117 морской дальне-разведывательный авиационный полк ВВС ВМФ
117th detached navy long-range reconnaissance aviation regiment
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
В середине мая 1938 г. в составе Амурской Краснознаменной военной флотилии на базе эскадрилий расформируемой 110-й авиационной бригады ОКДВА был сформирован 117-й морской авиационный полк, вооруженный самолетами МБР-2 (приказ НК ВМФ СССР №0036 от 28.08.1938 г.). Первоначально в составе полка было четыре авиационные эскадрильи по два авиаотряда каждая, которые формировались на базе личного состава и авиатехники 10-й, 12-й МДРАЭ и 69-го ОРЕЧГАО. Всего в полку имелось около 60 самолетов МБР-2. В последующем в полку была сформирована пятая авиационная эскадрилья. Местом дислокации управления полка был п. Красная Речка в Хабаровске. Четыре эскадрильи полка базировалась там же, а одна АЭ - в с. Софийское-на-Амуре.
По состоянию на 01.04.1939 г. в боевом составе 117-го отдельного морского легкобомбардировочного авиационного полка АмВФл на аэр. Красная Речка числилось 54/52 МБР-2М-34 и МБР-2М-17. В полку был укомплектован 41 экипаж.
Во время боевых действий в районе р. Халхин-Гол в августе 1939 г. 117-й МАП находился в повышенной боевой готовности для противодействия возможным провокациям японцев в районе Татарского пролива.
С конца октября 1940 г. командиру 117-го МАП в оперативном отношении подчинили 14-ю ОИАЭ АмВФл на аэр. Разъезд Красицкий.
По состоянию на 01.06.1941 г. 1-я МАЭ полка базировалась в с. Троицкое на Амуре, а остальные морские эскадрильи - на гидроаэродроме Красная Речка.
По состоянию на 01.05.1942 г. в составе 117-го МАП числилось 68/45 самолетов МБР-2.
В мае 1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0366 от 24.04.1942 г. в составе Амурской военной флотилии формируется 4-я морская авиационная бригада. Кроме 117-го МАП в бригаду вошли также 114-й МАП и 45-й ИАП
(на формирование 114-го МАП был обращен личный состав и авиационная техника 3-й и 4-й эскадрилий 117-го МАП, а 45-й ИАП формировался на базе 14-й ОИАЭ АмВФл).
С 09.11.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0894 от 21.10.1942 г. 117-й МАП подлежал передаче из АмВФл в состав ВВС СТОФ.
В его состав входили: управление полка; 1-я и 2-я МАЭ, вооруженные самолетами МБР-2.
Этим же приказом расформировывалась 55-я ОМБРАЭ ВВС СТОФ на самолетах МБР-2, на базе которой восстанавливались 3-я и 4-я эскадрильи 117-го МАП. Из Хабаровска полк передислоцировался в с. Софийское-на-Амуре.
С 10.03.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №0039 от 02.02.1943 г. и приказа Ком. ТОФ №0018 от 11.03.1943 г. 17-й МАП переформируется в 117-й отдельный морской ближнеразведывательный авиационный полк трехэскадрильного состава (на самолетах МБР-2). Его 4-я АЭ расформировывалась, а ее личный состав и авиатехника обращались на формирование 48-го морского ближнеразведывательного авиационного полка.
По состоянию на 01.01.1944 г. в составе полка числилось 30/26 МБР-2 и 24 экипажа.
В феврале-апреле 1944 г. часть личного состава 117-го МБРАП была направлена в Приморье, в б. Суходол, где на базе 16-го МДРАП ВВС ТОФ проходила обучение на
двухмоторных летающих лодках Че-2. После окончания обучения личный состав направили в спецкомандировку в США для последующей перегонки в СССР летающих лодок PBN-1 «Номад» и амфибий PBY-6 «Каталина».
В октябре–декабре 1944 г. летный состав 117-го ОМРАП также проходил переучивание на самолеты PBN-1 на базе 82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ в Поти.
Весной 1945 г. началась перегонка летающих лодок PBN-1 и самолетов-амфибий PBY-6A. В период с 22 мая по 18 июня 1945 г.
летчики 117-го ОМРАП перегнали из Поти в с. Софийское-на-Амуре 20 самолетов PBN-1 «Номад» и PBY-6A «Каталина».
На основании приказа Ком. ТОФ №0361 от 10.07.1945 г. полк был включен в состав 15-й САД ВВС Северной Тихоокеанской флотилии.
С 15.07.1945 г. на основании циркуляра НГМШ ВМФ №0387 от 03.04.1945 г. в связи с поступлением на вооружение полка самолетов PBN-1Y «Номад» и PBY-6А «Каталина» он переформируется в 117-й морской дальнеразведывательный авиационный полк, составом управление, 1-я и 2-я МРАЭ самолеты PBN-1Y и PBY-6А и 3-я МРАЭ самолеты МБР-2.
К началу войны с Японией в полку, базирующемуся в с. Софийское-на-Амуре, имелось 15/15 PBN-1Y, 2/1 PBY-6А, 11/9 МБР-2 и 11 экипажей, из которых 6 были боеготовыми.
К этому времени 10 самолетов PBY-6А с экипажами 1-й АЭ полка были переданы в состав
16-го МДРАП ВВС ТОФ с передислокацией в б. Суходол. Там они образовали 4-ю МДРАЭ этого полка.
22.08.1945 г. самолеты PBN-1Y и PBY-6А этой бывшей 1-й АЭ 117-го МДРАП обеспечивали высадку десанта советских войск в п. Дальний.
На экипажах 117-го МДРАП, оставшиеся в Софийском, лежали задачи ВР и ПЛО на подходах к устью Амура и обеспечение транспортных перевозок личного состава и грузов флотилии. Реальных боевых столкновений с противником и потерь в личном составе и авиатехнике полк не имел.
С 17.12.1945 г. 117-й МДРАП был переформирован в двухэскадрильный.
В июне 1946 г. 2-я АЭ 117-го ОМДРАП была расформирована, ее личный состав и
авиатехника (самолеты PBN-1Y) обращены на формирование 33-й отдельной морской дальнеразведывательной авиационной эскадрильи ВВС ТОФ базирующейся в Порт-Артуре.
С 14.08.1946 г. 117-й МДРАП (без 2-ой АЭ самолетов PBN-1) в составе 3-го авиационного корпуса ВВС ТОФ был выделен в Сахалинскую флотилию.
01.09.1946 г. 117-й МДРАП, представленный всего одной эскадрильей МБР-2 в с. Софийское-на-Амуре, был расформирован.
Личный состав и авиатехника полка были обращены на формирование 29-й ОМДРАЭ и 31-й ОМБРАЭ 3-го АК СахФл.
Подчиненность и участие на фронтах
Полк участвовал в советско-японской войне в августе-сентябре 1945 г.
117 морской дальне-разведывательный авиационный полк 15 смешанной авиационной дивизии
в действующей армии: 09.08.1945 - 03.09.1945.
Материальная часть
На вооружении части в разное время стояли самолеты МБР-2, PBN-1Y «Номад», PBY-6A «Каталина».
PBN-1 и трактор производства США, Софийское, 12 сентября 1945 г. Увеличение фотографии - по клику.
The Nomads of 117 MDRAP Red navy at the airdrome. Click to enlarge the picture.
Летающие лодки PBN-1 Номад, сентябрь 1945 г. Увеличение фотографии - по клику.
The Nomads at the airdrome. Click to enlarge the picture.
Авария МБР-2 б/н 27 ст. лейтенанта Н.Н.Новиженного, 07.12.1943. Увеличение фотографии - по клику.
The MBR-2 flying boat. Click to enlarge the picture.
МБР-2 на колесах (бортовой номер 32) из состава 3-й АЭ.
МБР-2 № 4 из состава 3-й авиаэскадрильи, Софийское на Амуре.
Построение экипажей МБР-2.
Экипаж на фоне бомбодержателей летающей лодки МБР-2, зима 1945-46 гг.
Командиры полка
Частью командовали: М.Н.Чибисов (июль 1938 г. – январь 1940 г.), В.Н.Стародуб (с ноября 1939 г., ВрИД), В.Н.Васильев (январь 1940 г. – август 1941 г.), В.И.Мухин (август 1941 г. – май 1942 г.), И.Е.Виноградов (май 1942 г. – январь 1946 г.).
117 морской дальне-разведывательный авиационный полк ВВС ВМФ
мдрап (117 отдельный морской дальнеразведывательный авиаполк 15 смешанной авиадивизии,
117 отдельный морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС СТОФ,
110 авиационная бригада АмВФл)
разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, мрап,
отдельная морская разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолет
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.