознаменный полк ВВС ВМФ

13 гвардейский морской разведывательный авиационный полк разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк. разведчики, дальние бомбардровщики, топмачтовики и торпедоносцы.

Благодарности - Левшов П., Петров Г., Заика П., Ткаченко С.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.