Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

58-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья ВВС КБФ



58th separate air reconnaissance squadron of Soviet Balticsea fleet

       История части

       В начале 1933 г. в составе ВВС БМ был сформирован неотдельный авиационный отряд, подчиненный в оперативном отношении командиру бригады ТКА Балтийского моря, а в специальном отношении - командиру 505-й (бывш. 4-й) авиационной бригады ВВС БМ. На вооружение новая часть получила 4 летающие лодки «Савойя» S-62 (вместо 10, положенных по штату). Местом базирования отряда стал Гребной Порт в Ленинграде. В феврале 1933 г. АО БТКА получил собственный номер и стал именоваться 1-м отдельным авиационным отрядом БТКА.
       К июню 1934 г. 1-й ОАО БТКА перебазировался на гидроаэродром Пейпия и вышел из состава 105-й АБ (бывш. 505-я АБ). Он стал числиться отдельной частью, подчиненной непосредственно помощнику Коморси БФ по ВВС. В сентябре 1934 г. для 1-го ОАО БТКА 2 самолета МБР-2 оборудование аппаратурой волнового управления перелетели на Балтику из Севастополя.
       К 01.07.1935 г. авиаотряд был полностью укомплектован самолетами до штата.
       В августе 1935 г. в составе отряда имелось 10/7 МБР-2ВУ (5 в Пейпии, 2 – в Ораниенбауме на сборке), 3/3 «Савойя» S-62ВУ, 2/2 Ш-2.
       По состоянию на 01.01.1936 г. в составе 1-го ОАО ТКА имелось 11/5 МБР-2ВУ, 3/2 «Савойя» S-62ВУ и 2/1 Ш-2.
       На 01.01.1937 г. в 1-м ОАО БТКА имелось: 10/5 МБР-2ВУ, 1/1 У-2, 2/2 Ш-2.
       К декабрю 1937 г. 1-й ОАО БТКА был развернут в 31-ю отдельную авиационную эскадрилью БТКА.
       По состоянию на 01.01.1938 г. в составе эскадрильи числилось 22 самолета МБР-2, базирующихся на оз. Копанском (Пейпия).
       С апреля 1938 г. директивой ГШ РККА №4/2/33586 от 26.03.1938 г. на базе 31-й ОАЭ БТКА были сформированы 58-я отдельная авиационная эскадрилья волнового управления и 59-я ОАЭ ВУ бригады торпедных катеров БФ.
       В мае 1939 г. 58-я ОАЭ ВУ составом 18 МБР-2 на аэр. Пейпия числилась в составе 9-й разведывательной авиационной бригады. До конца года боевой состав эскадрильи был значительно увеличен за счет личного состава и авиатехники расформированной на аэр. Пейпия 59-й ОАЭ ВУ.
       К началу «Зимней войны» 27.11.1939 г. эскадрилья составом 28 МБР-2 дислоцировалась на аэр. Пейпия (оз. Копанское).
       28.11.1939 г. 5 МБР-2 из состава 58-й ОАЭ ВУ перебазировали на гидроаэродром Новая Ладога, где их включили в 41-ю ОМРАЭ с подчинением командованию Ладожской военной флотилии. Саму же эскадрилью составом 16 МБР-2 оперативно подчинили командиру 15-го МРАП ВВС БФ (она стала именоваться 58-й отдельной авиационной эскадрильей, т.к. задача волнового управления торпедными катерами к этому времени себя уже изжила).
       По состоянию на 01.02.1940 г. в боевом составе 58-й ОАЭ на оз. Копанское имелось 29/13 МБР-2 и 10 экипажей. Еще 5/5 МБР-2 и 5 экипажей эскадрильи базировалось в Новой Ладоге, входя в состав Ладожской авиагруппы.
       После окончания боевых действий к началу апреля 1940 г. самолеты эскадрильи из Новой Ладоги вернулась к месту постоянной дислокации на оз. Копанском, а сама эскадрилья вышла из подчинения командиру 15-го ОМРАП и стала вновь отдельной частью.
       По состоянию на 01.10.1940 г. в боевом составе эскадрильи числилось 5/4 МБР-2, 15/13 МБР-2ВУ, 2/1 У-2.
       На 22.06.1941 г. 58-я ОМБРАЭ, имевшая в своем составе 17/17 МБР-2 и 18 экипажей, базировалась на гидроаэродром Пейпия (оз. Копанское). Она находилась в оперативном подчинении командиру Кронштадтской ВМБ.
       С 24.06.1941 г. самолеты эскадрильи стали выполнять полеты на воздушную разведку над Финским заливом и поиск подводных лодок противника на подступах к Кронштадту.
       С июля 1941 г. эскадрилья была снова перешла в подчинение командиру 15-го МРАП ВВС БФ.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 58-й ОМБРАЭ числилось 13 МБР-2ВУ и 2 У-2.
       К 27.08.1941 г. немецкие войска вышли к окрестностям оз. Копанское, и самолеты эскадрильи под огнем противника перелетели в Гребной Порт Ленинграда.
       К декабрю 1941 г. 58-ю ОМБРАЭ перебазировали в Новую Ладогу и оперативно подчинили командующему Ладожской военной флотилии.
       По состоянию на 31.12.1942 г. 58-я ОМРБАЭ, вооруженная 7/7 МБР-2, базировалась на аэр. Новая Ладога.
       С января 1943 г. 58-я ОМБРАЭ базировалась на сухопутном аэр. Каменка на северо-западе Ленинграда. В это время гидросамолеты МБР-2 эскадрильи летали с грунта на колесах и лыжах.
       С 19.03.1943 г. 58-я ОМБРАЭ переучилась с МБР-2 на Пе-2 и была переименована в 44-ю разведывательную авиационную эскадрилью двухмоторных самолетов 15-го ОРАП. Ее старый номер приняла бывшая 44-я ОМБРАЭ ВВС БФ.
       Весной 1943 г. в 44-ю РАЭ 15-го ОРАП поступили 5 A-20B «Бостон» из 1-го гв. МТАП. Туда же из 43-й РАЭ 15-го ОРАП передали самолеты Пе-2.
       С марта 1943 г. эскадрилья в составе полка базировалась на аэр. Приютино составом 2/1 Пе-2 с 2 экипажами и 5/3 А-20В «Бостон» с 7 экипажами. Еще один неисправный А-20В «Бостон» без экипажа находился на аэр. Горская.
       На 01.01.1944 г. 44-я РАЭ 15-го ОРАП базировалась на аэр. Гражданка в Ленинграде. В составе эскадрильи, помимо других самолетов, имелся Ил-4, оборудованный бортовой РЛС «Гнейс-2», однако летный состав активно его не использовал.
       Весной 1944 г. в 44-ю РАЭ 15-го ОРАП поступили самолеты А-20G «Бостон». До конца войны она летала на «Бостонах» и Пе-2.
       На март 1944 г. в эскадрилье числилось 13 самолетов разных типов (Пе-2 и А-20 «Бостон»).
       К ноябрю 1944 г. в боевом составе эскадрильи появился самолет В-25 «Митчелл» (самолеты данного типа в составе МА ВМФ были в единичном количестве).
       На 01.11.1944 г. 44-я РАЭ базировалась на аэр. Паневежис.
       После войны до конца 1945 г. эскадрилья утратила свой собственный номер и стала 2-й эскадрильей 15-го ОРАП.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении эскадрильи в разное время стояли Savoia S-62ВУ, МБР-2, МБР-2ВУ, Пе-2, A-20B и А-20G Boston, В-25 Mitchell, Ил-4, У-2, Ш-2.

работа в связке 58-я отдельная авиаэскадрилья ВВС КБФ
МБР-2ВУ 58-й ОАЭ ВУ и ТКА БФ, 1938 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet warplane MBR-2. Click to enlarge the photo.


действующая армия СССР фото ВОВ военно-воздушных сил военно-морского флота
Летающая лодка МБР-2 № 8 в полёте, пилот А.М.Ландык. Увеличение фото - по клику.
Soviet warplane MBR-2 (tactical number 8). Click to enlarge the photo.


       Командиры части

       Командиры части: И.Д.Хныкин (апрель 1933 г. - февраль 1936 г.), К.А.Балаболкин (с февраля, был в ноябре 1936 г.), Зиньковский (был в январе 1937 г., ВрИД), К.А.Балаболкин (был июле-октябре 1937 г.), Пономаренко (был в январе 1938 г.), Ш.Б.Бидзинашвили (до апреля ВрИД к-ра 31-й ОАЭ ВУ, апрель 1938 г. - январь 1939 г.), А.В.Арефьев (январь 1939 г. - сентябрь 1941 г.), Н.М.Каминский (сентябрь 1941 г. – январь 1943 г.), Г.И.Бондарев (апрель-сентябрь 1943 г.). М.И.Горбач (сентябрь-октябрь 1943 г., погиб), А.И.Савченко (ноябрь 1943 г. – октябрь 1944 г., погиб), ГСС А.И.Грачев (октябрь 1944 г. - май 1945 г., погиб).





58-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья ВВС КБФ 58-я ОМБРАЭ ВВС БФ (44-я разведывательная авиационная эскадрилья 15-го ОРАП, 58-я отдельная авиаэскадрилья волнового управления БФ, 31-я отдельная авиационная эскадрилья БТКА, 1-й отдельный авиационный отряд волнового управления, Авиаотряд бригады ТКА БМ) БрТКА
МБРАЭ, разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолет

Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.
Great Patriotic war.