48-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный Сахалинский Краснознаменный полк ВВС ВМФ
48th detached navy long-range reconnaissance aviation regiment
История части
С 10.03.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №0039 от 02.02.1943 г. на базе расформируемой 48-й морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильи ВВС СТОФ,
а также личного состава и авиационной техники 4-й АЭ 117-го МАП АмВФл был сформирован 48-й морской авиационный полк с дислокацией в бухте Бяудэ (Советская Гавань).
По состоянию на 01.01.1944 г. в составе полка числилось 26/19 МБР-2 и 23 экипажа.
Во второй половине 1944 г. полк начал получать самолеты PBN-1 Nomad и PBY-6A Catalina.
С 22.06.1945 г. на основании циркуляра НГШ ВМФ №0387 от 03.04.1945 г. 48-й МАП был переформирован
в 48-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк. В составе полка имелись: управление, 1-я, 2-я МДРАЭ и 3-я МБРАЭ.
Две эскадрильи (2-я и 3-я МРАЭ) лодочных самолетов 7/7 PBN-1 «Номад» и 18/16 МБР-2 базировались в б. Бяуде, а 1-я МДРАЭ амфибий (6/6 PBY-6A «Каталина») дислоцировалась в б. Северная в районе колхоза «Завет Ильича». На эти самолеты имелось 23 экипажа.
До начала войны с Японией полк активно занимался боевой подготовкой, находясь в повышенной боевой готовности. Экипажи систематически выполняли разведывательные полеты в Татарском проливе и северной части Японского моря с задачами поиска и выявления кораблей и ПЛ противника в море. При необходимости устанавливалось скрытое непрерывное наблюдение за обнаруженными целями. Кроме того, выполнялась разведка погоды, и отрабатывалось спасение экипажей самолетов, вынужденно севших в море.
Непосредственно перед началом войны с Японией несколько самолетов PBY-6a «Каталина» 1-й МДРАЭ были перебазированы на оперативные аэродромы Перетычиха и Серафимовка для поисково-спасательного обеспечения авиагруппы ударной авиации из состава 16-й САД ВВС ТОФ, а также ведения воздушной разведки и ПЛО в северной части Японского моря.
С первых дней боевых действий самолеты полка начали вести разведку и аэрофотосъемку южносахалинских портов Торо, Эсуторо и Усиро. Кроме того, одиночные самолеты МБР-2 использовались в качестве бомбардировщиков, нанося бомбовые удары по этим портам. Вылеты на разведку производились с подвешенными бомбами ПЛАБ-100 для атаки подводных лодок противника при их обнаружении. Одной из задач 2-й МДРАЭ было спасение экипажей самолетов, вынужденно севших в море.
Ночью с 15 на 16 августа самолеты МБР-2 полка производили одиночное бомбометание по казармам и складам в п. Торо. Всего было выполнено 7 боевых вылетов.
В ночь с 16 на 17 августа МБР-2 полка выполняли одиночные вылеты на бомбежку позиций противника в Яма-Сигай (8 самолетовылетов).
В период Курильской десантной операции звено самолетов PBN-1 «Номад» полка (экипажи ст. лейтенанта К.А.Попова и лейтенанта И.Г.Масленникова) было перебазировано на Камчатку и разместилось в бухте Ягодная (восточная часть б. Крашенинникова). Оттуда оно совершало вылеты на воздушную разведку и ПЛО в интересах сил высадки десанта на Курилы.
19.08.1945 г. самолет PBN-1 «Номад» из состава этого звена производил разведку юго-восточного побережья полуострова Камчатка и у мыса Футетзи-исо на о. Сюмусю-то (ныне Шумшу) обнаружил 5 японских катеров типа «кавасаки» и военный корабль. В этот же день самолет PBY-6А «Каталина» полка в Татарском проливе обнаружил 5 неприятельских буксиров и до 12 барж.
С 21.08.1945 г. самолеты полка начали наносить бомбовые удары по портам Усиро и Маока. В тот же день PBN-1 «Номад» полка из б. Ягодная (Камчатка) летал на разведку и бомбардировал войска и батареи противника в районе отметки 135,0 м на о. Сюмусю-то.
Уже почти в конце военных действий перед 1-й МДРАЭ полка была поставлена особая задача: произвести высадку десантов посадочным способом на аэродромы Южного Сахалина и передовых групп для обеспечения перебазирования истребительной и штурмовой авиации СТОФ. 22.08.1945 г. 4 PBY-6a «Каталина» (экипажи Сочнева, Спирина, Дворянского и Ивашина)
под прикрытием истребителей Як-9 42-го ИАП ВВС СТОФ произвели переброску на аэр. Коноторо (ныне п. Костромское) 365 десантников.
Через два-три дня экипажи Сочнева и Дворянского высадили передовую группу на аэродроме Урю, расположенном на восточном берегу мыса Крильон и на аэродром Отомари (ныне Корсаков).
24.08.1945 г. самолеты звена, перебазированного ранее на Камчатку, перелетели на захваченный у японцев аэродром Катаока (ныне Байково, о. Шумшу) и уже оттуда продолжили выполнять вылеты.
Утром 28.08.1945 г. экипажи 48-го ОМДРАП А.Ф.Дворянского и П.А.Ивашина на самолетах PBY-6А «Каталина» с аэр. Великая Кема обеспечили высадку десанта (68 человек) на о. Итуруп для занятия аэродрома и ведения разведки. Из-за плохой погоды самолеты приводнились в удаленных от аэродрома районах острова, десантники задачу не выполнили, заблудились и встретились с морским десантом только 1 сентября.
После прекращения боевых действий на Южном Сахалине и Курилах до 04.09.1945 г. самолеты МБР-2 полка перебрасывали десантников для принятия капитуляции японских гарнизонов, разбросанных по Курильским островам.
14.09.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0519 от 25.09.1945 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами и проявленные при этом доблесть и мужество 48-й ОМДРАП был награжден орденом Красного Знамени. Приказом ВГК №0501 от 15.09.1945 г. ему было присвоено почетное наименование «Сахалинский».
С 02.02.1946 г. 48-й ОМДРАП был выделен из расформируемых ВВС СТОФ в состав 3-го авиационного корпуса Сахалинской военной флотилии.
С 01.05.1947 г. 48-й ОМДРАП передается в состав вновь образованных ВВС 7-го ВМФ.
С августа 1947 г. управление полка, 2-я и 3-я МРАЭ базировались в с. Софийское-на-Амуре, а 1-я МРАЭ – на аэр. Бяудэ.
К 15.12.1947 г. 1-я МРАЭ самолетов-амфибий PBY-6a «Каталина» была передислоцирована с аэр. Бяудэ на аэр. Постовая (к январю 1949 г. она уже не числилась на этом аэродроме).
10.06.1953 г. 48-й ОМДРАП был передан из расформируемых ВВС 7-го ВМФ в состав 105-го АК ВВС ТОФ.
В 1955 г. полк был перевооружен на летающие лоди Бе-6.
С 30.04.1956 г. 48-й ОМДРАП был переформирован в 167-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью, вооруженную самолетами Бе-6. Местом дислокации эскадрильи осталось с. Софийское-на-Амуре.
С 10.10.1956 г. 167-я ОМДРАЭ была передислоцирована из Софийского-на-Амуре на аэр. Бяудэ.
С 01.07.1957 г. на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/30120 от 17.04.1957 г. 167-я ОМДРАЭ была переформирована в 167-ю отдельную аварийно-спасательную авиационную эскадрилью, подчинявшуюся командиру 10-го авиационного корпуса ВМФ. Кроме летающих лодок в составе эскадрильи был сформирован отряд вертолетов Ми-4 на аэр. Знаменское.
С сентября 1957 г. местом постоянной дислокации 167-й ОАСАЭ был определен аэр. Знаменское. К этому времени в ее составе остались только вертолеты.
С 30.04.1958 г. 167-я ОАСАЭ переформируется в 720-й отдельный авиационный полк вертолетов, вооруженный вертолетами Ми-4.
14.01.1960 г. 720-й ОАПВ переименуется в 720-й отдельный вертолетный полк. В составе полка кроме вертолетов Ми-4 имелась эскадрилья вертолетов корабельного базирования Ка-15.
С 31.12.1960 г. 720-й ОВП, был переформирован в 301-ю отдельную вертолетную эскадрилью (ПЛО) с передислокацией с аэр. Знаменское на аэр. Корсаков (о. Сахалин) и подчинением непосредственно командующему Авиацией ТОФ. Тогда же эскадрилья корабельных вертолетов Ка-15 полка под командованием майора Костина была направлена на Черное море, где вошла в состав 872-го ОПЛВП Авиации ЧФ.
С 01.05.1961 г. 301-я ОВЭ ПЛО была переименована в 301-ю отдельную противолодочную вертолетную эскадрилью Ближнего Действия. На вооружении эскадрильи стояли противолодочные и транспортные вертолеты Ми-4.
С 01.10.1977 г. 301-я ОПЛВЭ на аэр. Корсаков была расформирована.
Подчиненность и участие на фронтах
Полк участвовал в советско-японской войне в августе-сентябре 1945 г.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении части стояли: гидросамолеты МБР-2, PBY-6A «Каталина», PBN-1 «Номад», Бе-6;
вертолеты Ми-4м, Ка-15.
Штурман Владимир Маричев на МБР-2.
Командующий СТОФ контр-адмирал Андреев на перелете в Николаевск из Бяуде, 1943 г.
Морской ближний разведчик МБР-2 с тактическим номером 43.
The MBR-2 flying boat. Great Patriotic war photo.
Комполка Шевелев (в центре) с личным составом.
The crews and the Consalidated flying boat of 48 OMDRAP.
PBN-1 Номад с номером 28 в бухте Бяуде.
PBN-1 Номад в бухте Бяудэ.
Амфибия PBY-6A Каталина в б. Бяудэ.
Летающая лодка Каталина и экипаж командира звена ст. лейтенанта К.А.Попова. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet crew of Catalina hydroplane . Click to enlarge the picture.
Командиры полка
Командиры части: Н.П.Мурзак (февраль 1943 г. – был в августе 1945 г.), Г.Н.Шевелев (до 1951 г.), Н.И.Антонов (был в 1951 г. до 1953 г.), ГСС С.П.Крученых (август 1953 г. – июль 1955 г.), ГСС А.И.Жестков (ноябрь 1955 г. – май 1956 г., ВрИД), В.В.Комлев (в 1957 г.), В.В.Морозов (1957-58 гг.), А.Г.Красовский (1958-60 гг.), И.Т.Никулин (1960-61 гг.), А.А.Федяков (1961-65 гг.), В.А.Смирнов (1965-69 гг.), Е.И.Иванов (1969-74 гг.), О.А.Даньченков (1974-77 гг.).
48-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный Сахалинский Краснознаменный полк ВВС ВМФ
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.