13th Guards air reconnaissance "Constanta" regiment (former 119th recon regiment) of Soviet navy
История полка
В мае 1938 г. на основании приказа командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. в г. Севастополь был сформирован
119-й морской разведывательный авиационный полк (приказ НК ВМФ СССР №0036 от 28.08.1938 г.).
На формирование полка были обращены отдельные морские разведывательные эскадрильи ВВС ЧФ, ранее входившие в
106-ю авиационную бригаду ВВС ЧФ (14-я ОМДРАЭ, 123-я и 124-я МТБАЭ).
В составе полка имелось пять морских разведывательных авиационных эскадрилий, вооруженных самолетами МБР-2.
Осенью 1939 г. 119-й МРАП перебазируется из б. Голландия в Севастополе к новому месту дислокации в д. Каборга около Очакова. На вооружении полка стояли самолеты МБР-2 и ГСТ.
В начале июля 1940 г. из состава полка была выделена 3-я авиационная эскадрилья (10 МБР-2) и перебазирована на Гаджибеевский лиман под Одессу. Там эта эскадрилья вошла в состав вновь сформированной Дунайской военной флотилии и получила собственный номер - 82-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья. Одновременно часть самолетов и личного состава полка были выделены на формирование еще двух отдельных разведывательных частей: 80-й ОМРАЭ (ГСТ) в Севастополе и 83-й ОМРАЭ (МБР-2) ВВС ЧФ в Геленджике. С этого времени сам 119-й МРАП перешел на трехэскадрильный состав.
По состоянию на 01.06.1941 г. в 119-м МРАП насчитывалось 30/29 МБР-2, 5/3 У-2, 1/1 С-2, 1/1 УТ-2, 1/1 МП-1.
К утру 22 июня авиаполк был переведен в оперативную готовность №1, а его эскадрильи рассредоточены по аэродромам: оз. Донузлав – две АЭ, Каборга – одна АЭ.
С началом Великой Отечественной войны 119-й МРАП активно включается в боевую работу. Кроме задач воздушной разведки летчикам полка пришлось наносить бомбовые удары по кораблям и судам противника в Сулинском гирле Дуная, для нарушения каботажных перевозок противника.
По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Донузлав и Каборга имелось 25/16 МБР-2 и 24 летчика.
В середине августа 1941 г. перед оставлением Очакова АЭ полка из Каборги перелетела в Крым на оз. Донузлав.
По состоянию на 01.09.1941 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Донузлав числилось 21/12 МБР-2 и 27 летчиков.
С 01.10.1941 г. командиру 119-го МРАП была оперативно подчинена
18-я ОМРАЭ под командованием капитана Н.А.Мусатова (приказ НК ВМФ №01051 от 08.11.1941 г.), ранее воевавшая на Балтике. К этому времени она получила самолеты МБР-2 в Ейском ВМАУ и перелетела на оз. Донузлав.
В последующем данная эскадрилья вошла в состав полка с сохранением собственного номера вместо 3-й МРАЭ, которая подлежала расформированию.
29.10.1941 г. в связи с прорывом накануне немецко-румынскими войсками Ишуньских позиций 119-й МРАП вынужден был срочно перебазироваться с оз. Донузлав в б. Матюшенко в Севастополе.
02.11.1941 г. основные силы полка из бухты Матюшенко перебазировались в Поти на оз. Палеостоми для отдыха и переформирования.
К 31.03.1942 г. 119-й МРАП завершил доукомплектование и перебазировался на Тобечикское озеро в 25 километрах от Керчи. При этом штаб полка находился в Геленджике. В тот период полк полностью переключился на ночные вылеты.
В первой декаде мая 1942 г. немецкие войска прорвали Керченско-Феодосийский фронт, и 119-й МРАП был вынужден с Тобечикского озера перелететь непосредственно в Керчь, а оттуда накануне оставления города - в Геленджик.
До 06.06.1942 г. воздушная разведка морских секторов самолетами полка велась из бухт Севастополя, а с 7 июня две эскадрильи полка перебазировались на Чикском водохранилище (п-ов Тамань), с 16 июня – на гидроаэродроме в Ейске.
По состоянию на 03.07.1942 г. полк базировался на гидроаэродромы Ейская Коса (6/5 МБР-2) и ст. Николаевская-на-Дону (15/8 МБР-2).
К 22.07.1942 г. в 119-м ОМРАП на аэр. Ейск и ст. Николаевская-на-Дону числилось 29/25 самолетов, в т.ч.: 28/24 МБР-2, 1/1 У-2.
В июле-сентябре 1942 г. несколько МБР-2 получены из 116 МРАП ВВС ЧФ.
Накануне оставления советскими войсками Ейска 09.08.1942 г. 119-й ОМРАП перебазировался на гидроаэродром Геленджик.
В августе 1942 г. 119-й МРАП был включен в состав Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР), где и оставался до мая 1943 г.
К 30.10.1942 г. в составе полка, базирующегося на аэродромы Геленджик и Поти, имелось 28 самолетов МБР-2.
По состоянию на 22.12.1942 г. в составе 119-го МРАП на аэр. Геленджик и Поти имелось 23/20 самолетов: 22/19 МБР-2 и 1/1 У-2.
27.02.1943 г. за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками,
119-й МРАП был награжден орденом Красного Знамени.
По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 119-го МРАП, управление которого базировалось на аэр. Геленджик числилось 25/18 МБР-2, 1/1 У-2 и 28 летчиков. Эскадрильи полка базировались на аэродромах Геленджик и Поти.
В январе 1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0934 от 03.12.1943 г. 119-й МРАП был переформирован в
119-й дальнебомбардировочный авиационный полк. При этом полк, по сути, формировался заново.
Входившие в него 18-я и 60-я морские разведывательные эскадрильи на МБР-2
(18 МРАЭ и 60 МРАЭ), стали самостоятельными авиационными частями.
На базе двух оставшихся эскадрилий формировались три новые авиационные эскадрильи на самолетах A-20G «Бостон», которые поступили в полк в конце января 1944 г.
Приказом НК ВМФ №28 от 22.01.1944 г. 119-й ДБАП был преобразован в 13-й гвардейский дальнебомбардировочный авиационный полк.
В период с конца января по март 1944 г. 13-й гв. ДБАП осваивал новую матчасть - самолеты А-20 на базе 4-го ВМАУ в Гудаута, для чего перебазировался на аэр. Геническ.
Торпедных мостов эти самолеты «Бостон» не имели. Главной задачей полка было топмачтовое бомбометание по кораблям противника. Кроме того, часть самолетов использовалась в штурмовом варианте благодаря наличию в их носовой части батареи из 8 крупнокалиберных пулеметов.
С 01.04.1944 г. на основании приказа Ком. ЧФ №0247 13-й гв. ДБАП подлежал передаче в состав 1-й МТАД ВВС ЧФ
(фактически полк вошел в состав дивизии только с 26 апреля вместо 36-го МТАП, убывшего на Север).
В составе 13-го гв. ДБАП, управление которого базировалось на аэр. Адлер, имелось 37/29 самолетов А-20 «Бостон», 1/1 У-2 и 24 летчика.
Эскадрильи полка базировались на аэр. Адлер. Еще один неисправный А-20 1-й АЭ находился на аэр. Миха-Цхакая
07.04.1944 г. полк перебазировался на аэр. Геленджик, откуда начал выполнять вылеты по конвоям противника, идущим в Севастополь, Первый боевой вылет полка состоялся в ночь на 8 апреля, когда 6 А-20G бомбардировала плавсредства противника в Феодосии.
26.04.1944 г. полк перебазировался на аэр. Сокологорное, где находился до середины мая. Часть самолетов полка была направлена на аэр. Скадовск, где действовала в составе Скадовской авиагруппы.
На заключительном этапе борьбы за освобождение Крыма до 12 мая 1944 г. 13-й гв. ДБАП выполнял вылеты на бомбардировку плавсредств противника с войсками, эвакуируемым из Севастополя.
После освобождения Крымского полуострова в мае 1944 г. полк перебазировался на аэр. Саки.
Летом 1944 г. самолеты 3-й АЭ полка были оснащены торпедными мостами и стали применяться в роли низковысотных торпедоносцев.
07.09.1944 г. за участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце полку
было присвоено почетное наименование «Констанцский».
По состоянию на 01.10.1944 г. 13-й гв. ДБАП составом 37/36 А-20 «Бостон», 1/1 «Бостон»-III, 1/1 По-2 и 29 летчиков базировался на аэродромах Бургас (Болгария) и Сарабуз (Крым).
По состоянию на 01.01.1945 г. в составе 13-го гв. ДБАП на аэр. Саки имелось 27 А-20G «Бостон».
В марте 1945 г. 13-й гв. ДБАП был переименован в 13-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.
В конце этого месяца 6 экипажей были переданы в состав 1-го гв. МТАП ВВС БФ.
Вскоре после войны 13-й гв. МТАП, базирующийся на аэр. Саки, был перевооружен на самолеты Ту-2т.
В 1953 г. 13-й гв. МТАП получил на вооружение Ил-28т. Кроме них в полку были также самолеты Ту-14т.
В марте 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 13-й гв. МТАП вместе с управлением 2-й гв. МТАД ВВС ЧФ на аэр. Саки был расформирован.
В декабре 1961 г. его знамя, орден и почетные наименования были переданы вновь сформированному
полку, который стал именоваться 855-м отдельным гвардейским минно-торпедным авиационным Констанцским Краснознаменным полком.
В документах встречаются сокращения 119 авп (ап, рап, мрап, дбап), 13 гмтап (КГАП, гдбап, гмрап, гвдбап, гвмрап, гвмтап).
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении полка стояли самолеты МБР-2, МП-1, У-2, С-2, УТ-2, ГСТ, А-20 «Бостон», Ту-2т, Ил-28т, Ту-14.
В начале 1942 г. матчасть составляли 20 МБР-2, 1 У-2, 1 С-2 (боеприпасы авиавооружения:
48 ФАБ-250, 2000 ФАБ-50, 60 ПЛАБ-100, 159ЗАБ-50, 326ЗАБ-10, 2650 ЗАБ-2,5, 160 АО-25, 172 АО-15, 274 АО-10, 2700 АО-2,5, 25 РРАБ, 128 САБ-25, 50 ФОТАБ-35, 24 тыс. ШКАС).
Комэск капитан Виноградов М.Я. дает указания перед вылетом командиру экипажа лейтенанту Акимову, 1942 г.
Комэск ст. лейтенант Рожков А.Е. объясняет задачу вылета своему экипажу, 1942 г.
Спуск летающей лодки МБР-2 № 5 на воду, 1943 г.
Подвеска бомб перед боевым вылетом, 1943 г.
Командир эскадрильи капитан Ильин Илья Иванович, 1943 г.
Штурман полка капитан Телегов Ф.И., 1943 г.
Бригада артистов Ленинградского театра миниатюр у летчиков полка на фоне МБР-2, 1943 г.
Артисты Ленинградского театра миниатюр во главе с Райкиным перед личным составом полка на прифронтовом аэродроме, 1943 г.
Аркадий Райкин на аэродроме полка на фоне МБР-2. Фотография 1943 г.
Артисты выступают перед личным составом у летающей лодки МБР-2, 1943 г.
МБР-2 с экипажем (летчик старший лейтенант Гоголев, штурман капитан Эктов, стрелок-радист Федоров), фото 1943 г.
Бомбардировщик Ил-4 № 4, июнь 1943 г.
Бомбардировщик Ил-4 № 7 над Кавказом.
Самолёт А-20 Бостон № 565.
A-20G с разными типами ЭБО на вертикальном оперении.
Самолёты A-20B №№ 4 и 8 в полете над Крымом, весна 1944 г.
А-20В (тактический № 8, серийный № 41-2873, заводской № 203) над Крымом, весна 1944 г.
На заднем плане - самолёты №№ 4 и 1.
Личный состав 13 ГМТАП на фоне A-20 № 11. Увеличение фотоснимка - по клику.
Командиры полка
А.С.Петров (апрель–июль 1938 г., репрессирован), В.Ф.Злыгарев (июль 1938 г. – январь 1940 г.),
Л.Т.Коваленко (в 1939 г. ВрИД), Н.К.Логинов (ноябрь 1939 г. - февраль 1941 г.),
Виктор Павлович Канарев (февраль 1941 г. – сентябрь 1942 г., Назначен командиром 5 гмтап),
Иван Григорьевич Нехаев (сентябрь-декабрь 1942 г.),
(ГСС) Николай Алексеевич Мусатов (июль 1943 г. - октябрь 1946 г.),
Н.Д.Саликов (июнь 1947 г. – январь 1948 г.; декабрь 1948 г. – июль 1950 г.),
И.М.Войцицкий (декабрь 1958 г. – май 1960 г.).
13-й гвардейский минно-торпедный/дальнебомбардировочный авиационный Констанцский Краснознаменный полк ВВС ВМФ
13 гвардейский морской разведывательный авиационный полк
разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк. разведчики, дальние бомбардровщики, топмачтовики и торпедоносцы.
Благодарности - Левшов П., Петров Г., Заика П., Ткаченко С.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.