Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах Авиация СССР межвоенного периода

18-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья ВВС ВМФ

герб СССР на русском карельском языках надпись Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Kaikkien maiden proletaaritlittykaa ynteen Под гербом 51-му Авиационному отряду имени Карцика от Центрального Исполнительного комитета АКССР. 51-ye Karialan TP.K.K. n Lentosoukkueelle K.A.S.N.T. n Toimeenpanevalta Keskuskomitealta Знамя 51-го авиационного отряда им. ЦИК Карельской АССР Боевое Знамя красное 18-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья ВВС ЧФ Боевое Знамя красное 318 ОПЛАП ВВС ВМФ Боевое Знамя БЗ 318-го ОСАП РФ
318-й отдельный противолодочный авиационный Констанцский Краснознаменный полк Дальнего Действия
318-я отдельный смешанный авиационный Констанцский Краснознаменный полк
7057-я авиационная Констанцская Краснознаменная база МА ЧФ
318-я отдельный смешанный авиационный Констанцский Краснознаменный полк
270-я отдельная противолодочная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья Дальнего Действия
270-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья
977-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Констанцский Краснознаменный полк
1772-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Констанцский Краснознаменный полк
132-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья
18-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья ВВС БФ / ЧФ
11-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья
20-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья
51-й отдельный (разведывательный) отряд им. ЦИК Карельской АССР
1-й разведывательный морской авиационный отряд
1-й разведывательный гидроавиационный отряд (Красный Балтиец)
4-й разведывательный гидроавиационный отряд
7-й разведывательный гидроавиационный отряд
5-й гидроавиационный отряд
2-й гидроавиационный отряд
Беломорский гидроавиаотряд
18th separate air long-range reconnaissance squadron of Soviet fleet

       История части

       Летом 1918 г. приказом по Флоту и Морскому ведомству №497 от 14.07.1918 г. на Балтике началось формирование Беломорского гидроавиационного отряда на основе личного состава и материальной части 1-го ГАДН воздушной бригады Особого Назначения. По штату в отряде состояло 6 самолетов М-9 и 57 человек личного состава, в т.ч. 6 летчиков и 3 летчика-наблюдателя.
       В августе 1918 г. отряд получил приказ перебазироваться на Север и к 25 августа прибыл в Вологду. Самолеты разместили в Котласе (3 М-9) и на ст. Плесецкая (3 М-9). Беломорский ГАО вошел в состав формируемого Северного гидроавиационного дивизиона.
       К 25.08.1919 г. после окончания боев на Севере Беломорский ГАО был направлен в Шлиссельбург. Там он стал числиться в составе 2-го воздушного дивизиона ВБОН (бывш. Северный ГАДН).
       В конце октября 1919 г. в составе отряда имелись 1 М-9 и 1 М-20 и 23 человека личного состава.
       19.11.1919 г. Беломорский ГАО был переименован в 5-й гидроавиационный отряд.
       23.03.1920 г. 5-й ГАО был переименован в 7-й гидроавиационный отряд с базированием в Шлиссельбурге и в оперативном подчинении коменданту Шлиссельбургской крепости.
       На 23.11.1920 г. в 7-м ГАО числилось 1 самолет (неисправный) и 49 человек.
       К весне 1921 г. в 7-й ГАО поступили 3 поплавковых самолета «Фейри»-III.
       В марте 1921 г. 7-й ГАО был переименован в 4-й гидроавиационный отряд 2-го ГАДН ВББМ. В этом же месяце отряд получил приказ о перебазировании из Шлиссельбурга в Петроград на Гутуевский остров (а в дальнейшем – в Ораниенбаум).
       13.06.1921 г. 4 самолета перелетели с Гутуевского острова в Ораниенбаум (3 «Фейри»-III и 1 М-20).
       По состоянию на 15.09.1921 г. в составе 4-го ГАО в Ораниенбауме имелись 1/- М-20, 1/1 «Фейри»-III, 1/1 «Шорт»-184 и 6 летчиков.
       В октябре 1921 г. 2-й дивизион ВББМ был расформирован, а входивший в него 4-й ГАО был переформирован в 1-й разведывательный гидроавиационный отряд.
       В январе-феврале 1922 г. 1-й РАО принимал участие в боевых действиях против белофиннов на Карельском перешейке, потеряв при этом три самолета (все потери не боевые). За проявленную отвагу и геройство в боях на Карельском перешейке отряду было вручено Почетное Революционное Красное Знамя 1-го ГАДН ВББМ (изъятое у последнего весной 1921 г. за участие в Кронштадтском мятеже).
       На 01.10.1922 г. в составе 1-го РГАО числилось 11/6 самолетов, в т.ч.: 2/1 «Фейри»-III, 2/1 «Шорт»-184, 5/2 М-9, 2/2 М-15, 1/1 «Норман Томпсон».
       По состоянию на 19.07.1923 г. в составе 1-го РГАО насчитывалось 1/1 «Норман Томпсон», 2/2 М-9, 1/- «Шорт»-184, 1/1 «Авро-504».
       В июле 1923 г. в 1-й РГАО поступили закупленные в Италии самолеты «Савойя» S-16 (9 ед.). В составе 1-го РГАО по штату было положено иметь 6 действующих самолетов + 2 запасных. На осень 1923 г. в нем имелось 9/9 «Савойя» S-16 и 1/- «Норман Томпсон».
       К 22.03.1924 г. в состав 1-го РГАО поступил 6 «Юнкерс» Ju-20 и 2 М-24.
       В сентябре 1924 г. 1-й РГАО был переименован в 1-й разведывательный морской авиационный отряд ВВС БМ.
       По состоянию на 01.11.1924 г. в боевом составе 1-го РМАО имелось 6/2 «Юнкерс» Ju-20 и 5/1 М-24.
       По состоянию на 01.10.1925 г. в составе отряда числилось 10 «Юнкерс» Ju-20, 5 МР-4 + 2 резервных самолета.
       В августе 1925 г. два самолета «Юнкерс» Ju-20 отряда, пилотируемые летчиками Б.Г.Чухновским и О.А.Кальвица, перелетели на Новую Землю. Всего до 27.09.1925 г. отряд Чухновского совершил 13 исследовательских полетов в районе архипелага Новая Земля.
       В сентябре 1926 г. 1-й РМАО был переименован 51-й отдельный (морской разведывательный) авиационный отряд.
       В 1929 г. в отряд начали поступать поплавковые самолеты МР-1.
       18.02.1929 г. согласно приказу РВС СССР №12 от 15.01.1929 г. 51-й ОАО стал именоваться 51-м отдельным авиационным отрядом им. ЦИК Карельской АССР.
       В июле 1930 г. на вооружение отряда поступили 3 самолета КР-1 («Хейнкель» HD.55).
       По состоянию на 01.10.1932 г. в составе отряда имелось 10 самолетов КР-1. В том же году отряд вошел в состав вновь сформированной 14-й авиабригады ВВС БМ.
       В октябре 1934 г. 51-й О(МР)АО был переформирован в 20-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью двухотрядного состава с перевооружением на самолеты КР-6а (12 ед.). Место дислокации - п. Ораниенбаум.
       На 19.08.1935 г. в составе 20-й ОМДРАЭ числилось 21/20 самолет, в т.ч.: КР-6а –12/12, Р-5 - 1/1, КР-1 –5/4, У-2 - 2/2, Ш-2 - 1/1.
       По состоянию на 01.02.1937 г. в составе эскадрильи числилось 18/18 КР-6а, 1/1 У-2, 3/1 Ш-2, 1/1 Р-5. Кроме того, к ней были приписаны 4/2 КР-1 корабельных авиазвеньев линкоров БФ.
       В марте 1938 г. эскадрилья перевооружилась на самолеты МБР-2.
       В апреле 1938 г. 20-я ОМДРАЭ была переименована в 11-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью. Она вошла в состав формируемой 9-й разведывательной авиационной бригады ВВС БФ.
       По состоянию на 29.05.1939 г. в боевом составе эскадрильи числилось 9 МБР-2.
       В октябре 1939 г. в связи с расформированием 9-й РАБ 11-я ОМДРАЭ была включена в состав 15-го МТБАП, который в декабре был переформирован в 15-й МРАП ВВС БФ.
       К началу «Зимней войны» 11-я ОМДРАЭ составом 11 МБР-2 базировалась в Ораниенбауме.
       С 03.12.1939 г. 11-я ОМДРАЭ была переименована в 18-ю отдельную морскую ближнеразведывательную эскадрилью в составе 15-го МРАП.
       До марта 1940 г. эскадрилья принимала участие в боевых действиях в «Зимней войне». За время войны ее экипажи выполнили свыше 600 боевых вылетов, в том числе 156 вылетов – ночью.
       К началу Великой Отечественной войны в составе эскадрильи числилось 11/10 МБР-2 и 2/2 У-2, на которые имелось 12 экипажей.
       22.06.1941 г. состоялся первый боевой вылет самолетов эскадрильи на воздушную разведку. В этом же месяце 18-я ОМБРАЭ перебазировалась из Ораниенбаума на аэр. Хаболово.
       На 12.07.1941 г. в 18-й ОМБРАЭ имелось 9/9 МБР-2 и 12 экипажей.
       До конца августа 1941 г. 18-я ОМБРАЭ (12 экипажей без самолетов) оставалась в составе 15-го МРАП ВВС БФ.
       За время боевых действий на Балтийском море экипажами эскадрильи было совершено 997 боевых вылетов на разведку и бомбардировку противника, в ходе которых сброшено 463 100 кг бомб.
       С 26.08.1941 г. личный состав 18-й ОМБРАЭ (без матчасти) получил приказ перебазироваться в Ейск. Там на базе авиационной техники ВМАУ им. Сталина была вновь сформирована 18-я ОМРАЭ ВВС ВМФ.
       К 01.10.1941 г. 18-я ОМРАЭ составом 12/12 МБР-2 и 12 летчиков была передана в состав ВВС ЧФ и перелетела из Ейска в Крым на оз. Донузлав (с 5 октября она была исключена из боевого состава ВВС БФ, как расформированная). Она была подчинена в оперативном отношении командиру 119-го ОМРАП ВВС ЧФ.
       28.10.1941 г. 18-я ОМРАЭ (8 МБР-2) перелетела к новому месту базирования на оз. Тобечик в районе Керчи.
       02.11.1941 г. эскадрилья перебазировалась в Геленджик.
       В ноябре 1941 г. 18-я ОМРАЭ была включена в состав 119-го МРАП ВВС ЧФ с сохранением номера вместо 3-й МРАЭ полка, которая была расформирована.
       В период обороны Севастополя самолеты эскадрильи принимали активное участие в боях за город, вновь действуя с Тобечикского озера.
       В январе-феврале 1942 г. матчасть составляли 7 МБР-2, авиавооружение включало ФОТАБ.
       03.05.1942 г. эскадрилья перелетела с Керченского полуострова в Геленджик.
       С 15.05.1942 г. 18-я МРАЭ перебазируется на Тшикское водохранилище (в районе г. Краснодар) для участия в боевых действиях на Северо-Кавказском фронте.
       В начале августа 1942 г. 18-я МРАЭ вернулась в Геленджик и вошла в оперативное подчинение командиру Новороссийской ВМБ (МАГ НОР).
       26.05.1943 г. эскадрилья (8 МБР-2) перебазировалась из Геленджика на Ейский лиман, для дальнейшего участия в боевых действиях в Приазовье совместно с Азовской флотилией.
       10.08.1943 г. эскадрилья перебазировалась в Геленджик, откуда стала наносить бомбовые удары по противнику в районе Новороссийска.
       В декабре 1943 г., после переформирования 119-го ОМРАП в бомбардировочный полк колесных самолетов, 18-я МРАЭ стала отдельной эскадрильей.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 18-й ОМРАЭ в Геленджике имелось 9/9 МБР-2 и 9 летчиков.
       В июле 1944 г. 18-я ОМРАЭ получила 8 самолетов PBN-1 «Номад» и PBY-6 «Каталина», переброшенных с Севера. После перевооружения она была переименована в 18-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью. В это время эскадрилья базировалась в Поти.
       Во второй половине августа 1944 г. перед началом Ясско-Кишиневской наступательной операции советских войск эскадрилья составом 6 PBN-1 базировались под Одессой на гидроаэродроме Гаджибеевский лиман.
       Последними операциями самолетов 18-й ОМДРАЭ стали десанты наших войск в порты Румынии и Болгарии: в Констанцу, Варну и Бургас.
       За отличия в боях в ходе Ясско-Кишиневской операции и взятие города Констанца приказом ВГК №0303 от 07.09.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0736 от 14.09.1944 г.) 18-й ОМДРАЭ было присвоено почетное наименование «Констанцская».
       25.09.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №447 от 27.09.1944 г.) за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульча и Сулина и проявленные при этом доблесть и мужество 18-я ОМДРАЭ была награждена орденом Красного Знамени.
       В конце сентября 1944 г. эскадрилья всем составом перебазировалась в Констанцу (на оз. Сюитгол). На 01.10.1944 г. в боевом составе 18-й ОМДРАЭ числилось 8/6 PBN-1, 2/1 По-2 и 9 летчиков.
       К 01.01.1945 г. часть сил 18-й ОМДРАЭ перебазировалась из Констанцы в севастопольскую бухту Голландия, и приняла участие в обеспечении Ялтинской конференции глав союзных государств.
       В начале мая 1945 г. вся эскадрилья перебазировалась в Севастополь.
       С 18.05.1948 г. 18-я ОМДРАЭ была переименована в 132-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью.
       С 20.12.1951 г. 132-я ОМДРАЭ из Крыма была передислоцирована в Поти на оз. Палеостоми.
       27.05.1952 г. 132-я ОМДРАЭ вместе с 82-й ОМДРАЭ ВВС ЧФ была переформирована в 1772-й отдельный морской дальнеразведывательный авиаполк, базирующийся на аэр. Палеостоми.
       Осенью 1953 г. полк перевооружился на самолеты Бе-6.
       В апреле 1955 г. 1772-й ОМДРАП был переименован в 977-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк.
       Летом 1959 г. 2-я АЭ 977-го ОМДРАП приступила к переучиванию на реактивную летающую лодку Бе-10 с перебазированием в Крым на гидроаэродром озера Донузлав.
       С 01.12.1959 г. на базе 2-й АЭ 977-го ОМДРАП была сформирована новая летная часть - 270-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья (в последующем развернутая в 318-й ОДРАП Авиации ЧФ). Местом ее дислокации стал пос. Мирный на оз. Донузлав в Крыму.
       Летом 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 977-й ОМДРАП на самолетах Бе-6 на оз. Палеостоми в Поти был расформирован.
       В середине 1960 г. 270-й ОМДРАЭ было передано почетное наименование «Констанцская» и орден Красного знамени от расформированного к этому времени на аэр. Палеостоми 977-го ОМДРАП.
       01.11.1960 г. 270-я ОМДРАЭ была переформирована в 270-ю отдельную дальнюю противолодочную авиационную эскадрилью.
       С 01.05.1961 г. 270-я ОДПЛАЭ была переименована в 270-ю отдельную противолодочную авиационную эскадрилью Дальнего Действия.
       В конце июля 1961 г. новые самолеты Бе-10 были показаны широкой публике, выполнив показательный полет четверкой над Невой на День Военно-морского флота и в августе над Тушино на День Воздушного флота.
       В сентябре 1961 г. 270-я ОПЛАЭ ДД была преобразована в 318-й отдельный противолодочный Констанцский Краснознаменный авиационный полк Дальнего Действия двухэскадрильного состава. На вооружении полка стояли реактивные летающие лодки Бе-10 и поршневые летающие лодки Бе-6.
       07.08.1961 г. серийный самолет Бе-10 полка, специально доработанный для рекордных полетов, пилотируемый полковником Н.И.Андриевским и летчиком-испытателем Г.И.Бурьяноым, выполнил рекордные полеты с гидроаэродрома Донузлав. Всего на данном самолете (под гражданским обозначением М-10) было установлено 12 мировых рекордов.
       С 1964 г. по 1968 г. в связи с высокой аварийностью в полку самолеты Бе-10 стояли на приколе, а в 1968 г. вообще были сняты с вооружения и списаны. В период 1968-70 г.г. самолеты Бе-10 были утилизированы.
       К 1965 г. в составе полка была сформирована 3-я АЭ, которая сразу же начала переучивание на самолеты Бе-12.
       С 15.07.1965 г. 318-й ОПЛАП ДД первым из строевых полков авиации ВМФ приступил к переучиванию на самолет-амфибию Бе-12. Оно происходило сначала на аэродроме Евпаторийского АРЗ с грунтовой ВПП, а с 1966 г. на аэродроме Саки. Сначала переучилась 3-я АЭ; затем в 1965-1966 г.г. – 2-я АЭ, а в 1969-1970 г.г. – 1-я АЭ.
       Осенью 1968 г. полк перебазируется на свой базовый аэродром Донузлав, где была построена бетонная ВПП.
       В 1968 г. самолеты Бе-6 были сняты с вооружения полка.
       19.08.1968 г. 3 Бе-12 318-го ОПЛАП ДД в составе экипажей подполковника В.И.Голяна, майора Федорова, майора Пастернака прибыли в Египет на аэр. Каир-Вест, где вошли в состав 90-й ОДРАЭ ОсНаз. Впоследствии самолеты отряда были перебазированы на аэр. Мерса-Матрух. С этого аэродрома экипажи отряда выполняли вылеты на поиск подводных лодок в Средиземное море в интересах командования 5-й ОпЭск.
       Отряд самолетов Бе-12 выполнял задачи боевой службы в Средиземном море. Всего было произведено 165 самолетовылетов, в том числе: на поиск ИПЛ – 101 вылет, на обеспечение кораблей 5-й ОпЭск – 55 вылетов, на испытание поисковой тепловой аппаратуры по теме «Гагара» - 9 вылетов.
       В марте-апреле 1970 г. данный отряд Бе-12 принял участие в стратегических маневрах «Океан», выполняя вылеты в Средиземное море.
       В июне 1971 г., после прибытия на аэр. Мерса-Матрух самолетов Ил-38 24-го ОПЛАП ВВС СФ, отряд самолетов Бе-12 318-го ОПЛАП ДД покинул Египет, и вернулся к месту постоянной дислокации.
       С января 1980 г. по февраль 1981 г. в связи с продажей Вьетнаму четырех самолетов Бе-12 на базе полка было осуществлено обучение на них нескольких вьетнамских экипажей.
       В июне 1981 г. 318-й ОПЛАП ДД был переименован в 318-й отдельный противолодочный авиационный полк.
       Приказом ГК ОВС СНГ №144 от 1992 г. самолеты Бе-12 подлежали снятию с вооружения частей Морской Авиации. С 15.10.1995 г. 318-й ОПЛАП, базирующийся на аэр. Донузлав, был расформирован.
       В рамках договора о разделе Черноморского флота между Украиной и Россией 10 Бе-12пл и 1 Бе-12пс полка были переданы в состав ВМС Украины.
       Оценив техническое состояние оставшихся в составе ВВС ЧФ 9 Бе-12пл и 1 Бе-12пс, командование ВМФ России принимает решение о формировании с 15.10.1995 г. 327-й отдельной противолодочной авиационной эскадрильи. Новая эскадрилья перебазировалась с оз. Донузлав на аэр. Кача.
       01.09.1996 г. 327-я ОПЛАЭ вместе с 917-м ОТАП были переформированы в 318-й отдельный смешанный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, который до середины 2009 г. оставался в боевом составе ВВС ЧФ, базируясь на аэр. Кача.
       01.08.2009 г. на базе 318-го отдельного смешанного Краснознаменного Констанцского авиационного полка была сформирована 7057-я авиационная Констанцская Краснознаменная база (2-го разряда) Морской Авиации Черноморского флота.
       С 01.12.2011 г. на основе 7057-й АвБ на аэр. Кача и 7058-й АвБ на аэр. Гвардейское, была сформирована единая 7057-я авиационная Констанцская Краснознаменная база Морской Авиации Черноморского флота, использующую оба этих аэродрома.
       По состоянию на октябрь 2012 г. в составе авиабазы насчитывалось 6 Бе-12.
       В 2010-х годах 7057-я авиабаза стала представлять собой фактически всю наличную авиацию России на Черном море. Она дислоцировалась на аэродромах Кача и Гвардейское в Крыму на территории Украины и Ейск в Краснодарском крае. В авиабазе имелись штурмовая АЭ (Су-24, Су-24мр), вертолетная эскадрилья (Ка-27, Ми-8) и смешанная самолетная эскадрилья (Бе-12, Ан-26, Ту-134).
       С 05.07.2014 г. 7057-я АвБ была переформирована в 318-й отдельный смешанный авиационный полк на аэр. Кача и 43-й ОМШАП, перебазированный с аэр. Гвардейское на аэр. Саки. Восстановленным полкам были возвращены их почетные наименования и награды, полученные в годы Великой Отечественной войны.
       В 2017 г. в состав 318-го ОСАП включили отряд вертолетов Ка-29тб и Ка-31р.

       Материальная часть

       На вооружении части в разное время стояли: М-9, М-15, М-20, М-24, «Фейри»-III F-IIIc, «Норман-Томпсон NT.2B», «Шорт»-184, «Савойя» S-16, «Юнкерс» Ju-20, МР-4, МР-6, У-2, Ш-2, КР-1, МБР-2, PBN-1 «Номад», PBY-6a «Каталина», Бе-6, Бе-10, Бе-12, Ан-26, Ту-134, Ка-27пл, Ка-27пс, Ми-8, Ка-29тб, Ка-31р.

Выход самолета Ферри № 2233 из кап ремонта
Выход самолета Fairey (Фейри) № 2233 из капремонта, 1922 г.


       Летающие лодки М-24 (конструкции Григоровича) изготовлены в 1924 г. на петроградском заводе "Красный летчик" для предполагаемой эскадрильи гидросамолетов береговой разведки Балтийского флота "Красный балтиец". Названия писались на носовой части лодки, под названием было клеймо завода "Красный летчик". Из документов известны заводские номера некоторых лодок (принадлежность к отрядам известна не для всех из них):
М-24 №1718 «Петроградская Правда»
М-24 №1719 «Володарский» (2 РГАО)
М-24 №1720 «[Красный] Петрогубфин»
М-24 №1721 «Красный Путиловец» (2 РГАО)
М-24 №1722 «Волховстрой»
М-24 №1723 «Ленинградские профсоюзы»
М-24 №1724 «Владимир Ильич»
М-24 №1725 «Ленинград» (1 РГАО)
М-24 №1726 «Псковитянин» (2 РГАО)
М-24 №1727 «Коммуна»
М-24 №1728 «Черепанин» (2 РГАО)
М-24 №1729 «Красная Карелия»
М-24 «Красный топливник»

изготовлены на петроградском заводе Красный летчик
Летающая лодка М-24 "Коммуна". Видна звезда на нижней плоскости и звезда в белой обводке на вертикальном оперении. 1 РГАО либо 2 РГАО.

М24 Представители Общества друзей воздушного флота у гидросамолета эскадрильи гидросамолетов береговой разведки Балтийского флота Красный балтиец
Представители Общества друзей воздушного флота у М-24 "Красная Карелия" в 1924 г. 1 РГАО либо 2 РГАО.

М-24 Красный топливник Представители ОДВФ у гидросамолета эскадрильи гидросамолетов береговой разведки Балтийского флота Красный балтиец
Представители ОДВФ у гидросамолета М-24 "Красный топливник", 1924 г. Крестовкий остров, Ленинград. 1 РГАО либо 2 РГАО.

КР1 военно-воздушных сил военно-морского флота
Хейнкель HD.55 (KP-1) из состава 51 ОМРАО (будущая 18 ОМБРАЭ) в полете, начало 1930-х годов. Увеличение фото - по клику.
Soviet warplane KR-1 (tactical number 1) in 193x years. Click to enlarge the photo.

ХД-55 KP1 Самолет на корабле 1938 якобы
Хейнкель HD.55 (KP-1) № 1 "Vastauksemme Lappiin / Наш ответ Лапландии" на линкоре.
Корабельный самолет на воде
Хейнкель HD.55 № 1 "Vastauksemme Lappiin / Наш ответ Лапландии".

действующая армия СССР фото ВОВ МБР2 амбар Геленджик
Летающая лодка МБР-2 из состава 18 ОМРАЭ в Геленджике.

В день полетов 18 авиаэскадрильи морской авиации в бухте Голландия. 1947 Севастополь
Летающая лодка PBN-1 Nomad (тактический номер 7) в бухте Голландия, Севастополь, 1947 г.

PBN1 день полетов 18 авиаэскадрильи морской авиации в бухте Голландия. 1947 г. Севастополь
Летающая лодка PBN-1 Nomad (виден заводской номер 02321) в бухте Голландия, Севастополь, 1947 г.

Бе6 18-я отдельная авиаэскадрилья ВВС ВМФ
Гидросамолёт Бе-6 (бортовой номер 07) 977 ОМДРАП на оз. Палеостоми.

СССР Летающая лодка Бе-10 № 10 разведсамолёт
Летающая лодка Бе-10 № 10.

318-й ОПЛАП ВВС ЧФ (аэр. Донузлав) бывш. 18-я ОМРАЭ На снимке самолет на воде и надпись на фото Ветерану Краснознаменного Констанцского полка в день 70-летия 27 апреля 1988
Бе-12 № 95 из состава 318 ОПЛАП, аэр. Донузлав. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet hydroplane Be-12 (tactical number 95) in 198x years. Click to enlarge the picture.


       Командиры части

       Частью командовали: Н.Н.Будилов (июль-август 1918 г.), П.Ф.Бабаненко (август-сентябрь 1918 г., перелетел к белым), И.И.Мельцер (с сентября 1918 г.), А.И.Орлов (июль 1919 г. – ноябрь 1920 г.), П.П.Савков (с декабря 1920 г., ВрИД), Д.Д.Антипов (до марта 1921 г., погиб), П.А.Рожков (апрел-октябрь 1921 г.), К.В.Федоров (сентябрь 1921 г. – май 1922 г.), Б.Г.Чухновский (май 1922 г. – сентябрь 1923 г.), А.В.Шляпников (май 1924 г. – апрель 1928 г.), Я.С.Липп (ВрИД), А.В.Цырулев (июнь 1926 г. - август 1927 г., ВрИД), Е.П.Петров (до декабря 1929 г., ВрИД), П.Г.Коновалов (июнь 1928 г. – январь 1930 г.), В.Пацынко (был в июне 1932 г.), Кравцов (был в январе 1934 г.), А.А.Кузнецов (март 1934 г. – февраль 1938 г.), М.Н.Плоткин (февраль-апрель 1938 г., ВрИД), Ф.А.Усачев (апрель 1938 г. – ноябрь 1940 г.), Н.А.Мусатов (ноябрь 1940 г. – сентябрь 1942 г.), Н.М.Набутовский (июнь 1941 г. – февраль 1943 г., дублер командира АЭ), В.А.Дегтярев (ноябрь 1942 г. – июль 1943 г.), П.М.Мельников (апрель-июнь 1944 г.), ГСС С.П.Крученых (июнь 1944 г.- июнь 1946 г.), И.З.Василюк (июль 1946 г. - 1947 г.), Г.Е.Костаков (1947-49 гг.), В.Я.Лукьянов (1949-52 гг.), А.Д.Корычев (1952-55 гг.), К.И.Зражевский (1955-56 гг.), Л.П.Коротков (1956-59 гг.), Н.И.Андриевский (1959-62 гг.), Б.В.Жидецкий (1962-70 гг.), Ф.И.Пономаренко (1970 г. – июль 1972 г., погиб), А.А.Волков (октябрь 1972 г. – декабрь 1978 г.), В.П.Хренников (1978-82 гг.), А.М.Казаков (1982-85 гг.), Г.С.Клюкин (1985-91 гг.), С.В.Невротов (1991-92 гг.), А.Е.Зайцев (1992-96 гг.), В.А.Калька (1996 г.), Г.Н.Чубов (1996-2000 гг.), В.Н.Самсонов (2000-2001 гг.), О.Н.Повечеровский (2001-2003 гг.), Ю.И.Бондарев (с 2003 г.), Ю.В.Юрин (в 2010 г.), А.Е.Степанов (в 2013-2015 гг.).





18-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья


разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведгидроавиаотряд, гидроавиаотряд МС БМ, разведсамолёт

Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов, Юрий Ефремов.
Сергей Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.
Great Patriotic war.